Автор: Абросимова Екатерина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 250 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: конспект урока Тема: Однокоренные слова Раздел: начальное образование
Цель урока: закрепить умение находить в родственных словах
общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова,
распознавать однокоренные слова по двум правилам.
Задачи урока: обобщить знания учащихся о признаках однокоренных
слов; развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
воспитывать умение работать в группах (коммуникативные
умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность,
умение осуществлять самоконтроль.
Ожидаемые (или планируемые) результаты учащихся
1
:
1. Личностные:
•
создать условия для развития коммуникативных навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
2. Метапредметные:
•
формировать умение сохранять учебную задачу;
•
учить соблюдению правил в группах, учиться договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;
•
развивать логические действия сравнения и обобщения;
3. Предметные:
•
формировать умение находить однокоренные слова;
•
выделять корень слова;
•
знают
понятие
однокоренные
(родственные)
слова и
о
единообразном написании корня слова;
Средства проведения мероприятия
2
: компьютер, интерактивная
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный этап.
Приветствие.
Проверяют свою готовность к уроку.
Настраиваются на продуктивную
работу на уроке.
2. Минутка чистописания.
- Сегодня мы прорабатываем
соединения букв. (- ол, - он, - ор, - ло, -
оло, - оро).
Прописывают каждый элемент за
учителем.
3. Актуализация знаний.
1). - Мы отлично поработали с
соединениями букв. Сегодня, на уроке
русского языка, мы с Вами отправимся
в путешествие. Те, кто преодолеет все
опасности и ловушки приобретет новые
знания и навыки, научится выполнять
новые задания и не бояться более
сложных тем.
Внимательно слушают.
2). Повторение изученного.
- Мы с вами гуляем в красивом лесу.
Обратите внимание на слайд № 1.
- Спишите текст.
- Найдите похожие слова.
- Что общего в этих словах?
- Что такое корень слова?
- Что необходимо сделать, чтобы
правильно выделить корень?
- Как называются слова с общим
корнем и смыслом?
- Придумайте продолжение рассказа,
подобрав однокоренные слова.
- Помним, что корень выделяется дугой
над словом. (слайд 2)
ВЫВОД: Какие же слова мы будем
называть однокоренными? (Слайд 3).
Анимация на эл. доске из
приложения к учебнику по теме
«Однокоренные слова».
Смотрят на слайд, читают « "В лесу
пошел грибной дождь. Скоро
вырастут большие грибы.»
Списывают текст.
Называют слова «грибной»,
«грибы».
- Корень, смысл.
- Корень – это главная часть слова.
В корне заключен смысл слова.
- Необходимо подобрать
родственные слова.
- Однокоренные/однокоренные.
- Грибник из соседней деревни будет
очень рад. (например)
- У которых общий корень и они
близкие по смыслу.
4. Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Задание 1:
- Давайте узнаем, кто живет в лесу. (стр.
62 упр. 87).
- Прочитайте самостоятельно рассказ.
- Скажите, кто же жил в лесу?
- Найдите однокоренные слова в
тексте.
- Все верно, молодцы!
- Вы верно выполнили задание, поэтому
мы с вами продолжаем путешествие.
Мы отправимся очень далеко, поэтому
поход займет много времени.
Задание 2:
На доске: Ходьба, ход, поход, пешеход.
- Обратите внимание, в слове
пешеход(«пеший» и «ходить» 2 корня,
как и в слове путешествие).
- Доказать, что слова однокоренные.
Вызывает ребенка.
- Выдели общий корень. (У доски).
Проверяет.
- Корень выделен верно, спишите в
тетради слова, выделите в них корень.
Задание 3:
- Вдалеке, на фоне леса, мы видим
красивые горы. (Слайд 5)
Гора, горный, гористый, горевать.
-Все ли слова будут однокоренными?
ВЫВОД: слова, у которых
одинаковый корень, но разное
значение, не являются
родственными.
- Самостоятельно записать в тетрадь
только однокоренные слова, выделить
корень.
* Эл. доска задание 4 из приложения
к учебнику.
- Давайте посмотрим, кто из лесных
жителей весело проводит время на
горе.
Дети открывают учебник на стр. 87,
ищут упр. 62.
Читают рассказ.
- В лесу жила лисица.
- Лес, лесной. Лис, лисица, лисиная.
Обращают внимание на слово
«пешеход».
- У них общий корень «ход» и общий
смысл (движение).
Выходит к доске, выделяет корень.
Списывают в тетрадь, выделяют
общий корень.
Смотрят на слайд.
- Нет, так как у слова горевать другое
значение.
- Списывают однокоренные слова,
выделяют корень.
Соединяют на эл. доске
однокоренные слова между собой,
помогая бурундучку спуститься с
горы.
5. Рефлексия.
- Под горой расположилось небольшое
озеро. Посмотрим, что за праздник там
проходит.(слайд 6). Прочитайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники.
Подводник с Водицей беседуют.
Водитель на гармошке наигрывает.
Водичка по камушкам на одной ножке
скачет. Даже сам Водяной пожаловал.
И все старуху Воду ждут. Вышла
мудрая Вода на крыльцо, глянула на
гостей, сразу чужака приметила.
Велела ему прочь идти, в свою семью.
Пошел чужак, пригорюнился. Где ему
родственников искать?
- Почему рассказ так называется?
- Найдите однокоренные слова. Какое
слово лишнее?
- Мы с вами уже знаем, ничто живое
существовать без воды не может.
Задание, выполняемое в паре:
- У вас на партах лежит ромашка. Она
тоже не может существовать без воды.
В сердцевине ромашки написано слово
«Вода». Подберите однокоренные
слова и запишите их на лепестках.
- Слушаем, кто какие слова выписал.
Дополняем лепестки ромашки у себя.
Смотрят на доску, читают рассказ.
- В рассказе у Воды собираются
родственные, то есть однокоренные
слова. Но есть слово «водитель».
Оно не однокоренное.
В парах заполняют лепестки
ромашки.
Дополняют по необходимости.
Домашнее задание.
Стр. 87 упр. 63. Выписать
однокоренные слова, выделить корень.
Записывают в дневники.
План — конспект урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся.
Формируемые УУД.
I.Организацио
нный.
Настраивает детей на
работу.
Самопроверка, настраиваются
на работу.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль деятельности.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
II. Минутка
чистописания.
Показывает и напоминает
правильность соединения
букв.
Повторяют за учителем
соединения букв.
Познавательные УУД: осуществлять
анализ.
Регулятивные УУД: оценка результата
своих действий.
III.
Актуализация
знаний.
Создаёт условия для
актуализации знаний
учащихся, анализирует
знания учащихся, уточняет
и конкретизирует знания.
Подводит детей к выводу,
что такое «однокоренные
слова».
Читают текст, списывают
текст. Отвечают на вопросы
учителя. Происходит
первичное закрепление
материала.
Регулятивные: оценка,
прогнозирование, целеполагание .
Коммуникативные: сотрудничество
при ответах, дополнение.
Познавательные: логические –
построение логической цепи,
доказательство.
IV. Работа по
теме урока.
Закрепление
изученного.
1) Устанавливает
осознанность восприятия.
Организует деятельность по
закреплению изученных
знаний.
2) Подводит детей к выводу,
какие слова можно назвать
1)Самостоятельное чтение
рассказа. Поиск ответов на
вопросы учителя, поиск
однокоренных слов, поиск
лишних слов.
2) Делают вместе с учителем
вывод, какие слова можно
Регулятивные : контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные : общеучебные – выбор
наиболее эффективных способов
решения, умение осознанно и
произвольно строить речевое
однокоренными.
назвать однокоренными.
высказывание; самостоятельный поиск
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической
формами речи.
V. Рефлексия.
1) Читает текст, задает
вопросы по тексту.
2) Объясняет творческое
задание, которые
выполняется в парах.
3) Объясняет домашнее
задание.
1) Ищут однокоренные слова,
ищут «чужака».
2) Работают в парах,
проверяют работу.
3) Записывают домашнее
задание.
Коммуникативные : умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, умение работать в
паре.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
Литература:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс издательство «Просвещение» 2012 год, 1 часть, Л.Я. Желтовская, Е.Н.
Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания» 2 класс издательство «Просвещение» 1989 год, «Поурочные
разработки» по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») издательство «Просвещение» 2012
год.