Автор: Карасева Наталия Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ ПГО "Политехнический лицей №21 "Эрудит" Населённый пункт: Свердловская область, город Полевской Наименование материала: Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности Тема: Экологическая игра-акция "Ёлочка, живи!" Раздел: начальное образование
Игра – акция «Ёлочка, живи!»
Экологическая акция – игра «Ёлочка, живи!» актуальна, так как она позволяет
реализовать
принцип
природосообразности
в
условиях
естественнонаучного,
политехнического образования согласно требованиям ФГОС.
Снижение биоразнообразия, в особенности быстро за последние 30 - 40 лет,
отмечается
на
всех
уровнях
-
генетическом,
видовом
и
экосистемном,
что
уже
приводит
к
необратимым
изменениям
природной
среды.
Происходит
самое
значительное за последние 65 млн. лет исчезновение видов растений со скоростью, в
пять тысяч раз превышающей естественный ход эволюции на Земле. Гибель лесов и
другой растительности мира — это разрушение естественной среды обитания человека
с непредсказуемыми последствиями.
Не последнее место в нанесении ущерба лесу занимает обычай украшения
новогодних елок. Если принять, что одна праздничная елка приходится на 10 - 15
жителей, то становится ясно каждому, что большому городу эта традиция обходится
ежегодно в несколько десятков, а то и сотен тысяч молодых деревьев.
Цель :
пропаганда
экологических
знаний
среди
учащихся,
выработка
активной
жизненной позиции по отношению к окружающей среде.
Задачи:
1
Расширить знания учащихся о многообразии хвойных растений Свердловской
области, их использовании человеком.
2
Познакомить учащихся
с альтернативными методами украшения жилищ к
новогоднему празднику.
3
Ориентировать школьников на проявление творческой инициативы в решении
экологических проблем.
4
Воспитывать бережное отношение к природе.
Участники акции-игры:
Команды 3Г и 3 В классов в составе 12 человек.
Ожидаемый результат
Участники акции – игры расширяют экологические знания, приобретают опыт
партнерских взаимодействий со сверстниками, реализуют свой творческий потенциал.
Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников
и всего населения микрорайона.
Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-акция».
Ход мероприятия
I.
Организационный момент.
Добрый день, девочки!
Добрый день, мальчики!
Добрый день, уважаемые гости !
- Назовите праздник, который уже стучится к нам в двери.
- А без чего не обходится ни один Новый год, отгадайте:
Жду в лесу я вас в любой день и час.
К вам сама приду только раз в году:
На свою беду, а вам на радость?
- Дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей
экологической игре – акции «Ёлочка, живи!»
II.
Актуализация
- Под Новый год огромное количество елей бывает срублено, и уже через
несколько дней их можно увидеть на улицах и даже на свалках. Деревья растут
медленно. Чтобы вырос хвойный лес нужно 100-120 лет. А праздник бывает
каждый год. И если каждый год к празднику люди будут рубить ёлки, то через
несколько лет….
- А что может произойти через несколько лет? Что можете сделать вы, дети, чтобы
этого не произошло?
- На эти вопросы мы и будем искать ответы в нашей игре.
- А девизом нашей игры пусть будут слова Иммануила Канта – немецкого
философа: (слова написаны на доске)
«Кто избавится от излишеств, тот избавится от лишений»
- Как вы понимаете эти слова?
III.
Игра
1.
В нашей игре участвуют две команды:
3 В класса – команда «Ёлочки» - поприветствуйте их.
3 Г класс – команда «Сосёночки» - приветствуем команду.
- За каждый правильный ответ команда будет получать вот такую «Ладошку»
(вырезана из бумаги зелёного цвета).
2.
- К игре участники команд приготовили мини – спектакль по сказке Владимира
Зотова «Ель». Давайте посмотрим.
Сказка
Ель:
-
Узнать меня может всякий, - (говорит Ёлка Берёзе.) – В каждом доме в
новогодний праздник стоят мои наряженные подружки.
Берёза: - Ты забыла сказать, что колючие зелёные иголки на тебе круглый год,
(ОБРАЩАЕТСЯ К Ёлочке) – Иначе тебя можно спутать с Лиственницей, ветви которой
одеты маленькими мягкими иголками только летом.
Ель:
-
Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:
Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Клёст: - Но мало кто тебя узнает по голосу! (поддерживает разговор)
Сорока: - Как по голосу? Почему я ничего не знаю? ( затараторила сидевшая на
макушке дерева Сорока-белобока)
Клёст: - У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий - у Ели!
Ель:
-
Клёст правду говорит… (- задумавшись и что-то вспоминая, проговорила Ель)
Ещё в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки.
Автор: -
И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты
делают из этого певучего дерева. Почему из него? Да потому что ни одно другое
дерево не даёт такого отголоска, отзвука, как ель.
Сорока:
- Интересное дерево, (Сорока летает вокруг Ёлочки). Казалось бы, самая
обыкновенная ель. Оказывается, вовсе и нет. Видно, много загадок хранит она в себе.
Берёза: -
Что правда, то правда, (соглашается) – Снег метёт уже который день. Надел
на деревья белые шубы. Рыхлые и пушистые шубы, тяжёлые. Ломают они сучья и
даже
стволы.
Маленькие
берёзки
гнутся
до
самой
земли.
И
только
елям
любой
снегопад нипочем.
Ель:
- На моих ветках много снега не бывает( улыбнулась Ель).
Тяжёлый снег гнёт к земле мои ветки- лапы,
но
не ломает их, потому что они
эластичные и пружинистые. Ветки наклоняются всё ниже и ниже, и снег с них
сползает.
Сосна:
-
Но ёлке несдобровать от сильного ветра.(вздыхает)
Если мои корни уходят глубоко в землю, то у соседки они расходятся в почве почти
под самой поверхностью. Поэтому в сильный ветер такие корни не всегда могут
удержать могучее дерево.
Автор:
-
Старые ели падают, выворачивая корни. Они похожи на руки лесных чудищ в
сказочном царстве лесного царя Берендея.
-
Еловый лес называют ельником. Стоят в нём мощные прямые деревья, словно
доблестные
воины,
охраняющие
покой
и
тишину.
Кругом
сумрачно.
Под
елями
стелется мягкий мох. Кое-где виднеются шляпки сыроежек. А когда посмотришь на
свисающие лишайники, так и кажется, что где-то недалеко стоит на курьих ножках
избушка Бабы Яги.
- Но ель растёт не только в ельнике, её можно встретить рядом с берёзой, осиной,
липой, дубом.
- Не успеет сойти снег, а «под ногами» у деревьев уже зелено.
Ель: -
Половина моих спутников, (расправляя ветви-лапы) такие же, как и я, зелёные
растения.
Даже
зимой,
в
лютый
мороз
и
сильную
вьюгу,
грушанка,
брусника
и
зимолюбка не снимают своего летнего наряда.
Белка:
-
А вы видели, сколько шишек на Ёлке? – Иногда их так много, что от
тяжести даже ветки ломаются. Скажу по секрету, мы едим не только семена Ели, наш
народец не прочь полакомиться и крупными почками. Любим мы и молодые побеги.
Клёст: - Если под Елью снег будто ковром устлан зелёными веточками-коротышками,
-- значит, Белка сюда на обед приходила. А ещё это значит, что будет урожайный год и
на нашей Ели вырастет множество красивых шишек.
******************************************************************
3.
-
Если
вы
были
внимательными
зрителями,
то
легко
справитесь
с
первым
заданием нашей игры.
Задание № 1 «Своя игра»
- Молодцы! Начало отличное. Играем дальше.
4.
– Из сказки вы узнали, что у ели много друзей. А с кем ещё дружит ель?
Задание № 2 «С кем дружит ель?»
Командам предстоит разгадать филворд (или венгерский кроссворд).
Правила. Все поле заполнено буквами. Слова в этом кроссворде не пересекаются.
Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова
не располагаются). Решение кроссворда заключается в следующем: нужно в поле
кроссворда, заполненном буквами найти слова-названия друзей ели; затем рассказать о
невидимых нитях, которыми они связаны с елью.
1 команда – грибы
( 4: сыроежка, мухомор, лисичка, говорушка), птицы (6:
рябчик, сойка, дрозд, клёст, куропатка, зяблик)
2 команда – насекомые (4: стрекоза, муравьи, осы, божья коровка), звери (6:
белка, полёвка, бурундук, заяц, рысь, медведь)
На решение – 5 минут.
- Ответы команд
Вывод: посмотрите,
скольким
животным
ель
даёт
пищу
и
укрытие.
Что
может
произойти с животными леса, если люди вырубят ели? (Животные лишатся мест
обитания, пищи; нарушатся пищевые цепи и т.д.)
******************************************************************
5.
-
Ель на Руси называли «помощником всех дел».
- Давным-давно наши предки познали лечебные свойства ели. За что же так ценят
ель в народе? За неповторимый и целебный смолистый запах, за красоту и щедрость её
наряда, за то, что ёлка – лесной доктор.
Во-первых, она выделяет фитонциды, которые воюют со всеми микробами.
Во-вторых, в хвое целый букет витаминов. Поэтому не только народная, но и научная
медицина используют её против разных инфекций.
Задание № 3. А как используют древесину ели в промышленности?
Решение ребусов. Кто быстрее?
***************************************************************
ФИЗПАУЗА
6. - И самое главное, ни один Новый год не обходится без ёлки.
- Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в
ожидании тёплых дней шли в лес, который согревал и кормил их. Там они украшали
самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле,
обилие птиц и зверей в лесу.
-
В древности люди веровали, что именно в ёлке живёт добрый дух леса,
охраняющий
всё
живое.
Они
приходили
к
ней
совершать
таинственные
обряды.
Развешивали на ветвях дары, призванные умилостивить лесное божество. Домой люди
приносили еловые ветки.
А в наше время, наверное, не зря про ёлочку говорится в загадке: «К вам сама
приду только раз в году: на свою беду, …».
- Мы провели анкетирование среди младших школьников:
1.
Какую ёлочку вы будете наряжать дома на Новый год?
2.
Почему вы выбрали искусственную ёлку?
3.
Что сделаете после праздника с живой ёлочкой?
Итог
В анкетировании приняли участие 64 ученика начальной школы.
Живую ёлку будут наряжать - 5 семей, потому что она красивая, вкусно
пахнет, не знают почему, обещал подарить дедушка.
Искусственную - 59 семей, потому что не хотят портить природу, живая
ёлка быстро осыпается, уже давно, служит долго, не нужно в мороз ходить
за настоящей, за ней не надо ухаживать.
После праздника:
- отправить на переработку – 2 уч.
- убрать на балкон – 4 уч.??????
- на дрова – 5 уч.
- посадят обратно – 11 уч.?????????????
- просто выбросят – 8 уч.
- на корм животным – 1 уч.
- взамен весной посадят новую ёлочку – 1 уч.
- отнесут в лес – 2 уч.
- остальные затруднились с ответом
- Рассмотрите фотографии « Ёлки на свалке »
Какие чувства у вас вызывают эти ёлочки?
Да, действительно, жалко их.
Как этого можно было избежать?
(Поставить искусственную ёлку)
- У искусственной ёлки есть свои плюсы. Какие?
Задание № 4 «Плюсы и минусы»
Заполните таблицу сравнения живой и искусственной ёлок по заданным критериям. В
пункте «другое» предложите свои критерии сравнения.
-Время выполнения 5 минут.
Ответы
- Как видите, ребята у искусственной ёлочки больше преимуществ на Новый год, чем у
живой.
************************************************************************
7.
- Лесоводы придумали интересный способ сохранения «новогодних» ёлочек.
Нужно взять ёлку из леса прямо с корнем и поместить её в плоский ящик. А чтобы
меньше повредить корневую систему, которая далеко уходит в стороны, ёлочку нужно
не выкапывать, а … выдирать из земли, потянув за стволик. Такая ёлочка лучше
приживается. Когда новогодний праздник заканчивается, ёлочку выносят на улицу, в
летнее время её поливают. Там она и живёт до следующего Нового года, превращаясь в
«вечную» ёлку.
Задание № 5 «Ваши предложения»
- За 3 минуты предложить как можно больше вариантов замены живой ёлочки на
новогодних праздниках.
Ответы детей. Чей вариант последний , та команда и выигрывает это задание.
***************************************************************
8.
А если ёлочку всё-таки срубили, как её можно использовать? Какую ещё пользу
она может принести после праздника?
Задание №6 «Польза после праздника»
На обсуждение 3 минуты
Ответы детей
В больших городах использованные после праздников елки отдают в зоопарки,
где их охотно поедают не только копытные, но и такие экзотические животные,
как слоны! Помимо еды для животных, щепки от сосен применяют в качестве
подстилки для питомцев зоопарка.
Идут елки также и на дрова.
Садоводы и огородники с помощью хвои защищают растения от насекомых-
вредителей, таких как медведка, проволочник, парша.
Веточки елки отлично подходят в качестве эликсира для цветов.
Хвоя очень хорошо подходит и в качестве утеплителя для растений. Укрыв
грядки ветками с иголками, елочка защитит растения от холодного ветра.
И
конечно
же
нельзя
забывать
о
здоровье. И з еловых иголок получаются
хвойные отвары, тонизирующие напитки – все это тоже легко приготовить в
домашних условиях.
***********************************************************************
9. – А что мы с вами можем сделать в защиту лесных красавиц?
Задание № 7 «Выпуск листовок»
Объяснение правила оформления листовки призыва.
Оформление листовок 8 минут.
Ответы
- Эти листовки мы развесим в нашем микрорайоне. Надеемся, что жители Зелёного
Бора вас поддержат, и сохранят жизни многим ёлочкам.
*********************************************************************
IV.
Рефлексия
- Подведём итог нашей игры – акции.
1. - Вернёмся к словам И. Канта. Как теперь вы их понимаете?
Для уничтожения леса может понадобиться год, а для его
возрождения годы. Умирание леса означает умирание жизни, и не
только для животных, обитающих в нем, но в итоге и для
человечества, которое уже сталкивается с этой проблемой.
2. - За игру вы получали ладошки. Соберите из них ёлочки. Чья ёлочка окажется
самой пушистой? (4 минуты)
3. - А теперь пусть на ваших ёлочках загорятся огоньки:
красный – захотел рассказать семье, друзьям о ели;
синий – захотел ещё больше узнать о лесной красавице;
жёлтый – попытаюсь сохранить жизнь хотя бы одной ёлочке.
Давайте полюбуемся на ваши ёлочки. (закрепить на доске)
V.
Итог
- Дорогие ребята! Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо вам за участие в акции-
игре «Ёлочка, живи!» Все вы сегодня были молодцы, показали отличные знания и
проявили творческие способности. А самое, главное, мы уверены, что многие из вас
обязательно помогут выжить зелёной красавице ёлочке в лесах нашего края!
«Живи, елочка!»
И. Токмакова.
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!