Напоминание

Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий


Автор: Жаркова Наталья Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ НСО "КШИ"
Населённый пункт: город Куйбышев
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему: «
Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий
» Выполнила: Жаркова Наталья Юрьевна учитель начальных классов 2016 год

Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе:
они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом, из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ), затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Поэтому перед педагогами коррекционных школ стоит задача так организовать деятельность детей, чтобы она была максимально комфортной, результативной, радостной и успешной для них. Наиболее эффективным способом обучения является игровая технология в образовательном процессе. Ведь игра — это естественная и гуманная форма обучения для ребенка.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Для реализации основных задач коррекции речи (таких как развитие монологовой и диалоговой речи, обогащение лексического запаса, формирование устойчивого интереса к учению и психологических образований: внимания, памяти) необходимо использовать следующие виды игр: - дидактические игры: расширяют кругозор, улучшают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, развивают трудовые навыки;
-
воспитывающие игры: воспитывают самостоятельность, волю, нравственность, эстетические позиции, способствуют сотрудничеству, коллективизму, общительности, коммуникативности; - развивающие:развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, воображение, фантазию, творческие способности, развивают мотивацию к учебной деятельности; - социализирующие: приобщают к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды, стрессовому контролю, обучают общению.
Центральной задачей коррекции речи является формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменных формах. Её решение предусматривает накопление словарного запаса, обучение построению связных высказываний (диалогических и монологических) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному процессу является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия: 1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2. доступность для обучающихся с тяжёлыми нарушением речи; 3. умеренность в использовании игры на уроках. Выделяют следующие виды уроков с использованием игровых технологий:  игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);  игровая организация учебного процесса с использованием заданий и упражнений;  использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомства с новым материалом, повторение и систематизация изученного).
Задача педагога заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.


В раздел образования