Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий
Автор: Жаркова Наталья Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ НСО "КШИ" Населённый пункт: город Куйбышев Наименование материала: статья Тема: Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий Раздел: начальное образование
Статья на тему:
« Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий »
Выполнила: Жаркова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
2016 год
Коррекция речи при дизартрии с использованием игровых технологий.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии
речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Нарушения
речи
многообразны,
они
могут
проявляться
в
нарушении
произношения,
грамматического
строя
речи,
бедности
словарного
запаса,
а
также
в
нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые
не являются препятствием к обучению в
массовой
школе,
и
тяжелые
нарушения, требующие специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи
также нуждаются в специальной помощи.
Детям школьного возраста оказывают помощь
на
логопедических
пунктах
при
средних
общеобразовательных
школах.
На
логопункты
направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма,
обусловленными
речевым
недоразвитием,
заикающиеся
дети.
Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и
большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех
логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в
семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.
При
тяжелых
нарушениях
речи
обучение
детей
в
массовых
детских
учреждениях
невозможно,
поэтому
существуют
специальные
детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная
ограниченность средств речевого общения при
нормальном
слухе
и
сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают
скудным
речевым
запасом,
некоторые
совсем
не
говорят.
Общение
с
окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что
большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь,
сами
они
лишены
возможности
в
словесной форме общаться с
окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе:
они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со
сверстниками, в общественной деятельности.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие,
что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической,
грамматической
сторон
речи.
Вследствие
этого
у
большинства
детей
с
тяжелыми нарушениями речи наблюдается
ограниченность
мышления,
речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет
усвоение основ наук.
Из тяжелых нарушений
речи
чаще
всего
встречаются
алалия,
афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
Дизартрия
—
нарушение
произношения,
обусловленное
недостаточной
иннервации
речевого
аппарата
при
поражениях
заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом, из–за ограничений
подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ), затруднена
артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не
сопровождается
распадом речевой системы. В детском же возрасте могут
нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
Основным
отличительным
признаком
дизартрии
от
других
нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не
произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У
детей-дизартриков
отмечается
ограниченная
подвижность
речевой
и
мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким,
смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда,
наоборот,
резкий;
ритм
дыхания нарушен; речь теряет свою плавность,
темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Поэтому
перед
педагогами
коррекционных
школ
стоит
задача
так
организовать деятельность детей, чтобы она была максимально комфортной,
результативной,
радостной
и
успешной
для
них.
Наиболее
эффективным
способом обучения является игровая технология в образовательном процессе.
Ведь игра — это естественная и гуманная форма обучения для ребенка.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно
дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры
позволяют
осуществлять
дифференцированный
подход
к
обучающимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес,
склонность,
уровень
подготовки
по
предмету.
Упражнения
игрового
характера
обогащают
учащихся
новыми
впечатлениями,
выполняют
развивающую
функцию,
снимают
утомляемость.
Они
могут
быть
разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации
и
проведения.
С
их
помощью
можно
решать
какую-либо
одну
задачу
(совершенствовать вычислительные, грамматические навыки) или же целый
комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность,
внимание, творческие способности.
Для реализации основных задач коррекции речи (таких как развитие
монологовой
и
диалоговой
речи,
обогащение
лексического
запаса,
формирование
устойчивого
интереса
к
учению
и
психологических
образований: внимания, памяти) необходимо использовать следующие виды
игр:
- дидактические игры: расширяют кругозор, улучшают познавательную
деятельность,
формируют
определенные
умения
и
навыки,
развивают
трудовые навыки;
- воспитывающие
игры: воспитывают
самостоятельность,
волю,
нравственность,
эстетические
позиции,
способствуют
сотрудничеству,
коллективизму, общительности, коммуникативности;
- развивающие:развивают внимание, память, речь, мышление, умение
сравнивать, сопоставлять, воображение, фантазию, творческие способности,
развивают мотивацию к учебной деятельности;
- социализирующие: приобщают
к
нормам
и
ценностям
общества;
адаптируют к условиям среды, стрессовому контролю, обучают общению.
Центральной
задачей
коррекции
речи
является
формирование,
коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в
устной
и
письменных
формах.
Её
решение
предусматривает
накопление
словарного
запаса,
обучение
построению
связных
высказываний
(диалогических
и
монологических)
как
на
уроке,
так
и
во
внеурочной
деятельности.
Одним
из
эффективных
средств
развития
интереса
к
учебному
процессу
является
использование
на
уроках
дидактических
игр
и
занимательного
материала,
что
способствует
созданию
у
обучающихся
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
эмоционального
настроя,
вызывает
положительное
отношение
к
выполняемой
работе,
улучшает
общую
работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал
разными способами.
При
использовании
игровых
технологий
на
уроках
необходимо
соблюдать следующие условия:
1.
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2.
доступность для обучающихся с тяжёлыми нарушением речи;
3.
умеренность в использовании игры на уроках.
Выделяют
следующие
виды
уроков
с
использованием
игровых
технологий:
игровая
организация
учебного
процесса
с
использованием
игровых
заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие,
урок – КВН);
игровая организация учебного процесса с использованием заданий и
упражнений;
использование игры на определенном этапе урока (начало, середина,
конец; знакомства с новым материалом, повторение и систематизация
изученного).
Задача педагога заинтересовать ребенка так, чтобы
ему
самому
захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не
должны быть скучными уроками, а интересной игрой.