Автор: Калугина Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Населённый пункт: Салехард Наименование материала: конспект Тема: Урок русского языка "Приставка и предлог" Раздел: начальное образование
Ф.И.О. учителя : Калугина Светлана Николаевна
Предмет : русский язык
Класс : 3
Дата : 20.12.16
Тип урока : изучение нового материала
Тема
Правописание приставок и предлогов
Цели и задачи
Цель урока: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.
Задачи урока:
Образовательные: Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова –
приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
Развивающие: Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание,
мышление, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные: Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.
Планируемый результат
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать слушать, извлекать нужную информацию,
использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие, контролировать процесс и
результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого
поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;
Основные понятия
Приставка, предлог
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
- электронные физкультминутки
- презентация к уроку
Источники:
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная работа и парная работа
Технология
проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению
запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.
Мотивация
к
учебной
деятельности
(3 мин)
Цели:
Организует
эмоциональный
настрой на урок.
Проговаривают
з а
у ч и т е л е м
слова-
приветствия.
Прозвенел звонок,
начинаем наш урок.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг
другу и подумайте, как хорошо, что мы
сегодня все вместе.
Познавательные
УУД
формулирование
познавательной цели
Личностные УУД
1
-
актуализировать
т р е б о в а н и я
к
у ч е н и к у
с о
стороны
учебной
деятельности;
- создание условий
для возникновения
у
у ч е н и к о в
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
учебную
деятельность.
Организует
минутку
чистописания.
Организует
работу
с мотивированным
учащимися.
Настраиваются
на урок.
Повторяют
написание
букв,
проговаривают
существенные
признаки буквы и
звуков.
Мотивированные
учащиеся
выполняют
самостоятельно
дополнительное
задание.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай!
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
- Итак, начнём наш урок русского языка
(Слайд 2)
Мы говорим на русском языке:
Звонком, богатом и сильном.
С раннего детства знаем мы все,
Что это язык России!
Учитель. Это стихотворение написал ваш
сверстник, Холявко Алёша (обучающийся
одной московской школы)
Такое стихотворение мог написать только
человек, любящий свою родину - Россию,
свой
родной
русский
язык.
Чтобы
дальнейшее развитие нашей страны было
е щё
б ол е е
у с п е шн ы м,
е й
н уж н ы
г р а м о т н ы е
л юд и
-
в ы ,
м о л о д о е
подрастающее поколение нашей страны.
Кто как не вы должны быть грамотными и
образованными людьми.
-Для чего мы изучаем русский язык?
(ответы детей)
Сегодня на уроке мы продолжим работу
над грамотностью письма, и вы откроете
для себя новые знания.
Открываем тетради, записываем
число, классная работа.
Минутка чистописания
П, п
прощай
- Что вы скажете о звуке [п]?
(согласный, глухой, парный по
Повторяют
написание буквы П,п
словарного
с лова
прощай
Жизненное
самоопределение
2
твердости мягкости и звонкости-
глухости)
- Как называется буква? (пэ)
Дополнительное задание для
сильных учащихся:
Платоч..к, (корень платоч, суффикс ек)
пог..ворка, п..возка.
- Какие правила нужно вспомнить,
чтобы правильно написать
пропущенные буквы. Разберите эти
слова по составу.
II.
Формулирование
т е м ы
у р о к а ,
постановка цели
(5 мин)
Цели:
-
организовать
формулирование
т е м ы
у р о к а
учащимися;
-
о р г а н и з о в а т ь
постановку
цели
урока учащимися.
Организует
формулирование
т е м ы
у р о к а
учащимися.
Организует
постановку
цели,
урока.
Предлагает
о ц е н и т ь
с в о и
знания
по
данной
теме.
Объясняют
написание слов в
предложении.
Формулируют
т е м у
и
ц е л ь
урока.
Оценивают
свои
знания на первом
э
т
а
п
е через
систему быстрого
опроса.
-
Ребята,
на
доске
я
написала
предложение.
Проверьте,
все
ли
правильно я сделала? (Слайд 3)
Один
ученик
выходит
к
доске
и
объясняет написание слов.
Побежал – глагол с приставкой
По полю – предлог
- Сформулируйте тему урока.
- Ребята, чему мы должны сегодня
научиться?
- Вспомните, что вы уже знаете по
этой теме?
- Оцените свои знания.
Я отправляю вам опрос на нетбуки.
Выберите свой вариант ответа.
(на доске появляется диаграмма)
- Итак, ребята, диаграмма показала,
насколько вы знаете эту тему.
Ребята,
которые
хорошо
знают,
будут сегодня помогать на уроке.
Ум е т ь
н а х о д и т ь
определение
понятиям,
де лат ь
выводы.
Познавательные
УУД
о ф о р м л я т ь
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
форме;
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других;
сотрудничество
с
целью
исполнения
ролей;
Личностные УУД
профессиональное
самоопределение
3
Белый заяц по бежал пополю.
- Знаю хорошо!
- Надо повторить.
- Узнаю сегодня.
Ко м у
н а д о
п о в т о р и т ь ,
т о т
вспоминает.
А
кто
еще
не
знает,
слушает
и
запоминает.
III.
Р а б о т а
п о
теме.
Актуализация
знаний.
(20 мин)
Цели:
-
о р г а н и з о в а т ь
р а б о т у
п о
правописанию
п р и с т а в о к
и
предлогов.
Организует
практическую
работу
по
выбору
соответствующих
высказываний
для
каждого
определения.
О т п р а в л я е т
н а
нетбуки задание.
Учитель
демонстрирует
работу
учащихся
через общий экран.
Организует
физминутку
для
глаз
Организует
работу
по учебнику.
Вспоминают
определения
приставки и
предлога,
выбирают
нужные
высказывания.
Модель 1:1
Работа по
группам
Учащиеся
комментируют
свою работу.
Учащиеся
выполняют
физминутку для
глаз.
Работают с
учебником,
читают правило.
- Ребята, вспомните, что такое приставка,
а что такое предлог.
-Я вам отправляю задание, выберите
нужные высказывания.
1 группа – приставка
2 группа – предлог
приставка
предлог
Часть слова
Часть речи
Служат для
образования
новых слов
Служат для связи
слов в
словосочетании и
предложении
Пишутся слитно
Пишутся
раздельно
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Демонстрация выбранных учеников.
Физминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Закрепление материала.
Работа по учебнику. стр. 132.
Правило
-Что еще нового вы узнали о
правописании приставки и предлога?
(Между приставкой и корнем нельзя
Умение
работать
в
паре,
давать
четкие
определения
понятиям.
Коммуникативные
УУД
Уметь
оформлять
свои мысли в устной
форме,
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других.
Познавательные
УУД
Уметь
ориентироваться
в
с в о е й
с и с т е м е
знаний;
осуществлять анализ
объектов.
4
Организует
закрепление
нового материала.
Транслирует
задание
со
своего
ком п ь ю т е р а
н а
нетбуки детей.
Используя
документкамеру,
учитель
демонстрирует
р а б о т у
д в у х
учеников
Организует
синтаксический
разбор
предложения
Организует
отдых
учащихся.
Отрабатывают
навык написания
приставок и
предлогов.
Выполняют
работу по
вариантам.
Ученики
демонстрируют
выполнение
работы через
документкамеру
Выполняют
синтаксический
разбор
предложения.
Учащиеся
выполняют
движения
физминутки.
поставить слово, а между предлогом
и словом можно)
Трансляция слайда (Слайд 4)
Нужно из текста задания выписать
слова в два столбика:
1 — слова с приставками,
2 — с предлогами.
1) (От)ложил дела (без)дельник
(Со)среды (на)понедельник
4
.
2) Вася (с)Павликом молодцы:
(Про)пололи и (по)лили огурцы.
1 приставка
2 предлог
отложил
Со среды
бездельник
На понедельник
пропололи
С Павликом
полили
Проверка выполнения через
демонстрацию работы на
документкамере.
-Ребята, какие строчки вам нравятся
больше? Почему? Хотелось бы вам
быть похожим на этого бездельника?
- Какое еще задание есть в этом
упражнении? (Синтаксический разбор)
Отложил дела бездельник со среды на
понедельник. (повест, невоскл, распр,
прост)
Физминутка
Восстановление
физических сил
5
IV.
Контролирующее
задание (8 мин)
Цель:
- проверить умение
работать
самостоятельно,
Организует
работу
по группам.
Отправляет
электронный тест 1
группе.
Учащиеся
определяются
по
своим
возможностям
и
выбирают
в и д
работы:
1
г р у п п а
–
электронный тест
2 группа – работа
по учебнику.
Работа по группам
1 группа – выполняет электронный
тест «Приставка и предлог»
2 группа – работают с учителем
Стр. 132, упр. 260.
Регулятивные УУД
Уметь
планировать
с в о ё
д е й с т в и е
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей.
Познавательные
УУД
Уметь
сопоставлять
и
преобразовывать
и н ф о р м а ц и ю
и з
о д н о й
ф о р м ы
в
другую.
V.
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности
на
уроке (2 мин)
Цели:
-
зафиксировать
новое
содержание
урока;
-
организовать
р е ф л е к с и ю
и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Организует
рефлексию.
Организует
самооценку
учебной
деятельности.
Отмечает степень
вовлечённости
учащихся в работу
на уроке.
Модель 1:1
Опрос,
используя
плавающую панель
О т в е ч а ю т
н а
вопросы учителя.
Оценивают
свою
работу.
Учащиеся,
используя
программу
классмейт,
поднимают руку на
плавающей
панели.
Учитель
демонстрирует
на
с в о е м
э к р а н е
результаты
голосования.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что такое приставка?
- Что такое предлог?
- Как они пишутся?
Вспомните, что вы знали по этой теме
в начале урока и что знаете сейчас.
Оцените свою работу на уроке?
(Слайд 5)
Всё было понятно
Было трудно
Было интересно
Прибавилось знаний
Пришлось задуматься
Могу рассказать другим…
- Ребята, вам понравилось сегодня на
уроке?
Если понравилось, то поднимите руку.
Личностные
УУД :
формировать основы
самоопределения,
умение
самостоятельно
д е л а т ь
в ы в о д ы ,
осознавать сущность
выполненной работы
на уроке.
VI. Домашнее