Напоминание

Проблемы постановки рук баянистов


Автор: Макаренкова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №1 им. М.И. Глинки
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы постановки рук баянистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проблемы постановки рук баянистов. Исполнительство на баяне достигло высочайшего уровня. Также как совершенствуются результаты деятельности человека в любой сфере, в науке, медицине, спорте, в сфере высоких технологий и т.д., в исполнительстве на музыкальных инструментах достигнуты всё большие высоты мастерства. Уровень конкурсных выступлений с каждым годом растёт. У современных исполнителей на баяне есть огромные возможности для профессиональной борьбы на конкурсных площадках. Сейчас появилось много новых конкурсов. Конкурсные выступления - это большой стимул для профессионального роста, это ещё и нелёгкий труд. Конечно, современным баянистам приходится решать множество вопросов, связанных с исполнительскими задачами, это создание формы произведения, музыкального образа , решение технических сложностей. Сюда можно отнести и бережное отношение к звуку, к технике звукоизвлечения, меховедения. У юных музыкантов могут возникнуть и постановочные проблемы. Чаще всего это касается обучающихся музыкальных школ, иногда и музыкальных училищ. Причём, запущенные формы постановочных проблем приводят к серьёзным дефектам постановки рук исполнителей. Основным условием правильной постановки рук баяниста является правильная посадка во время игры и правильная постановка инструмента. Главное требование к посадке исполнителя во время игры - это устойчивость корпуса. Необходимо не только правильно посадить ребёнка, правильно поставить инструмент, правильно поставить руки на инструменте, но и следить за этим на протяжении всего периода обучения, поскольку небрежность в этом вопросе не допустима. Преподаватель должен думать не только о профессиональной необходимости правильной постановки рук, но и, в первую очередь, о сохранении здоровья детей. Очень осторожно необходимо начинать работу над постановкой рук с детьми младшего возраста. Чрезмерная нагрузка может отрицательно повлиять на мышцы и кости ребёнка. Неправильная посадка может спровоцировать искривление позвоночника. Необходимо научить ребёнка снимать мышечное напряжение рук, используя для этого цезуры и паузы. Владение этим приёмом – залог успешной игры в будущем. Исключается возможность развития профессиональных заболеваний рук, связанных с перенапряжением мышц. Хочу добавить, что владение этим приёмом способствует, на мой взгляд, развитию беглости пальцев, поскольку, свободной, нескованной рукой можно достичь больших
результатов, чем зажатой. Одним из примеров для снятия напряжения в мышцах рук является снятие кисти с клавиатуры движением предплечья. Причиной зажатости могут быть и чисто психологические причины. Концертное выступление, новый педагог, плохое настроение и т. д.- всё это так или иначе может спровоцировать ощущение скованности. Чуткий преподаватель должен обязательно обращать внимание на эти важные моменты. На мой взгляд, очень оправдано применение принципа весовой опоры рук на клавиатуру при становлении и развитии игровых навыков. Из-за силы трения происходит сцепление пальцев с поверхностью клавиш, вследствие чего возникает ощущение весовой опоры на клавиатуру. Это помогает разгрузить ряд мышц, давая свободу при игре на инструменте. Ощущение свободы и раскованности необходимо для формирования правильных игровых движений. Мой преподаватель по специальности в музыкальной школе активно применял этот принцип в работе с учениками, поэтому я, как исполнитель, практикующий весовую опору рук при игре на баяне, могу с уверенностью пропагандировать необходимость такой работы. Итак, на начальном этапе обучения, до тех пор, пока ученик научится самостоятельно и правильно ставить руку на клавиатуру и выполнять различные игровые движения, до тех пор я помогаю ему поддерживать руку своей рукой. Таким образом, преподавателю легче понять, насколько ребёнок правильно и свободно держит руку. В свою очередь, ребёнок лучше понимает, какие именно игровые движения он должен выполнять. Объяснение ребёнку какого-нибудь нового игрового движения, способа звукоизвлечения или исполнения штриха необходимо сопровождать показом на инструменте. Само объяснение должно быть простым и понятным, с применением образных сравнений, чтобы ребёнок мог легко представить, что от него требуется. Дефекты постановки я предпочитаю предупреждать, чем исправлять. Уделять внимание правильной постановке рук необходимо не только на начальном этапе обучения, но и на всех этапах. В средних и старших классах акцент перемещается на другие исполнительские задачи. Среди них: развитие техники звукоизвлечения, меховедения, улучшение культуры штрихов, развитие беглости пальцев,
музыкально-образного воображения и т.д. Несомненно, самих проблем гораздо больше. Успех работы зависит от многих факторов: от профессионализма преподавателя, от уровня способностей ребёнка, от степени взаимопонимания между учителем и учеником, от качества инструмента и т.д. Следует отметить, что нельзя рассматривать какую-либо одну исполнительскую задачу обособленно от других. Учебный процесс должен быть единым, интересным, направленным на воспитание и развитие творческой личности. В заключении хочется обратиться к баянистам-педагогам с просьбой больше писать методической литературы для детской музыкальной школы. Я думаю, что многим есть, чем поделиться с коллегами.


В раздел образования