Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе
Автор: Золотова Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Поздеевская ОШ Населённый пункт: д. Поздеево Наименование материала: мастер-класс Тема: Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе Раздел: начальное образование
«Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ Поздеевской ОШ Золотова Ольга Владимировна
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я вижу, вы встали ни свет ни заря,
примчались сюда сломя голову, будете слушать меня, держать ушки
на
макушке.
Работать
будете
засучив
рукава.
Не
будете
бить
баклуши, навострите уши… Ой, о чём это я?!
Мы порой не сообразим ,
Отчего так говорим,
Почему в ситуациях разных
Произносим нелепые фразы.
Иностранцы их вряд ли поймут,
Коль дословно переведут.
Но мы этим серьезно займемся
И, конечно, во всем разберемся.
- В чём же нам сегодня предстоит разобраться? Верно, наш разговор
пойдёт
об
устойчивых
сочетаниях
слов,
которые
лингвисты
называют фразеологизмами, или идиомами.
1 слайд
Идиомы – это фразы,
Смысл которых между строк.
Вы поймёте это сразу,
Если варит котелок.
2 слайд
-Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли
необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?»
Давайте поразмышляем над этими вопросами. Проблема отсутствия
знаний
о
фразеологизмах
сейчас
стоит
особенно
остро.
Долгое
время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания,
да
и
сейчас
ещё
нет
разработанных
принципов
отбора
фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов,
рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому,
что
школьники
не
владеют
фразеологическим
материалом,
не
умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в
материалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания, связанные с фразеологизмами!
Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом
находят
фразеологические
обороты
в
тексте,
не
понимают
их
значение,
не
умеют
употреблять
фразеологизмы
в
речи.
Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть
культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и
обогатить её.
К
тому
же
наблюдается
снижение
культуры
речи,
засилие
вульгаризмов, жаргона во многих сферах общения.
В связи с этими факторами задача возрождения живого русского
языка,
обогащение
его
фразеологизмами,
повышение
культуры
общения
становится
важнейшей
педагогической
задачей.
Кроме
того,
я
взяла
на
себя
смелость
познакомить
вас
с
некоторыми
приёмами активного обучения, которые вы можете использовать в
своей работе. Эффективность их в том, что они позволяют научить
ребёнка самостоятельно мыслить.
3 слайд
Цель
мастер
-
класса: показать
приемы,
которые
можно
использовать на уроках русского языка для обогащения словаря
учащихся начальных классов.
Задачи:
-применение
фразеологизмов
на
разных
этапах
урока
с
целью
расширения кругозора,
-формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой
сфере человеческой культуры.
4 слайд
-Так что же такое «Фразеологизм»?( слайд из презент.)
- А откуда берутся фразеологизмы?
5 слайд
-Итак, всем вам знакомы такие выражения «всё дело в шляпе»,
«курам
на
смех»,
«съесть
пуд
соли».
Они
являются
исконно-
русскими
или
заимствованы
из
других
языков?
(Они
являются
исконно- русскими и пришли из разговорной речи)
6
слайд
-А
такие
выражения
«на
воде
вилами
писано»,
«поворачивать
оглобли», «дым коромыслом». Как вы думаете, откуда они пришли?
(из крестьянского быта).
7 слайд
-А
вот
такие
«как
баран
на
новые
ворота»,
«хитёр
как
лиса»( фразеологизмы из наблюдений за животными)
8
слайд
-«Свинья под дубом», «а воз и ныне там»?( эти выражения из
литературы)
9 слайд
-Нетрудно догадаться, откуда взялся «Сизифов труд», «Авгиевы
конюшни»,»Вавилонское
столпотворение»,
и,
куда
уж
от
него
деваться,
Ахиллес
(Ахилл)
со
своей
пятой!
Конечно,
из…
мифологии.
10 слайд
Всемирный потоп.
Манна небесная.
Имеющие уши да услышат.
Внести свою лепту.( из христианства).
11 слайд
Топорная работа.
Без сучка, без задоринки.
Снять стружку.
Калачом не заманишь.
Заварить кашу.
Толочь воду в ступе.
(Эти фразеологизмы пришли к нам из разных профессий).
12слайд
Иногда после перемены создаётся ощущение, что здесь «Мамай
прошёл». А порой нам приходится «перейти Рубикон» и «бросить
жребий», а также «Сирота казанская», «В долгий ящик отложить».
(Эти фразеологизмы пришли из истории)
13 слайд
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается ( из народных
сказок).
- При работе над фразеологическим материалом необходимо
учитывать принцип занимательности, помогающей возбудить у
учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать
стремление к получению знаний. Увлекательность в работе
создаётся уже самим фразеологическим материалом, однако, этого
недостаточно. Глубокий и устойчивый интерес школьников
обеспечивает: создание проблемных ситуаций; элементы конкурса,
соревнования; применение наглядных пособий; подача материала в
увлекательной форме; разнообразные методы и приёмы работы с
учащимися.
Рассмотрим подробнее некоторые приёмы активизации
познавательной деятельности учащихся при изучении
фразеологизмов.
14 слайд
Основным методом работы по данной теме являются упражнения и
игры. Чтобы вызвать у учащихся интерес к материалу и добиться
их максимальной активности, необходимо использовать на уроках
самые разнообразные упражнения, включающие в себя устойчивые
сочетания.
Кроме
того,
необходимо
использовать
различные
задания в игровой и занимательной форме. Все эти упражнения
необходимо использовать в системе.
-Наиболее эффективный прием ознакомления с фразеологизмом -
это осознание значения в контексте.(упр. 1) или такое задание:
-Закончите стихотворение, назовите фразеологизмы,
объясните их смысл (упр.2)
15 слайд
Подбери фразеологизм (упр.3)
16 слайд
Определи значение фразеологизма (упр.4)
17 слайд
Разгадай кроссворд ( упр.5)
18 слайд
Закончи
фразеологизмы,
основанные
на
сравнении
человека
с
животными, пользуясь картинкой-подсказкой (упр.6)
19 слайд
На чистописании можно предложить такое задание :
-Прочитайте
словосочетания.
Как
вы
их
понимаете?
Как
называются данные словосочетания? (фразеологизмы). На какой
звук начинаются?( на звук а)
Абсолютный нуль-
А воз и ныне там -
А аб А ав А аг...(упр.7)
20 слайд
Такое задание( упр.8):
-Подбери к данному фразеологизму синоним, используя
справочный материал:
Витать в облаках – (мечтать).
Во все глаза – (очень внимательно).
Мухи не обидит - (спокойный ).
21 слайд
-Словарную работу можно построить следующим образом:
-Завершите предложение:
Трудится как…(муравей)
Порхает как…(бабочка)
Ползет как…(черепаха)
Кривляется как…(обезьяна)
-Как
понимаете?
Запишите
слова-отгадки.
Какие
это слова?
Подчеркните орфограммы. (упр.9)
22,23,24 слайды
-Также
можно
поработать
по
теме
синонимы
–
антонимы
(упр.10,11,12)
25, 26, 27 слайды
- Упражнения, при выполнении которых, учащиеся наглядно
убеждаются, что более образны тексты, содержащие
фразеологизмы; обращают внимание на правильное употребление
фразеологизмов в речи. (упр.13,14,15)
28, 29слайды
-
А
можно
предложить
написать
мини-сочинение
(упр.16) (Я
просто голову потерял от счастья, когда узнал, что еду в лагерь
на
море!
На
все
лето!
И
вдруг
-
как
снег
на
голову:
всё
отменяется. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Придется ехать в
деревню к тёте Оле. У меня - слёзы в три ручья... Пропало лето!
Что
там
делать,
в
деревне?
С
утра
до
вечера
смотреть
в
потолок? Пораскинув мозгами, я понял, что делать нечего. Взял
себя в руки, собрал вещи и поехал. Тётя Оля встретила меня с
распростёртыми
объятиями.
Накормила
такими
пирогами
-
пальчики оближешь! Но всё же сначала я чувствовал себя не в
своей тарелке. А потом всё пошло как по маслу. Познакомился
с местными ребятами. Уходил с ними гулять и - ищи ветра в
поле! Купание, рыбалка, грибы, ягоды...Однажды мы пошли
исследовать местную пещеру. Было страшно, но я не ударил в
г р я з ь
л и ц о м !
В общем, лето прошло - ни в сказке сказать, ни пером описать!)
и задание на исправление ошибок (упр.17).
- Во внеклассной работе можно ставить инсценировки, в том числе
по
теме
«Фразеологизмы».
Посмотрите
сценку
и
постарайтесь
запомнить
как
можно
больше
фразеологизмов
( сценка
«Кашу
маслом не испортишь»).
- Ещё один из видов работы по данной теме – «Собери картинку».
Вам нужно собрать картинку и назвать фразеологизм (за двумя
зайцами, спустя рукава, стреляный воробей, как белая ворона).
-Молодцы!
30 слайд
Выводы:
-Так какова же роль фразеологизмов в речи?
Работа в группах:
-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Выберите группу,
в которой вы хотели бы поработать (художники, писатели и актёры).
-Как вы думаете, что будет делать каждая группа?
-Художники. Ваша задача - создать иллюстрированный словарь тех
фразеологизмов, которые у вас
в конверте. Работать будете на
листах. Рисовать нужно крупно. А затем мы должны будем угадать
фразеологизмы, которые вы проиллюстрировали.
-два сапога пара;
-витать в облаках;
-ловить ворон;
-дело в шляпе;
-сел в лужу.
-Писатели. Ваша
задача
–
написать
мини-
сочинение на
тему
« Рыбалка »,
используя
фразеологизмы,
написанные
на
листке
в
конверте.
- на седьмом небе от счастья;
-не разлей вода;
- клевал носом;
-видимо-невидимо;
- ни в сказке сказать, ни пером описать.
(Примерный текст сочинения : Однажды папа взял меня с собой
на рыбалку. Я был на седьмом небе от счастья. Папа позвал с нами
дядю Андрея, с которым они были не разлей вода. Мы выехали
рано утром, я не выспался и всю дорогу клевал носом. Весь день
мы ловили рыбу. Улов был хорош, рыбы - видимо-невидимо, а уха
была - ни в сказке сказать, ни пером описать! Только я
устал
самую малость.)
-И, наконец, третья группа
- « Актёры ». Вы, используя приём
«Пантомима»,
попробуете
изобразить
жестами
фразеологизмы,
которые
находятся
в
ваших
конвертах,
а
мы
постараемся
их
отгадать.
- кот наплакал;
-засучив рукава;
-клевать носом;
-вешать лапшу на уши;
- водить за нос.
-Ну что ж, давайте проверим, что получилось у наших коллег!
-Спасибо! А в заключение позвольте взять у вас интервью.
- Назовите любимый фразеологизм учителей ( ни свет, ни заря; как
об
стену
горох;
бежишь
вперёд
паровоза;
хоть
кол
на
голове
теши…)
- Как вы думаете, а у учеников? (как с гуся вода; всё по барабану;
моя хата с краю…)
-Давайте подведём итог и оценим свою работу ( слайд 31 )
-Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не переливали из пустого
в порожнее, а работали
не покладая рук. И хоть мы немного
устали, но не вышли из терпения, взяли себя в руки,
засучили
рукава и завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою речь
фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!
-Спасибо за внимание! ( слайд 32 -спасибо за сотрудничество)