Напоминание

"Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса".


Автор: Матейко Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Песчанская школа"
Населённый пункт: Белгородская обл., Старооскольский р-н., с. Песчанка
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса".
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: «Внеурочная деятельность , как неотъемлемая часть

образовательного процесса».
О.М. Матейко учитель начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная Песчанская школа» Каждое преобразование в сфере воспитания и обучения запускает новую волну понятий. Преобразования последних лет и введение нового стандарта образования заставили вспомнить такой термин, как «внеурочная деятельность». Внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Реализация внеурочной деятельности зависит от возможностей образовательного учреждения. К тому же внеурочная деятельно сть предусматривается в образовательной программе только в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся. Эту деятельность нельзя сводить только к деятельности школьников. Она должна быть совместно организуемой деятельностью всех ее участников – взрослых и детей, учителей и учеников, родителей и педагогов-организаторов и других специалистов школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемым педагогическим коллективом. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязью таких её структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. Внеурочная деятельность – это, прежде всего процесс нахождения в действии, способ исполнения чего-либо, это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания. Конечно, в идеале из этих отдельных занятий должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе - интересная, насыщенная. Возвращение в массовую лексику образования термина «внеурочная деятельность» связано, как известно, с новыми федеральными государственными образовательными стандартами для общеобразовательной школы. В соответствии с образовательным стандартом начального общего образования о сновная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Понятно, что узаконить школьное воспитание, выделив его как отдельную сферу можно было только в рамках образовательной программы. Так, в сознании многих людей сегодня слово «образование» отождествляется с «обучением». Содержание образования по традиции чаще всего воспринимается как знания, умения и навыки, которым учат. Отсюда можно вывести следующее принципиальное различие между названием «внеурочная» и его реальным толкованием как части комплекса «образование - обучение». Существенное различие имеется и между
воспитательной сущностью, в идеале закладываемой разработчиками ФГОС, и ее фактическим прочтением теми, кто осуществляет массовую воспитательную практику. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности. В основной образовательной программе образовательного учреждения внеурочную деятельность следует учитывать в разделе «Учебный план начального общего образования».Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Однако сущность термина «внеурочная деятельность» в стандарте нового поколения не раскрывается. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно- патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Кроме того, внеурочная деятельность может вестись по таким направлениям, как художественно-эстетическое творчество (изобразительное, прикладное и др.), конструирование, туризм и краеведение (с учетом младшего школьного возраста). Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с такими видами деятельности, как спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество. Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы и быть приоритетными в любом из видов работы с детьми вне уроков. Что касается общественно полезной деятельности, она может осуществляться в таких ее видах, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в рамках защищенной, дружественной про социальной (то есть ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут в процессе применения относительно простых форм внеурочной деятельности, второй уровень – более сложных, третий уровень – форм самых сложных. Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: разного рода форсирование в этом плане не обеспечивает повышение качества и эффективность деятельности. Педагог, в достаточной мере уверенно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может лишь в известной мере имитировать желаемое. Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам: − разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов; − подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; − выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; − диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; − оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество не разделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне
развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов. И подводя итог выше изложенному важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь немеханическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : Москва, 2002 322 c. РГБ ОД, 71:03-13/86-8 2. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества Учебно-методическое пособие М., 2007. – 72 с. 3. Волохов А.В, Кочергин В.Н., Степанова Е.К., Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с. 4. Время созидать. Методическое пособие для организаторов детского движения.

М., Комитет общественных связей города Москвы, Дом детских общественных организаций, Институт международных социально - гуманитарных связей, 2007.

110 с. 5. Фомина А.Б., Фомин Н.С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно- методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций
города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 100 с.


В раздел образования