Автор: Афанасова Марина Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Черевковская средняя школа" Населённый пункт: с. Черевково Красноборского района Наименование материала: Конспект Тема: 1 и 2 спряжение глаголов Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 4 классе по УМК «Школа России»,
автор Л.М.Зеленина.
Учитель – Афанасова Марина Леонидовна МБОУ «Черевковская средняя
школа» Красноборского района Архангельской области
Тема: «1 и 2 спряжение глаголов».
Цель урока: познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, их отличительными
признаками.
Задачи: - создать условия для формирования практического умения
определять спряжение глаголов; выделять их отличительные признаки.
- развивать у уч-ся умение формулировать выводы, умение
сравнивать.
- помочь понять уч-ся, что труд – это основа жизни каждого человека.
Форы организации ПД:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная
Методы и приемы обучения:
- создание проблемной ситуации
- частично-поисковый
- наглядный
- прием «кластер» (выделение смысловых единиц и графическое их
оформление)
- прием «инсерт» (разметка для эффективного чтения и размышления)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.
Орг. момент
2.Формирование
положительной
мотивации
(проблемная
ситуация)
Работа с пословицей:
«Всяк человек
познается в труде»
-как понимаете смысл пословицы?
-проверим это утверждение на уроке.
- орфографическая пятиминутка:
Шумит в лесу, поем в хоре, не найдешь
в продаже, сидите тихо, трещишь как
сорока, сидим в саду, спасет от огня,
упадете в яму.
Отвечают на вопрос
1 ученик записывает на доске,
остальные в тетрадях.
После записи ученики дают
задания своему товарищу по
диктовке. Например, определи
падеж у сущ-ых, объясни
орфограммы.
3.Формулирование
цели урока и
постановка
учебных задач.
-вопросы для всех учеников по
словосочетаниям на доске:
Чем похожи словосочетания?
Чем отличаются? (разные буквы в
окончаниях)
Почему?
Как будем узнавать?
Учитель помогает выбрать
эффективный способ: покопаться в
памяти.
-Работа в парах (прием «инсерт»)
На столах листочки с определением
глагола: «Глагол – это
-часть речи
- отвечает на вопросы что делает? что
сделает?
- в предложении является сказуемым
- глагол имеет неопределенную форму,
которая отвечает на вопросы что
делать? что сделать?
- глаголы бывают совершенного и
несовершенного вида
- у глаголов можно определить
спряжение
- глаголы изменяются по временам:
настоящее, прошедшее, будущее
- глаголы изменяются по лицам и
числам (спрягаются)
- глаголы имеют три лица: 1, 2, 3 и два
числа: единственное и множественное.
Учитель на доске вывешивает карточки
с ответами, на доске формируется
«гроздь» (кластер)
Вопросы учителя:
- все ли знаем о спряжении?
- Что знаем? А что вызывает
затруднение?
- О чем будем говорить на уроке?
-А что можем еще узнать? (какие
Ученики отвечают на вопросы.
Высказывают разные мнения
(проблемная ситуация).
Предлагают разные способы:
посмотреть в учебнике,
спросить учителя, покопаться в
памяти.
В парах ученики на листочках
отмечают:
« +» - знаем, « -« - не знаем
Отчет в парах (по очереди)
Глагол
Что делает?
Что сделает?
Часть речи
Изменяется по
лицам и
числам
Можно определить
спряжение
Имеют
неопределенную
форму
Совершенный и
несовершенный вид
4.Решение
учебных задач.
5.Первичное
закрепление
полученных
знаний.
бывают спряжения? Как определить
спряжение у глагола?)
-Чем будем заниматься на уроке?
Для чего вам это нужно знать?
Физ. минутка. (
Учитель называет
глагола, а ученики выполняют эти
действия: встать, сесть, подпрыгнуть и
т.д.)
- Работа у доски и в тетрадях:
Проспрягать глаголы шумит, поем
(глаголы взяты из орфографической
диктовки).
-поставить глагол в н.ф.гл.
- выделить окончания.
Сравнить окончания глаголов у 1 и 2
учеников.
Почему разные окончания?
Учитель вывешивает табличку –
помощницу ( 1 спряжение – Е, - ут –
ют; 2 спряжение – И, -ат, ят)
-Сколько у глагола спряжений?
Почему?
Зачем нам знать спряжение глаголов?
Как определить спряжение глагола?
Определить спряжение у глаголов из
первого задания(диктовка).
- Почему у глаголов разные окончания?
Самостоятельная работа по
карточкам (работа по уровням)
Красная – из предложений выписать
словосочетания «гл. + сущ.»,
определить спряжение, лицо глаголов.
(Идут женщины с полными ведрами, а
старичок идет за ними. Вдруг
навстречу три мальчика. Один фокусы
творит, другой песни распевает. А
третий спешит к матери, берет тяжелые
ведра и несет их сам.)
Желтая – найти в тексте глаголы и
определить спряжение. (Идут
женщины с полными ведрами, а
старичок идет за ними. Вдруг
навстречу три мальчика. Один фокусы
творит, другой песни распевает. А
третий спешит к матери, берет тяжелые
ведра и несет их сам.)
Зеленая – у данных глаголов
Ученики формулируют цель
урока и ставят задачи на урок.
2 ученика работают за доской,
остальные в тетрадях.
Сравнивают окончания и
делают вывод: у одного глагола
окончание – е, у другого – и.
Читают, проверяют по
глаголам.
Отвечают на вопросы.
Определяют спряжение.
Ученики выбирают карточки
по уровню сложности: красная,
желтая, зеленая.
6. Домашнее
задание.
7. Рефлексивная
деятельность уч-
ся.
8. Работа с
пословицей «Всяк
человек познается
в труде».
определить спряжение. (Идут, идет,
творит. Распевает, спешит, берет, несет,
спрашивают, не говоришь, задают.)
Самопроверка: на доске написаны
глаголы и указано спряжение.
Учитель предлагает домашнее задание
по выбору:
1. Упражнение 54, стр. 78
2. Написать по 5 глаголов 1 и 2
спряжения.
Учитель задает вопросы:
- Какова цель нашего урока?
- Чему вы научились на уроке?
(оцениваем свои знания при помощи
карточек)
Оценивание уч-ся за работу на уроке.
Прочитать рассказ В.Осеевой
«Сыновья»
-Какова главная мысль рассказа?
Соотнесите пословицу с рассказом.
Сделайте вывод.
Оцените свой труд на уроке
карточками «Настроение на уроке».
Выполняют задания в тетрадях.
Сверяют с образцом.
Записывают в дневники.
Формулируют цель урока.
Оценивают свои знания
карточками:
З – я знаю, как…
У – я умею…
? – не все еще понял.
Читают рассказ в книге.
Сравнивают с пословицей.
Делают вывод.
Конспект урока технологии в 3 классе по УМК «Школа России».
Учитель – Афанасова М.Л. МБОУ «Черевковская средняя общеобразовательная школа»
Красноборского района.
Тема: « Изготовление куклы – помощницы».
Цель: - пробудить познавательный интерес к народным традициям и
промыслам, к духовным ценностям русского народа.
Задачи: - познакомить с новой техникой изготовления кукол – техникой
кручения;
- изучая исторические обряды русского народа, расширять кругозор
уч-ся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда;
- воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
Оборудование: -образцы кукол-берегинь;
- материалы для изготовления кукол;
- фотографии Красноборских кукол (на доске);
- презентация «Куклы-берегини».
Основные понятия: - кукла-берегиня;
- техника кручения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Учитель рассказывает сказку о Василисе.
«В некотором царстве жил-был купец. 12 лет жил он в супружестве и прижил только одну
дочь, Василису Прекрасную.
Когда мать скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха позвала к себе дочку, вынула
из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка, помни и исполни мои
последние слова: «Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе эту
куклу: держи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое
горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь
несчастью…»
- Это, конечно, сказка, но…..
Существовал в старину такой обычай. Каждый год женщина-хозяйка с любовью
изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять мужа, детей, дом от
болезней, горя, неурожая, злого глазу.
Куклу так и назвали берегиня. Кукол помещали под притолокой двери, приговаривая:
«Повернись с добром, отвернись со злом».
- В сказке о Василисе скрыт еще и нравственный смысл: вещь, переданная от умершей
матери, будет беречь всю жизнь.
3.Постановка цели и задач урока.
- О чем будем говорить на уроке?
- Какую поделку будем делать на уроке? (куклу-берегиню)
- Почему куклу так называют?
- От чего она оберегает?
Сейчас мы посмотрим какие бывают куклы-берегини, и для чего их
придумали люди.
Презентация «Куклы-берегини».
Вопросы по презентации:
- Каких кукол запомнили?
- Для чего нужны эти куклы людям?
- Из какого материала делают кукол?
- Что общего в облике кукол вы заметили? (безликие).
- Какие платья у кукол?
Работа с фотографиями Красноборских кукол.
- Назовите основные части костюма кукол:
Сарафан, платочек, повязка, ленточки, фартук, бусы, кружево.
3. Основная часть (изготовление куклы).
- Показ образца. Объяснение техники кручения.
- Почему кукла названа «помощница»?
-Что необходимо для изготовления куклы?
Материалы:
-белый кусок ткани ( 20см – 20см)
- 4 цветных куска ткани (20см-20см) по 2 одного цвета
- кусок ткани цветной для платочка (10см – 10см)
- белые нитки швейные
- комочек ваты
- тесьма, ленточки, кружево
- ножницы
Вспоминаем правила работы с ножницами.
- Выполнение работы по технологической карте.
Прочитать все этапы
Спросить, если не понятно.
Учитель помогает ученикам в выполнении работы.
Сборку куклы выполняют вместе с учителем.
Технологическая карта.
1. Сделай голову:
- вату скатай руками в шарик
- положи шарик в центр на белую ткань
- туго обмотай нитками у основания
- положи тесьму на лоб, сверху повяжи платочек
- снова обмотай нитками
2. Сделай руки:
- положи перед собой цветную ткань (20см-20см) углом кверху и лицевой стороной вниз
- боковые уголки загни к середине 2 раза, прогладь пальцем
- верхний уголок замотай нитками на расстоянии 1см от верха и завяжи 2 узелка
- так же сделай вторую руку
3. Сделай сарафан:
- сложи 2 куска ткани так же, как для рук, но не перевязывай
4. Сборка:
- положи руки крест накрест
- сверху положи заготовку головы
- на месте талии свяжи детали нитками (обмотай)
- придерживай снизу, чтобы ткань не съежилась
- положи на куколку сверху крест накрест части сарафана, острые уголки кверху
- замотай нитками на талии
- кончики заверни за плечи и еще раз замотай нитками
- расправь руки
5. Укрась куклу.
4. Самостоятельная работа: сделать фартучек и украсить куклу
ленточками.
5. Рефлексия – хоровод кукол.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
Ученики выходят с куклами в хоровод, говорят и оценивают свои работы.
6. Итог урока.
-Поработали все замечательно, молодцы!
Я хочу, чтобы вы познакомились еще с одной куклой. Это кукла – желанница.
Она исполнит все ваши желания. Для этого надо завязать на ней узелок и
загадать свое желание. Выполняйте!