Правописание личных окончаний в слове бежать (разноспрягаемое слово)..
Автор: Буторина Светлана Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области" Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область Наименование материала: Проект урока по русскому языку. Тема: Правописание личных окончаний в слове бежать (разноспрягаемое слово).. Раздел: начальное образование
Проект урока по русскому языку.
Предлагаю рассмотреть этапы и формы организации учебно-исследовательской
деятельности младших школьников на уроке русского языка в 3 классе (система
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Тема. Правописание личных окончаний в слове бежать (разноспрягаемое слово)..
Цель: выявить особенности правописания личных окончаний слова бежать;
познакомить учащихся с понятием «разноспрягаемые слова»
Мотивация
Задание: записать слова в 3-м лице ед. и множественного числа .
1вариант – I спряжение, 2 вариант- II спряжение.
ГУЛЯТЬ, ПОДБРОСИТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОТВЕЧАЮТ, БЕЖАТЬ, ЕХАТЬ,
СМОТРЕТЬ
Гуляет-гуляют подбросит-подбросят
Отвечает-отвечают держит- держат
Едет-едут смотрит-смотрят
бежит –бегут ??????
Целеполагание
При проверке выясняется, слово БЕЖАТЬ было записано 1 вариантом,
2 вариантом и вообще не записано.
_ Со словом БЕЖАТЬ получились разные варианты.
Почему мнения разделились?
-Может быть, мы неверно написали окончание в какой-то форме? (Нет, потому
что оба окончания в сильной позиции).
-Что необычного ? (Слово одно, а окончания разных спряжений).
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке?
Может ли слово иметь личные окончания разных
спряжений?
Вопрос фиксируется на доске. Дети в записывают в тетради.
Выдвижение
гипотез
-Почему мнения разделились? Как вы считаете, почему получились разные
варианты?
Может инфинитив определили неверно;
Может это слово исключение;
Может это 3 спряжение.
Планирование
действий для
проверки
гипотез
- Давайте начнём разбираться вместе.
- А что мы делаем в случае, когда слабая позиция в окончании у слов
называющих действие?
(Мы обращаемся к алгоритму):
1.
Инфинитив
2.
Проспрягать
3.
Определить какая основа (У или НУ)
4.
Определить спряжение
5.
Вставить букву
Проверка
гипотез
Инфинитив – бежать:
я
бегу
ты
беж ишь
он
беж ит
(II)
мы
беж им
вы
беж ите
они
бег ут
(I)
Анализ
полученных
результатов
- В чём же необычность этого слова?
(Это слово имеет окончания разных спряжений. Кроме этого в основе слова
происходит чередование г/ж).
Фиксация
-А что мы хотели узнать в начале урока?( Может ли слово иметь личные
окончания разных спряжений?)
-Какой вывод можем сделать? ( Слово может иметь окончания разных
спряжений).
- Не противоречат ли схеме окончания единственного числа? (Нет).
-А окончания множественного числа? (Нет).
- Следует ли отметить особенности спряжения слова БЕЖАТЬ на схеме? (ДА).
- Как это лучше сделать?
(Варианты детей)
Предложенные схемы обсуждаются, дополняются и фиксируются на доске и в
тетради.
Оценка нового
способа
- Как же мы назовём слово БЕЖАТЬ, учитывая особенность его спряжения?
( Варианты детей)
- Не можете ли вы объяснить, почему это слово учёные назвали
разноспрягаемым?
Конкретизация
Задание: вставьте слово «бежать» в нужной форме в предложения,
соблюдая при этом нормы его употребления
1)Годы ... . 2) Из крана ... вода. 3) Куда вы так ... ? 4) Тропинка ... по склону
горы. 5) Из-под корней могучего дуба ... ключ.
Самооценка
-Какой вопрос возник в начале урока? ( Может ли слово иметь личные
окончания разных спряжений?)
-Что мы узнали? (Да, слово может иметь окончания разных спряжений, такое
слово называется-разноспрягаемое).
-Что мы теперь можем сможем делать, используя новый способ? (Искать ответ
на вопрос ,,А есть ещё в русском языке разноспрягаемые слова?,,)