Напоминание

Правописание личных окончаний в слове бежать (разноспрягаемое слово)..


Автор: Буторина Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Проект урока по русскому языку.
Тема: Правописание личных окончаний в слове бежать (разноспрягаемое слово)..
Раздел: начальное образование





Назад





Проект урока по русскому языку.
Предлагаю рассмотреть этапы и формы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроке русского языка в 3 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Тема. Правописание личных окончаний в слове бежать (разноспрягаемое слово).. Цель: выявить особенности правописания личных окончаний слова бежать; познакомить учащихся с понятием «разноспрягаемые слова» Мотивация Задание: записать слова в 3-м лице ед. и множественного числа . 1вариант – I спряжение, 2 вариант- II спряжение. ГУЛЯТЬ, ПОДБРОСИТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОТВЕЧАЮТ, БЕЖАТЬ, ЕХАТЬ, СМОТРЕТЬ Гуляет-гуляют подбросит-подбросят Отвечает-отвечают держит- держат Едет-едут смотрит-смотрят бежит –бегут ?????? Целеполагание При проверке выясняется, слово БЕЖАТЬ было записано 1 вариантом, 2 вариантом и вообще не записано. _ Со словом БЕЖАТЬ получились разные варианты. Почему мнения разделились? -Может быть, мы неверно написали окончание в какой-то форме? (Нет, потому что оба окончания в сильной позиции). -Что необычного ? (Слово одно, а окончания разных спряжений). - На какой вопрос будем искать ответ на уроке? Может ли слово иметь личные окончания разных спряжений?
Вопрос фиксируется на доске. Дети в записывают в тетради.
Выдвижение гипотез -Почему мнения разделились? Как вы считаете, почему получились разные варианты?  Может инфинитив определили неверно;  Может это слово исключение;  Может это 3 спряжение. Планирование действий для проверки гипотез - Давайте начнём разбираться вместе. - А что мы делаем в случае, когда слабая позиция в окончании у слов называющих действие? (Мы обращаемся к алгоритму): 1. Инфинитив 2. Проспрягать 3. Определить какая основа (У или НУ) 4. Определить спряжение 5. Вставить букву Проверка гипотез Инфинитив – бежать: я бегу
ты беж
ишь
он беж
ит

(II)
мы беж
им
вы беж
ите
они бег
ут

(I)
Анализ полученных результатов - В чём же необычность этого слова? (Это слово имеет окончания разных спряжений. Кроме этого в основе слова происходит чередование г/ж). Фиксация -А что мы хотели узнать в начале урока?( Может ли слово иметь личные окончания разных спряжений?) -Какой вывод можем сделать? ( Слово может иметь окончания разных спряжений). - Не противоречат ли схеме окончания единственного числа? (Нет). -А окончания множественного числа? (Нет). - Следует ли отметить особенности спряжения слова БЕЖАТЬ на схеме? (ДА). - Как это лучше сделать? (Варианты детей) Предложенные схемы обсуждаются, дополняются и фиксируются на доске и в тетради. Оценка нового способа - Как же мы назовём слово БЕЖАТЬ, учитывая особенность его спряжения? ( Варианты детей) - Не можете ли вы объяснить, почему это слово учёные назвали разноспрягаемым? Конкретизация Задание: вставьте слово «бежать» в нужной форме в предложения, соблюдая при этом нормы его употребления 1)Годы ... . 2) Из крана ... вода. 3) Куда вы так ... ? 4) Тропинка ... по склону горы. 5) Из-под корней могучего дуба ... ключ. Самооценка -Какой вопрос возник в начале урока? ( Может ли слово иметь личные окончания разных спряжений?) -Что мы узнали? (Да, слово может иметь окончания разных спряжений, такое слово называется-разноспрягаемое). -Что мы теперь можем сможем делать, используя новый способ? (Искать ответ на вопрос ,,А есть ещё в русском языке разноспрягаемые слова?,,)


В раздел образования