Напоминание

"Речевые умения и навыки, использование арттерапевтических приемов на уроках как одно из средств формирования личности ребенка."


Автор: Андреева Олеся Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №115"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Речевые умения и навыки, использование арттерапевтических приемов на уроках как одно из средств формирования личности ребенка."
Раздел: начальное образование





Назад





Речевые умения и навыки, использование арттерапевтических

приемов на уроках как одно из средств формирования личности

ребенка.
Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный подходы. Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы. Важным элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход, значение которого показал в своих работах А.Н. Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности, что поможет ребенку осознать себя как личность. Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. Основные задачи коррекционно-развивающего обучения: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2. Повышение уровня их умственного развития. 3. Нормализация учебной деятельности. 4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. 5. Социально-трудовая адаптация.
Поэтому коррекционно - развивающее обучение рассматривается с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе. Перед педагогами стоит задача не просто дать детям определенный набор знаний, умений и навыков, а развивать коммуникативную личность, воспитать человека, который может в достаточно понятной и правильной форме высказать свое мнение, свою точку зрения, что особенно актуально в коррекционных классах. Например, чтобы научить школьника доказывать свою точку зрения, необходимо научить их рассуждать; проводить словарную работу с незнакомыми словами, словосочетаниями, выражениями; использовать в работе пословицы и поговорки, которые помогут осознать главную мысль произведения, предлагать задания для выборочного чтения (спросить детей об их личностном отношении к поступку героя, к событиям, описанным в отрывке); пересказ по плану, что поможет обнаружить ранее незамеченное; использовать работу с деформированным текстом; обязательно подводить итоги и делать выводы. Необходимо по всем предметам проводить коррекционную работу, чтобы устранить пробелы в знаниях учащихся (индивидуальные задания, карточки, тесты…) и обязательное подключение психолога (с нами сотрудничают педагоги из ДЮЦ «Рифея»). Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации. «Особые» дети, как никто другие нуждаются в поддержке. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Говорят, для достижения желаемого результата все средства хороши. Таким средством, по моему мнению, является артпедагогика (арттерапия). Артпедагогика – это вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Арттерапия воздействует на
нравственно-эстетические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социально-культурной адаптации с помощью искусства, реализует еще и психотерапевтическую функцию. Целью применения арттерапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изодеятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Задачи арттерапии как метода – не стремясь сделать всех детей художниками, возбудить у них активность, направленную на реализацию их творческих возможностей. Приведем некоторые арттерапевтические приемы- музыкотерапия,песочная терапия, различные игры-упражнения, физические упражнения и т.д. Использование приемов арттерапии на моих занятиях, с некоторыми детьми, коррекционного вида, позволяет решать важные педагогические задачи: - воспитательные: дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Складываются открытые, доверительные, отношения с педагогом; - коррекционные: улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми; - психотерапевтические: создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха; - диагностические: арттерапия позволяет получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка; - развивающие: ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Происходит личностный рост
человека, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Таким образом, обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным. При этом поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому. На уроке должен главенствовать дух открытия.
Автор статьи: Андреева Олеся Викторовна «МАОУ «СОШ № 115»


В раздел образования