"Речевые умения и навыки, использование арттерапевтических приемов на уроках как одно из средств формирования личности ребенка."
Автор: Андреева Олеся Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ №115" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: "Речевые умения и навыки, использование арттерапевтических приемов на уроках как одно из средств формирования личности ребенка." Раздел: начальное образование
Речевые умения и навыки, использование арттерапевтических
приемов на уроках как одно из средств формирования личности
ребенка.
Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых
детей
и
подростков
имеет
свою
специфику.
Методологическую
основу
изучения
данной
проблематики
составляют
системный,
деятельностный,
личностный подходы.
Системный
подход
в
организации
помощи
в
процессе
социальной
реабилитации
умственно
отсталых
детей
предполагает
создание
комплексной
интегративной социально-педагогической системы. Важным
элементом
комплексной
реабилитации
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
деятельностный
подход,
значение
которого показал в своих работах А.Н. Леонтьев. Согласно его концепции,
деятельность является основой, средством и решающим условием развития
личности, что поможет ребенку осознать себя как личность.
Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться учителем на
всех
уроках
и
должно
обеспечить
усвоение
учебного
материала
в
соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Повышение уровня их умственного развития.
3. Нормализация учебной деятельности.
4.
Коррекция
недостатков
эмоционально-личностного
и
социального
развития.
5. Социально-трудовая адаптация.
Поэтому коррекционно - развивающее обучение рассматривается с позиций
обучения
практическим
умениям,
формирования
у
детей
жизненной
компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.
Перед педагогами стоит задача не просто дать детям определенный набор
знаний,
умений
и
навыков,
а
развивать
коммуникативную
личность,
воспитать человека, который может в достаточно понятной и правильной
форме высказать свое мнение, свою точку зрения, что особенно актуально в
коррекционных классах.
Например,
чтобы
научить
школьника
доказывать
свою
точку
зрения,
необходимо
научить
их
рассуждать;
проводить
словарную
работу
с
незнакомыми словами,
словосочетаниями, выражениями; использовать в
работе пословицы и поговорки, которые помогут осознать главную мысль
произведения, предлагать задания для выборочного чтения (спросить детей
об их личностном отношении к поступку героя, к событиям, описанным в
отрывке); пересказ по плану, что поможет обнаружить ранее незамеченное;
использовать работу с деформированным текстом; обязательно подводить
итоги и делать выводы.
Необходимо по всем предметам проводить коррекционную работу, чтобы
устранить пробелы в знаниях учащихся (индивидуальные задания, карточки,
тесты…)
и
обязательное
подключение
психолога
(с
нами
сотрудничают
педагоги из ДЮЦ «Рифея»).
Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет
обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной
речевой и социальной адаптации.
«Особые» дети, как никто другие нуждаются в поддержке. Все это побуждает
искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных
негативных проявлений. Говорят, для достижения желаемого результата все
средства
хороши.
Таким
средством,
по
моему
мнению,
является
артпедагогика
(арттерапия).
Артпедагогика
–
это
вовлечение
учащихся
в
различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец,
движение и речь). Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической
интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и
психологическом
здоровье
личности,
группы,
коллектива
средствами
спонтанной
художественной
деятельности.
Арттерапия
воздействует
на
нравственно-эстетические,
эстетические,
коммуникативно-рефлексивные
основы
личности
и
способствует
социально-культурной
адаптации
с
помощью искусства, реализует еще и психотерапевтическую функцию.
Целью
применения
арттерапии
в
образовании
является
сохранение
или
восстановление
здоровья
учащихся
и
их
адаптация
к
условиям
образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного,
диагностического и психопрофилактического потенциала.
Одним
из
наиболее
распространенных
видов
арттерапии
является
изотерапия
(рисунок,
лепка)
–
лечебное
воздействие,
коррекция
посредством изодеятельности. Изотерапия дает положительные результаты в
работе с детьми с различными проблемами.
Задачи
арттерапии
как
метода
–
не
стремясь
сделать
всех
детей
художниками, возбудить у них активность, направленную на реализацию их
творческих возможностей.
Приведем некоторые арттерапевтические приемы- музыкотерапия,песочная
терапия, различные игры-упражнения, физические упражнения и т.д.
Использование приемов арттерапии на моих занятиях, с некоторыми детьми,
коррекционного вида, позволяет решать важные педагогические задачи:
- воспитательные: дети учатся корректному общению, сопереживанию,
бережным
взаимоотношениям
со
сверстниками
и
взрослыми.
Складываются открытые, доверительные, отношения с педагогом;
-
коррекционные:
улучшается
самооценка,
исчезают
неадекватные
формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими
людьми;
-
психотерапевтические:
создается
атмосфера
эмоциональной
теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического
комфорта, защищенности, радости, успеха;
- диагностические: арттерапия позволяет получить сведения о развитии
индивидуальных особенностях ребенка;
-
развивающие:
ребенок
переживает
успех,
самостоятельно
справляется
с
трудной
ситуацией.
Происходит
личностный
рост
человека, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств
и поведения.
Таким
образом,
обучение
должно
быть
организовано
так,
чтобы
ребенок
занимался
с
желанием,
был
инициативным.
При
этом
поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое,
научиться новому. На уроке должен главенствовать дух открытия.
Автор статьи: Андреева Олеся Викторовна «МАОУ «СОШ № 115»