Напоминание

Использование педагогом информальных форм работы. Мобильное образование в современном мире


Автор: Петряшева Людмила Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Пензы им.Ю.Е.Яничкина
Населённый пункт: Пензенская область, г.Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Использование педагогом информальных форм работы. Мобильное образование в современном мире
Раздел: дополнительное образование





Назад





«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ ИНФОРМАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Методист МБОУДО ДШИ г. ПЕНЗЫ ИМ.Ю.Е.ЯНИЧКИНА
Петряшева Л.Ю.
Современное образовательное пространство должно представлять собой гибкую и адаптированную информационную среду. В современном мире информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека. Сейчас молодое поколение не может представить себе жизнь без социальных сетей и других интернет-ресурсов. В связи с этим для педагога особо актуально создание своей полифункциональной ниши в информационном интернет-пространстве. Это позволяет оперативно обмениваться информацией, всегда оставаться в курсе происходящих событий и последних новостей. Потребность человека в интеллектуальном развитии и по стоянном самосовершенствовании предполагает получение образования на протяжении всей жизни. Изучение форм непрерывного образования позволило определить, что формальное образование человек получает в рамках официального образовательного учреждения с обязательным получением документа. Неформальное образование предполагает получение тех знаний, к которым стремится душа человека. Оно позволяет человеку всесторонне проявить себя и реализоваться, как творческая личность, стать самодостаточным. Неформальное образование может быть приобретено в общественных организациях, на курсах и тренингах, мастер-классах, но всегда за рамками системы формального образования. Информальное образование включает все возможные отрасли знания и даёт возможность для полного развития личности. Человек получает его на практике в результате повседневной жизни: в социальных отношениях внутри трудового коллектива, во время туристических поездок, при посещении культурно-творческих мероприятий, в общении с родными и друзьями. Особое место в информальном образовании занимает система средств массовой информации и коммуникации: интернет, телевидение, радио, и т.п. Взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимой основой для становления и развития современного человека на протяжении всей его жизни. Современный интернет становится все более интегрированной и все более мобильной информационно-коммуникационной средой. Возможность постоянного доступа к информации, взаимосвязь с другими участниками учебного процесса через мобильные устройства – основной принцип мобильного образования. Формирование грамотной информационной образовательной среды – главная задача нашего педагогического коллектива. Единое информационное образовательное пространство нашей школы – это эффективная система предоставления информации всем участникам образовательного процесса, к которым относятся: директор, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, методисты, педагог-психолог, преподаватели, педагоги- организаторы, учащиеся и их родители. Информационная среда образовательного учреждения включает в себя официальный сайт ДШИ, личные сайты наших преподавателей, официальные страницы школы и интернет-сообщества творческих обьединений, созданные в самых распространённых и популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Tвиттер»). Официальный сайт ДШИ является не просто информационным ресурсом, но и элементом имиджевой привлекательности нашего образовательного учреждения. Кроме того, наличие сайта позволяет оптимально реализовать ст.29 Закона об образовании «Информационная открытость образовательной организации». На сайте расположена вся
информация: условия приема детей, нормативно-правовые документы, информация об обьединениях и т.д. Значительное большинство наших педагогов уже давно освоили работу в сети и успешно используют ее в образовательной деятельности. Они демонстрируют свои профессиональные достижения, систематизируют накопленный опыт, делятся методическими находками. На публичной странице «Детская школа искусств г.Пензы им. Ю.Е. Яничкина» («ВКонтакте») расположены ссылки на официальные группы наших коллективов. Это школа-студия хореографического ансамбля «Зоренька», студия декоративно-прикладного творчества «Расписные зори», студия эстрадного джазового вокала «Импульс-NEXT», вокальный ансамбль «Рыжий кот», ансамбли спортивного бального танца «Янтарь» и «Радуга», Арт-Студия «Чудесница», спортивный клуб карате Кекусинкай «ЭДО», студия «Художник-модельер», ансамбль современной хореографии «Кре-А-тиВ», хореографический ансамбль «Игрица». Информация в интернет-группах наших коллективов привлекает внимание большого количества заинтересованных интернет-пользователей. Вступая в профессиональные педагогические сетевые сообщества, преподаватели имеют возможность знакомиться с опытом работы педагогов-новаторов и применять в своей деятельности их лучшие методы и приёмы. Многие наши педагоги принимают участие в обучающих вебинарах, проходящих в дистанционном формате. Это обогащает и наш опыт, и опыт работы наших коллег, открывает новые перспективы для становления и развития педагогов. Сетевые сообщества педагогов дают возможность творческого общения с коллегами-единомышленниками по всей России и за её пределами. Таким образом, осуществляется формирование «блогосферы» дополнительного образования. Интернет-группа в социальной сети - это своего рода мостик в деле сплочения как самого детского коллектива, так и установления связи с родителями, благодаря чему они становятся активными участниками образовательного процесса. Наши учащиеся ведут активную жизнь в сети и делятся насущной информацией в режиме реального времени. По содержанию на страничке в социальной сети педагог может узнать, чем живёт учащийся, что его волнует, сферу его интересов. Информация на странице может позволить выявить причины и предпосылки отклонений в поведении ребёнка, вовремя предупредить нежелательные негативные моменты и справиться с возникающими проблемами. Педагоги на страничках интернет-сообществ в социальных сетях располагают учебный и познавательный материал, а также дополнительную информацию для самостоятельного углубленного изучения. Для родителей – это «методическая копилка», в которой представлены рекомендации по изучаемым детьми курсам, дисциплинам. Для повышения интереса к занятиям у детей младшего возраста подбирается и размещается материал развлекательного характера с содержанием образовательного компонента: развивающие дидактические игры, мультфильмы. В интернет-группах ведётся медиатека: размещаются фото- и видео-материалы, аудиофайлы конкурсных выступлений. Совместный просмотр видеозаписей помогает соотнести результаты своей деятельности с результатами работы других коллективов. Педагог анализирует качество усвоения знаний и динамику развития учащихся. В ходе совместной дискуссии дети анализируют спорные моменты и обсуждают, что им удалось, а над чем еще предстоит поработать. Особую популярность в последнее время приобрели онлайн-конкурсы. Не выезжая в другие города, творческие коллективы и педагоги принимают участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, что позволяет существенно сэкономить время и материальные средства. Такая форма информального образования способствует творческому развитию детей и профессиональному совершенствованию педагогов. С помощью информальных форм работы мы добились решения проблемы по набору детей в наши детские объединения. Свой вклад в этом направлении вносит тесное
сотрудничество со СМИ. Мы активно взаимодействуем с журналистами местного телевидения. Они снимают сюжеты о жизни и деятельности нашего учреждения, повышают узнаваемость и формируют имидж. В рубриках телепередач о наших творческих обьединениях поднимаются вопросы воспитания, профориентации, а также выбора увлечения по душе. Средства массовой информации, как информальная форма работы, способствуют тому, что в течение года состав детских объединений пополняется новыми участниками и продолжает увеличиваться. Современный мир поистине не может существовать без мобильного образования, которое уже приносит свои позитивные плоды. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что информальные формы работы служат не только популяризации опыта работы педагогов, но и расширяют рамки учебного процесса за пределы стен образовательного учреждения, делают учебный материал легкодоступным и позволяют совершенствоваться и развиваться педагогам и учащимся.


В раздел образования