Роль декоративно-прикладного творчества в успешной адаптации учащихся в социуме в современных условиях
Автор: Ключникова Надежда Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Пензы им.Ю.Е.Яничкина Населённый пункт: Пензенская область, город Пенза Наименование материала: статья Тема: Роль декоративно-прикладного творчества в успешной адаптации учащихся в социуме в современных условиях Раздел: дополнительное образование
Роль декоративно-прикладного творчества в успешной адаптации
учащихся в социуме в современных условиях
Н.Н. Ключникова
методист МБОУДО ДШИ
г. Пензы им. Ю.Е. Яничкина
Система
дополнительного
образования
многопланова,
разнообразна,
доступна
и
является неотъемлемой
частью
непрерывного
образования,
призванной
обеспечить
ребенку
дополнительные
возможности
для
духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его
творческих и образовательных потребностей.
Дополнительное
образование
способствует
раскрытию
и
реализации
внутреннего
потенциала
интенсивно
развивающейся
личности
ребенка.
Именно
в
организациях
дополнительного
образования
происходит
становление самоактуализирующейся личности.
Развитие
ребенка
как
личности
в
условиях
дополнительного
образования происходит в трех тесно связанных направлениях:
личностный рост;
совершенствование и развитие в выбранном виде деятельности;
успешная социализация.
В Детской школе искусств г. Пензы им. Ю.Е.Яничкина по-прежнему
востребованным
и
популярным
среди
детей
и
родителей
остается
декоративно-прикладное
искусство
как одна
из
форм
познания
мира,
выражение своего отношения к его природным и общественным явлениям.
Продукты
этой
деятельности
несут
определенную
информацию,
в
специфической образной форме выражают идеи, мысли, чувства. С помощью
многообразных видов декоративно-прикладного искусства люди общаются
друг с другом, воспринимают, передают и активно усваивают общественный
опыт.
Декоративно-прикладное
направление
дополнительного
образования
позволяет
приобщить
детей
к
творчеству
через
труд
и
искусство,
дает
возможность
выбора,
поиска,
проявления
своей
индивидуальности,
интересов.
Обучение
различным
видам
декоративно-прикладного
творчества
осуществляется
в
детских
объединениях
«Расписные
зори»,
«Юный
худ ож н и к » ,
и з о - с т уд и я ,
а р т - с т уд и я
« Ч уд е с н и ц а »
с
у ч е т о м
психофизиологических
особенностей
детей
на
разных
этапах
их
художественного развития. Руководители студий бережно хранят и передают
детям
радость
ручного
творчества,
помогают
осознать
необходимость
сохранения национальных традиций родного края и всей России.
Обучение
декоративно-прикладному
творчеству
в
Детской
школе
искусств
доступно
для
детей
из
разных
слоев
общества
с
различным
интеллектуальным уровнем – одаренных и имеющих проблемы в развитии,
детей-инвалидов и с отклонениями в поведении.
За многие годы функционирования этих объединений накоплен богатый
опыт
вовлечения
детей
в
творческую
деятельность
по
различным
направлениям декоративно-прикладного искусства.
Если
художественно-творческая
деятельность
на
первом
этапе
художественного
развития
протекает
на
эмоционально-чувствительной
основе, то на последующем этапе она строится больше на познавательно-
аналитическом
уровне,
обязательно
с
сохранением
в
ней
эмоционально-
образного, творческого начала. Дети входят в увлекательный мир искусства,
осваивая его целостно, исключая деление на отдельные виды искусства и во
взаимосвязи с окружающей жизнью.
Значение декоративно-прикладного творчества в умственном развитии
личности, развитии мышления неоспоримо велико. Если рассмотреть этапы
работы по изготовлению любого изделия (поделки, игрушки и т.д.), то можно
заметить,
что
вначале
ребенок
рассматривает
предложенный
образец,
анализирует его структуру, приемы изготовления. Следующий этап – детям
показывают рисунок или фотографию изделия, которое нужно изготовить.
Третий этап – без предварительного обсуждения (анализа) дети приступают к
работе по конкретному заданию или по собственному желанию.
Когда ребенок только приступает к изготовлению поделок, то движения
его рук неточны, ему не удается выполнить задание (подобрать цвет, форму),
и он чаще портит работу. Под контролем педагога учащийся устанавливает
причины неудач, способы их преодоления. В ходе повторяющихся операций
руки приобретают уверенность, точность, пальцы становятся послушными,
формируется
настойчивость
и
желание
работать.
Кроме
того,
работа
по
изготовлению
изделия
развивает
сенсомоторику
(глаза
и
руки
начинают
работать
согласованно,
координация
движений
совершенствуется,
наблюдается точность в выполнении операций, что постепенно приводит к
совершенствованию специальных умений и навыков).
Успешность в обучении декоративно-прикладным творчеством ведет к
эмоциональной
удовлетворенности
большинства
детей,
к
увеличению
самостоятельности, самореализации и активности, которые необходимы для
адаптации
в
социуме,
основанной
на
конкуренстноспособности.
Наблюдаются
большие
изменения
в
коммуникативной
сфере,
что
способствует
раскрытию
внутреннего
потенциала
–
у
детей
повышается
мотивация к выполнению своих авторских работ. Это творчество развивает,
увлекает,
делает
жизнь
интересной
и
увлекательной,
что
приводит
к
успешной социализации учащихся.
Современное
обновление
содержания
дополнительного
образования
способствует внедрению в образовательный процесс новых информационных
технологий, обеспечивающих развитие личности всех категорий детей.
Дети
должны
занимать
свое
место
в
социуме,
ощущать
свою
ценность
и
значимость в обществе,
быть активными и творческими,
стремящимися к
познанию
мира,
к
самопознанию,
саморазвитию
и
самовыражению.
В
информационном обществе деятельность детей во многом зависит от умения
эффективно и качественно использовать информацию,
взаимодействовать в
информационном поле с другими людьми.
Декоративно-прикладное
искусство
является
одним
из
наиболее
доступных
направлений
дополнительного
образования
и
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
которое
сближает
ребенка
с
природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней, формирует
трудовые навыки, развивает художественный вкус, формирует эстетические
представления и понятия.
Данный вид деятельности помогает строить специальное обучение и
развитие
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
опорой
на
непосредственные впечатления, реальные образы и представления, то есть в
соответствии
с
преобладающими
формами
познавательной
деятельности
таких детей на начальном этапе обучения – конкретно-образном и наглядно-
действенным мышлениями. Развитие и использование этих форм укрепляет
практическую основу первичных наглядных обобщений.
В
детских
объединениях
декоративно-прикладного
творчества
с
использованием
предметно-практической
деятельности
расширяются
следующие
образовательно-воспитательные
и
коррекционно-развивающие
задачи:
расширение сенсорного опыта и знания детей об окружающей
действительности,
накопление
житейских
понятий
на
основе
полисенсорного чувственного восприятия;
активизация мыслительной деятельности и речевого общения;
развития
общетрудовых
умений
и
навыков
при
использовании
новых видов деятельности;
воспитания
психологической
и
практической
готовности
к
трудовой
деятельности
–
сотрудничества,
коллективизма,
трудолюбия,
самостоятельности,
активности,
эстетического
и
художественного вкуса.
На занятиях учащиеся получают четкое представление о трех основных
компонентах труда:
предмете,
являющемся
целью
деятельности,
и
пла не ,
позволяющем видеть всю работу в комплексе (ориентировочный
компонент);
практическом изготовлении изделия (исполнительный компонент);
текущем контроле за выполнением работы и итоговой проверке с
оценкой работы (контрольно-оценочный компонент).
Уровень сформированности, регулирующий компоненты деятельности
(планирование, самоконтроль, оценка), во многом определяет успешность
подготовки
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
трудовой
деятельности.
Декоративно-прикладное искусство выполняет очень важную роль: во-
первых, ставит ребенка в активную позицию по отношению к окружающим,
включает определенные действия, требует осознания их целей, выбора и
анализа путей и средств для их осуществления, планирование этапов работы,
оценки
результатов;
во-вторых,
рождает
потребность
в
обмене
мыслями,
выражении чувств, эмоций, возникающих в ее процессе, особенно если она
протекает в коллективе под руководством педагога.
Немаловажную роль в коллективе играет общение (это и общение детей
вообще, образование малых групп по интересам, общая заинтересованность в
совместных
делах
и
коллективных
работах,
возможность
узнать
мнение
других о своей работе и высказать свое). Такие диалоги формируют у ребенка
уверенность в себе, в коллективе сверстников и в социуме. Традиционные
дела творческого коллектива «декоративников», участие в мероприятиях и
выставках различного типа и уровня создают ситуацию его включенности в
жизнь общества.
Отношение детей к делу напрямую зависит от характера обратной связи.
При получении положительных эмоций от работы ребенок будет уделять
больше времени, внимания, усилия при ее выполнении. Радость от процесса
труда
и
его
результатов
способствует
пониманию
значимости
трудовой
деятельности,
формированию
сознания
возможности
сделать
увлечение
профессией, комфортному существованию в стремительно развивающемся
мире технологий и растущем информационном пространстве.