Напоминание

Роль декоративно-прикладного творчества в успешной адаптации учащихся в социуме в современных условиях


Автор: Ключникова Надежда Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Пензы им.Ю.Е.Яничкина
Населённый пункт: Пензенская область, город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Роль декоративно-прикладного творчества в успешной адаптации учащихся в социуме в современных условиях
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль декоративно-прикладного творчества в успешной адаптации

учащихся в социуме в современных условиях

Н.Н. Ключникова
методист МБОУДО ДШИ г. Пензы им. Ю.Е. Яничкина Система дополнительного образования многопланова, разнообразна, доступна и является неотъемлемой частью непрерывного образования, призванной обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование способствует раскрытию и реализации внутреннего потенциала интенсивно развивающейся личности ребенка. Именно в организациях дополнительного образования происходит становление самоактуализирующейся личности. Развитие ребенка как личности в условиях дополнительного образования происходит в трех тесно связанных направлениях:  личностный рост;  совершенствование и развитие в выбранном виде деятельности;  успешная социализация. В Детской школе искусств г. Пензы им. Ю.Е.Яничкина по-прежнему востребованным и популярным среди детей и родителей остается декоративно-прикладное искусство как одна из форм познания мира, выражение своего отношения к его природным и общественным явлениям. Продукты этой деятельности несут определенную информацию, в специфической образной форме выражают идеи, мысли, чувства. С помощью многообразных видов декоративно-прикладного искусства люди общаются друг с другом, воспринимают, передают и активно усваивают общественный опыт. Декоративно-прикладное направление дополнительного образования позволяет приобщить детей к творчеству через труд и искусство, дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, интересов. Обучение различным видам декоративно-прикладного творчества осуществляется в детских объединениях «Расписные зори», «Юный худ ож н и к » , и з о - с т уд и я , а р т - с т уд и я « Ч уд е с н и ц а » с у ч е т о м психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Руководители студий бережно хранят и передают
детям радость ручного творчества, помогают осознать необходимость сохранения национальных традиций родного края и всей России. Обучение декоративно-прикладному творчеству в Детской школе искусств доступно для детей из разных слоев общества с различным интеллектуальным уровнем – одаренных и имеющих проблемы в развитии, детей-инвалидов и с отклонениями в поведении. За многие годы функционирования этих объединений накоплен богатый опыт вовлечения детей в творческую деятельность по различным направлениям декоративно-прикладного искусства. Если художественно-творческая деятельность на первом этапе художественного развития протекает на эмоционально-чувствительной основе, то на последующем этапе она строится больше на познавательно- аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально- образного, творческого начала. Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно, исключая деление на отдельные виды искусства и во взаимосвязи с окружающей жизнью. Значение декоративно-прикладного творчества в умственном развитии личности, развитии мышления неоспоримо велико. Если рассмотреть этапы работы по изготовлению любого изделия (поделки, игрушки и т.д.), то можно заметить, что вначале ребенок рассматривает предложенный образец, анализирует его структуру, приемы изготовления. Следующий этап – детям показывают рисунок или фотографию изделия, которое нужно изготовить. Третий этап – без предварительного обсуждения (анализа) дети приступают к работе по конкретному заданию или по собственному желанию. Когда ребенок только приступает к изготовлению поделок, то движения его рук неточны, ему не удается выполнить задание (подобрать цвет, форму), и он чаще портит работу. Под контролем педагога учащийся устанавливает причины неудач, способы их преодоления. В ходе повторяющихся операций руки приобретают уверенность, точность, пальцы становятся послушными, формируется настойчивость и желание работать. Кроме того, работа по изготовлению изделия развивает сенсомоторику (глаза и руки начинают работать согласованно, координация движений совершенствуется, наблюдается точность в выполнении операций, что постепенно приводит к совершенствованию специальных умений и навыков). Успешность в обучении декоративно-прикладным творчеством ведет к эмоциональной удовлетворенности большинства детей, к увеличению самостоятельности, самореализации и активности, которые необходимы для адаптации в социуме, основанной на конкуренстноспособности. Наблюдаются большие изменения в коммуникативной сфере, что
способствует раскрытию внутреннего потенциала – у детей повышается мотивация к выполнению своих авторских работ. Это творчество развивает, увлекает, делает жизнь интересной и увлекательной, что приводит к успешной социализации учащихся. Современное обновление содержания дополнительного образования способствует внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, обеспечивающих развитие личности всех категорий детей. Дети должны занимать свое место в социуме, ощущать свою ценность и значимость в обществе, быть активными и творческими, стремящимися к познанию мира, к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. В информационном обществе деятельность детей во многом зависит от умения эффективно и качественно использовать информацию, взаимодействовать в информационном поле с другими людьми. Декоративно-прикладное искусство является одним из наиболее доступных направлений дополнительного образования и для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сближает ребенка с природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней, формирует трудовые навыки, развивает художественный вкус, формирует эстетические представления и понятия. Данный вид деятельности помогает строить специальное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с опорой на непосредственные впечатления, реальные образы и представления, то есть в соответствии с преобладающими формами познавательной деятельности таких детей на начальном этапе обучения – конкретно-образном и наглядно- действенным мышлениями. Развитие и использование этих форм укрепляет практическую основу первичных наглядных обобщений. В детских объединениях декоративно-прикладного творчества с использованием предметно-практической деятельности расширяются следующие образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи:  расширение сенсорного опыта и знания детей об окружающей действительности, накопление житейских понятий на основе полисенсорного чувственного восприятия;  активизация мыслительной деятельности и речевого общения;  развития общетрудовых умений и навыков при использовании новых видов деятельности;  воспитания психологической и практической готовности к трудовой деятельности – сотрудничества, коллективизма, трудолюбия, самостоятельности, активности, эстетического и
художественного вкуса. На занятиях учащиеся получают четкое представление о трех основных компонентах труда:  предмете, являющемся целью деятельности, и пла не , позволяющем видеть всю работу в комплексе (ориентировочный компонент);  практическом изготовлении изделия (исполнительный компонент);  текущем контроле за выполнением работы и итоговой проверке с оценкой работы (контрольно-оценочный компонент). Уровень сформированности, регулирующий компоненты деятельности (планирование, самоконтроль, оценка), во многом определяет успешность подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности. Декоративно-прикладное искусство выполняет очень важную роль: во- первых, ставит ребенка в активную позицию по отношению к окружающим, включает определенные действия, требует осознания их целей, выбора и анализа путей и средств для их осуществления, планирование этапов работы, оценки результатов; во-вторых, рождает потребность в обмене мыслями, выражении чувств, эмоций, возникающих в ее процессе, особенно если она протекает в коллективе под руководством педагога. Немаловажную роль в коллективе играет общение (это и общение детей вообще, образование малых групп по интересам, общая заинтересованность в совместных делах и коллективных работах, возможность узнать мнение других о своей работе и высказать свое). Такие диалоги формируют у ребенка уверенность в себе, в коллективе сверстников и в социуме. Традиционные дела творческого коллектива «декоративников», участие в мероприятиях и выставках различного типа и уровня создают ситуацию его включенности в жизнь общества. Отношение детей к делу напрямую зависит от характера обратной связи. При получении положительных эмоций от работы ребенок будет уделять больше времени, внимания, усилия при ее выполнении. Радость от процесса труда и его результатов способствует пониманию значимости трудовой деятельности, формированию сознания возможности сделать увлечение профессией, комфортному существованию в стремительно развивающемся мире технологий и растущем информационном пространстве.


В раздел образования