"Педагогический проект "Шаг навстречу". Формирование доброжелательных отношений между учениками начальных классов и детьми дошкольного возраста."
Автор: Андреева Олеся Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ №115" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: "Педагогический проект "Шаг навстречу". Формирование доброжелательных отношений между учениками начальных классов и детьми дошкольного возраста." Раздел: начальное образование
Статью приготовила учитель начальных классов Андреева Олеся Викторовна, МАОУ «СОШ
№115» г. Пермь
Педагогический проект «Шаг навстречу».
Формирование доброжелательных отношений между учениками начальных классов и
детьми дошкольного возраста.
Чем лучше ты сам, тем более ты
доброжелателен ко всему окружающему и к людям.
Плотин
Проблема межличностных отношений младших школьников на сегодняшний день
является сверхактуальной. Наблюдая, как общаются дети в классе, анализируя высокую
эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что
повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в
детском коллективе.
Решая данную проблему, считаю необходимым внедрить новые подходы в
организации
образовательно-воспитательного
процесса
в
деле
формирования
доброжелательных
отношений.
Мною
создан
и
реализован,
уже
пятый
год ,
педагогический проект «Шаг навстречу», цель которого: создание условий для снятия
агрессивности
детей
и
формирования
доброжелательных
отношений
младших
школьников через систему специально подобранных игр, сценариев…
Этот проект рассчитан для детей начальных классов. Для сплочения коллектива
проводим внеклассные мероприятия, с целью ознакомления вербальных и невербальных
средств общения, решаем проблемные ситуации.
Мы участвуем с детьми в проекте «Шаг навстречу маленькими шагами», благодаря,
которому дети могут показать себя не только в стенах своей школы, но и за её пределами.
Мы активно сотрудничаем с детьми из МБДО «ДС № 271». Ученики начальных классов
проводят различные мероприятия с детьми детского сада, за которые дети получают
сертификаты и отличные отзывы.
В основе проекта различные игры, разработанные известным детским психологом,
доктором психологических наук Е.О. Сминовой и кандидатом психологических наук В.М.
Холмогоровой. По их мнению, основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию
фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания и сопричастности к партнёру.
Специфика этой работы заключается в следующем:
- сведение на минимум речевого взаимодействия детей;
-
исключение
какого-либо
принуждения,
чтобы
не
вызвать
реакцию
протеста,
замкнутости;
- безоценочность;
- отказ от предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством
взаимодействия ради игрушки;
-
отсутствие
соревновательного
момента,
чтобы
не
провоцировать
детей
на
проявление конкурентности и ориентацию на оценку окружающих.
Главный метод проекта «Шаг навстречу» - непосредственное взаимодействие. При
субъект-субъектных отношениях педагог играет вместе с детьми или репетирует праздник,
показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее,
направляет внимание.
Привлечь и заинтересовать родителей этой темой помогли родительские встречи,
совместные праздники, в которых они сами активно принимали участие и готовили для
детей костюмы.
Результатом реализации проекта стало улучшение эмоционально положительного
климата в классе. Контрольное тестирование младших школьников - участников проекта,
проведенное
по
истечению
срока
реализации
проекта,
показало
положительную
динамику.
Уверенность в себе увеличилась у тестируемых на 20%, защита от агрессии
окружающих сократилась на 18% , мнение окружающих значимо для пятерых детей из
восьми опрошенных, процент тревожности уменьшился на 19%.