Автор: Желтова Елена Борисовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГОАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Основа классического танца" Раздел: дополнительное образование
Содержание
.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
1.
Особенности классического танца ………………………………………………………………………………….. 4
1.1. История становления классического танца……………………………………………………………………. 4
1.2. Особенности педагогического метода
профессора хореографии А.Я. Вагановой…………………………………………………………………………..7
2.
Основные задачи преподавания по классическому танцу
в младших классах……………………………………………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………9
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………………………10
2
Введение
Среди главнейших вопросов сегодняшней гумманистической педагогики хореографического
искусства, подготовки современных артистов балета, выступает бережное отношение к
сохранению жанра классического танца, позволяющего в полной мере исполнителю проявить
свою самобытность, уникальность и самоценность.
Классический танец, как учебный предмет, закладывает фундамент исполнительской
хореографической культуры.
Это система четко разработанных движений призванных сделать тело дисциплинированным,
подвижным и гармоничным, превратить его в чуткий инструмент, послушный воле
балетмейстера и самого исполнителя:
- наличие выворотности ног (выворотное положение ног во время танца обеспечивает артисту
возможность свободного исполнения движений),
- стопа-наличие подъема (стопа является опорой тела человека, обеспечивает равновесие,
способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке, вытянутый подъем вместе с
вытянутой ногой создает законченную линию),
- гибкость (показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность),
- танцевальный шаг (способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в разных
направлениях в выворотном положении),
- прыжок (придает танцу легкость, полетность, воздушность и по этому является важной
составной частью. Для прыжка важен ballon-умение высоко и элластично прыгать вверх, и
сохранять во время прыжка рисунок позы),
- устойчивость (равновесие тела в различных позах, положениях, позициях. Основа
устойчивости в корпусе, а именно в определенном положении позвоночника и искуссном
управлении мышцами спины, в определенном положении рук).
Падение интереса к классическому танцу может привести к утрате этого жанра, а это
неизбежно приведет к обеднению системы воспитания артиста балета, сузит его
профессиональный кругозор. Цель - работы рассмотреть основы классического танца.
3
Задачи:
1.
Изучить историю становления классического танца.
2.
Проанализировать влияние педагогического метода профессора хореографии
А.Я.Вагановой на развитие классического танца.
3.
Описать основные задачи преподавателей по классическому в младших классах.
Объект-танец, как вид искусства. Предмет-классический танец.
Теоретической базой исследования являются труды таких ученых как ; Бахрушин Ю.А.,
Красовская В.М., Прибылов Г.Н., Костровицкая В.С., Бочарникова Э.Ю., Ваганова А.Я.
При исследовании применяются такие методы, как анализ и синтез, аналогия и сравнение,
моделирование и обобщение.
Структурно работа состоит из введения, 2 глав, последовательно раскрывающих тему
работы, заключения и списка используемой литературы.
1.
Особенности классического танца.
1.1
.История становления классического танца
.
Классический танец-главное выразительное средство балетного театра, пластическая речь, в которой
запечатлено множество увлекательных, трогательных поэтических историй, сказок, героических и
лирических легенд, новелл, поэм. Привычное представление о классическом танце связано с
внешним, традиционным обликом балерин – в белой пачке, розовом трико на ногах и в розовых
туфельках с крепким носком, позволяющих танцевать на пальцах. Но такое представление очень
поверхностное. Время меняло эстетические вкусы; моды, житейские и театральные. Соответственно
им изменялись театральные костюмы. Облик классической балерины романтической поры, к примеру
– это длинные, почти до пола, прозрачные тюники, совершенно гладкая, на прямой пробор прическа,
обрамленная белым веночком, легкие, как у стрекозы, крылья за спиной.
Облик классической балерины наших дней весьма разнообразен; начиная от коротких
пачек,греческого вида хитонов, различных легких стилизованных костюмов и кончая трико
обтягивающими все тело танцовщицы. Классические танцы нашего времени исполняются в костюмах,
соответствующих общему решению спектакля и его художественному стилю.
Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных
4
выразительных движений и положений человеческого тела. Он вбирал в себя достижения различных
танцевальных культур. Он перерабатывал движения различных, начиная с глубокой древности,
народных плясок, пантомимных действий-искусства мимов и жонглеров, движения трудовые и
бытовые.
Развиваясь в течении длительного времени, классический танец обрел точные и узаконенные формы-
стройную систему.
Система классического танца складывалась на протяжении веков. Она в движении и поныне, ибо
классический танец обогащается все время новыми классическими формами из неисчерпаемого
источника народной хореографии и других танцевальных систем.
На формирование системы классического танца большое влияние оказало античное искусство, красота
и пластическая гармония образов античной хореографии запечатленной в скульптуре и древней
живописи Греции и Рима.
Классический танец сосредоточил в себе огромное количество разноообразных движений
человеческого тела. Отсекая движения не обладающие танцевальными свойствами, он обобщил в
единое целое отдельные группы движений и положений. Образовался, как бы, универсальный
пластический материал, посредством которого балетмейстеры создают хореографические образы,
строят целые балетные спектакли.
К образованию системы классического танца привело установление стройности единства и
одновременно строгой классификации в многообразии отобранных человеческих движений.
Система оформилась в XVI веке в Италии, дальнейшее развитие и совершенствования происходили в
XVII веке во Франции в теоретических трудах Королевской Академии Танца-в работах Бошана и Фейе.
В туже пору была выработана и определенная Французская терминология классического танца,
которая бытует по настоящее время в балетных театрах и хореографических учебных заведениях всех
стран мира.
Систематезировались различные группы движений и положений классического танца. Определился
важный обязательный принцип классического танца-выворотность. Неизящное это слово очень точно
обозначает большое понятие на «балетном языке». Выворотность-это развернутость ног и бедер,
особенность структуры человеческого тела, присущая далеко не каждому человеку. Выворотность-это
прежде всего основа исходных положений для всех движений и поз классического танца.
Все пять позиций ног, утвержденные системой, требуют выворотности. А все движения начинаются не
5
только с этих выворотных позиций, но и сами развиваются по принципу выворотности. Помимо пяти
определенных позиций ног утвердились и три позиции рук, строго установленные положения корпуса,
головы, плеч: epaulement (эрольман), формы позиций и поз-en face (анфас), croise (круазе) , еfface
(эффасе), ecarte (экарте), то есть основные , одновременные развороты корпуса, рук и ног по
отношению к зрителям, а также развития движений наружу en dehors (ан деор) и внутрь en dedans (ан
дедан).
Разнообразные движения классического экзерсиса исполняются в заданных направлениях и формах.
Большие и маленькие позы (arabesque, attitude и др.) различные developpe, battement
tendu ,battement tendu jete, battement fondu, battement frappe и battement double frappe, grand
battement jete и другие элементы экзерсиса , а также целые танцевальные композиции исполняются в
положении croise и efface .
Во всем процессе обучения присутствует обязательная постепенность в усвоении всей науки танца-от
первых шагов до танца на сцене. Самый урок не сразу развертывается в полном объеме: сначала
экзерсис у палки, потом-на середине, adagio и allegro.
Начинающие учиться, делают в начале только экзерсис у палки, далее на середине зала без всякого
варьирования. В последующем учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на
середине зала. Проходят основные позы. Далее легкое adagio, без сложных комбинаций,
направленное лишь к приобретению устойчивости. Усложнения вносят позы, в которые вводится
работа рук, и так постепенно мы доходим до комбинированного , сложного adagio. Все движения
потом проходят на полупальцах. В дальнейшем, для исполнения сложных комбинаций , ученики
должны быть основательо подговлены в предыдущих классах.
Система классического танца разработала четко ограниченное число групп движений, включая
понятия о сгибаниях, приседаниях : сгибать-plie (плие), о подъемах: поднимать-releve(релеве), о
скольжениях: скользить-glisse (глиссе), о прыжках: прыгать-sauté(соте) , о вращениях: вертеть,
поворачивать-tourne(турне).
Система классического танца обрела свои законы в процессе развития балетного искусства в тесной
связи художественной практики с эстэтическими взглядами во взаимосвязи технологии и физических
возможностей человека.
Танец на пальцах, к примеру, возник и утвердился в своей первоначальной форме в 30-х годах XIX века
в романтическом балете, расцветавшем в ту пору. Такое новшество возникло в результате
эстетического стремления в классическом балете передать полетность, невесомость, воздушность.
Легкомысленные сильфиды, бесплотные виллисы парили, поднимались ввысь, поднимаясь на
кончики пальцев. Легенда приписывает возникновение пальцевой техники балерине Марии Тальони
образцовой танцовщице французской сцены. На самом деле техника уже существовала к моменту
дебютов танцовщицы. Тальони же сообщила подъему на пальцы другой образный смысл-он стал
точкой отрыва от земли в воздух, точкой, начинавшей полет. Нарастающая беглость пальцевой техники
усовершенствовала балетную туфлю, за счет вложенной в носок, а позже и приклеенной стельке. Такая
искусственная твердость носка позволила совершенствовать беглость танца на пальцах.
6
Термин «классический балет» появился в 50-60-е годы XIX века, где балет начали причислять к
образцовым искусствам. Классическим вообще принято называть произведения отличающиеся
полнотой художественной гармонии.
Классический танец современного типа видоизменился, совершил в своем развитии огромную
революцию по сравнению с его средними формами он стал неизмеримо богаче и выразительней. На
ряду с различными национальными танцевальными элементами в него вплетаются теперь элементы
пластики, акробатики, спорта, преображая его лексику его язык и усложняя его технические приемы.
Но основы фундамента классического танца прочны и не зыблемы. На них неизменно строится
школьное обучение всех ведущих классических танцовщиков-артистов классического балета.
1.2.Особенности педагогического метода профессора хореографии
А.Я.Вагановой.
Книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца» была издана в 1934 году.
Уже тогда стало очевидно, что ее значение выходит далеко за пределы учебника. Изложенная
в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся
вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижения хореографической
педагогики. Эту книгу знает и ценит весь хореографический мир.
Система Вагановой-закономерное продолжение в развитии русской балетной школы.
Огромный опыт накопленный русским балетом стал базой новаторской деятельности
педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А.Я.Вагановой, профессором
хореографии и народной артисткой Р.С.Ф.С.Р., педагогом Ленинградского хореографического
училища, носящего теперь ее имя.
Особенность метода А.Я.Вагановой заключалась в строгой продуманности учебного процесса,
значительной усложненности экзерсиса, направленного на выработку виртуозной техники.
Важнейшей предпосылкой свободного владения телом А.Я.Ваганова считала крепкую
постановку корпуса. От начальных plié, которые она рекомендует изучать обязательно с
первой позиции, ее усилия были направлены на выработку aplomb,-фундамента для туров и
сложных прыжков. На ее уроках нельзя было увидеть двух pas, исполняемых с одинаковым
положением корпуса. Выработав у учениц необходимую устойчивость и гибкость, она затем
смело вводила в экзерсис различные движения, основанные на поворотах корпуса.
Предметом неустанной работы А.Я.Вагановой была правильная постановка рук. Согласно ее
методу руки должны быть не только выразительными, легкими (певучими) но и активно
7
помогать движению в различных прыжках и турах. О ногах, разумеется,говорить не
приходится, ибо любая школа классического танца, прежде всего, добивается развития
выворотности, большого шага, крепости пальцев.
Сама А.Я. Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную.
Опираясь на ее обширный опыт ученицы А.Я.Вагановой, обогащают и корректируют эту
систему своей творческой практикой.
2.
Основные задачи преподавателя по классическому
танцу в младших классах.
В младших классах музыкальное сопровождение должно быть во всех направлениях простым
и ясным, близким к психологии учащихся. Особенно важно с самых первых шагов обучения
приучить учащихся сознательно выполнять каждое движение классического танца на основе
детального и последовательного разучивания каждого элемента движения рекомендуемыми
приемами.
В младших классах не следует заполнять время детей разными комбинациями. Экзерзис
может быть и скучноват в своем однообразии, хотя это однообразие можно нарушать делая
движения в различных делениях, что бы дети следили за музыкой. В этих классах
закладывается основание развитию мускулов, элластичности связок, внедряются основы
первоначальных движений. Все это достигается систематическим повторением одного
движения значительное число раз подряд.
Танцевальные способности следует развивать в равной степени работая над движениями рук,
корпуса и головы.
Дети начинающие учиться делают только экзерсис у палки и на середине в сухой форме. В
последующем учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на
середине. Проходят основные позы. В заключении вводятся прыжки.
Так как природа классического танца и его техника познаются через исполнительство,
профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, но осмыслить
специальность педагога классического танца и овладеть ее подлинным мастерством без
методического самоанализа не возможно.
Содержание учебой и воспитательной работы, методика преподавания, личность, знания
8
педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру и мировоззрение.
учащимся,- все это составляет ту систему воздействия, которая предопределяет весь уровень
профессиональной работы педагога классического танца.
Заключение.
Танец это неповторимое, великолепное искусство, в котором таится целый мир переживаний,
чувств и страсти. Пройдя сотни тысяч лет танец, танец всегда оставался с человеком. В
немыслимых завитках времени он менялся, приобретал новые качества и новый смысл. На
сегодняшний день мир знает много разновидностей этого загадочного и волнующего
искусства.
Особое внимание стоит уделить классическому танцу, так как это главное выразительное
средство балетного театра, его пластическая речь.
В XIX веке два замечательных французских хореографа, в начале века К. Дидло, а во второй
его половине М.Петипа, связали свою творческую жизнь с русским балетным театром.
К.Дидло работал в России 25 лет. М.Петипа более 60. Эти большие художники, чутко
восприняв и высоко оценив удивительную одаренность русских к танцу,
стремились в своей творческой деятельности к укреплению основ русской школы
классического танца, к развитию всех природных, национальных качеств русских балерин и
танцовщиков.
Великие композиторы такие как: Л.Минкус, Ц. Пуни, Ф.Шопен, П.Чайковский, А.Глазунов и
многие другие гении создали свои музыкальные шедевры для балетного театра.
Творческая фантазия русских балетмейстеров и талант исполнителей умножали ценность всех
этих прекрасных творений. Так создавался золотой фонд русского музыкально-
хореографического классического наследия.
В наше время классический танец присутствует в качестве учебной дисциплины во всех
хореографических училищах, где молодые деятели искусства постигают все тайны
сценической жизни этого неповторимого феерического действия, которое во все времена
волновало и очаровывало своих неизменных почитателей.
9
Список прилагаемой литературы
.
1.
Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов –
хореографов младших и средних классов.
2.
Бахрушин Ю. «История русского балета» 3-е изд. М.: «Просвещение» 1977г.
3.
Ваганова А. «Основы классического танца» 8-е изд., стер. СПБ.: издательство «Лань»
2003г.
4.
Бочарникова Э. «Страна волшебная - балет». Москва «Детская литература» 1974г.
5.
Костровицкая В. «100 уроков классического танца». Ленинград «Искусство» 1981г.
6.
Красовская В. «Западноевропейский балетный театр». Москва. Издательство «Артист.
Режиссер. Театр.» 1996.г.
10
Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детей и юношества». Отдел художественно – эстетического творчества.
Методическая разработка
«Основы классического танца
»
Составитель: руководитель хореографического ансамбля «Нежность», преподаватель
высшей категории ЖелтоваЕ.Б.
2016 г.
г. Ярославль
1