Автор: Куцуева Ирина Константиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОКШ № 4" Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра Наименование материала: конспект урока математики Тема: "Построение окружности" Раздел: начальное образование
1.Выполнила: Куцуева Ирина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.
2.Сценарий урока:
Направление: начальная школа
Тема урока, класс, дата
проведения.
«Построение окружности», 2 класс, ноябрь
Программа, УМК
«Начальная школа 21 века»
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
1.Цель, направленная на достижение предметных результатов:
Познакомить с понятие «окружность», «циркуль».
Учить умению работать
циркулем, чертить окружность.
2.Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД):
Познавательные:
добывать новые знания: находить и извлекать необходимую информацию в учебнике;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные
выводы; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и
проводить аналогии.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать
и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать
партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью
получения нужной информации; высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Регулятивные:
отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем,
при освоении нового учебного материала; адекватно воспринимать указания на
ошибки и исправлять найденные ошибки.
3.Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД):
прививать
интерес
к
познавательной
деятельности;
создавать
позитивное
эмоциональное отношение к уроку и предмету; формировать интерес к изучению
предмета;
Метапредметные связи
Математика: Умение искать и преобразовывать полученную информацию в
окружность;
Окружающий мир: Умение использовать полученные знания в повседневной жизни и
на уроках окружающего мира, технологии;
Оборудование и материалы
к уроку.
Оборудование:Интерактивная доска, компьютер, циркуль, линейка;
Дидактический материал к уроку: мультимедийная презентация к уроку; раздаточный
материал для работы в группах; карточки с заданиями, фломастеры.
Фундаментальные
образовательные объекты
(направленные на
метапредметный результат)
«Окружность», «пересечение», «радиус», «диаметр».
Главная проблема урока.
Суть урока.
Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами
чертить окружность, радиус, диаметр;
Технология, формы работы
на уроке, обоснование
целесообразности
Ведущая технология: технология деятельностного метода, ТРКМ, ТРИЗ.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная
Этапы и виды
деятельности учеников (к
каким УУД они
относятся?).
1.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Личностные
УУД:
создавать
позитивное
эмоциональное
отношение
учащихся
к
уроку и предмету.
Данный
этап
процесса
обучения
предполагает
осознанный
переход
учащихся
из
жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном
этапе
организуется
мотивирование
ученика
к
учебной
деятельности
на
уроке,
а
именно:
1)
Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебную деятельность («хочу»).
2)
Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и
устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2.
Актуализация и пробное учебное действие.
Личностные УУД: формировать интерес к изучению темы.
Познавательные
УУД: сравнивать,
анализировать,
устанавливать
сходства
и
различия, группировать; систематизировать материал, полученный на предыдущих
уроках.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему
самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и
фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1)
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения
нового знания, и их обобщение;
2)
тренировку соответствующих мыслительных операций;
3)
мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» — «могу» —
«хочу») и его самостоятельное осуществление;
4)
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими
пробного учебного действия или его обосновании.
3.
Выявление места и причины затруднения.
Познавательные УУД: фиксация собственных затруднений в деятельности,
выявление их причин.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, в парах.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия,
выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1)
выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке
(вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2)
учащиеся в группе соотносят свои действия с используемым способом действий
(алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во
внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или
способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще.
4.
Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.
Познавательные УУД: владеть приемами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности и
деятельности группы.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего
затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих
учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в
коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и
с помощью чего надо осуществить (работа в группе)
5.
Реализация построенного проекта.
Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи;
Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности и деятельности
группы; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются
различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант,
который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий
используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение,
фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Познавательные УУД: работать с разными по уровню заданиями.
Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свою работу и полученный
результат.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в
группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Регулятивные УУД: самостоятельно решать предложенные учебные задачи
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская
рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных
процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по
возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный
шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется
использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для
введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с
одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой
— подготовка к введению в будущем новых норм.
9) Рефлексия учебной деятельности. (итог).
На данном этапе фиксируется содержание, закрепленное на уроке, и организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение
соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
Формулировка заданий
ученикам на каждом этапе
урока. Предполагаемые
результаты.
Задания по целеполаганию
и рефлексии.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель:
Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы
сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель:
Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок?
Дети:
Учиться думать, рассуждать, решать.
Учитель:
Итак, сегодня мы продолжаем с вами путешествие по Стране Математике
Устный счет.
Верно ли? (приложение 1)
1.Что на слайде начертили отрезок?
2.Что длина данной на слайде ломаной равна 6 см?
3.Что периметр данного на слайде треугольника равна 6 см?
4.Что данная на слайде формула нахождения периметра прямоугольника?
5.Что периметр прямоугольника, данного на слайде равна 16 см?
6.Что у пятиугольника шесть углов?
7.Что фигуры различают по : цвету, форме, размеру?
8.Что периметр квадрата со стороной - 2 см равен 7 см?
9.Что у ломаной может быть только два звена?
10.Что мяч имеет только форму шара?
Проверка!
3.Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
-Какие предметы вы видите на слайде? Какие из них похожи на окружность, а какие
на круг? (Приложение2)
- Назовите предметы в кабинете, которые похожи на круг?
Окружность- это граница круга.
-Какие фигуры в кабинете похожи на окружность?
Целеполагание .
Сформулируйте тему нашего урока.
Чем мы сегодня будем заниматься? ( чертить окружность)
Чем мы будем чертить окружность? (циркуль)
А какие инструменты нам еще понадобятся? (линейка) Приложение3.
(На слайде картинка с изображением циркуля, картинка с изображением отложения на
линейке заданного параметра ). Демонстрация циркуля.
Проведение инструктажа работы с циркулем.
Практическая часть.
Положите линейку перед собой. Отложите на линейке с помощью циркуля 4 см.
Начертите окружность. Обозначьте центр окружность точкой О. (помощь детям)
Начертите отрезок, соединяющий центр окружности и границу.
ОА- радиус окружности.
Начертите отрезок , соединяющий противоположные границы окружности.
СД- диаметр окружности.
Первичное закрепление.
Работа в парах.
Используя циркуль, начерти три разные окружности.
Перед выполнением задания обдумай план его выполнения.
-Обязательно ли надо отмечать три разных центра окружностей? (помощь детям)
-Сколько радиусов можно провести в одной окружности?
Демонстрация некоторых работ.
Вывод: Выполняя чертежокружности мы не отмечали 3 разных центра, а
увеличивали или уменьшали радиус.
Физминутка:
Нам пора передохнуть
Потянуться и вздохнуть.
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились.
Раз-вперед, а два-назад.
Повторяем все подряд.
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем,
Наши ноги упражняем.
Игра «Я беру тебя с собой» (Триз )
Назовите предметы из жизни в форме шара.
Самостоятельная работа. Групповая работа.
На столах лежат листы, шаблоны в виде круга разной формы.
Выполнить аппликацию:
1 группа: зайца
2 группа: петушок
3 группа: слоник
Демонстрация работ. Работы выставляются на доске.
Рефлексия учебной деятельности. (итог).
У меня получилось…
Я научился
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
На окружности нарисовать смайлик и оценить свою работу.
Домашнее задание.
Нарисуйте круглый город для выставки в классе.
Приложение 1 . Интерактивная презентация.
1. прямая
2. ломаная ( каждое звено 2 см)
3.треугольник со сторонами: 2см, 2см, 3см
4.Р=а+в+а+в
5.прямоугольник со сторонами 16см
6. пятиугольник
7.квадрат со стороной 2 см
Приложение2.
На рисунке : обруч, арбуз, бублик, чупа-чупс.
Приложение3
Изображение линейки, циркуля. Отложение циркулем на линейке нужных параметров.
Приложение 4.
На слайде окружность.
Приложение 5
Картинка: петушка, зайца и слоника.