Напоминание

"Построение окружности"


Автор: Куцуева Ирина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОКШ № 4"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект урока математики
Тема: "Построение окружности"
Раздел: начальное образование





Назад





1.Выполнила: Куцуева Ирина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.

2.Сценарий урока:

Направление:
начальная школа
Тема урока, класс, дата

проведения.

«Построение окружности», 2 класс, ноябрь

Программа, УМК

«Начальная школа 21 века»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

1.Цель, направленная на достижение предметных результатов:

Познакомить с понятие «окружность», «циркуль».

Учить умению работать

циркулем, чертить окружность.

2.Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД):

Познавательные:
добывать новые знания: находить и извлекать необходимую информацию в учебнике; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и проводить аналогии.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Регулятивные:
отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.


3.Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД):
прививать интерес к познавательной деятельности; создавать позитивное эмоциональное отношение к уроку и предмету; формировать интерес к изучению предмета; Метапредметные связи Математика: Умение искать и преобразовывать полученную информацию в окружность; Окружающий мир: Умение использовать полученные знания в повседневной жизни и на уроках окружающего мира, технологии;
Оборудование и материалы

к уроку.
Оборудование:Интерактивная доска, компьютер, циркуль, линейка; Дидактический материал к уроку: мультимедийная презентация к уроку; раздаточный материал для работы в группах; карточки с заданиями, фломастеры.

Фундаментальные

образовательные объекты

(направленные на

метапредметный результат)
«Окружность», «пересечение», «радиус», «диаметр».
Главная проблема урока.

Суть урока.
Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами чертить окружность, радиус, диаметр;
Технология, формы работы

на уроке, обоснование

целесообразности

Ведущая технология:
технология деятельностного метода, ТРКМ, ТРИЗ.
Формы работы:
групповая, парная, индивидуальная
Этапы и виды

деятельности учеников (к

каким УУД они

относятся?).

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Личностные

УУД:
создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебную деятельность («хочу»). 2) Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2.

Актуализация и пробное учебное действие.

Личностные УУД:
формировать интерес к изучению темы.
Познавательные

УУД:
сравнивать, анализировать, устанавливать сходства и различия, группировать; систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3.

Выявление места и причины затруднения.

Познавательные УУД:
фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.
Коммуникативные УУД:
формировать умение работать в группе, в парах. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью: 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся в группе соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4.

Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД:
владеть приемами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД:
представлять результат своей деятельности и деятельности группы. На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить (работа в группе)
5.

Реализация построенного проекта.

Регулятивные УУД:
искать пути решения учебной задачи;
Коммуникативные УУД:
представлять результат своей деятельности и деятельности группы; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Познавательные УУД:
работать с разными по уровню заданиями.
Регулятивные УУД:
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Регулятивные УУД:
самостоятельно решать предложенные учебные задачи При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.
9) Рефлексия учебной деятельности. (итог).
На данном этапе фиксируется содержание, закрепленное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
Формулировка заданий

ученикам на каждом этапе

урока. Предполагаемые

результаты.

Задания по целеполаганию

и рефлексии.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:
Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
2.Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:
Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок? Дети: Учиться думать, рассуждать, решать. Учитель: Итак, сегодня мы продолжаем с вами путешествие по Стране Математике Устный счет. Верно ли? (приложение 1) 1.Что на слайде начертили отрезок? 2.Что длина данной на слайде ломаной равна 6 см? 3.Что периметр данного на слайде треугольника равна 6 см? 4.Что данная на слайде формула нахождения периметра прямоугольника? 5.Что периметр прямоугольника, данного на слайде равна 16 см? 6.Что у пятиугольника шесть углов? 7.Что фигуры различают по : цвету, форме, размеру? 8.Что периметр квадрата со стороной - 2 см равен 7 см?
9.Что у ломаной может быть только два звена? 10.Что мяч имеет только форму шара? Проверка!
3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель:
-Какие предметы вы видите на слайде? Какие из них похожи на окружность, а какие на круг? (Приложение2) - Назовите предметы в кабинете, которые похожи на круг? Окружность- это граница круга. -Какие фигуры в кабинете похожи на окружность?
Целеполагание .
Сформулируйте тему нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься? ( чертить окружность) Чем мы будем чертить окружность? (циркуль) А какие инструменты нам еще понадобятся? (линейка) Приложение3. (На слайде картинка с изображением циркуля, картинка с изображением отложения на линейке заданного параметра ). Демонстрация циркуля. Проведение инструктажа работы с циркулем.
Практическая часть.
Положите линейку перед собой. Отложите на линейке с помощью циркуля 4 см. Начертите окружность. Обозначьте центр окружность точкой О. (помощь детям) Начертите отрезок, соединяющий центр окружности и границу. ОА- радиус окружности. Начертите отрезок , соединяющий противоположные границы окружности. СД- диаметр окружности.
Первичное закрепление.

Работа в парах.

Используя циркуль, начерти три разные окружности. Перед выполнением задания обдумай план его выполнения. -Обязательно ли надо отмечать три разных центра окружностей? (помощь детям) -Сколько радиусов можно провести в одной окружности?
Демонстрация некоторых работ.

Вывод:
Выполняя чертежокружности мы не отмечали 3 разных центра, а увеличивали или уменьшали радиус.
Физминутка:
Нам пора передохнуть Потянуться и вздохнуть. Покрутили головой, И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. Встали ровно. Наклонились. Раз-вперед, а два-назад. Повторяем все подряд. А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем, Наши ноги упражняем.

Игра «Я беру тебя с собой» (Триз )

Назовите предметы из жизни в форме шара.

Самостоятельная работа. Групповая работа.
На столах лежат листы, шаблоны в виде круга разной формы. Выполнить аппликацию: 1 группа: зайца 2 группа: петушок 3 группа: слоник Демонстрация работ. Работы выставляются на доске.
Рефлексия учебной деятельности. (итог).
У меня получилось… Я научился Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… На окружности нарисовать смайлик и оценить свою работу. Домашнее задание. Нарисуйте круглый город для выставки в классе.

Приложение 1
. Интерактивная презентация. 1. прямая 2. ломаная ( каждое звено 2 см) 3.треугольник со сторонами: 2см, 2см, 3см 4.Р=а+в+а+в 5.прямоугольник со сторонами 16см 6. пятиугольник 7.квадрат со стороной 2 см
Приложение2.
На рисунке : обруч, арбуз, бублик, чупа-чупс.
Приложение3
Изображение линейки, циркуля. Отложение циркулем на линейке нужных параметров.
Приложение 4.
На слайде окружность.
Приложение 5
Картинка: петушка, зайца и слоника.


В раздел образования