Автор: Долголаптева Наталья Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: КГУ Населённый пункт: Калининград Наименование материала: методическая разработка Тема: Классный час "Братья наши меньшие" Раздел: начальное образование
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с понятием “чуткость”, “доброта”,
“ответственность”, “отзывчивость”,
развивающая: развивать познавательный интерес, развивать мировоззрение взглядов,
суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к
бездушному отношению к живым существам,
воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и
уважения, содействовать в создании эстетических вкусов и уважительного отношения к
окружающему миру.
Ход занятия.
Оформление класса:
1. Презентация «Наши любимые животные»
2. Плакаты.
План занятия.
1.Работа с девизом.
2.Работа над экологическими ситуациями.
3.Музыкальное оформление: “Животные наши кумиры”.
4.Монолог царя зверей.
5.Стихи.
6.Выводы.
7.Плакаты:
а) “Лес без птиц и птицы без леса не живут”.
б) “Хочу, чтоб вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди берегли”. Н. Тихонов.
в) “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу – значит охранять Родину”. М. Пришвин.
Начать наш урок мне захотелось с вопроса: Ребята, чему мы в этой жизни радуемся? А
огорчаемся?
Чем отличаются слова: “сострадать, сочувствовать, жалеть, беречь, оберегать, щадить”?
(действие направлено на другого).
А по отношению к кому необходимо проявлять сострадание? (Слабые, беззащитные,
маленькие)
Можете ли вы более конкретно сказать, кто нуждается в защите. (Ребёнок, животное).
Почему?
“Жалеть” в русском языке наполнено глубоким материнским чувством. “Жалею свою
кровиночку”, – говорит ребенку мать, и с её молоком он впитывает это чувство на всю жизнь.
Давайте обратимся к девизу нашего занятия:
“Хочу, чтоб вас зверей моей земли,
За вашу помощь люди берегли”.
Зачем вам нужны животные? Какую пользу они вам приносят?
Ответы учащихся:
1.
Всем хорошо известно, какая огромная семья “братьев наших меньших” нас окружает.
Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и
преданных друзей: обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой
Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили
поставленные мины.. Все знают о собаках-поводырях, о собаках, которые могут
искать людей в завалах, возникших в результате стихийных и иных бедствий.
Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь
им, защищать их.
2.
Кошки, собаки, свинки и т.д., находятся на службе у врачей и фармацевтов, так как
все лекарства проходят апробацию на животных.
3.
Помогают животные в сельском хозяйстве и озеленении городов. Птички уничтожают
вредителей зеленых насаждений.
4.
Испокон века, еще в дальней древности кошки, собаки были нужными человеку,
чтобыохранять дом, стадо, избавлять от вредных грызунов.
5.
Но не только на Земле помогают животные людям. Не так давно в районе станции
метро “Динамо” поставлен памятник собаке Лайке. Она , а не человек впервые
полетела в космос. Было доказано, что живое существо может находиться за
пределами атмосферы.
6.
Любое животное существо, какое бы оно ни было, маленькое или большое, приносит
немалую помощь. Но кроме помощи они еще вызывают приятные чувства, радость,
восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. У меня живет собака
(кличка собаки). Не могу без восхищения говорить о ней. Какое умное животное! Он
очень веселый, я люблю с ним играть. Он большой проказник. Но (кличка собаки)
предан мне. А сколько в нем радости при виде меня, сколько веселого лая, визга, что
у меня сразу поднимается настроение и становится радостно на душе. Сколько
хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.
7.
- Если я правильно поняла вас, сейчас животные рядом с человеком не столько
потому, что они полезны, сколько потому, что это потребность души. Мир домашних
животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только
удивление и восхищение, но и проникается к ним добротою и любовью. Познавая животных,
человек познаёт себя.
Рассказы ребят о домашних питомцах.
Презентация.
.Отрадно видеть, как светятся лица детей, когда они рассказывают о своих любимцах! Ещё
бы, ведь любое живое существо дарит нам, тепло, ласку, учит любить, сострадать, учит нас
доброте, отзывчивости, преданности.
Но не все еще у нас благополучно по отношению к “братьям нашим меньшим”. Сколько
можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому.
Как-то мне пришлось наблюдать довольно грустную картину на одном из садовых участков.
Я представила, о чем думает это несчастное существо.
“Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он
найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили,
ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в
машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и
жалобно лаял. И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил.
Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом. Думая о
своем печальном существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот
магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про
меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок. На улице осень.
Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде
спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые
торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым
порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки,
ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города… А может это
ваш Щенок???”
Приходилось ли вам видеть подобное?
Скажите, пожалуйста, почему особенно осенью мы видим так много бездомных животных?
Откуда берутся бездомные животные? (Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на
улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех,
кто не может защититься сам.
В тему нашего разговора очень подходит стихотворение Эдуарда Асадова “Стихи о
рыжей дворняге” (читает С. Махотин).
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою.
Но всёже тебя я покину. –
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей порода…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи.
На месте, как бык потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
-Как отнёсся пёс к тому, что его бросили?
-Как автору удалось передать состояние души собаки?
-Кто оказывается выше по своим душевным качествам?
Опять приходим к выводу, что животное чувствует, страдает, только не может защитить себя
от бесчувственного человека.
- А теперь давайте поупражняемся в правильном поведении в природе.
Я прочитаю экологические ситуации, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а
в какой нет.
Экологические ситуации.
1. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и
дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который
жалобно повизгивал. “Вот бедняга, – сказал Женя, – кто-то выгнал его в такую погоду”.
Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с
собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый,
дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха
обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила
Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату нужно было гулять – щенок
требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.
– Что понравилось в этой истории?
– В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?
– Можно ли быть человечным, если не любишь животных?
2. . Как-то раз Петя с Колей поймали 2 ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и
заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае
устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
- А что ты сделал для своего ежа? – спросил он у Коли
- А я его отнес в лес и выпустил на волю.
Кто из мальчиков поступил правильно?
3.
Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон – траву. Ира хотела сорвать и принести ее
в класс, а Ваня предложил выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята
долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?
Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не
только берегли, но и вставали на их защиту. Когда я готовилась к сегодняшнему разговору,
то мне в руки попало маленькое стихотворение П. Звездослава:
“Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем”.
Вот так бы каждый. Не было бы тогда жестокости на земле.
Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия. Каждому встать на защиту
живого, беззащитного существа. Чтобы стать, быть на вершине этого гуманного поста, надо,
в первую очередь, научиться оценивать и понимать поступки окружающих.
Каждое животное, растение в природе просто необходимо. И мы говорили с вами на уроках
окружающего мира о том, что стоит только один элемент экологической системы убрать и
всё разрушиться. Поэтому и нужно беречь природу, а для этого знать и понимать её.
Посмотрим, насколько хорошо вы знаете животных. Предлагаю вам игру.
Игра “Перепутанница”.
Надо правильно выбрать описание животного, птицы.
Павлин – А эта - летает в очках на носу.
Медведь – У этого зверя есть шуба и рожки.
Собака – Вот этот в полосочку родственник кошки.
Попугай – Вот эта деревья спасает в лесу.
Дятел – Эта вот птица умеет дразниться.
Овца – А этот вот дружит с тобой и со мной.
Тигр – Вот этот в берлогу ложится зимой.
Сова – А эта хвостом разноцветным гордится.
Сова.колоссальная польза от совы состоит в том, что за одно лето она может
уничтожить около одной тысячи полевых мышей, каждая из которых способна
уничтожить более килограмма зерна. То есть 1 сова помогает сберечь 1т хлеба.
Тигр охотится на кабанов, оленей, которые вытаптывают и губят урожай.будучи
сытым, тигр может находиться совсем близко от оленей или кабанов и не трогать их.
Обычно он не начинает охоту, пока не съест все, что добыл на предыдущей.
Овца. Большая часть шерсти, которая идет на изготовление теплых тканей, - это овечья
шерсть. ИЗ овечьего молока изготавливают специальные сорта сыра.
Дятел – очень полезная птица. Он каким-то образом чувствует, какие из деревьев больные,
и долбит только их, а здоровые не трогает. К тому же каждый год дятел строит себе новое
гнездо, для этого выдалбливает новое дупло в дереве с мягкой древесиной, а его старые
гнезда занимают другие птицы.
ПАВЛИН — символ гордости, эмблема красоты и бессмертия. Во многих странах павлин
считался королевской птицей, а индусы почитают его как священную. На родине павлина, в
Южной Азии, его высоко ценят за то, что он предупреждает о приближении тигров, змей и
грозы. Считается, что благодаря красоте своего оперения павлин способен "переработать"
яд пораженной им змеи.
Медведи- санитары леса.
- Молодцы, ребята, хорошо знаете птиц и зверей!.
А мне хочется для вас прочитать отрывок из поэмы Р. Рождественского “Монолог царя
зверей”.
В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки,
Человек, ты послушай царя терпеливых зверей
И прости, что слова мои будут звучать не по–царски.
Я последний из львов, но пускай за меня говорят
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность
И подстреленный лебедь, и чайка по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину,
Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат человек.
Только где и когда ты видал без подножья вершину?
Ты командуешь миром, стоишь у руля.
Ты хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?
Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но слишком уж сети крепки,
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.
Все твое на планете, а нашего нет ничего.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее.
Вот глядит на меня поредевшее царство мое,
Не мигая, глядит, и почти ни о чем не жалея.
И уже ни о чем не моля, ни за что не коря,
Видно, в хоботы, пасти и когти судьба не дается,
Я с седеющей гривы срываю корону царя
И реву от бессилья, что мне еще остается.
- Здесь хотелось бы вспомнить одно высказывание:
Всё, что отличает нас от животных- разум!
Лишь поэтому мы главнее! Но власть – это большая ответственность. Несмотря на
разум у нас с животными одни права на жизнь! Защитим братьев наших меньших и их
среду обитания!
Рассказ и показ Красной книги: Многим видам животных угрожает исчезновение. Как
предупреждение – сигнал опасности составлена “Красная книга”, в которую включают
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Спасти их, можно только
зная и любя.
Три десятилетия ученые БФУ имена И. Канта работали над изданием о редких и
находящихся под угрозой исчезновения животных и растениях обитающих в нашем регионе.
Аналога такого издания не существовало ни в довоенной Восточной Пруссии, ни в советской
области.
– Мы стали вторым в России регионом, где создана своя Красная книга, первым стал Санкт-
Петербург, – рассказал "Клопс.Ru" академик Российской академии естествознания, декан
факультета биоэкологи и главный редактор издания Виктор Дедков. – В нашу книгу
включены 11 видов животных, 43 птицы, 1 пресмыкающееся, 1 земноводное, 4 рыбы и
круглоротых, 23 насекомых, 6 моллюсков, 83 сосудистых растения, 4 мха, 9 лишайников и
19 грибов. Красный цвет – цвет предупреждения об опасности, а Красные книги – это
документы, дающие право уязвимым видам на выживание, сохранение и восстановление.
Главная наша задача довести эту информацию до властных структур,
природопользователей и тех, кто заинтересован в экологическом благополучии нашей
земли. Ведь занесение вида в Красную книгу лишь первый шаг в его охране, второй шаг –
конкретные мероприятия по сохранению.
Итог. После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдет мимо жестокости,
встанет на защиту слабого. Так и поступают многие люди. Сейчас мы хотели бы
познакомить вас с примерами того, как люди помогают животным.
Песня «Животные наши кумиры»
Ребята! Из ваших суждений можно сделать вывод, что умеете вы судить жестокость,
понимаете, что значит быть добрым, чутким, очень отрадно это слушать. Много защитников
у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но,
наверное своим примером учит других доброте.
Стихотворение “Просьба” – Рождественского.
“Птицы, розы и звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя,
Ведь небо без птиц – не небо,
И море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля”.
У нас получился интересный и полезный разговор. Понятно, что не доведен до своего
логического конца, но в этом нет необходимости. О многом мы задумались здесь,
рассуждая. Главное мы увидели, что есть такой мир, о котором нельзя не заботиться, не
помнить.
Знакомство с миром животных мы продолжим в следующий раз на экскурсии в
краеведческий музей.
Закончить наш урок хочется словами ДушанаРодовича:
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!