Автор: Буторова Наталья Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 87" Населённый пункт: г. Омск Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Урок в 3 классе "Деление с остатком" Раздел: начальное образование
Тема: Деление с остатком.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению
способа деления с остатком
Задачи:
1)актуализировать знания о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления;
2) формировать умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность;
3) формировать умение оценивать свою деятельность на протяжении всего урока;;
4) формировать универсальные учебные действия.
Результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
ценностное отношение к умению
выполнять деление с остатком,
к
совместной
познавательной
дея-
тельности,
к
полученным
ре-
зультатам.
регулятивные УУД:
- умение выявлять проблему;
- умение определять границу
«знания-незнания»;
- умение определять цель, задачи урока;
- умение выбирать действия по достижению цели;
- умение контролировать и оценивать свою работу и получен-
ный результат;
познавательные УУД
- умения использовать научные методы познания (наблюдение);
- умение сравнивать, делать выводы;
коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, пони-
мать других.
- умение выполнять деление с остатком
через практическую деятельность;
- умение применять найденный способ
деления с остатком в жизненных
ситуациях;
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход
Тип урока: « открытие» новых знаний
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Математика Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме, компьютер, проектор
1
Этапы урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
Оргмомент
Формирование
самооценки
готовности к уроку
Приложение, слайд 2
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы- старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!
Мы сегодня будем снова раскрывать
тайны… математики. Готовы?
Какое открытие сделает каждый из вас,
вы поделитесь в конце урока
Оценивают свою
готовность, настрой на
работу.
Самооценка готовности к
уроку.
Учебно-познавательный
интерес к данному уроку.
Актуализация
знаний
Актуализация знаний о
табличных случаях
деления, названии
компонентов при
делении, связи между
компонентами деления.
Начнем
урок
с
математиче ского
диктанта, записываем в тетрадь только
ответы в строчку.
Приложение, слайд 3
18 человек расселись за парты
по
2
человека.
Сколько
парт
занято?
Д е л и м о е
4 5 ,
д е л и т е л ь
9 .
Запишите частное.
56 разделить на 7.
Во сколько раз 48 больше, чем
8?
Д е л и м о е
6 3 ,
ч а с т н о е
9 .
Запишите, чему равен делитель.
Уменьшите 28 в 7 раз.
11 разделите на 4
Воспринимают задание,
выполняют
индивидуально.
Записывают в тетради
Актуализированные
знания, необходимые для
понимания новой темы.
Постановка
учебной задачи
Формирование
умений
целеполагания,
представления о
результате
–Проверим,
как
вы
справились
с
заданием. (открываю на доске)
9 5 8 6 7 4
- Возле каждого правильного ответа
поставьте карандашом +
Оценивают правильность
выполнения задания,
сверяя с результатом
работы на доске.
Оценивание выполнения
собственной работы по
предъявленному на доске
результату;
2
деятельности.
- Смогли ли вы выполнить задание
полностью? Почему? Чем отличается
последнее выражение от предыдущих?
- Каким математическим действием вы
п о л ь з о в а л и с ь ,
в ы п о л н я я
математический диктант?
- Сформулируйте цель нашего урока
.
- Посмотрите, как я сформулировала
цель: научиться выполнять деление
нового вида Приложение, Слайд4
-
Может
кто-нибудь
назвать
тему
урока?
- Расположите ответы математического
диктанта в порядке возрастания, и вы
узнаете, куда мы сегодня на уроке
отправимся
На доске
(если верно, поставьте +)
- Какое слово у нас открылось?
- Мы отправляемся в ателье, где шьют
одежду. (Приложение, Слайд 5)
У.
Ат е л ь е
п о л у ч и л о
з а к а з
о т
танцевальной
группы
на
пошив
костюмов для выступлений. Сарафаны
- 11 не делится на 4.
- Это не табличный
случай деления
-
Делением
Высказывания детей
Предлагают варианты,
но точно тему урока
назвать не могут
Дети в тетради
записывают числа в
порядке возрастания.
- Один ученик у доски
переставляет карточки
и переворачивает их
обратной стороной
- Оценивают
правильность выполнения
задания, сверяя с
результатом работы на
доске.
- Ателье.
умение определять гра-
ницу
«знания-незнания»;
самостоятельное
определение темы, цели и
задач урока;
представление о
результате: узнать способ
действий по выполнению
деления с остатком
3
4
5
6
7
8
9
а
т
е
л
ь
е
уже
сшили,
о ст а ло сь
п р и ш и т ь
пуговицы
и
карманы.
Поможем
мастерам.
У
вас
на
партах
по
два
сарафана
и
пуговицы.
Подсчитайте
количество
пуговиц
красного
цвета
для
этих
сарафанов и распределите их поровну.
– Все ли пуговицы удалось поровну
пришить (разложить) на два сарафана?
Сколько пуговиц на каждом сарафане?
(Приложение, Слайд 6)
- Запишем выражение,
соответствующее вашим действиям.
- Какое действие выполняли? Сколько
пуговиц
было
сначала?
На
сколько
сарафанов
их
разделили?
Какое
выражение получится?
На доске: 9:2=4 (ост.1)
– Теперь разделите поровну карманы
для этих двух сарафанов.
Сколько всего карманов?
– Какое действие вы выполняли?
- Все ли карманы удалось разделить?
-
Запишем
выражение. (Приложение,
Слайд 7)
Сколько
всего
карманов?
На
сколько
сарафанов
их
разделили?
Какое
выражение получится?
Дети распределяют
пуговицы на сарафаны
-
Поровну пуговицы
разделить не удалось,
осталась одна лишняя
пуговица.
Высказывания детей
Запись в тетради
Дети
р а с п р ед е л я ют
карманы.
- 5
- Деление
-
Не
все
ка рма н ы
удало сь
р а з д е л и т ь .
Один
карман
остался
лишний.
Дети записывают
выражение в тетради
- Здесь в ответе, кроме
4
На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)
–Чем
эти
выражения
отличаются
от
привычных вам?
- Можете ли сейчас назвать тему урока?
Прочитайте тему урока, записанную на
доске.
Учитель открывает запись: "Деление
с остатком". ( Приложение, Слайд 8 )
Чему мы должны научиться на уроке?
- Верно, это будут задачи нашего урока.
Я
хочу
вам
предложить
ещё
одну
з а д а ч у
у р о к а .
В о т
к а к
я
с ф о р м ул и р о в а л а
з а д ач и
у р о к а
(Приложение, Слайд9)
частного,
есть
еще
оставшееся число.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Открытие нового
знания
Формирование
умения выбирать
способ действия для
выполнения деления
с остатком.
-
Продолжим
нашу
работу
в
ателье.
Сколько
пуговиц
синего
ц в е т а ?
Пуговицы надо разложить в коробочки
поровну.
– Все ли пуговицы удалось разложить?
Сколько пуговиц в каждой коробочке?
(Приложение, Слайд10)
- З а п и ш е м
в ы р а ж е н и е ,
соответствующее вашему действию.
На доске: 16:3 = 5(ост 1)
Что обозначает число16? 3? 5? 1?
-
В е р н ё м с я
к
п р и м е р у
и з
математического
диктанта.
11 : 4 .
Можем сейчас разделить? Как мы это
будем
делать?
(Каким
способом
мы
Дети
раскладывают
пуговицы синего цвета
в спичечные коробки.
- В каждой коробочке
по пять пуговиц, одна
осталась.
Дети записывают в
тетради
Повторяют названия
компонентов при
делении, новый
-остаток
Дети
предлагают
свои
способы деления
Умение использовать
научный метод познания
– наблюдение.
Коммуникативные
умения: умение выражать
свои мысли, вступать в
диалог, слушать,
понимать других
Осознание ценности
совместной деятельности
Приобретение способа
действий по выполнению
деления с остатком
5
будем делить?)
-
Знакома
ли
вам
эта
ф и г у р а ?
(Приложение, Слайд11)
-
Можно
ли
разделить,
используя
отрезок? Как это будем делать?
-
Начертите,
запишите
выражение
и
вычислите.
-
Все
ли
части
одинаковые?
Сколько
частей
по
4см
получилось?
Какова
длина
третьей
ч а с т и ?
П р о в е р ь т е .
(Приложение,Слайд11) Если
деление
выполнили правильно, поставьте +
-
Продолжим
работу
в
ателье.
Для
отделки
сарафанов
нужна
тесьма.
И з м е р ь т е
д л и н у
т е с ё м к и .
(Приложение, Слай12)
-
Необходимо
разрезать
тесьму
на
кусочки по 3 см.
-
П о вто р и м
п р а в и ла
р а б от ы
с
ножницами. (Приложение, Слайд13)
-
Разрежьте
и
запишите
выражение
(Дети выполняют задание)
- Удалось ли вам разделить тесёмку на
равные части? Сколько частей по 3см
получилось? Какова длина оставшейся
части?
Проверьте.
(Приложение,
Слайд14)
(поставьте +, если верно)
На слайде: (Приложение, Слайд15)
9: 2 = 4 (ост. 1)
- Это отрезок.
- Начертить отрезок,
равный 11см. Разделить
его на части по 4 см
каждая
( Д е т и
в ы п о л н я ю т
задание)
Оценивают правильность
выполнения задания,
сверяя с результатом
работы на доске.
У каждого на парте
полоска длиной 14см.
Высказывания детей
Выполняют задание
Оценивают правильность
выполнения задания,
сверяя с результатом
работы на доске.
6
5 : 2 = 2 (ост. 1)
16 : 3 = 5 (ост. 1)
11 : 4 = 2 (ост. 3)
14 : 3 = 4 (ост. 2)
- Назовите компоненты при делении с
остатком.
- Посмотрите, на что я хочу обратить
ваше внимание?
- В
каждом
выражении
сравните
подчеркнутые
компоненты.
Что
вы
заметили? Какой вывод можно сделать?
-
Давайте
сверим
наш
вывод
с
п р а в и л о м
в
у ч е б н и к е
с т р . 6 1
(Приложение, Слайд16)
-
Какие
то
задачи
урока
удалось
выполнить?
-
Делимое,
делитель,
частное, остаток.
- Делитель и остаток.
- О с т а т о к
в с е г д а
меньше делителя.
Дети читают правило и
делают вывод о том,
что они рассуждали
правильно.
Высказывания детей
Умение сравнивать,
делать выводы
Подтверждение своего
открытия, положительная
мотивация
Первичное
закрепление
Формирование
прочных навыков
деления с остатком
при решении
практических задач
- Вернемся
к
заказу
танцевальной
группы.
Для
исполнения
одного
из
танцев необходим костюм, состоящий
из
панамки,
футболки,
юбочки
и
косынки.
Приложение,
Сл ай д 17
Предлагаю вам поработать в группе
Нужно раскрасить костюм, для этого
необходимо
выполнить
деление
с
о статком.
А
что
бы
п р а в и л ь н о
раскрасить
костюмы
воспользуйтесь
ключом
к
заданию.
(Приложение,
Слайд18
Зеленый цвет – 2 (ост. 2)
Желтый цвет – 2 (ост. 1)
Синий цвет – 2 (ост. 3)
Красный цвет – 5 (ост. 1)
Самостоятельное
выполнение задания.
Работа в группах
Сверяют результаты
своей работы с
Опыт работы по
выполнению деления с
остатком.
Успешное применение
нового способа.
7
Проверка (Приложение,
Слайд
19)
( В о з л е
к а ж д о г о
п р а в и л ь н о
раскрашенного элемента костюма +)
предложенным
решением на доске
Контроль и
оценка
Формирование
самоконтроля и
самооценки
собственной
деятельности.
- Что нового вы сегодня открыли для
себя? Что было самое интересное?
-
Можно
ли
сказать,
что
у р о к
получился успешным? Докажите.
-
Как
новые
знания
могут
вам
пригодиться
в
повседневной
жизни?
Приведите примеры.
(Приложение, Слайд20)
А сейчас поставим отметки за работу
на уроке. Для этого посчитайте все +
+ 12-13 – «5»
+ 9-11 – «4»
+ 6-8 – «3»
Высказывания детей.
-
Урок
можно
назвать
успешным, потому что
мы
выполнили
в с е
задачи урока
-
Приводят
примеры
жизненных
ситуаций,
где
можно
применить
з н а н и я
о
с п о с о б е
деления с остатком
Проговаривание
критериев оценки.
Самооценка.
Умение проверять и
оценивать свою работу,
положительное
отношение к
проделанной работе.
Осознание ценности
изученного способа деления
с остатком
Рефлексия
Формирование
ценностного
о т н о ш е н и я
к
совместной
деятельности
Развитие
рефлексивных
умений
(Приложение, Слайд21)
-
У
к а ж д о г о
н а
п а р т е
л е ж а т
р а з н о г о
ц в е т а .
П р о ч и т а й т е
в ы с к а з ы в а н и я
и
п о д н и м и т е
соответствующую карточку.
Д о м а ш н е е
з а д а н и е Приложение
,Слайд 22
Запомнить правило: стр. 61
Обязательное: выполнить деление с
помощью рисунка: стр. 61 № 4;
по желанию: составить 4 примера на
деление с остатком, вычислить с
помощью рисунка.
Поднимают карточки
Осознание учащимися
практической и
личностной значимости
результатов каждого
этапа урока.
8
9