Напоминание

Урок в 3 классе "Деление с остатком"


Автор: Буторова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 87"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок в 3 классе "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок математики в 3 классе. ОС «Школа 2100»

Учитель Буторова Наталья Владимировна

Тема:
Деление с остатком.
Цель:
формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению способа деления с остатком
Задачи:
1)актуализировать знания о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления; 2) формировать умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность; 3) формировать умение оценивать свою деятельность на протяжении всего урока;; 4) формировать универсальные учебные действия.
Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные
ценностное отношение к умению выполнять деление с остатком, к совместной познавательной дея- тельности, к полученным ре- зультатам. регулятивные УУД: - умение выявлять проблему; - умение определять границу «знания-незнания»; - умение определять цель, задачи урока; - умение выбирать действия по достижению цели; - умение контролировать и оценивать свою работу и получен- ный результат; познавательные УУД - умения использовать научные методы познания (наблюдение); - умение сравнивать, делать выводы; коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, пони- мать других. - умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность; - умение применять найденный способ деления с остатком в жизненных ситуациях;
Технология:
технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход
Тип урока: «
открытие» новых знаний
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Математика Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме, компьютер, проектор 1

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат
Оргмомент Формирование самооценки готовности к уроку
Приложение, слайд 2
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы- старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится! Мы сегодня будем снова раскрывать тайны… математики. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока Оценивают свою готовность, настрой на работу. Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Актуализация знаний Актуализация знаний о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления. Начнем урок с математиче ского диктанта, записываем в тетрадь только ответы в строчку.
Приложение, слайд 3
 18 человек расселись за парты по 2 человека. Сколько парт занято?  Д е л и м о е 4 5 , д е л и т е л ь 9 . Запишите частное.  56 разделить на 7.  Во сколько раз 48 больше, чем 8?  Д е л и м о е 6 3 , ч а с т н о е 9 . Запишите, чему равен делитель.  Уменьшите 28 в 7 раз.  11 разделите на 4 Воспринимают задание, выполняют индивидуально. Записывают в тетради Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы. Постановка учебной задачи Формирование умений целеполагания, представления о результате –Проверим, как вы справились с заданием. (открываю на доске) 9 5 8 6 7 4 - Возле каждого правильного ответа поставьте карандашом + Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату; 2
деятельности.
-
Смогли ли вы выполнить задание полностью? Почему? Чем отличается последнее выражение от предыдущих? - Каким математическим действием вы п о л ь з о в а л и с ь , в ы п о л н я я математический диктант? - Сформулируйте цель нашего урока .
-
Посмотрите, как я сформулировала цель: научиться выполнять деление нового вида
Приложение, Слайд4

-
Может кто-нибудь назвать тему урока?
-
Расположите ответы математического диктанта в порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы сегодня на уроке отправимся На доске (если верно, поставьте +) - Какое слово у нас открылось?
-
Мы отправляемся в ателье, где шьют одежду.
(Приложение, Слайд 5)

У.
Ат е л ь е п о л у ч и л о з а к а з о т танцевальной группы на пошив костюмов для выступлений. Сарафаны - 11 не делится на 4. - Это не табличный случай деления - Делением Высказывания детей Предлагают варианты, но точно тему урока назвать не могут Дети в тетради записывают числа в порядке возрастания. - Один ученик у доски переставляет карточки и переворачивает их обратной стороной - Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.
-
Ателье. умение определять гра- ницу «знания-незнания»; самостоятельное определение темы, цели и задач урока; представление о результате: узнать способ действий по выполнению деления с остатком 3 4 5 6 7 8 9 а т е л ь е
уже сшили, о ст а ло сь п р и ш и т ь пуговицы и карманы. Поможем мастерам. У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц красного цвета для этих сарафанов и распределите их поровну. – Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана? Сколько пуговиц на каждом сарафане?
(Приложение, Слайд 6)

-
Запишем выражение, соответствующее вашим действиям. - Какое действие выполняли? Сколько пуговиц было сначала? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится? На доске: 9:2=4 (ост.1) – Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов. Сколько всего карманов? – Какое действие вы выполняли?
-
Все ли карманы удалось разделить?
-
Запишем выражение.
(Приложение,

Слайд 7)
Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится? Дети распределяют пуговицы на сарафаны - Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица. Высказывания детей Запись в тетради Дети р а с п р ед е л я ют карманы. - 5
-
Деление - Не все ка рма н ы удало сь р а з д е л и т ь . Один карман остался лишний. Дети записывают выражение в тетради
-
Здесь в ответе, кроме 4
На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1) –Чем эти выражения отличаются от привычных вам?
-
Можете ли сейчас назвать тему урока? Прочитайте тему урока, записанную на доске. Учитель открывает запись: "Деление с остатком". (
Приложение, Слайд 8
) Чему мы должны научиться на уроке?
-
Верно, это будут задачи нашего урока. Я хочу вам предложить ещё одну з а д а ч у у р о к а . В о т к а к я с ф о р м ул и р о в а л а з а д ач и у р о к а
(Приложение, Слайд9)
частного, есть еще оставшееся число. Высказывания детей. Высказывания детей. Открытие нового знания Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком.
-
Продолжим нашу работу в ателье. Сколько пуговиц синего ц в е т а ? Пуговицы надо разложить в коробочки поровну. – Все ли пуговицы удалось разложить? Сколько пуговиц в каждой коробочке?
(Приложение, Слайд10)

-
З а п и ш е м в ы р а ж е н и е , соответствующее вашему действию. На доске: 16:3 = 5(ост 1) Что обозначает число16? 3? 5? 1?
-
В е р н ё м с я к п р и м е р у и з математического диктанта. 11 : 4 . Можем сейчас разделить? Как мы это будем делать? (Каким способом мы Дети раскладывают пуговицы синего цвета в спичечные коробки.
-
В каждой коробочке по пять пуговиц, одна осталась. Дети записывают в тетради Повторяют названия компонентов при делении, новый -остаток Дети предлагают свои способы деления Умение использовать научный метод познания – наблюдение. Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других Осознание ценности совместной деятельности Приобретение способа действий по выполнению деления с остатком 5
будем делить?)
-
Знакома ли вам эта ф и г у р а ?
(Приложение, Слайд11)

-
Можно ли разделить, используя отрезок? Как это будем делать?
-
Начертите, запишите выражение и вычислите.
-
Все ли части одинаковые? Сколько частей по 4см получилось? Какова длина третьей ч а с т и ? П р о в е р ь т е .
(Приложение,Слайд11)
Если деление выполнили правильно, поставьте +
-
Продолжим работу в ателье. Для отделки сарафанов нужна тесьма. И з м е р ь т е д л и н у т е с ё м к и .
(Приложение, Слай12)

-
Необходимо разрезать тесьму на кусочки по 3 см.
-
П о вто р и м п р а в и ла р а б от ы с ножницами.
(Приложение, Слайд13)

-
Разрежьте и запишите выражение (Дети выполняют задание)
-
Удалось ли вам разделить тесёмку на равные части? Сколько частей по 3см получилось? Какова длина оставшейся части? Проверьте.
(Приложение,

Слайд14)
(поставьте +, если верно) На слайде:
(Приложение, Слайд15)
9: 2 = 4 (ост. 1)
-
Это отрезок.
-
Начертить отрезок, равный 11см. Разделить его на части по 4 см каждая ( Д е т и в ы п о л н я ю т задание) Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске. У каждого на парте полоска длиной 14см. Высказывания детей Выполняют задание Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске. 6
5 : 2 = 2 (ост. 1) 16 : 3 = 5 (ост. 1) 11 : 4 = 2 (ост. 3) 14 : 3 = 4 (ост. 2)
-
Назовите компоненты при делении с остатком.
-
Посмотрите, на что я хочу обратить ваше внимание?
-
В каждом выражении сравните подчеркнутые компоненты. Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? - Давайте сверим наш вывод с п р а в и л о м в у ч е б н и к е с т р . 6 1
(Приложение, Слайд16)

-
Какие то задачи урока удалось выполнить? - Делимое, делитель, частное, остаток.
-
Делитель и остаток.
-
О с т а т о к в с е г д а меньше делителя. Дети читают правило и делают вывод о том, что они рассуждали правильно. Высказывания детей Умение сравнивать, делать выводы Подтверждение своего открытия, положительная мотивация Первичное закрепление Формирование прочных навыков деления с остатком при решении практических задач
-
Вернемся к заказу танцевальной группы. Для исполнения одного из танцев необходим костюм, состоящий из панамки, футболки, юбочки и косынки.
Приложение,

Сл ай д 17
Предлагаю вам поработать в группе Нужно раскрасить костюм, для этого необходимо выполнить деление с о статком. А что бы п р а в и л ь н о раскрасить костюмы воспользуйтесь ключом к заданию.
(Приложение,

Слайд18
Зеленый цвет – 2 (ост. 2) Желтый цвет – 2 (ост. 1) Синий цвет – 2 (ост. 3) Красный цвет – 5 (ост. 1) Самостоятельное выполнение задания. Работа в группах Сверяют результаты своей работы с Опыт работы по выполнению деления с остатком. Успешное применение нового способа. 7
Проверка
(Приложение,

Слайд

19)
( В о з л е к а ж д о г о п р а в и л ь н о раскрашенного элемента костюма +) предложенным решением на доске Контроль и оценка Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
-
Что нового вы сегодня открыли для себя? Что было самое интересное? - Можно ли сказать, что у р о к получился успешным? Докажите. - Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.
(Приложение, Слайд20)
А сейчас поставим отметки за работу на уроке. Для этого посчитайте все + + 12-13 – «5» + 9-11 – «4» + 6-8 – «3» Высказывания детей. - Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили в с е задачи урока - Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить з н а н и я о с п о с о б е деления с остатком Проговаривание критериев оценки. Самооценка. Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. Осознание ценности изученного способа деления с остатком Рефлексия Формирование ценностного о т н о ш е н и я к совместной деятельности Развитие рефлексивных умений
(Приложение, Слайд21)
- У к а ж д о г о н а п а р т е л е ж а т р а з н о г о ц в е т а . П р о ч и т а й т е в ы с к а з ы в а н и я и п о д н и м и т е соответствующую карточку. Д о м а ш н е е з а д а н и е
Приложение

,Слайд 22
Запомнить правило: стр. 61 Обязательное: выполнить деление с помощью рисунка: стр. 61 № 4; по желанию: составить 4 примера на деление с остатком, вычислить с помощью рисунка. Поднимают карточки Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. 8
9


В раздел образования