Напоминание

Практическое занятие "Античные вазы"


Автор: Тарабукина Ирина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Эжвинская детская художественная школа"
Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар
Наименование материала: конспект
Тема: Практическое занятие "Античные вазы"
Раздел: дополнительное образование





Назад





План-конспект урока по истории искусства (2 класс ДХШ)

Раздел:
Зарубежное искусство. Искусство Древнего мира.
Тема урока:
Вазопись Древней Греции.
Цели и задачи урока:

1.

образовательная:
ознакомление с разнообразием типов ваз Древней Греции, стилями и сюжетами вазописи;
2.

развивающая:
развитие памяти, моторики рук, развитие умения передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
3.

воспитательная:
пробуждение интереса к культуре одной из древних цивилизаций, потребности общения с духовными ценностями.
Тип урока:
практическое занятие.
Формы организации работы:
ознакомление, определение (повторение слов: античный, керамика, орнамент, меандр, пальметта), самостоятельная работа.
Методы и приемы:
беседа, устный опрос, визуальный ряд, практический метод (через художественное задание), словарная работа
Визуальный ряд:
презентация, учебное пособие – амфора белая, гипсовая, репродукции с вазами чёрнофигурного и краснофигурного стилей, элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз
Оформление кабинета:
на доске написана тема урока, новые слова.
Оборудование:
компьютер, проектор.
Материалы для самостоятельной работы учащихся:
гуашь, шаблон вазы, кисточки, баночка с водой.
Музыкальный ряд:
древнегреческаямузыка 1

1.

Организационный момент (2 минуты).

2.

Вступительное

слово

учителя.
Сегодня мы представим себя греческими живописцами и будем расписывать вазы в 2 наиболее известных стилях: чернофигурном и краснофигурном. Начну урок с веселого
стихотворения
О. А. Тарутина
“Античные

вазы”
(из сб. “Что я видел в Эрмитаже”): Прекрасные эти античные вазы понравились нам почему-то не сразу. “Подумаешь вазы!” - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись… И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза с рисунком-рассказом! Действительно, вазы, чаши и кувшины могут о многом нам поведать: о мифах, быте и истории Древней Греции. Вазы сопровождали древних греков на протяжении всей жизни: от рождения до самой смерти. Греческие вазописцы расписывали глиняную посуду, которую использовали для хранения и приема пищи, в обрядах и празднествах. Изделия керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Эти античные вазы отличались большим разнообразием. (Показ презентации): 
Амфора
– сосуд для хранения зерна, оливкового масла, вина. Обратите внимание, у вазы есть тулово, горлышко, ручки и ножка. Кого напоминает ваза? (Ответы учащихся). 2
Правильно, человеческую фигуру. У амфоры яйцевидной формы есть горлышко, плечики, тулово, две вертикальные ручки, ножка. 
Кратер
– большая ваза с широким горлом для смешивания вина с водой. Греки пили вино, разбавленное водой. Напиток этот готовили именно в кратерах. 
Гидрия –
большой кувшин для ношения воды с 3 ручками. 
Килик –
чашка для вина с 2 ручками и ножкой. Ребята, вот я несколько раз произнесла слова: «античный», «керамика». А кто скажет, что они обозначают? 3
(Ответы учащихся, учитель открывает написанные на доске определения слов).
Античным
называли искусство Древней Греции и Древнего Рима.
Керамика
– это изделия из обожженной глины. Самые лучшие вазописцы находились в одном из кварталов Афин, который назывался Керамик (по-гречески «глина»).
Учитель.
Теперь давайте посмотрим внимательно: что изображено на вазах? …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз крупнейшую в мире коллекцию ваз. На тулове вазы изображены сцены из жизни древних греков и их мифы. Посмотрите, например, на внутреннюю часть килика. Роспись показывает знаменитый эпизод из жизни бога виноделия – Диониса (
«Дионис в ладье»
). (Рассказ учащегося).
Учитель.
Роспись сделана в так называемом
чернофигурном

стиле
. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на красноватом фоне обожженной глины. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцов. Самым знаменитым художником этого периода Эксекий. Другая его работа называется
«Ахилл и

Аякс играют в кости»
. (Рассказ учащегося). 4

Учитель.
П о зд н е е п оя в л я е т с я д р у го й с т и л ь р о с п и с и –
краснофигурный
. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Помимо сцен из мифов показываются повседневные занятия и развлечения древних греков. Мы видим юношей, упражняющихся в
палестре
(спортивный зал), флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир. Посмотрите на вазу с изображением прилета ласточки. (Рассказ учащегося).
3.

Самостоятельная работа.

Учитель.
На древнегреческих вазах можно увидеть орнамент и сюжетную композицию. Орнаментом украшали горлышко, ручки и ножку ваз. Что такое «орнамент»? (Ответы учащихся).
Орнамент
- (от латинского – «украшение») узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Самый любимый орнамент греков – это
меандр
.
Меандр –
узор в виде ломаной линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент. Другим распространенным узором являлась
пальметта


орнамент, напоминающий лист пальмы. Сейчас я раздаю вам шаблон амфоры. Разделим ее на ярусы, где будут располагаться орнамент (ножка и горлышко) и сюжетная композиция (основная часть тулова). Сюжетную композицию выполняем по образцу (во время работы учащихся фоном звучит национальная греческая музыка).
4.

Рефлексия.

Учитель.
Сегодня на уроке мы познакомились с различными типами ваз Древней Греции, стилями вазописи. Создали красивые вазы, «каждая с рисунком-рассказом». (Высказывания учащихся).
5.

Итог урока и выставление оценок за творческие работы.
5


В раздел образования