Автор: Тарабукина Ирина Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУДО "Эжвинская детская художественная школа" Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар Наименование материала: конспект Тема: Практическое занятие "Античные вазы" Раздел: дополнительное образование
План-конспект урока по истории искусства (2 класс ДХШ)
Раздел: Зарубежное искусство. Искусство Древнего мира.
Тема урока: Вазопись Древней Греции.
Цели и задачи урока:
1.
образовательная: ознакомление с разнообразием типов ваз
Древней Греции, стилями и сюжетами вазописи;
2.
развивающая: развитие памяти, моторики рук,
развитие умения
передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные и
орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства
на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
3.
воспитательная: пробуждение интереса к культуре одной из
древних цивилизаций, потребности общения с духовными ценностями.
Тип урока: практическое занятие.
Формы организации работы: ознакомление, определение (повторение
слов: античный, керамика, орнамент, меандр, пальметта), самостоятельная
работа.
Методы и приемы: беседа, устный опрос, визуальный ряд, практический
метод (через художественное задание), словарная работа
Визуальный ряд: презентация, учебное пособие – амфора белая,
гипсовая, репродукции с вазами чёрнофигурного и краснофигурного
стилей, элементы растительного и геометрического орнамента для
росписи греческих ваз
Оформление кабинета: на доске написана тема урока, новые слова.
Оборудование: компьютер, проектор.
Материалы для самостоятельной работы учащихся: гуашь, шаблон
вазы, кисточки, баночка с водой.
Музыкальный ряд: древнегреческаямузыка
1
1.
Организационный момент (2 минуты).
2.
Вступительное
слово
учителя. Сегодня
мы
представим
себя
греческими живописцами и будем расписывать вазы в 2 наиболее известных
стилях: чернофигурном и краснофигурном.
Начну урок с веселого
стихотворения О. А. Тарутина “Античные
вазы” (из сб. “Что я видел в Эрмитаже”):
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
Действительно, вазы, чаши и кувшины могут о многом нам поведать: о
мифах, быте и истории Древней Греции. Вазы сопровождали древних греков
на
протяжении
всей
жизни:
от
рождения
до
самой
смерти.
Греческие
вазописцы
расписывали
глиняную
посуду,
которую
использовали
для
хранения
и
приема
пищи,
в
обрядах
и
празднествах.
Изделия керамики,
оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в
захоронения. Эти античные вазы отличались большим разнообразием. (Показ
презентации):
Амфора – сосуд для хранения зерна, оливкового масла, вина. Обратите
внимание,
у
вазы
есть
тулово,
горлышко,
ручки
и
ножка.
Кого
напоминает ваза?
(Ответы учащихся).
2
Правильно,
человеческую
фигуру.
У
амфоры
яйцевидной
формы
есть
горлышко, плечики, тулово, две вертикальные ручки, ножка.
Кратер – большая ваза с широким горлом для смешивания вина с
водой. Греки пили вино, разбавленное водой. Напиток этот готовили
именно в кратерах.
Гидрия – большой кувшин для ношения воды с 3 ручками.
Килик – чашка для вина с 2 ручками и ножкой.
Ребята, вот я несколько раз произнесла слова: «античный», «керамика».
А кто скажет, что они обозначают?
3
(Ответы
учащихся,
учитель
открывает
написанные
на
доске
определения слов).
Античным называли искусство Древней Греции и Древнего Рима.
Керамика
–
это
изделия
из
обожженной
глины.
Самые
лучшие
вазописцы
находились
в
одном
из
кварталов
Афин,
который
назывался
Керамик (по-гречески «глина»).
Учитель. Теперь давайте посмотрим внимательно: что изображено на вазах?
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
На тулове вазы изображены сцены из жизни древних греков и их мифы.
Посмотрите, например, на внутреннюю часть килика. Роспись показывает
знаменитый эпизод из жизни бога виноделия – Диониса ( «Дионис в ладье» ).
(Рассказ учащегося).
Учитель. Роспись
сделана
в
так
называемом чернофигурном
стиле .
Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся
на красноватом фоне обожженной глины. На сырой сосуд краской наносили
рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали
стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали
в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в
печи
понижали,
отверстия
открывали.
Покрашенные
места
оставались
черными,
а
непокрашенные
–
красными.
Дополнительная
белая
краска
использовалась
для
большего
эффекта. Благодаря
надписям
на
вазах,
сохранились
имена
многих гончаров и
вазописцов.
Самым
знаменитым
художником этого периода Эксекий. Другая его работа называется «Ахилл и
Аякс играют в кости» .
(Рассказ учащегося).
4
Учитель.
П о зд н е е
п оя в л я е т с я
д р у го й
с т и л ь
р о с п и с и
–
краснофигурный . Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать
светлые фигуры на темном фоне. На черном фоне покрытого лаком сосуда
эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали
уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника
позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.
Помимо сцен из мифов показываются повседневные занятия и развлечения
древних
греков.
Мы
видим
юношей,
упражняющихся
в палестре
(спортивный
зал),
флейтисток
и
танцовщиц,
мастерскую
ремесленника,
школу, веселый пир. Посмотрите на вазу с изображением прилета ласточки.
(Рассказ учащегося).
3.
Самостоятельная работа.
Учитель. На
древнегреческих
вазах
можно
увидеть
орнамент
и
сюжетную композицию. Орнаментом украшали горлышко, ручки и ножку ваз.
Что такое «орнамент»?
(Ответы учащихся).
Орнамент - (от латинского – «украшение») узор, состоящий из ритмически
повторяющихся элементов.
Самый любимый орнамент греков – это меандр . Меандр – узор в виде
ломаной линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с
высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так
возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный
орнамент.
Другим
распространенным
узором
являлась пальметта
–
орнамент, напоминающий лист пальмы.
Сейчас я раздаю вам шаблон амфоры. Разделим ее на ярусы, где будут
располагаться
орнамент
(ножка
и
горлышко)
и
сюжетная
композиция
(основная часть тулова). Сюжетную композицию выполняем по образцу (во
время работы учащихся фоном звучит национальная греческая музыка).
4.
Рефлексия.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с различными типами
ваз Древней Греции, стилями вазописи. Создали красивые вазы, «каждая с
рисунком-рассказом».
(Высказывания учащихся).
5.
Итог урока и выставление оценок за творческие работы.
5