Напоминание

"Когда на пуанты не поздно"


Автор: Муртазина Эльвира Тайфуровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская хореографическая школа №1"
Населённый пункт: Сургут ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Когда на пуанты не поздно"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Когда на пуанты не поздно»
Преподаватель: МАУ ДО «ДХШ № 1» Муртазина Эльвира Тайфуровна

Содержание

I. Введение

II.

Программа

«Развитие

пальцевой

техники

в

классическом

танце»



старших классах)

1. Пояснительная записка
1.1.Цель и задачи освоения экзерсиса на пальцах 1.2.Особенности программы и принципы построения 1.3.Формы и организация учебного процесса 1.4.Ожидаемые результаты
2. Содержание учебного материала
1-ый уровень – базовый – «Творческое развитие и становление».
III. Заключение

IV. Список используемой литературы
2
I.
Введение
Одним из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения является духовно-нравственное становление личности, формирование эстетической и художественной культуры. Важным аспектом духовного обогащения детей и подростков смело можно назвать хореографическое искусство. Сегодня в современных образовательных учреждениях уроки хореографии становится обязательными, потому что именно они развивают не только художественные навыки исполнения танцев разного направления, но помогают достигать совершенства в соответствии с законами красоты. Ребенок, владеющий хореографией, восхищает окружающих. Но это процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце — от джаза-модерна до хип- хопа — одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. В современной хореографической педагогике подробно разработана методика исполнения отдельных элементов классического танца. Однако, если правила их выполнения считаются законом, то обычно обходятся молчанием такие стороны методики, как построение занятия, количество учебных примеров в различных разделах урока, сочетание элементов движений, воспитывающих определенные качества у обучающихся, и наконец, способы «Хореографического мышления». Преподавание классического танца имеет свои, только ему присущие особенности. Их не всегда можно объяснить словами, часть важных вопросов выходит за рамки теоретических исследований. Научить классическому танцу невозможно, даже по образцовым учебникам, при самых квалифицированных консультациях. Между тем, «модели» уроков способны уточнить многое в практической работе преподавателя. При нашей обширной сети специальных хореографической школ молодые педагоги часто вынуждены сразу включаться в работу в любых классах. В этом 3
случае «зафиксированный опыт» наставников просто необходим. Каждый педагог обладает определенной знаниевой составляющей, хранит в памяти свой набор приемов, проверенной практики. Творчески перерабатывать опыт старших - значит учиться отбирать, сравнивать, использовать полезное в своей работе. В своей работе использую опыт выдающихся хореографов, профессоров А. Я. Ваганова в известном труде «Основы классического танца» в — первые изданном в 1934 году. Изложенная методика преподавания классического танца стала ценным вкладом в теорию и практику балетного искусства Н. П. Базарова «Классический танец» созданным в 1984г В. Костровицкая, А.Писарев «Школа классического танца» в издании 1976г., В. А. Звездочкин «Классический танец», 2003г., Ф. В. Васильева «Стопа в Классическом танце», 2008 г. и свою деятельность направляю на духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально – чувственное и физическое развитие ребенка при помощи пластики тела, музыки, эмоционального и художественного образа. Одним из важных разделов изучения классического танца является пальцевая техника… это не только реализация детской мечты о балете, а ярко выраженная грациозность и легкость движений и походки и безупречная осанка. 4

II.

Программа «Развитие пальцевой техники в классическом танце»

(в старших классах)

1.1 Пояснительная записка


Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося. Учитывая требования современного дополнительного образования, была разработана программа «Экзерсис на пальцах». Программа рассчитана для обучающихся в старших классах, т.к. экзерсис на пальцах требует определенных знаний классического танца. Программа несет в себе максимальный объем материала, который может быть использован педагогом с учетом в каждом конкретном случае состава класса, физических данных и возможностей учащихся. Педагог может по своему усмотрению перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить те движения основной программы, прохождение которых окажется недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. Возможны также некоторые изменения порядка прохождения материала. Необходимо проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс. В процессе работы должен строго соблюдаться принцип «от простого к сложному». Базовые умения и навыки, сформированные у учащихся, в дальнейшем совершенствуются. Увеличение нагрузки в течение всего периода обучения производится планомерно и постепенно: именно постепенность гарантирует правильное развитие мышечного аппарата, предохраняет от травм связки и суставы. Усложнение лексики, введение новых технических приемов должны быть также подготовлены всем предыдущим ходом обучения. В каждом классе, наряду с изучением новых движений, должен закрепляться пройденный материал. Для этого его необходимо включать в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей. 5
В процессе занятий необходимо воспитывать у учащихся умение правильно воспринимать музыкальное сопровождение, понимать и передавать содержание музыки в танце, добиваться выразительного исполнения (что возможно только при хорошо развитой технике исполнения), развивать чувство ансамбля и умение владеть пространством. Номера, поставленные на основе классического танца и предназначенные для включения в программу концертных выступлений, должны соответствовать программным требованиям и возможностям учащихся определенных классов.
Актуальность программы:

Изучив

и

проанализировав

существующее

программное

обеспечение

по

предмету

«классический

танец»,

возникла

необходимость

разработки

дополнительной программы «экзерсиса на пальцах», адаптированной для

учащихся учреждений дополнительного образования. Актуальность данной

программы в том, что сделана попытка адаптировать предмет «экзерсис на

пальцах» для детей в возрасте от 13 до 15 лет.


Программа разработана на основе собственного педагогического опыта, теоретических знаний, и на основе анализа существующей специальной литературы. Практическая значимость программы заключается в определении рациональных условий, обеспечивающих эффективное индивидуально- личностное развитие и воспитание ребенка посредством обучения хореографии, а так же возможности использования данной разработки на практике в учреждениях дополнительного образования детей. Обучение пальцевой технике по предложенной программе сможет дать возможность учащимся первое представление об этой технике, а так же последующее представление о классическом танце. В век высоких технологий нельзя забывать про еще одну актуальную проблему современности – состояние здоровья детей и подростков. Обучение хореографии способствует сформировать правильную осанку, координацию движений. Выносливость, т.е. развивать ребенка физически, а так же эстетически, познакомиться с основами общей культуры: 6
- корректное поведение - ответственность - трудолюбие - самоконтроль. В процессе обучения ученики находятся в постоянном социальном взаимодействии: с учащимися своей группы, с педагогом и учатся работать в коллективе, разрешать возникающие конфликты, благодаря чему приобретают ценный жизненный опыт построения отношений. Все это помогает их адаптации к жизни в обществе. Дополнительные предметы, а так же внеклассная и воспитательная работа, сопровождающие учебную программу, будут способствовать формированию высокого общего уровня культуры подростка. Все это является базой для дальнейшего развития творческой жизни учащихся и их способностей.
1.1 Цель освоения экзерсиса на пальцах

Целью данной программы является
– раскрытие творческих способностей учащихся и создание условий для их гармоничного развития посредством углубленного обучения пальцевой технике (пуанты). Опираясь на основную цель программы, закономерно конкретизируется блок задач:
Задачи освоения экзерсиса на пальцах

1).

Обучающие задачи:
- дать представление о пальцевой технике - научить:  Необходимым теоретическим и практическим умениям и навыкам в области пальцевой технике;  Качественно и осознано выполнять требования педагога;  Самостоятельно работать над ошибками.
2)

Воспитательные задачи:
- воспитать: 7
 творческую личность, ориентированную на активное познание мира и участие в жизни общества;  стремление к здоровому образу жизни;  готовность к социальному и профессиональному самоопределению;  чувство ответственности и дисциплину;  самостоятельность, целеустремленность, инициативность;  терпение и силу воли для достижения высоких результатов;  критическое отношение к ценностям культуры и субкультуры;  эстетический подход, как к внешнему виду, так и к окружающей действительности в целом;  художественный вкус, эмоционально – ценностное отношение к искусству; - создать крепкий дружный коллектив, и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися.
3) Развивающие задачи:
- развивать физические качества и специальные навыки:  координацию движений, выразительности поз выработки пластичности корпуса и рук;  устойчивость (апломб) как на двух ногах, так и на одной ноге;  силу ног и рук;  выносливость;  прыжок;  ось вращения. - развивать психологические и интеллектуальные качества:  аналитическое и пространственное мышление;  образное мышление;  навык музыкальности, чувства ритма, музыкальной выразительности;  зрительную память и специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;  эмоциональную выразительность;  коммуникативные качества; 8
 общий уровень культуры; - реализовать творческое самовыражение детей; - укреплять здоровье, формировать мышечный корсет; - расширять танцевальный кругозор.
1.2. Особенности программы и принципы построения
 Программа разработана для потребностей знаниевой составляющей в вопросе пальцевой технике. В наше время пальцевая техника востребована учащимися. Данная техника доказывает, что учащийся хочет углубленно изучить классический танец во всех его проявлениях и готов к освоению предпрофессиональных программ.  Составленная программа реализует методическую необходимость и построена по принципу последовательного поэтапного обучения.  Программа составлена с учетом личностно – ориентированного обучения.  Программа может быть адаптирована для детей с различными способностями и физическими данными.  Повышенный уровень обучения программы ориентирован на предпрофильную допрофессиональную подготовку учащихся.  Программа составлена с учетом здоровьесберегающих технологий. Программа «Экзерсис на пальцах» рассчитана на 3 годаи построена по принципу последовательного по уровневого обучения: 1-ый уровень – базовый – «Творческое развитие и становление». Включает в себя 6-7 классы. На первом уровне закладывается основная база экзерсиса на пальцах: осваиваются основы экзерсиса на пальцах, постепенно и последовательно вводятся новые технические понятия и принципы движений, упражнения соединяются в комбинации. 2-й уровень – повышенный – «Творческая инициатива». Включает 7-8 классы. На данном уровне вводятся сложные, развернутые и насыщенные по координации комбинации, усложняются технические приемы. Повышенный уровень является допрофессиональной подготовкой в области пальцевой технике. 9
Обучение по такой системе обеспечивает непрерывность и преемственность образовательного процесса. Программа каждого уровня обучения составлена с учетом физических, психологических и возрастных особенностей детей: - физическая нагрузка увеличивается постепенно; - систематично усложняются творческие задания; - целенаправленно возрастает уровень ответственности детей; - увеличивается количество самостоятельной работы; - уровень сложности движений нарастает постепенно и последовательно. Учебный и воспитательный процессы ориентированы на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и заинтересованности в творческой активности каждого учащегося. В предложенной программе предусмотрена возможность интенсификации обучения экзерсиса на пальцах через визуальный канал восприятия – с помощью обучения по видеоматериалам. Во-первых, видео обучение позволяет разнообразить формы и методы обучения, во-вторых, существенно повышает интерес обучающихся как к практическим занятиям экзерсиса на пальцах, так и к истории развития классического танца.
1.3

Формы и организация учебного процесса
Расписание составляется с учетом того, что дети должны заниматься пальцевой техникой 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 1,5 астрономических или 2 академических часа, учебно-тематический план каждого года обучения рассчитан на 34 недели. Занятия должны быть распределены равномерно, чтобы дети имели постоянную физическую нагрузку. Основными формами работы являются практические групповые занятия. Групповые занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа, в год всего 136 часов. Занятия проводятся в счет отведенного времени на сценическую практику 0,5 часов на одного учащегося. 10
Групповое занятие состоит из разделов:  Разогрев;  Упражнения у станка;  Упражнения на середине зала;  Упражнения по диагонали;  Пространственная композиция.
1.4

Ожидаемые результаты
По прохождению всех этапов обучения, учащиеся должны Знать:  танцевальные термины экзерсиса на французском и русском языках  правила исполнения основных движений классического танца  схему танцевального зала  основные положения рук, ног, головы и корпуса в классическом танце  принципы составления учебных комбинаций  историю развития танца как вид искусства  творчество наиболее известных танцовщиков, балетмейстеров, композиторов – классиков. Уметь:  исполнять правильно изучаемые движения классического экзерсиса у палки, на середине зала  уметь выполнять классический экзерсис, согласно программе  держать точку с продвижением в повороте по диагонали и на середине зала  творчески подходить к решению жизненных задач  активно проявлять себя в жизненных ситуациях  работать самостоятельно и в коллективе. Иметь:  хорошую хореографическую форму (высокий прыжок, большой шаг, гибкость, выворотность, устойчивость)  развитую мускулатуру (выносливость, силу мышц) 11
 готовность к социальному и профессиональному самоопределению  чувство ответственности, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, силу воли для достижения высоких результатов  критическое отношение к ценностям культуры и субкультуры  художественный вкус, эмоционально – ценностное отношение к искусству. После завершения обучения пальцевой технике по данной программе наиболее талантливые учащиеся могут поступить в средние, а затем и в высшие учебные заведения по направлению «классический танец».
Отслеживание

результатов
по данной программе осуществляется через проведение открытых тематических занятий, отчетные класс-концерты, творческие проекты, что помогает полно охарактеризовать работу ученика в течение всего года и увидеть достигнутые им результаты. Концертная деятельность, поездки на конкурсы хореографического мастерства также являются критерием оценки достижений учащихся. Причем оценивается не только владение пуантовой техникой, но и артистизм, эмоциональная выразительность, музыкальность, сплоченность коллектива.
II ГЛАВА. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Движения на пальцах вводится тогда, когда ноги (в особенности ступни) достаточно укреплены экзерсисом у палки и на середине зала. Чтобы правильно и устойчиво стоять на пальцах, необходимо подготовить ноги упражнениями на полупальцах: releve на двух ногах в I.II.V.IV позициях; и на о д н о й –pasdebourree ; х о р о ш о у с в о и т ь м а л е н ь к и е п р ы ж к и - sauté, ehangementdepiegs, pasechappe; учащиеся уже обладают отдачей от пола, чувствуют уверенность на середине- хороший aplomb. Ученице не следует ходить на пальцах без разрешения и наблюдения со стороны обучающего педагога, знающего её возможности. 12
Если ученица начнёт ходить на пальцах прежде, чем её тело достаточно окрепнет, то она может растянуть свой нижний позвонок, что вызовет боль в области поясницы. У неё могут сместиться коленные суставы, а это приводит к их заболеванию в будущем. Очень важно носить пуанты, которые ученице абсолютно впору, т.к. вес танцовщицы приходится на её пальцы, а не на всю ступню. Пальцевой класс ставится в середине третий четверти второго или третьего года обучения классическому танцу. Заниматься пальцевым классом нужно не более двух-трёх раз в неделю по 45 минут, но обязательно предварительно разогревшись. Стопа – это «орудие « труда у танцовщика, поэтому необходимо правильное строение стопы. Хорошая опора стопы при положении на пуантах, когда ось нагрузки проходит через первый, второй и третий пальцы. Это создаёт силу , устойчивость и хороший aplomb. Идеальным строением стопы для обучения на пальцах, когда 1,2,3 пальцы – равны и они больше 4 и 5 пальцев (1=2=3>4 и 5). Хорошая форма стопы, когда 1 и 2 пальцы - -равны и они больше 3,4.5 пальцев (1=2>3.4.5) это часто встречающаяся форма стопы. Чрезмерно удлинённый первый палец и короткие остальные затрудняют работу на пальцах, но это не является отрицательным показателем для занятий классическим танцем при наличии общих хороших данных. Для таких случаев существуют определённые формы вкладышей «ступеньки» которые заполняют образовавшуюся пустоту в гипсовом носке. Все пальцевые движения, а в дальнейшем и комбинации, должны быть хорошо изучены на высоких полупальцах. При положении ноги на выворотных полупальцах (пятка вперёд) упор ноги и тяжесть тела следует равномерно распределять на все пять пальцев: не должно быть наклона ступни на сустав одного большого пальца. Следует помнить, что туфли с твёрдым носком требуют умелого обращения.
Подготовка пальцевых туфель (пуанты) к работе:
13
1.Правильно пришиваются завязки – на боковых швах, к пяточке пришиваются резинки через подъём; 2.Акуратно разминается пятка – пластинка гнётся руками, края гипсового носка разбивают молотком, нога должна себя чувствовать живой; 3. Одеваются пуанты – направляя на мизинчик, чтобы не было перекоса на большой палец; ленточки завязываются накрест через подъём и вокруг щиколотки, узелок прячется под ленту с внутренней стороны щиколотки. Первоначальное изучение пуантов – у палки, стоя лицом к ней не наваливаясь на неё, затем на середину. Новые движения изучаются в чистом виде в медленном темпе. Музыкальный материал должен соответствовать характеру, стилю данного движения. По мере усвоения движения темп убыстряется. Подойдя к станку встать лицом в VI позицию - поочерёдно п.л ногой подняться на полупалец, затем двумя ногами вместе, исполняют несколько раз. Музыкальный размер 3/4, 4/4, темп спокойный; --- затем поочерёдно п.л ногой на 1/4 подняться на полупалец п.н, на 1/4 подняться на «пяточок» ровно, прямо без завалов на большой палец и мизинец, на 1/4 опустится на полупальцы, на 1/4 исх.п., затем двумя ногами вместе, исполняется несколько раз. На пальцах стоять ровно на «пяточке» с упором на большой и средний палец без завала, все мышцы подтянуты. Нога должна чувствовать свою натянутость. Существуют основные приёмы танца на пальцах:
Поднятие на пальцы.
Сначала объяснить правильное положение н о г н а п а л ь ц а х в I , II , V позициях. 14
I поз. -лицом к станку через полупальцы на прямых ногах подняться на пальцы, пятки смотрят друг на друга , колени прямые , икроножные мышцы подать вперед , ягодицы держать , живот держать , корпус прямой , подтянутый. IIпоз. – требует еще большей натянутости,но с хорошо выгнутым подъемом , усиление выворотности. V поз. - ноги соединяются плотно, создается ощущение одной ноги, больше внимание на выворотность ноги которая сзади , «пальчик к пальчику».
Упражнения:

Releve
- Музыкальный размер 4/4. Исх.п. I позиция ног 2/4 - через полупальцы подняться на прямых ногах, на пальцы, ноги прямые ,пятки друг на друга. 2/4 - пауза 2/4 – через полупальцы опуститься в Iп. на прямых ногах 1/4 – demi plie в Iп. 1/4 – вытянуть колени Так 3 раза и переход на II п. и V поз. П.н впереди и сзади.
Прием СКОКА «вскок и соскок»
При вскоке важно: толчок, пружинистое plie , темп ,акцент на верх. Вскок бывает: с двух ног на две ноги , с двух ног на одну , подряд на две ноги и подряд на одной ноге.
Releve
по I , II , V позициям Ис.п. Музыкальный размер 4/4 Ис.п Iпоз. 2/4 –demi plie и ноги отталкиваясь от пола встаeм на пальцы, колени и подъем сильно вытянуты 2/4 – пауза,стоять. 2/4 – ноги усиливая выворотность опускаются в Iп. 1/4 – demi plie 1/4 – вытянуть колени, Исх.п. Так по II п. держать ноги на ширине плеч, не дальше. Так по Vп. – следить за тем что пальцы подтягиваюся к центру, палец за палец ,пятки выворотно , особенно сзади стоящая нога. 15

PAS ECHAPPE
на II поз. (без перемены и с переменой) М/р 3/4 характер четкий , энергичный Исх.п. V п. П.н впереди 2/4 –demi plie ноги отталкиваются от пола и releve во IIп. , ноги раскрываются верхом внутренними мышцами одновременно 2/4 - положение фиксируется. 2/4 – ноги одновременно соскакивают в Vп. Л.н впереди 1/4 - demi plie , 1/4- вытянуть колени.
PAS DE BOURREE с переменой ног
На пальцах изучают так же, как и на полупальцах. М/р 4/4, затем 3/4 Исх.п Vп Пн впереди Затакт –d-plie на Пн. Лн – cou-de-pied сзади 1/4 – Лн – на палец колено прямое, Пн – на условное cou – de – pied 1|4—переступить н а П н в направлении II позиции Л н – условное cou – de – pied 1/4 – d – plie на Лн ,Пн – cou – de – pied сзади 1/4 – положение сохраняется Следить за тем, чтобы шаг был в сторону IIп, с cou – de – pied нога опускалась к пальцу опорной ноги, четкие шаги.
PAS SUIVI
Представляет собой непрерывный связанный бег на пальцах в Vп во всех направлениях. Изучают с начало на одном месте, затем с небольшим продвижением вдоль палки. Первый шаг делает нога стоящая сзади в Vп. Шаг минимальный. Корпус послать по направлению движения. Резких движений нет, есть маленькие точки как горошины. М/р 2/4, 3/4 характер живой , легкий. Исх.п Vп. пн впереди Затакт - d-plie и вскок в V п. 16
1/8 – Л.н отделяется от пола ,колено мягкое. 1/8 -- Л.н возвращается на носок ,колено натянуто , Пн отделяется от пола. 1/8 -- П.н возвращается на носок колено натянуто , Л.н отделяется от пола. 1/8 -- и т.д . Затем небольшое продвижение в сторону.
PAS SUIVI EN TOURNANT (с поворотом)
М/р 4/4 , 3/4 характер легкий , четкий, живой. Исполняется так же, как и обычное suivi , только на месте вращаясь переступая в прав или лев. сторону, поворот не быстрее чем один такт 4/4 . Каждая музыкальная четверть совпадает с четвертью поворота . Следить за одновременностью поворота ног, корпуса и головы , помогает сзади стоящая нога – она удерживает равновесие.


PAS COURU
– бег на пальцах по VIп только вперед и назад С начало исполняют на месте, затем с продвижением. М/р 4/4 2/4 3/4 характер легкий живой. Очень дробный бег, ноги делают крохотные шаги вперед или назад, одна нога догоняет другую (нет обратного движения). Если класс сильный можно добавить изучение Pas assamble soutenu, sissonne simple.
PAS ASSAMBLE
При изучении спина и корпус подтянуты и спокойны, особенно в момент подтягивания на пальцы в Vп. Нога скользит в сторону IIп. точно по прямой, сохраняя выворотность и возвращается в Vп на пальцы. М/р 2т 2/4 характер сочетание плавного d – plieb короткого releve на пальцы в момент soutenu/ Исх.п Vп. Лн впереди. 1/8 – d – plie по Vп голова на право, 1/8 – Пн. открывается в сторону IIп. 1/8 – soutenu Пн. закрывается в Vп. вперёд 17
1/8 – положение сохраняется, 1/4 – опустится в Vп. на прямых ногах, 1/8 – d – plie Vп. Пн. впереди голова на право, 1/8 – вытянуть колени. 2т - всё также с Л ноги, голова на лево. В таком же раскладе исполняется обратное assamble soutenu т.е. нога закрывается в Vп. назад.
Sissone simple
Следить з а т е м , ч т о рабочая н о г а активно поднимается н а условное cou – de – pied, колено направленно в сторону подъём сильно вытянут, носок опускается по опорной ноге к носку в Vп. М/р 4/4, 2/4, характер четкий энергичный, Ис.п Vп. Пн. впереди, 2/4 – d – plie в Vп. Пн. впереди. Лн. отталкивается от пола встаёт на палец, Пн.активно поднимается в условное cou – de – pied 2|4 – положение сохраняется 1/4 – П.н. опускается в Vп. на пальцы 1/4 - Две ноги опускаются в Vп. 1/4 – d-plie 1/4 – колени вытянуть. Также Л.н.
Sissonne simple в обратном
исполнении раскладка также только рабочая нога приходит на условное cou-de-pied впереди.
Хорошо усвоив движения у станка переходят на середину –

Releve
по I, II, Vn В такой же раскладке как у станка по In. В enface, руки в завышенном подготовительном положении по IIn. в enface руки слегка раскрыты на заниженной IIn. По Vn epaulement croise Пн. Впереди, руки раскрываются на маленькую позу croise. 18
Также с Л.н. впереди
Pas chappe с переменой ног
М./р 2т.2/ч Раскладка, что и у станка Исх.п. V п. Пн впереди 2/4 –d-plie ноги отталкиваются от пола и releve на IIп. , ноги раскрываются верхом внутренними мышцами одновременно, руки раскрываются на IIn. 2/4 - положение фиксируется. 2/4 – ноги одновременно соскакивают в Vп. Л.н впереди, руки закрываются в подготовительное положение. 1/4 - d-plie , 1/4- вытянуть колени. С начала изучить в enface, затем epaulement.
PAS DE BOURREE С ПЕРЕМЕНОЙ НОГ.
М/р ¾ темп умеренный. Ис.п. elaulementcroiseПн в переди, руки в подготовительном положении. Затакт – d-plie на Пн, Лн. На cuo-de-pied сзади, руки по позе croise маленькие. 1/4 – Лн – на палец колено прямое, Пн – на условное cou – de – pied, правая рука закрывается в In. 1|4—переступить н а П н в направлении II позиции Л н – условное cou – de – pied, руки положение сохраняют. 1/4 – d – plie на Лн ,Пн – cou – de – pied сзади, левая рука открывается в сторону.
Pas assamble soutenu
М/р 2т 2/4 Ис.п. enfaceVn П.н сзади ,руки в подготовительном положении. 1/8 – d – plie по Vп голова enface, руки в первую позицию. 1/8 – Пн. открывается в сторону IIп., голова на право руки открываются на заниженную IIn. 1/8 – soutenu Пн. закрывается в Vп. вперёд, голова на право, П.р. закрывается в In , Л.р. остается на IIn. 1/8 – положение сохраняется, 19
1/4 – опустится в Vп. на прямых ногах, голова enface,руки закрываются в подготовительное положение. 1/8 – d – plie Vп. Пн. впереди голова на право, 1/8 – вытянуть колени. 2т - всё также с Л ноги, голова на лево. В таком же раскладе исполняется обратное assamble soutenu т.е. нога закрывается в Vп. назад.
Sissone simple
М.р 4т 2/4 – темп спокойный Ис.п. enfaceVn П.н впереди , руки в подготовительном положении 2/4 – d – plie в Vп. Пн. впереди. Лн. отталкивается от пола встаёт на палец, Пн. активно поднимается в условное cou – de – pied, руки в подготовительном положении. 2|4 – положение сохраняется 1/4 – П.н. опускается в Vп. на пальцы 1/4 - Две ноги опускаются в Vп. 1/4 – d-plie 1/4 – колени вытянуть, руки в подготовительном положении.
Pas suivi
М/р 3/4 Ис.п. Vn. П.н впереди Затакт – d-plie и вскок в Vn руки в подготовительном положении 1/8 – Л.н отделяется от пола , колено мягкое. 1/8 -- Л.н возвращается на носок ,колено натянуто , Пн отделяется от пола. 1/8 -- П.н возвращается на носок колено натянуто , Л.н отделяется от пола. 1/8 -- и т.д . Затем небольшое продвижение в сторону. Руки медленно через I п. раскрываются, Л.р.на IIn. ,П.р в IIIп.
Pas suivi en tournant
М/р 3/4 Исх.п. Vn. П.н впереди, руки в подготовительном положении Затакт – d-plie и вскок в Vn руки в подготовительном положении. 20
1т. – переступая на одном месте поворачиваются вправо на 180, руки медленно поднимаются в IIIn. 2т. – продолжая переступание по Vn. Поворачиваемся на 180 вправо, руки в IIIn. За 2 такта полный поворот.
Pas couru – по диагонали из точки 4 в точку 8.
М/р 2/4, 3/4 Исх.п. VIn руки в подготовительном положении Затакт d-plie и вскок в VIn 1т- крохотные шаги вперед, одна нога догоняет другую, ручки плавно поднимаются в I п. , кисти allongee. 2т – бег на пальцах продолжается 3т – бег продолжается, руки в том же положении 4-5-6-7-8 т. – бег и движение заканчивается в конце диагонали, руки в подготовительном положении. Когда движение в медленном темпе усвоено хорошо можно ускорить темп исполнения. К концу года из изученных движений разучиваются комбинации и маленький этюд. Надо помнить, что «На пальцы не взбираются - на пальцах танцуют легко и свободно».
III. Заключение
21


Танец на пальцах является одним из главных компонентов сольного и дуэтного женского танца. Его лёгкость, воздушность, пластичность, динамика и выразительность необходимы танцовщице. Выработанная система пальцевой техники такой как, рas peleve у станка, рas échappé на пальцах во II позиции, рas de bourrée с переменой ног, рas de bourrée suivi, рas couru еchappé relevé на пальцах во II позиции, relevé на пальцы в IV позиции, рas sus – sous, рas de bourrée на пальцах, аssemblé soutenu, рas glissade на пальцах, в сторону, вперёд, назад, temps lie на пальцах вперед, назад, sissone simple на пальцах позволяет развить у воспитанников хореографической школы силу стоп, координацию движений, выразительность поз, устойчивость выносливость, высоту и силу прыжка, что сказывается на качестве исполнения танцевальных номеров. Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод: что от верно подобранной методики, правильной коррекции, четко поставленных задач, зависит качество образования, культура учащихся и их профессиональное самоопределение.
IV. Список используемой литературы
Балет: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Григорович. М.:-1981.-623с. 22
Бахрушин О.А. История русского балета. М 1973 с.314 Белов М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.:- 1953.- 46с. Ваганова А.Я.Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с. Головкина С.К. Уроки классиче ского танца в старших к л а с с а х . М.:-1989.-160с. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.:-2005.-410с. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.:-1981.-262с. Костровицкая В., Писарев А.. Классический танец. Л.:-1968-264с. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.:-1972.-216с. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-237с. Франгопуло М. На уроке А.Я. Вагановой. 23


В раздел образования