Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Нартовский эпос осетин"
Автор: Ваниева Залина Муратовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ГИМНАЗИЯ №5 Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Нартовский эпос осетин" Раздел: начальное образование
Методическая
разработка
по литературному чтению в 3 классе на тему
«Нартовский эпос осетин»
Цель:
закрепить
знания
учащихся
об
образе
жизни
нартов,
их
мировоззрении,
о своеобразной яркой и поэтической культуре; формировать
у учащихся патриотические качества посредством положительных образов
нартов.
Оборудование:
иллюстрации
к
нартским
сказаниям,
танцевальные
мелодии
осетинской
национальной
музыки;
звукозаписи
отрывков
из
нартских сказаний, презентация «Герои нартского эпоса».
Ход урока
1. Вступительное слово педагога.
Нартский
эпос
осетин
является
выдающимся
памятником
культуры
скифской древности и аланского средневековья. В виде мифов запечатлевший
историю древнего народа, начиная от родового строя и кончая постигшей его
трагедией в результате монголо-татарского нашествия, он уходит корнями в
эпоху
ариев.
Сказания
о
нартах,
под
именем
которых
выступают
сами
создатели эпоса, в образной форме отражают модель мира, мировоззрение,
жизненный
уклад
и
общественное
устройство
предков
осетин.
Образы
героев-нартов
вызывают
ассоциации
с
реально
существовавшими
историческими героями, следовавшими тому же кодексу чести. Настоящий
мужчина
–
это
доблестный
воин,
воздержанный
в
пище
и
уважающий
женщину. Воина, обладающего этими качествами, нарты ставят на самую
высокую ступень социальной лестницы. Они не прощают обид и держат
слово.
Передавая
из
поколения
в
поколение
основные
сюжеты
нартских
сказаний, осетины стали идеализировать самую их суть, и, несомненно,
привносили в них то, что волновало их в последующие века,
становилось
предметом
их
мечтаний
и
стремлений.
Педагогическое содержание эпоса
пополнялось и обогащалось вплоть до наших дней.
2. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
1. Каково основное занятие нартов?
-
Нарты,
прежде
всего
воины
и
охотники.
Свое
основное
время
проводят в битвах и на охоте. Войны чаще всего носили характер набегов с
целью грабежа, реже выступали средством самозащиты.
2. Формированию каких основных качеств способствовал образ жизни
нартов?
- Качества воина и охотника: воинскую доблесть, отвагу, храбрость,
искусное владение оружием, выносливость и высокое физическое развитие.
3. Докажите примерами смелость и мужество нартов.
«Одряхлевший старейшина нартов Урызмаг мечтает хотя бы еще раз
перед смертью сходить в поход, жилами своих врагов вытереть свой меч и
помочь нартам в достижении победы. Нарт Батрадз настолько метко стреляет
из лука, что попадает в ушко иглы.
Бегство
с
поля
брани
и
трусость
считаются
у
нартов
величайшим
позором».
- «Если сын мой сражен ударом в грудь, то принесите его ко мне,
чтобы насытилась я плачем над ним, и похороним мы его на родовом нашем
кладбище. Если же в спину нанесен ему смертельный удар, то на свалку
выкиньте его, не достоин он, чтобы с почетом похоронили его па кладбище.
Не место там трусу, сраженному во время бегства,-говорит мать погибшего
нарта» (В.И. Абаев).
4.
Выборочное
чтение
(звучит
осетинская
мелодия).
- Докажите, что нарты высоко ценили искусство.
«Известно, что ни одно пиршество Нартов не обходилось без танцев. Их
буйный
ритм
сотрясал
землю
и
горы,
и
даже
боги
с
небес
взирали
на
богатырский пляс с изумлением и страхом».
«Лучшим танцором у Нартов признавался тот, кто пропляшет по краям
стола, не задев при этом сосудов, не уронив на землю ни единой крошки; тот,
кто станцует с кубком на голове и не прольет оттуда ни капли; наконец тот,
кто спляшет на краях большой чаши, наполненной пивом, и чаша при этом не
пошатнется».
«Суровые,
отважные и
беспощадные
в
битвах
нарты
в
мирное
время
превращались
в
жизнелюбивых,
радостных,
буйно
веселящихся,
высоко ценивших искусство людей. Песни, пляски и игра на музыкальных
инструментах
составляли
существенный
компонент
нартовской
жизни.
Им
они
отдавались
так
же
самозабвенно,
как
битвам
и
сражениям.
От
бурных
танцев
нартов гудела
и
дрожала
земля,
содрогались
горы,
а
их
игра
на музыкальных
инструментах
пробуждала
не
только
живую,
но
и
неживую
природу.
Искусность
в
танцах,
песнях
и
и г р е на
музыкальных
инструментах
считалась
одним
из
высоких достоинств
человека».
«В
одном
из
состязаний, часто
устраиваемых
нартами,
Сослан
одержал верх своими виртуозными танцами».
5. Назовите героев нартского эпоса, охарактеризуйте их.
Сатана,
одна
из
главных
действующих
лиц. К ней обращаются за
советом,
она
источник
социальной
активности
нартов,
ее
острый
ум
разряжает сложнейшие критические
ситуации.
Урызмаг
считается
идеалом
мудрости
и
красноречия
для
нартов.
Урызмаг и Сатана мудры и щедры.
Батрадз
непобедим,
честен,
благороден
и
правдив.
Обладатель
идеальных
качеств.
Сослан силен и смел.
Ацамаз
ярко
эмоционален, играет на флейте.
Близнецы Ахсар и Ахсартаг - «отважный» и «отважнейший». По одной
из версий, братья умирают от стрелы Ахсара, пущенной в небо: стрела
возвращается
двумя
и
убивает
обоих.
Близнецы-нарты,
стерегущие
животворные плоды у плодоносящей яблони, символизируют плодородие. Их
астральная символика - утренняя и вечерняя звезда, они - воплощение двух
противоположенных начал: день- ночь, свет - мрак, сон - явь. Они поочередно
пребывают в мире людей и в царстве мертвых. Но главная идея близнецов
связана с темой жертвенности, не случайно в древних изображениях они
заменяются жертвенными животными.
Дзерасса - дочь подводного божества. Она - прародительница всего
живого: людей, зверей и растений, замыкающая их в круг своих материнских
объятий, владычица жизни и смерти, прорастающих друг в друге.
Сырдон «коварство
неба
и
хитрость
земли». Является воплощением
юмора и комизма в эпосе. Он «умен и ловок».
Красавица Акола вселилась в железную башню и жила там, никому не
показывая своего лица. Только в день свадьбы она показалась первый раз
людям.
Красавицы Акола и Агунда сами выбирают мужей, предварительно
испытав
мужество,
силу,
благородство
и
эстетическую
утонченность
своих
поклонников.
6. Показ презентации «Герои нартского эпоса»
7. Какие моральные качества присуще нартам?
8.
Нарты
среди
важных
характеристик
мужчины
основными
качествами считали смелость, отвагу. Почему? Обоснуйте свой ответ.
- В обществе нартов война и организация войны занимали ведущее
место в жизнедеятельности коллектива, поэтому необходимы были смелость
и отвага. Геройство, признающееся наивысшей добродетелью, проявляется
главным образом в походах. Нескончаемые походы «для добывания славы»
образуют основные сюжетные линии эпоса.
Наглядной иллюстрацией этой мысли являются слова из самого же
эпоса: – Чем в рабстве жить нам и позор терпеть, уж лучше нам со славой
умереть.
Далее педагог ставит проблему:
- Кто же в героическом плане является идеальным героем нартовского
эпоса осетин?
Педагог
подводит
их
к
выводу:
воплощением
идеала
мужчин
в
нартовском эпосе являются Урызмаг, Сослан, Батрадз, Ацамаз и другие герои,
каждый из которых совершил необыкновенные героические подвиги. Но
идеал – не нечто застывшее, раз и навсегда заданное, а развивающееся
явление, что обнаруживается уже в акте закалки Батрадза, который закалился
не
в
волчьем
молоку,
как
Сослан,
а
в
горне
кузнеца,
как
герой
эпохи
«железного меча и железного топора».
- Кто же по сути своей является идеалом (настоящим нартом)?
- В образе Батрадза народ воплотил свой идеал, он был воплощением
лучших качеств человека. Он был стойким защитником нартского народа.
Никто не мог сравниться с ним в храбрости и отваге.
Превосходство Бартдза над всеми остальными нартами налицо. Батрадз
является абсолютным идеалом нартского эпоса.
9. Итог.
Совокупность
педагогических
идеалов,
выраженных
в
эпосе,
позволяет воссоздать цельную личность, оптимальную пли совершенную
с
точки
зрения
создателей
эпоса.
Она
объединяет в себе качества воина и
охотника, певца и танцора, оратора. Ей присуще строгая нравственность,
созидательная деятельность и активный познавательный поиск. Компоненты
воспитания неотделимы от его идеалов. Честь и слава – вот два великих
мотива,
во
имя
которых
нарты
совершали
подвиги,
шли
на
самые
невероятные безумства и гибли. У них в почете было достойное поведение в
битве.
Честь
важнее
славы
и
победы,
достигнутой
коварством
или
с
использованием своего превосходства. Правдивость, гордая независимость,
контроль над своим поведением, уважение к старшим, почитание женщины –
образы, выраженные посредством эпических героев. Нарты ценили силу и
красоту тела, но не меньше силу и красоту души, без которых не прочны и
первые. Поэтому подлинная красота человеческого тела в понимании нартов
включала
такие
высокие
нравственные
качества,
как
воля,
терпение,
мужество, смелость. Такое понимание красоты тела, а также взаимосвязи
физического и эстетического воспитания входило в содержание этих сторон
воспитания у нартов. Признавая ум высшим качеством личности, народная
педагогика,
отраженная
в
эпосе,
внушала
подрастающим
поколениям
необходимость
стремления
к
знаниям,
умственному
совершенству
как
высшему
человеческому
счастью.
Подчеркивая
высокое
значение
ума
и
умственных способностей в жизни человека, нарты считали основой для его
развития знания, приобретаемые в процессе жизни.
В
сказаниях
отчетливо
выражены
воспитательные
цели:
в
них
сталкивается
добро
и
зло,
возвеличиваются
положительные
качества
(храбрость, товарищество, доброта, смекалка) или порицаются различные
недостатки
(алчность,
скупость,
лень,
трусость).
Образы
сильных,
мужественных, смелых нартовских героев, созданных народной фантазией,
были лучшим примером подражания для подрастающих поколений.
10. Творческая работа по группам.
1.
Перечислите
предметы,
которые
считались
у
нартов
магическими. Какими свойствами они обладали.
2.
Кого называли нарты «многоликим»? Почему?
3.
Определите, из какого сказания данный отрывок: «– Еще проехал
я,
-говорит,
Сослан
Бедохе,
–
и
вижу:
лежит
клубок
пестрых
ниток,
И
захотелось мне захватить с собой эти нитки. Нагнулся я с седла, схватил
конец нитки, стал наматывать на
руку. Мотал, мотал, а клубок почти не
уменьшается».
Что
обозначает
согласно
сказанию
данный
эпизод.
Какие
понятия создателей эпоса он раскрывает?
4.
Аргументируйте
данное
высказывание
ссылками
на
тексты
сказаний:
«…в
религии
люди
своим
богам лишь
поклоняются,
а
в
мифологии заставляют их говорить и действовать; образы богов становятся
художественными».
5.
Проведите сопоставительную характеристику героев нартовского
эпоса осетин с героями нартовского эпоса народов. Сформулируйте выводы.
6.
Проведите параллели между героями и мотивами нартовского
эпоса осетин и русскими былинами (см. таблицу 1).
Таблица 1
Общие черты
Нартовский эпос осетин
Русские былины
Песня весны
Чудесная песня Ацамаза
Волшебная песня Садко
7.
Определите нравственную ценность нартовского эпоса.
8.
По данной схеме охарактеризуйте героев нартского эпоса.
Таблица 2
№
Имя героя
Основные качества
Отличительная
особенность
1.
Сатана
В и д и т
в с е ,
ч т о
происходит на земле
Изобрела пиво
2.
3.
4.
5.
9.
Какие народные игры и упражнения описываются в эпосе? На
развитие каких качеств они направлены?
10.
Каким
образом
традиционный
танец
симд
способствовал
физическому развитию народа?
11.
Перечислите основные принципы воспитания в эпосе осетин.
Дайте краткую характеристику каждому.
Список литературы:
1.
Абаев В.И. Нартовский эпос осетин //Сказания о нартах. М.: Советская
Россия, 2010. - С. 5-42.
2.
Алборов Т.М. Проблема идеального героя в нартовском эпосе осетин //
Вопросы литературное чтениеи фольклора. Орджоникидзе, 2012.- С. 142-
155.
3.
Бежаева Ф.Б. Воспитание творческого читателя при изучении нартского
эпоса в школе // Лингво-методические заметки. Сборник научных трудов.
Вып. 1, Владикавказ, 2011. - С. 213-222.
4.
Бекоева З.И. Отражение педагогических идей в героическом нартовском
эпосе
осетин
//
Теория
и
практика
обучения
и
воспитания:
Сборник
научных трудов. Вып. 7. Владикавказ, 2012. - С. 197-200.
5.
Нарты. Осетинский героический эпос. В 3-х кн. М.: Изд-во Наука, Главная
редакция восточной лит-ры, 2010. Кн.1. - 432.