"Психолого-педагогическое сопровождение и работа с родителями в условиях ведения ФГОС для детей с ОВЗ"
Автор: Богданова Виолетта Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОБОУ "Центр инклюзивного образования" Населённый пункт: г. Великий Новгород Наименование материала: Презентация Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение и работа с родителями в условиях ведения ФГОС для детей с ОВЗ" Раздел: начальное образование
В РАМКАХ ФГОС НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ
ПРОБЛЕМОЙ СТАНОВИТСЯ РОЛЬ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
АКТУАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНОВИТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК
СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЯДРА ОБРАЗОВАНИЯ.
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ –
СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ,
ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И
ПЕДАГОГОВ, ЦЕЛЫЕ КЛАССЫ И МЕСТНОЕ
СООБЩЕСТВО, ДЕЛАЮЩЕЙ АКЦЕНТ НА
ВОЗМОЖНОСТЯХ, А НЕ НА ОГРАНИЧЕНИЯХ
ДЕТЕЙ.
ЦЕЛЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕЙСТВИЕ
СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И
ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ:
•ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
•ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧАЩИХСЯ.
•УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, СООТВЕТСТВИЕ ЭТОГО ПРОЦЕССА ЕГО
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.
•ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИИ ДЕТЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ
ТРАЕКТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ:
•СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС.
•РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ.
•РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – ЭТО
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ С ПОМОЩЬЮ
УЧИТЕЛЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ УЧЕБНУЮ ПРОБЛЕМУ И НАХОДИТЬ
ПУТИ РЕШЕНИЯ.
ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА-
ИНВАЛИДА И С ОВЗ СИЛЬНЕЙШИМ ОБРАЗОМ ЗАВИСИТ ОТ
ЕГО НАСТРОЕНИЯ И ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ. С ЦЕЛЬЮ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТАКИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИХ К
МАССОВЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В ШКОЛЕ,
ГОРОДЕ, НАПРАВЛЕННЫМ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КЛАССНЫЕ ЧАСЫ,
БЕСЕДЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ, СТЕНДОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ,
КОНКУРСЫ РИСУНКОВ, УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЯХ,
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ,
ОЛИМПИАДАХ, СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И ДР.
РЕБЯТА ПРИВЛЕКАЮТСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ ВХОДИТ НЕ ТОЛЬКО РАЗВИВАЮЩАЯ ИЛИ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, НО И ПОСТОЯННОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО
ВЫРАБОТКЕ ОБЩИХ ПОДХОДОВ, ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ
РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ . В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВЕСЬМА
АКТУАЛЬНА ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
ТРЕУГОЛЬНИКЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ».
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ:
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОВЕТОВ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО, ПРИОРИТЕТ
ИНТЕРЕСОВ СОПРОВОЖДАЕМОГО, «НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА», НЕПРЕРЫВНОСТЬ
СОПРОВОЖДЕНИЯ, МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ (КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД)
СОПРОВОЖДЕНИЯ: СОГЛАСОВАННАЯ РАБОТА «КОМАНДЫ» СПЕЦИАЛИСТОВ,
ПРОПОВЕДУЮЩИХ ЕДИНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ЕДИНУЮ
ОРГАНИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ И ВЛАДЕЮЩИХ ЕДИНОЙ СИСТЕМОЙ МЕТОДОВ.