Автор: Павлова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Казачий фольклор Раздел: начальное образование
Учитель: Татьяна Николаевна Павлова МБОУ СОШ № 2, города
Тихорецк
Тема урока: « Казачий фольклор»
Основные
цели :
формирование
у
школьников
исторического
сознания,
четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания
настоящего и прошлого.
Тип урока : урок – исследование.
Оборудование урока : использование мультимедиа технологий , презентация,
карточки, толковые словари.
Задачи:
1.
Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного
края, чувство гордости за свою малую Родину.
2.
Показать роль казачьего фольклора в истории России и Краснодарского
края.
3.
Развивать умение регулировать свое поведение в группе, устанавливать
контакт со сверстниками.
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.11.
1.Познавательные:
· формировать умение формулировать цель занятия;
· формировать умение перерабатывать и обобщать полученную
информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;
· формировать умение адекватно, осознанно строить речевое
высказывание в устной форме;
· учить смысловому чтению;
2. Коммуникативные:
формировать умение устанавливать контакт и организовывать
взаимодействие в решении общей задачи в группе;
умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
3. Регулятивные:
формировать умение определять и формулировать цель деятельности на
уроке с помощью учителя;
развивать умение контролировать свое поведение в группе;
4.
Личностные:
1
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину,
историю своей страны и края.
Сценарий урока
Организация на урок.
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу и подарите солнечные улыбки!
(Ученики желают друг другу добра.)
Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
(Ученики приветствуют гостей).
Учитель:
-Мне сегодня по электронной почте пришло письмо.
Давайте вместе посмотрим, что в нём!
- Но чтобы нам легче было общаться, вы будете работать в казачьих отрядах
«Казачата», «Криница», «Вольница». Выберите атамана своего отряда.
(текст письма)-Вы уже , ребята, три года знакомитесь с историей своей малой
родины и много знаете. У каждой команды на столе лежит таблица (белый
лист).Возьмите её.
( слайд 1)
-Вам надо распределить слова по группам. Если
для каких-то слов
не
найдётся группы, запишите их в пустое окошко. 2-3 мин
- А теперь сравните свою работу с эталоном
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
(слайд 2)
-А теперь посмотрите на доску !(Внимание! Видеовопрос)
2
-Как вы, ребята, думаете?
-Значит,
можно
предположить,
что
эти
все
понятия
могут
рассказать
о
прошлом народа!
-Посмотрите на доску, в каком порядке мы расположим эти понятия, чтобы
подтвердить наше предположение.
(Гипотеза, исследование, вывод)
-Гипотеза - научное предположение. Её можно опровергнуть или подтвердить,
а для этого мы должны провести исследования. И по результатам сделать
вывод.
Нам предстоит кропотливая, но интересная работа. В течение урока мы будем
заполнять лист самоконтроля. Подпишите его. А определить название группы
мы сможем после исследования.
-Берём
красный
лист.
Ваша
задача
исследовать
предложения
в
отряде
и
определить к какому жанру творчества народа они относятся - к поговорке или
пословице. Внизу в рамочке есть толкование этих понятий.
2 мин
Пословица -это законченное суждение, которое содержит поучительный
смысл и характеризует поступки человека, их образ жизни.
Поговорка- часть суждения, незаконченное предложение дает оценку
поступкам человека, но не поучает
Отряд «Казачата» - Очи бояться, а руки роблять. (Глаза бояться, а руки
делают)- пословица.
-А что она нам может рассказать о прошлом народа?
(Казаки –народ трудолюбивый. И любая работа у них спорилась)
Отряд «Вольница»- Казак без коня - сирота(поговорка)
(Конь помогал казаку в жизни, в быту и на службе. Конь для казака был
другом)
-А что она нам может поведать о прошлом?
Отряд «Криница»- Бог не без милости, казак не без счастья . Пословица.
-Она нам может поведать о прошлом?
-Учитель:
(Величайшим
событием
в
истории
человечества
было
возникновение
христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает
вместе с жизнью - это воля. Но воля – это не свобода от законов, а свобода
3
выбора .Избрав свой путь казак не сворачивал с пути и не изменял ему. Самой
страшной изменой считалась измена вере.)
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на
этом
этапе работы подтвердить, что пословицы и поговорки могут нам
рассказать о прошлом народа.
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-В казачьих семьях было от 5-12детей. Долгими зимними вечерами и летом
после домашних забот кубанцы с удовольствием любили отдыхать. Множество
игр они придумывали. Были подвижные и медленные, на просторах степей
хороводы водили, у очагов играли в спокойные игры. Мы с вами поиграем в
одну из них.
Игра «Курочки – петушки»
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
У каждого отряда в тарелочке лежат смешанные горох и фасоль. Какой отряд
быстрее разделит эти бобовые культуры. (Звучит музыка)
-Что нам может рассказать игра о жизни казаков? (Казаки были весёлыми,
изобретательными, выдумщики)
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-Ребята, а что вам помогло в игре весело выполнить задание? Что придало
настроение? (песня)
-Судьба кубанского казачества отразилась в народных песнях. Через песню
можно проследить разные события из жизни казаков.
-Вы прослушаете сейчас отрывки из народных казачьих песен и определите
жанр этих музыкальных произведений
.
1.Ой да, вспомним, братцы, мы, кубанцы,
Двадцать перво сентября,
Ой да, как дралися мы с фашистом
От рассвета допоздна.
Ой да, как дралися мы с фашистом
От рассвета допоздна,
Ой да, с нами музыка играла,
Барабаны громко бьют.
2
.
Во саду вишенка цветёт,
Да казак(ы) у поход идёт
Припев:
раз,два, горе - не беда,
да казак(ы) у поход идёт
Да казак(ы) у поход идёт,
4
историческая
плясовая
походная
Да за ним девка слёзы льёт
.
3
. -о-ой, да пойду я 2раза
Как пойду я во зеленый во лужок 2раза
О-о-ой да как косит 2раза
Ой, как косит мой миленький казачок 2 раза
-Работаем с зелёными листами. Сейчас вы прослушаете попурри народных
казачьих песен и определите к какому виду можно отнести каждую из них.
(Звучат песни)
(Ученики работают в группе)
-Ребята, нашла ли отражение жизнь казаков в песнях?
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на
этом
этапе работы подтвердить, что народные песни и игры
могут нам
рассказать о прошлом народа.
-А вы любите сказки?
-А за что вы их любите?
Сказочный мир неповторим. Сказки отвращают от зла и ведут к добру. Вот и
казачьи сказки несут народную мудрость детям.
(Работа по учебнику с. 83)
-Прочитайте сказку в группе и порассуждайте, чему она учит.
(высказывания детей)
-Часто на праздниках в казачьих семьях разыгрывали байки.
(на зелёных листах)
Байка- это поучительный юмористический рассказ, основанный на реальных
событиях.
-И каждому отряду предстоит разыграть
байку, которая у вас на зелёных
листах.
Отряд «Казачата»
1. (Хозяйка и Федул):
-Федул, шо губы надул?
-Кафтан прожог.
-Може зашить?
-Да иглы не ма.
-А вэлика дыра-то ?
-Один ворот остался.
Отряд «Вольница»
(Хозяйка и Фома):
-Фома, шо из леса не идешь?
-Да медведя впоймав!
-Так вэди сюда!
-Да вин не идэ!
5
-Так сам иды!
-Да вин мэнэ нэ пускае!
Отряд «Криница»
-Сынко, сходы за водыцей на рэчку!
-Брюхо болыт!
-Сынко, иды кашу исть!
-Шо ж, раз матэ вэлит- надо идти! Де моя больша ложка?
-Зачем же казаки составляли такие шутки-диалоги?
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на
подтвердить, что сказки и байки могут нам рассказать о прошлом народа.
-Ребята, все ли мы понятия исследовали? Значит мы можем сделать вывод по
результатам? (Да действительно, все эти понятия нам могут рассказать о
прошлом народа)
-Какой темой можно определить все эти слова? (Казачий фольклор)
Слайд 4
(Работа с толковыми словарями)
-Найдите в словарях толкование слова-фольклор.
Слайд 5
-Ребята, но мои ученики ждут от вас ответ на вопрос, а так мы не имеем
возможности
пообщаться
по
скайпу,
то
сделаем
это
на
виртуальных
мобильных телефонах. Каждая команда напишет смс в окошке «Текст» ответ.
Просьба на последней линии указать название команды.
6
Текст SMS
__________
__________
__________
__________
Подсчёт жетонов и выставление оценок
-Мне очень приятно было с вами работать. А вы сейчас с помощью цветных
лент, прикрепив их к дереву, тем самым оживив его, выразите своё отношение
к уроку
Зеленая . Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что
делалось на уроке.
Желтая . Урок был интересен. Но у меня остались вопросы.
Красная. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет
речь.
-Посмотрите какое колоритное дерево у нас получилось, такое же колоритное
как казачий фольклор.
СПИСОК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
1.Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992
2.Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В.
Уварова. Краснодар, 2000.
3. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991
4. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин.
Краснодар. 2001.
5. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995
1.
7