Автор: Ларионова Валентина Егоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Итоговая аттестация по русскому языку (4 класс) Раздел: начальное образование
1 . В каком слове четыре буквы и три звука?
1) шёлк 2) дробь 3) день
4) якорь
2. Укажи слово, которое оканчивается на глухой согласный звук.
1) сон 2) водопад 3) прилетел 4) трактор
3. В каком слове неверно поставлено ударение?
1) алфавит 2) красивее 3) километр 4) магазин
4. Состав какого слова отличается от состава слова нагрузка ?
1) поделки 2) поездка 3) полюшко 4) подарки
5. В каком слове пропущена буква е в корне?
1) т_нули 2) св_стит 3) на подоконник_ 4) вып_чка
6. Укажи слово, в котором пропущена буква д.
1) лопа_ка 2) пала_ка 3) жи_кий 4) крова_ка
7 . В каком варианте в обоих словах пропущена буква е ?
1) в книг_ и в тетрад_ 2) на верхушк_ ел_
3) по дорожк_ к сторожк_ 4) на листочк_ черёмух_
8 . Укажи слово с предлогом.
1) (с)бежать 2) (на)мазать 3) (от)ветра 4) (по)читать
9 . Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.
1) по зимней (дороге) 2) на нижней (полке)
3) вечерние (сумерки) 4) у заднего (колеса)
10 . Слово какой части речи отсутствует в данном предложении?
Вьётся в воздухе листва.
1) глагол 2) существительное 3) прилагательное 4) предлог
11 . В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?
1) горячий кофе 2) горячий суп 3) горячий спор 4) горячий утюг
12 . Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.
Перелётные птицы почистили перышки и отправились в путь.
1) почистили перышки 2) перелётные птицы
3) птицы почистили 4) птицы почистили и отправились
Часть 2
13. Запиши проверочное слово для пропущенного написания в слове мес_ность.
Ответ: ______________________________________________________________________
14. Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Весной(1) снегирь летит в чащу леса(2) устраивает гнездо(З) в густых лапах елей.
Ответ:_______________________________________________________________________
Часть 3
15.
В
каком
порядке
должны
следовать
предложения,
обозначенные
буквами,
чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела
пустоту.
Б. А потом осмелела и набросилась на добычу.
B. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.
Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.
Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вначале побоялась подойти.
Ответ: -
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. В каком слове пять букв и четыре звука?
1) ножка
2) олень
3) ружьё
4) верба
2. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий согласный звук.
1) сапог 2) рассказ 3) суффикс 4) забор
3 . В каком слове неверно поставлено ударение?
1) взяла' 2) сто'ляр 3) то'рты 4) позвони'м
4. Состав какого слова отличается от состава слова лимончики?
1) травушка 2) стульчики 3) игрушки 4) записка
5 . В каком слове пропущена буква о в корне?
1) пр_вдивый 2) звёзд_чка 3) г_лубятня 4) п_катился
6. Укажи слово, в котором пропущена буква с .
1) ре_кий 2) у_кий 3) про_ьба 4) ука_ка
7. В каком сочетании слов в обоих словах пропущена буква и ?
1) появились на топол_ и сирен_ 2) оседает на шапк_ и воротник_
3) по тропк_ к дач_ 4) у Серёж_ и Зо_
8. Укажи слово без предлога.
1) (на)горизонте 2) (под)деревом 3) (по)крылись 4) (в)ущелье
9 . Укажи имя прилагательное в форме творительного падежа.
1) в дальнем (краю) 2) серебристым (ковром)
3) вечернюю (газету) 4) по дремучему (лесу)
10 . Слово какой части речи отсутствует в данном предложении.
Пахнет сеном молодым и смолой вишнёвой.
1) глагол 2) существительное 3) прилагательное 4) предлог
11 . В каком сочетании слов глагол употреблён в переносном значении?
1) ударить в колокол 2) ударить кулаком по столу
3) ударят морозы 4) ударился о камень
12. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.
Первые листочки на берёзе сверкают, переливаются на солнышке.
1) первые листочки 2) листочки сверкают
3) листочки на берёзе 4) листочки сверкают, переливаются
Часть 2
13. Запиши проверочное слово для пропущенного написания в слове завис ливый.
Ответ: _____________________________________________________________________
14 . Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За ночь зайчишки мои отогрелись(1) высохли(2) выспались(3) плотно наелись.
Ответ: _____________________________________________________________________
Часть 3
15 . В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A . Вот старинный герб города Серпухова.
Б. Русские города издавна имели свои гербы.
B. На нём в центре щита изображён павлин.
Г. Это символ яркого ситца, который вырабатывали в городе.
Д . Радугой переливаются перья этой заморской птицы.
Ответ:_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
ВАРИАНТ 5
Часть 1
1. Укажи вариант, в котором верно указано, какими частями речи являются обозначенные
цифрами слова в предложениях.
1 2
На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.
1) 1 — глагол, 2 — глагол. 2) 1 — имя существительное, 2 — имя существительное.
3) 1 — имя существительное, 2 — глагол. 4) 1 — глагол, 2 — имя существительное.
2 . В каком слове только второй слог может быть ударным?
1) плачу 2) мою 3) замок 4) пляшу
3. Какое из данных слов является проверочным для остальных?
1) стрельба 2) стрелок 3) стрелял 4) стрельбище
4. Укажи, в каком слове пропущенную безударную гласную нельзя проверить ударением.
1) взгл_нуть 2) комн_та 3) уд_вительный 4) в_ршина
5 . Укажи слово с приставкой о .
1) объявление 2) одарить 3) ослик 4) обед
6 . Укажи «лишнее» слово среди данных синонимов.
1) метель 2) стужа 3) пурга 4) буран
7 . В каком варианте имя прилагательное не является однокоренным выделенному имени
существительному?
1) гроза — грозовая туча 2) орех — ореховый куст
3) солнце — солнечная поляна 4) рана — ранняя весна
8 . Укажи вариант, в котором на месте пропуска надо писать окончание -ом ?
1) серебрист_ инеем 2) в тёпл_ море 3) к морск_ берегу 4) под тенист_ дубом
9 . Какое высказывание ошибочно?
1) Имена существительные склоняются. 2) Глаголы спрягаются.
3) Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам.
4) Существительные 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах
имеют одинаковые окончания.
10 . Укажи существительное 1-го склонения?
1) без соли 2) в лазури 3) по речке 4) после дождя
11 . Укажи глагол I спряжения.
1) кормить 2) рисовать 3) держать 4) грузить
12 . В каком глаголе на месте пропуска надо писать мягкий знак (ь)?
1) купает_ся 2) любоват_ся 3) катает_ся 4) держит_ся
Часть 2
13. Укажи сказуемое в предложении.
Струйки тёплого пара шли от сырых бугров и старых пней.
Ответ:________________________________________________________________
14. Выбери из данного предложения сочетание слов, которое не является
словосочетанием.
Старый тетерев уснул глубоким сном. Ответ: ___________________________________
Часть 3
15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A . Называется эта птица — дятел. Б. Живёт у нас в лесу птица.
B . Сядет на дерево и клювом по нему постукивает.
Г . Это дятел обедал — семена из сосновых и еловых шишек добывал.
Д. Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется.
Ответ:_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
ВАРИАНТ 6
Часть 1
1. Укажи вариант, в котором верно указано, какими частями речи являются обозначенные
цифрами слова в предложениях.
1
В полях, не кошенных косой,
2
Всё утро дождик шёл косой.
1) 1 — имя прилагательное, 2 — имя существительное
2) 1 — глагол, 2 — имя существительное
3) 1 — имя существительное, 2 — имя прилагательное
4) 1 — имя прилагательное, 2 — имя прилагательное
2 . В каком слове только второй слог может быть ударным?
1) пропасть 2) село 3) орган 4) лицо
3 . Какое из данных слов является проверочным для остальных?
1) плясать 2) плясун 3) плясунья 4) пляска
4 . Укажите, в каком слове пропущенную безударную гласную нельзя проверить ударением?
1) поб_дитель 2) г_рчица 3) зат_рмозить 4) б_лото
5 . Укажи слово с приставкой в- ?
1) ватрушка 2) вьюн 3) вклеить 4) властный
6 . Укажи «лишнее» слово среди данных синонимов.
1) беда 2) ураган 3) несчастье 4) горе
7 . В каком варианте имя прилагательное не является однокоренным к выделенному имени
существительному?
1) сосед — соседние дома 2) весна — весенний ручей
3) белочка — белые облака 4) гусь — гусиное перо
8 . Укажи прилагательное, в котором на месте пропуска следует писать окончание -ей ?
1) у хищн_ (птицы) 2) далёк_ (страной) 3) до ближн_ (рощи) 4) по широк_ (аллее)
9. Укажи верное утверждение.
1) Суффикс — это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
2) Суффикс — это часть слова, которая служит для образования новых слов.
3) Суффикс — это общая часть родственных слов.
4) Суффикс — это часть речи.
10. Укажи существительное 3-го склонения.
1) с картофелем 2) без вермишели 3) с товарищем 4) ходьба
11 . Укажи глагол II спряжения.
1) читать 2) колоть 3) дышать 4) рисовать
12 . В каком глаголе на месте пропуска надо писать мягкий знак (ь)?
1) прячут_ся 2) катает_ся 3) просыпает_ся 4) улыбат_ся
Часть 2
13. Укажи слово, которое в данном предложении является второстепенным членом.
Туристов сопровождал врач. Ответ: ____________________________________________
14. Укажи количество запятых, которое нужно поставить в данном предложении.
Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло. Ответ: _______
Часть 3
15 . В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A . В высокой траве к нему крался кот. Б. На её корнях сидел филин.
B . Кот привстал и в испуге пополз в кусты.
Г. Вдруг филин выкрикнул длинную фразу.
Д. В парке буря вывернула с корнем старую ель.
Ответ:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 7
Часть 1
1. Выбери правильную характеристику последнего звука в слове холод .
1) [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
2) [т'] — согласный, глухой парный, мягкий парный
3) [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
4) [д] — гласный, безударный
2 . Отметь слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.
1) тройка 2) Юлия 3) корабль 4) маяк
3. Укажи имя существительное с удвоенной согласной.
1) дли(н/нн)а 2) ра(с/сс)тение 3) па(с/сс)ажир 4) ра(н/нн)о
4 . Отметь вариант, в котором верно указано проверочное слово для выделенного слова.
1) б_чок с водой — бок 2) б_чок с водой — бочка
3) б_чок с водой — бак 4) б_чок с водой — бока
5 . Какое слово не является родственным для слова скрипеть ?
1) проскрипеть 2) скрепка 3) скрипучий 4) заскрипеть
6. В каком слове на месте пропуска в корне следует писать букву т ?
1) закла_ка 2) бесе_ка 3) счас_ливый 4) воскрес_ный
7. Укажи слово, в котором на месте пропуска следует писать мягкий знак (ь).
1) боч_ка 2) пес_ня 3) гараж_ 4) дуеш_
8. Укажи имя прилагательное, образованное с помощью приставки.
1) объявление 2) удачный 3) светлый 4) некрасивый
9. В форме какого падежа имена существительные не имеют предлогов?
1) именительного 2) родительного 3) винительного 4) дательного
10 .Укажи имя существительное, которое в форме предложного падежа имеет окончание -и?
1) календарь 2) пень 3) голубь 4) тень
11. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?
1) медвежья шкура 2) медвежий след 3) медвежья тропа 4) медвежья услуга
12. Выбери вариант продолжения предложения, в котором союз
и соединяет
однородные члены.
Проснулась первая пчёлка и... .
1) наш двор ожил 2) полетела по ранним цветочкам
3) наступила весна 4) все деревья в лесу покрылись листьями
Часть 2
13 . Укажи верное окончание у глагола.
(они) пил___ Ответ:_____________________________________
14. Укажи, словом какой части речи выражено подлежащее в данном предложении.
Мы свернули на узкую лесную дорожку.
Ответ:____________________________________________________________________
Часть 3
15.
В
каком
порядке
должны
следовать
предложения,
обозначенные
буквами,
чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A . Вдруг он заметил под берёзой норку.
Б . В лесу по ложбинке побежал первый ручеёк.
B. Решил ручеёк в неё заглянуть. Г. В норке сладко спал ёжик.
Д . Холодный ручеёк разбудил его.
Ответ:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 8
Часть 1
1. Выбери правильную и самую точную характеристику последнего звука в слове капель .
1) [л] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
2) [л'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
3) [л] — согласный, глухой, твёрдый парный
4) [л] — согласный, звонкий
2 . Укажи слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.
1) ария 2) армия 3) Мария 4) вьюга
3. Укажи слово с удвоенной согласной.
1) ра(с/сс)красила 2) ра(с/сс)каз 3) ква(с/сс) 4) вку(с/сс)ный
4 . Укажи вариант, в котором верно подобрано проверочное слово для выделенного слова.
1 ) св_зать носки — вёз 2) шёл напр_мик прямо
3) повернись на б_чок — бак 4 ) к_тята — катится
5 . Какое слово не является родственным для слова линейка ?
1) линия 2) линовать 3) линять 4) разлинованная (тетрадь)
6. В каком слове на месте пропуска в корне пишется буква з?
1) _бегать 2) подска_ка 3) про_ьба 4) _делать
7 . Укажи слово, в котором на месте пропуска следует писать мягкий знак (ь).
1) овощ_ной 2) Кос_тя 3) поёш_ 4) душ_
8. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.
1) безоблачный 2) замок 3) съехать 4) чистый
9 . В форме какого падежа имена существительные всегда употребляются с предлогом?
1) в именительном 2) в родительном 3) в предложном 4) в дательном
10. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание -и ?
1) сарай 2) морковь 3) Игорь 4) Марина
11 . В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?
1) свежий хлеб 2) свежая рыба 3) свежие новости 4) свежий огурец
12. Выбери вариант продолжения предложения, в котором союз и соединяет однородные
члены (знаки препинания не расставлены).
По краям дорожки росли кусты сирени и... .
1) там щебетала маленькая птичка 2) черёмухи
3) на листьях блестели капельки росы 4) рядом была беседка
Часть 2
13. Укажи верное окончание у глагола.
(они) дыш_ Ответ:________________________________________________
14. Укажи, словом какой части речи выражено подлежащее в данном предложении.
Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.
Ответ:________________________________________________________________
Часть 3
15 . В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A . На лапке сочилась кровь.
Б. Под кустом дети нашли раненого зайца.
B. Дети осторожно взяли его на руки и понесли домой.
Г. Когда лапка у зайца зажила, дети отнесли его в лес.
Д. Дома они промыли зайцу ранку и смазали её йодом.
Ответ:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 9
Часть 1
1 . Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове выдумка.
1) приставка и суффикс 2) приставка, суффикс и окончание
3) суффикс и окончание 4) приставка и окончание
2 . Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и
именем существительным?
1) небесный 2) нежный 3) дежурный 4) яркий
3 . Укажи имя существительное, которое в форме предложного падежа имеет окончание -е ?
1) сирень 2) фасоль 3) девочка 4) боль
4. Какое имя существительное изменяется по числам?
1) брюки 2) санки 3) юбки 4) очки
5 . В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и ?
1) обб_жать вокруг дерева 2) зап вал песню
3) зап вать лекарство водой 4) сл_зать с дерева
6 . В каком варианте в окончании глагола пропущена буква о ?
1) гроза приближал_сь 2) распустил_сь ландыши
3) показал_сь солнце 4) туристы выглянул_
7. Какое слово пишется раздельно с не ?
1) (не)брежно 2) (не)знаю 3) (не)ряха 4) (Не)знайка
8 . Выбери правильный вариант продолжения утверждения.
Мягкий знак на конце слова в начальной форме после шипящих пишется ...
1) у имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений
2) у имён существительных 1-го склонения
3) у имён существительных 2-го склонения
4) у имён существительных 3-го склонения
9. Укажи правильное значение выражения.
Зарубить на носу .
1) зазнаваться 2) ходить важно, гордо
3) запомнить крепко-накрепко 4) поцарапать нос
10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу.
Лучшая вещь новая, лучший друг...
1) древний 2) дряхлый 3) ветхий 4) старый
11. В каком предложении нет глагола?
1) Чудесная аллея из тополей шумела на дороге.
2) От станции до посёлка более километра.
3) Я направился по лисьему следу.
4) Ранним утром зима спустилась с гор.
12 . Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного.
1) солнечный луч 2) весеннем утром 3) свежую газету 4) от утреннего тумана
Часть 2
13 . Сколько звуков [т'] в словах предложения? Держи тетрадь в чистоте .
Ответ: ________________________________________________________________
14 . Приведи пример несклоняемого имени существительного.
Ответ: ___________________________________________________________________
Часть 3
15.
В
каком
порядке
должны
следовать
предложения,
обозначенные
буквами,
чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A. Но оно было очень тяжёлое. Б. Муравей нашёл зерно.
B. Муравей не мог его сдвинуть.
Г. Только вместе смогли справиться дружные муравьи с зерном.
Д . Тогда он позвал на помощь товарищей.
Ответ:_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 10
Часть 1
1 . Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный .
1) приставка и суффикс 2) приставка, суффикс и окончание
3) суффикс и окончание 4) приставка и окончание
2 . Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и
именем существительным?
1) осенний 2) столовая 3) дождливый 4) жалобный
3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание -е ?
1) библиотека 2) морковь 3) дочь 4) мать
4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа?
1) перья 2) упражнения 3) метели 4) сутки
5. В каком варианте в выделенном слове пропущена буква е ?
1) об жать слабых 2) сл_затъ сметану
3) прим рить друзей 4) прим рятъ платье
6. В каком варианте в окончании глагола пропущена буква а ?
1) солнце выглянул_ 2) распустил_сь сирень
3) море разбушевал_сь 4) спортсмены прыгал_
7. Укажи слово с предлогом.
1) (по)линейке 2) (по)друга 3) (по)забыть 4) (по)года
8. Выбери верное утверждение.
1) Имена существительные не изменяются по падежам.
2) Имена существительные изменяются по числам и падежам.
3) Имена существительные изменяются по родам.
4) Имена существительные не изменяются по числам.
9 . Укажи правильное значение выражения. Держать язык за зубами .
1) лишиться дара речи 2) молчать, не говорить лишнего
3) оказаться в смешном положении 4) заболеть
10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу.
Не стыдно не знать, стыдно ...
1) обманывать 2) не учиться 3) жадничать 4) зазнаваться
11. В каком предложении нет глагола?
1) Весь день бабушка пасёт корову на лугу. 2) Корова жуёт сочную травку.
3) К вечеру бабушка подоила корову. 4) Хорошо парное молочко!
12 . Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного.
1) ранней осенью 2) в соседнию рощу 3) к дремучему лесу 4) свежей зеленью
Часть 2
13 . Сколько звуков [ф] в словах предложения?
Верблюд решил, что он жираф, И ходит, голову задрав.
Ответ: ____________________________________________________________
14. Разбери слово перевозчики по составу. Ответ: ___________________________________
Часть 3
15 . В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы
получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
A . Побеждённый забился под сарай и сидит там тихохонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
B . Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г . Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д .Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку-ка-ре-ку»!
Ответ:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________