Напоминание

"Природные явления" 2 класс


Автор: Васильчикова Алла Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: г.Камеск-Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: конспект урока по окружающему миру
Тема: "Природные явления" 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад





Открытый урок по окружающему миру

Класс:
2 «А»
Тип урока:
открытие новых знаний
Тема:
Тела и явления природы
Цель:
способствовать расширению знаний детей о разнообразии природных тел и явлений.
Задачи:
познакомить детей с различными телами и явлениями природы; создать условия для углубления представлений детей о характерных признаках явлений природы; способствовать развитию критического мышления, произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей; создать условия для формирования эстетического восприятия природы ,осознания лич- ной ответственности за своё здоровье .
Планируемые результаты:
• иметь представление о природных явлениях; • учится формировать выводы на основе наблюдений; • учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения; • слушать и понимать речь других.
Оборудование:
презентация, проектор, учебник, карточки с заданием, рабочие тетради Ход урока
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Организа-

ционной мо-

мент
Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! Приветствуют учителя Коммуникатив- ные
2. Проверка

домашнего за-

дания

Фронт.опрос

Индивид.о-

прос по

карточкам
- Ребята, кто такие ученые? - Каких ученых вы знаете? Что они изучают? - Какими способами ученые изучают окружающий мир? Карточка 1 Карточка 2 - Сдайте мне карточки. Люди, которые что-либо изу- чают Биологи, экологи, физики, астрономы, химики, орнито- логи… Наблюдение, опыт… Познавательные Коммуникатив- ные
3. Изучение
– Что ты сейчас видишь вокруг себя? Ответы детей Познавательные 1

нового мате-

риала

1)Введение в

тему

2) Рассказ

учителя
– Что ты видел, когда шел сюда? – Как одним словом назвать эти предметы? – На какие группы можно разделить тела? -Тела бывают естественные или созданные природой и искусственные те, что создал человек. -Посмотрите на слайд и скажите, какие тела естествен- ные, а какие искусственные. Молоко над речкой плыло - Ничего не видно было, Растворилось молоко - Стало видно далеко.(Туман) Сперва блеск, За блеском треск.(Молния и гром) Разноцветные ворота На лугу построил кто-то, Но пройти в них нелегко - Те ворота высоко.(Радуга) В белом бархате деревня - И заборы, и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет.(Иней) - Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши загадки? - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях нежи- вой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует Тела окружающего мира Естественные и искусствен- ные Ответы детей Туман Молния и гром Радуга Иней Природные явления Слушают учителя Коммуникатив- ные 2

3) Работа по

учебнику
ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осе- нью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но од- нажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все яв- ления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. - Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в от- важных путешественников! Мы отыщем спрятанные со- кровища и вернем природе все явления. Но путь к сокро- вищу долог и труден. Нужно будет решить немало задач, ответить на многие вопросы. Вы согласны? Тогда – в путь! - Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы дума- ете, что означает слово "явление". И что это такое "явле- ние природы"? (Ответы учащихся) - Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь.
Явление
- всякое проявление чего-либо, что можно уви- деть, обнаружить. (Ожегов) Явление природы – изменения в состоянии природы. - Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? - Ребята, для того, чтобы узнать, где мы начнем поиски природных явлений, нам нужно разгадать ребус. - Откройте учебник на с. 92. Прочитаем первый абзац. Явление природы – это то, что происходит в природе Книга Читают 1 абзац на с.92 гроза, радуга, роса, смерч Смотрят видеоролик Грозу 3

1 абзац

1 абзац
- О каких летних явлениях вы прочитали? - Давайте посмотрим видеоролик про одно из явлений природы. Просмотр ролика - Какое явление природы вы сейчас увидели на экране? - Кому-нибудь из вас приходилось видеть грозу? Опиши- те, что происходит во время грозы. - Ребята, слушайте меня внимательно, я буду задавать во- просы. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облаков превращаются в темные тучи. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обрат- но на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ве- тер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так воз- никает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с кры- шей над головой, потому что при грозе поднимается ве- тер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но ни в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает Дует ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь Слушают учителя Вода испаряется и накаплива- ется в облаках Облака накапливают электри- чество и, при столкновении возникает молния Оставаться дома, не стоять под одиноким деревом… Радугу 4
гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба мо- жет посыпаться град. - Как образуется дождь? - Почему возникает молния? - Что такое гром? - Как нужно вести себя во время грозы? - Ребята, молодцы, мы отыскали с вами первое явление природы. - Теперь, давайте с вами подумаем, что мы можем увидеть на небе после дождя? - Почему на небе появляется радуга? - Ребята, давайте же выясним, почему на небе появляется радуга? Радуга - одно из красивейших природных явлений, кото- рое принято наблюдать после дождя. Радуга - это в первую очередь физическое явление, в основе которого лежит взаимодействие света и воды. Сол- нечный свет преломляется и отражается каплями воды, которые парят в атмосфере. Человек, который стоит спи- ной к солнцу, видит перед собой разноцветное свечение. Цвета в радуге всегда расположены в определенном по- рядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. - Ребята, так почему же мы видим радугу? Какие два компонента при этом взаимодействуют? Потому что после дождя сра- зу светит солнце Свет и вода красный, оранжевый, жел- тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый Капельки воды на растении – росу Ответы детей Слушают рассказ учителя 5

2 абзац
- Какие цвета присутствуют в радуге? - Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? - Вот мы и подошли к следующему явлению природы – росе. - Кто из вас видел росу и в какое время суток? - Послушайте внимательно, что я вам расскажу о росе. Роса – это небольшие скопления воды, образовавшиеся на растениях при охлаждении воздуха утром или вечером. Образование росы происходит из-за того, что водяные пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур начинают превращаться в воду и оседают на поверхности растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются идеальной поверхностью. Так они, можно сказать, дышат. - Что такое роса? - Почему она появляется? - Ребята, посмотрите на слайд, с явлением под каким но- мером мы еще не знакомились? (4) - Кто может сказать, как называется это природное явле- ние? - Послушайте внимательно то, что вам сейчас буду рассказывать. Смерч – это одно из самых опасных погодных явлений. К счастью, оно появляется достаточно редко, поэтому мно- гие знают, что такое смерч, но мало кто его видел. Смерч – это вихрь из воздуха, который образуется от облаков и тянется вниз. Внешне смерч похож на воронку, которая с Роса – это небольшие скопле- ния воды, образовавшиеся на растениях Под номером 4 Смерч Внимательно слушают Это вихрь из воздуха, который образуется от облаков и тя- нется вниз Он может разрушить дома, технику(машины), могут по- гибнуть люди… Листопад 6
нарастанием интенсивности все больше расширяется. Этот темный столб может в диаметре достигать несколь- ких десятков метров. Внизу столб тоже превращается в воронку, и она состоит из пыли, воды, предметов, которые подхватываются этим страшным явлением. Были случаи, когда смерч разрушал и поднимал в воздух бетонные мосты, машины и целые дома. - Что такое смерч? - Какую опасность он может представлять для людей? Итак, ребята, мы нашли уже некоторые явления природы. Вот новый указатель. Вам нужно выстроить буквы в пра- вильном порядке и тогда мы узнаем, о каком природном явлении пойдет речь дальше. СЛИДАОТП – ЛИСТОПАД
2 абзац
- Давайте снова обратимся к нашему помощнику – учеб- нику. Продолжаем читать на с.93. - Когда мы можем наблюдать листопад? - Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листву с деревьев. Это происходит для того, чтобы растения не испаряли лиш- нюю влагу. И для того, чтобы уменьшить площадь дерева, потому что зимой из-за снега ветки с листьями могут об- ломаться. Чтение на с.93 Мы можем наблюдать листо- пад осенью Сбрасывание листвы деревья- ми Чтобы уменьшить площадь дерева Снегопад Это явление, когда идет снег Метель Метель – это сильный снего- 7

Физминутка

3 абзац
- Что такое листопад? - Для чего деревья сбрасывают листья? -Давайте посмотрим на следующую подсказку. Это загад- ка. Если зимнею порою Тучи небо всё закроют, И снежинки полетят – Значит, будет… (снегопад) - Что такое снегопад? - Выпадение осадков в виде снега объясняется тем, что температура воздуха опускается ниже нулевой отметки. Капли воды, из которых состоят облака, начинают со вре- менем тяжелеть и падают на землю. Во время падения они охлаждаются и превращаются в кристаллы льда. Мелкие ледяные кристаллы притягивает друг к другу, и они создают снежинки. Снежинки падают на землю с разной интенсивностью, создавая снегопады. - Ребята, посмотрите на слайд, у нас еще одна новая подсказка. Вам нужно соединить слоги, чтобы получить название природного явления. - Что такое метель? Давайте обратимся к словарю.
Метель
– перенос снега ветром в слое воздуха. - Ребята, как вы можете объяснить выражение «поднялась метель»? - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено? пад Это значит, что ветер подни- мает снег и переносит его Изморозь Это явление, когда лед тон- ким слоем ложится на ветви и провода Выполняют движения Весна Тает лед на реке, тает снег, половодье Воздух прогревается, стано- вится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, 8
- Что такое изморозь?
Изморозь
- осадок в виде тонкого слоя мелких кристал- лов льда, образующийся в морозную погоду на земле, вет- вях деревьев, проводах. Существует еще такое понятие, как
изморось.
Различают- ся эти слова только одной буквой. Изморось – это мелкий дождь, морось. Физминутка
3 абзац
Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. От- правляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь? Работа с картинами: И. Левитан «Весна. А. Куинджи Большая вода» «Ранняя весна» - Перед вами две картины известных русских художни- ков. Какое время года изображено на картинах? По каким признакам вы это определили? - Какие явления природы происходят весной? начинается ледоход Чтение на с.93 Ледоход и цветение Это явление, когда лед на во- доемах тает и плывет поводе Ответы детей Пробуждение природы, на- ступление весны, трели птиц… 9

Итог
- Ребята, давайте снова обратимся к нашему помощнику – учебнику. Посмотрим, что он приготовил для нас. - Продолжаем чтение на с.93. - О каких весенних природных явлениях вы прочитали? Наступила весна. Покров водоёмов становится рыхлым и непрочным, в нём образуются проталины и промоины. В это время начинает активно таять и ломаться лёд. Это явление называется
ледоход
. - Что такое ледоход? - А кто из вас знает как нужно вести себя во время ледохо- да? Что ни в коем случае нельзя делать? Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое при- влекает многих людей, особенно детей. Однако нельзя за- бывать про осторожность и соблюдение правил безопас- ного поведения на льду и воде. Во время ледохода очень опасно находиться на берегу реки, на крутых склонах у реки, переходить по льду, от- талкивать льдины от берегов. - Помните, что правильные действия помогут вам избе- жать серьезных проблем и сохранить свою жизнь и жизнь своих близких. Не выходите на лед во время ледохода! - Ребята, послушайте
П. И. Чайковский «Подснежник»
- Скажите, какие картины вы себе представили, слушая эту музыку? То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрач- ные проталины. Они появляются везде, где снежный по- кров был наиболее тонким. Именно появление проталин Весной Потому, что все пробуждает- ся, появляются первые цветы, набухают почки. Эхо Эхо – это отражение звука В пустом помещении, в горах Потому, что человек и пред- меты вокруг поглощают звук Эхолот 10
говорит о том, что зима сдала свои права, и началось но- вое время года. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цве- ты – подснежники. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а де- ревья готовятся «надеть зеленые наряды». Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжа- ние первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику
цветения
жизни. - Ребята, в какое время года происходит такое явление природы, как цветение? - Почему это явление назвали цветением? - Ребята, мы нашли уже много явлений, но посмотрите, колдунья, которая украла все явления, оставила еще одну подсказку. В лесах, в горах, На всех языках Каждое слово Повторить готово. - Что это? -Ребята, про это нам расскажет Настя. Слушайте внима- тельно, я задам вопросы. - Что можно назвать эхом? - Где можно услышать эхо? - Почему мы не слышим эхо в классе? - Какой прибор определяет глубину морей с помощью эха? 11
Итак, ребята, мы нашли с вами все явления. Вы молодцы, хорошо справились с заданиями.
4. Закрепле-

ние изученно-

го материала
Но для того, чтобы злая колдунья больше не смогла закол- довать и спрятать природные явления, нам нужно запол- нить схему. Посмотрите на слайд и скажите, каких явле- ний здесь не хватает? - Давайте выполним №___ на с.__ в печатной тетради Заполняют схему Выполняют задания Познавательные Коммуникатив- ные
5. Подведение

итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие явления природы вы запомнили? Что такое тела явление при- роды, какие явления существу- ют Ответы детей Коммуникатив- ные
6. Рефлексия
- Перед вами лежит три явления природы: радуга, дождь и гроза. Поднимите радугу, если вы все поняли и сможете об этом рассказать; дождь, если вы все поняли, но сможе- те рассказать; грозу, если вы ничего не поняли. Показывают явления природы Регулятивные 12

Карточка 1

ФИО
_________________________________ Обведи правильный ответ.
1. Какие ученые изучают живую природу?
а) физики б) географы в) биологи
2. Какие ученые описывают поверхность Земли с её при-

родными условиями?
а) астрономы б) географы в) физики
3. С помощью какого прибора наблюдают далекие небес-

ные тела?
а) лупа б) микроскоп в) телескоп
4. Способами познания природы являются:
а) чтение сказок, просмотр мультфильмов б) наблюдение, опыт, чтение энциклопедий в) питание, зарядка
Карточка 2

ФИО
_________________________________ Обведи правильный ответ.
1. Какие ученые изучают звезды?
а) экологи б) астрономы в) космонавты
2. Какие ученые изучают взаимосвязь между живой и не-

живой природой?
а) биологи б) географы в) экологи
3. С помощью какого прибора рассматривают мель-

чайшие частицы?
а) телескоп б) микроскоп в) бинокль
4. Способами познания природы являются:
а) чтение сказок, просмотр мультфильмов 13
б) наблюдение, опыт, чтение энциклопедий в) питание, зарядка 14

Ключ
Карточка 1
1

2

3

4
в б в б Карточка 2
1

2

3

4
б в б б
Эхо и эхолот
Как в зеркале мы видим свое отражение, так и эхо — это отражение, только не предмета, а звука. Звук отражается от любого встретившегося ему на пути препятствия — от деревьев, от скал, от стен, которые для него тоже что-то вроде зеркала. Стоит где-нибудь в горах крикнуть во все гор- ло: Ура! Звук домчится до ближних и дальних скал, отразит- ся от них, тут же отправится в обратный путь, постепен- но замирая. То же самое происходит, к примеру, на пустом стадионе. Что-нибудь выкрикнешь, и этот звук, многократ- но отразившись от бетонных ступеней трибун, возвратит- ся в виде эха. Но вот что интересно: эхо здесь рождается только тогда, когда пусты трибуны. Если же на них полно болельщиков, никакого эха не получится. Это потому, что звук тогда не отразится — люди и их одежда просто погло- тят звук. Точно так и в просторной комнате. Такое явление, как эхо стали использовать для определения глубины моря. Специальный прибор – эхолот, издает сильный короткий звуковой сигнал, а затем ловит отраженное от морского дна эхо. По времени его прихода рассчитывают расстояние до дна. 15

Эхо и эхолот
Как в зеркале мы видим свое отражение, так и эхо — это отражение, только не предмета, а звука. Звук отражается от любого встретившегося ему на пути пре- пятствия — от деревьев, от скал, от стен. Стоит где-нибудь в горах крикнуть во все горло: Ура! Звук домчится до ближних и дальних скал, отразится от них, тут же отправится в обратный путь, постепенно замирая. То же самое происходит, к при- меру, на пустом стадионе. Но вот, что интересно: эхо здесь рождается только то- гда, когда пусты трибуны. Если же на них много болельщиков, никакого эха не полу- чится. Это потому, что звук тогда не отразится — люди и их одежда просто поглотят звук. Такое явление, как эхо стали использовать для определения глубины моря. Спе- циальный прибор – эхолот, издает сильный короткий звуковой сигнал, а затем ловит отраженное от морского дна эхо. По времени его прихода рассчитывают расстояние до дна.


В раздел образования