Автор: Васильчикова Алла Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11 Населённый пункт: г.Камеск-Шахтинский, Ростовская область Наименование материала: конспект урока по окружающему миру Тема: "Природные явления" 2 класс Раздел: начальное образование
Класс: 2 «А»
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Тела и явления природы
Цель: способствовать расширению знаний детей о разнообразии природных тел и явлений.
Задачи: познакомить детей с различными телами и явлениями природы; создать условия для углубления представлений детей о
характерных признаках явлений природы; способствовать развитию критического мышления, произвольного внимания, памяти,
речи, творческих способностей детей; создать условия для формирования эстетического восприятия природы ,осознания лич-
ной ответственности за своё здоровье .
Планируемые результаты:
• иметь представление о природных явлениях;
• учится формировать выводы на основе наблюдений;
• учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• слушать и понимать речь других.
Оборудование: презентация, проектор, учебник, карточки с заданием, рабочие тетради
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
1. Организа-
ционной мо-
мент
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
Приветствуют учителя
Коммуникатив-
ные
2. Проверка
домашнего за-
дания
Фронт.опрос
Индивид.о-
прос по
карточкам
- Ребята, кто такие ученые?
- Каких ученых вы знаете? Что они изучают?
- Какими способами ученые изучают окружающий мир?
Карточка 1
Карточка 2
- Сдайте мне карточки.
Люди, которые что-либо изу-
чают
Биологи, экологи, физики,
астрономы, химики, орнито-
логи…
Наблюдение, опыт…
Познавательные
Коммуникатив-
ные
3. Изучение
– Что ты сейчас видишь вокруг себя?
Ответы детей
Познавательные
1
нового мате-
риала
1)Введение в
тему
2) Рассказ
учителя
– Что ты видел, когда шел сюда?
– Как одним словом назвать эти предметы?
– На какие группы можно разделить тела?
-Тела бывают естественные или созданные природой и
искусственные те, что создал человек.
-Посмотрите на слайд и скажите, какие тела естествен-
ные, а какие искусственные.
Молоко над речкой плыло -
Ничего не видно было,
Растворилось молоко -
Стало видно далеко.(Туман)
Сперва блеск,
За блеском треск.(Молния и гром)
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко -
Те ворота высоко.(Радуга)
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.(Иней)
- Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши
загадки?
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях нежи-
вой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует
Тела окружающего мира
Естественные и искусствен-
ные
Ответы детей
Туман
Молния и гром
Радуга
Иней
Природные явления
Слушают учителя
Коммуникатив-
ные
2
3) Работа по
учебнику
ветер и почему во время грозы гремит гром.
Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку.
Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке.
Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осе-
нью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но од-
нажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все яв-
ления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли
дожди и ветры, грозы и туманы.
- Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в от-
важных путешественников! Мы отыщем спрятанные со-
кровища и вернем природе все явления. Но путь к сокро-
вищу долог и труден. Нужно будет решить немало задач,
ответить на многие вопросы. Вы согласны? Тогда – в
путь!
- Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы дума-
ете, что означает слово "явление". И что это такое "явле-
ние природы"? (Ответы учащихся)
- Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова,
нам стоит заглянуть в словарь.
Явление - всякое проявление чего-либо, что можно уви-
деть, обнаружить. (Ожегов)
Явление природы – изменения в состоянии природы.
- Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же
нам их искать?
- Ребята, для того, чтобы узнать, где мы начнем поиски
природных явлений, нам нужно разгадать ребус.
- Откройте учебник на с. 92. Прочитаем первый абзац.
Явление природы – это то,
что происходит в природе
Книга
Читают 1 абзац на с.92
гроза, радуга, роса, смерч
Смотрят видеоролик
Грозу
3
1 абзац
1 абзац
- О каких летних явлениях вы прочитали?
- Давайте посмотрим видеоролик про одно из явлений
природы.
Просмотр ролика
- Какое явление природы вы сейчас увидели на экране?
- Кому-нибудь из вас приходилось видеть грозу? Опиши-
те, что происходит во время грозы.
- Ребята, слушайте меня внимательно, я буду задавать во-
просы.
Под действием солнечных теплых лучей вода начинает
испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются
облака. Они становятся все больше и больше. Из белых
облаков превращаются в темные тучи. И вот края тучи
темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обрат-
но на землю. И начинается дождь.
Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ве-
тер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого
столкновения происходит электрический разряд. Так воз-
никает молния.
А гром – это тот звук, который получается в результате
этого электрического разряда.
От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с кры-
шей над головой, потому что при грозе поднимается ве-
тер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но
ни в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в
поле, потому что в него может попасть молния. Бывает
Дует ветер, гремит гром,
сверкает молния, идет дождь
Слушают учителя
Вода испаряется и накаплива-
ется в облаках
Облака накапливают электри-
чество и, при столкновении
возникает молния
Оставаться дома, не стоять
под одиноким деревом…
Радугу
4
гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба мо-
жет посыпаться град.
- Как образуется дождь?
- Почему возникает молния?
- Что такое гром?
- Как нужно вести себя во время грозы?
- Ребята, молодцы, мы отыскали с вами первое явление
природы.
- Теперь, давайте с вами подумаем, что мы можем увидеть
на небе после дождя?
- Почему на небе появляется радуга?
- Ребята, давайте же выясним, почему на небе появляется
радуга?
Радуга - одно из красивейших природных явлений, кото-
рое принято наблюдать после дождя.
Радуга - это в первую очередь физическое явление, в
основе которого лежит взаимодействие света и воды. Сол-
нечный свет преломляется и отражается каплями воды,
которые парят в атмосфере. Человек, который стоит спи-
ной к солнцу, видит перед собой разноцветное свечение.
Цвета в радуге всегда расположены в определенном по-
рядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый.
- Ребята, так почему же мы видим радугу? Какие два
компонента при этом взаимодействуют?
Потому что после дождя сра-
зу светит солнце
Свет и вода
красный, оранжевый, жел-
тый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый
Капельки воды на растении –
росу
Ответы детей
Слушают рассказ учителя
5
2 абзац
- Какие цвета присутствуют в радуге?
- Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите?
- Вот мы и подошли к следующему явлению природы –
росе.
- Кто из вас видел росу и в какое время суток?
- Послушайте внимательно, что я вам расскажу о росе.
Роса – это небольшие скопления воды, образовавшиеся на
растениях при охлаждении воздуха утром или вечером.
Образование росы происходит из-за того, что водяные
пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур
начинают превращаться в воду и оседают на поверхности
растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются
идеальной поверхностью. Так они, можно сказать, дышат.
- Что такое роса?
- Почему она появляется?
- Ребята, посмотрите на слайд, с явлением под каким но-
мером мы еще не знакомились? (4)
- Кто может сказать, как называется это природное явле-
ние?
- Послушайте внимательно то, что вам сейчас буду
рассказывать.
Смерч – это одно из самых опасных погодных явлений. К
счастью, оно появляется достаточно редко, поэтому мно-
гие знают, что такое смерч, но мало кто его видел. Смерч
– это вихрь из воздуха, который образуется от облаков и
тянется вниз. Внешне смерч похож на воронку, которая с
Роса – это небольшие скопле-
ния воды, образовавшиеся на
растениях
Под номером 4
Смерч
Внимательно слушают
Это вихрь из воздуха, который
образуется от облаков и тя-
нется вниз
Он может разрушить дома,
технику(машины), могут по-
гибнуть люди…
Листопад
6
нарастанием интенсивности все больше расширяется.
Этот темный столб может в диаметре достигать несколь-
ких десятков метров. Внизу столб тоже превращается в
воронку, и она состоит из пыли, воды, предметов, которые
подхватываются этим страшным явлением.
Были случаи, когда смерч разрушал и поднимал в воздух
бетонные мосты, машины и целые дома.
- Что такое смерч?
- Какую опасность он может представлять для людей?
Итак, ребята, мы нашли уже некоторые явления природы.
Вот новый указатель. Вам нужно выстроить буквы в пра-
вильном порядке и тогда мы узнаем, о каком природном
явлении пойдет речь дальше.
СЛИДАОТП – ЛИСТОПАД
2 абзац
- Давайте снова обратимся к нашему помощнику – учеб-
нику. Продолжаем читать на с.93.
- Когда мы можем наблюдать листопад?
- Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья.
Но перед этим листья окрашиваются в желтые и красные
цвета. Потом ветер сбрасывает листву с деревьев. Это
происходит для того, чтобы растения не испаряли лиш-
нюю влагу. И для того, чтобы уменьшить площадь дерева,
потому что зимой из-за снега ветки с листьями могут об-
ломаться.
Чтение на с.93
Мы можем наблюдать листо-
пад осенью
Сбрасывание листвы деревья-
ми
Чтобы уменьшить площадь
дерева
Снегопад
Это явление, когда идет снег
Метель
Метель – это сильный снего-
7
Физминутка
3 абзац
- Что такое листопад?
- Для чего деревья сбрасывают листья?
-Давайте посмотрим на следующую подсказку. Это загад-
ка.
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет… (снегопад)
- Что такое снегопад?
- Выпадение осадков в виде снега объясняется тем, что
температура воздуха опускается ниже нулевой отметки.
Капли воды, из которых состоят облака, начинают со вре-
менем тяжелеть и падают на землю.
Во время падения они охлаждаются и превращаются в
кристаллы льда. Мелкие ледяные кристаллы притягивает
друг к другу, и они создают снежинки. Снежинки падают
на землю с разной интенсивностью, создавая снегопады.
- Ребята, посмотрите на слайд, у нас еще одна новая
подсказка. Вам нужно соединить слоги, чтобы получить
название природного явления.
- Что такое метель?
Давайте обратимся к словарю.
Метель – перенос снега ветром в слое воздуха.
- Ребята, как вы можете объяснить выражение «поднялась
метель»?
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?
пад
Это значит, что ветер подни-
мает снег и переносит его
Изморозь
Это явление, когда лед тон-
ким слоем ложится на ветви и
провода
Выполняют движения
Весна
Тает лед на реке, тает снег,
половодье
Воздух прогревается, стано-
вится теплее, снег начинает
таять, лед на реках ломается,
8
- Что такое изморозь?
Изморозь - осадок в виде тонкого слоя мелких кристал-
лов льда, образующийся в морозную погоду на земле, вет-
вях деревьев, проводах.
Существует еще такое понятие, как изморось. Различают-
ся эти слова только одной буквой. Изморось – это мелкий
дождь, морось.
Физминутка
3 абзац
Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. От-
правляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас
ждет здесь?
Работа с картинами:
И. Левитан «Весна. А. Куинджи
Большая вода» «Ранняя весна»
- Перед вами две картины известных русских художни-
ков. Какое время года изображено на картинах?
По каким признакам вы это определили?
- Какие явления природы происходят весной?
начинается ледоход
Чтение на с.93
Ледоход и цветение
Это явление, когда лед на во-
доемах тает и плывет поводе
Ответы детей
Пробуждение природы, на-
ступление весны, трели
птиц…
9
Итог
- Ребята, давайте снова обратимся к нашему помощнику –
учебнику. Посмотрим, что он приготовил для нас.
- Продолжаем чтение на с.93.
- О каких весенних природных явлениях вы прочитали?
Наступила весна. Покров водоёмов становится рыхлым
и непрочным, в нём образуются проталины и промоины.
В это время начинает активно таять и ломаться лёд. Это
явление называется ледоход .
- Что такое ледоход?
- А кто из вас знает как нужно вести себя во время ледохо-
да? Что ни в коем случае нельзя делать?
Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое при-
влекает многих людей, особенно детей. Однако нельзя за-
бывать про осторожность и соблюдение правил безопас-
ного поведения на льду и воде.
Во время ледохода очень опасно находиться на берегу
реки, на крутых склонах у реки, переходить по льду, от-
талкивать льдины от берегов.
- Помните, что правильные действия помогут вам избе-
жать серьезных проблем и сохранить свою жизнь и жизнь
своих близких. Не выходите на лед во время ледохода!
- Ребята, послушайте П. И. Чайковский «Подснежник»
- Скажите, какие картины вы себе представили, слушая
эту музыку?
То
тут,
то
там
снег
сходит
с
земли,
образуя
невзрач-
ные проталины. Они появляются везде, где снежный по-
кров был наиболее тонким. Именно появление проталин
Весной
Потому, что все пробуждает-
ся, появляются первые цветы,
набухают почки.
Эхо
Эхо – это отражение звука
В пустом помещении, в горах
Потому, что человек и пред-
меты вокруг поглощают звук
Эхолот
10
говорит о том, что зима сдала свои права, и началось но-
вое время года. Сквозь проталины быстро пробивается
первая зелень, на них можно найти первые весенние цве-
ты – подснежники.
Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в
начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а де-
ревья готовятся «надеть зеленые наряды». Как красиво и
радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжа-
ние первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и
готовится к празднику цветения жизни.
- Ребята, в какое время года происходит такое явление
природы, как цветение?
- Почему это явление назвали цветением?
- Ребята, мы нашли уже много явлений, но посмотрите,
колдунья, которая украла все явления, оставила еще одну
подсказку.
В лесах, в горах,
На всех языках
Каждое слово
Повторить готово.
- Что это?
-Ребята, про это нам расскажет Настя. Слушайте внима-
тельно, я задам вопросы.
- Что можно назвать эхом?
- Где можно услышать эхо?
- Почему мы не слышим эхо в классе?
- Какой прибор определяет глубину морей с помощью
эха?
11
Итак, ребята, мы нашли с вами все явления. Вы молодцы,
хорошо справились с заданиями.
4. Закрепле-
ние изученно-
го материала
Но для того, чтобы злая колдунья больше не смогла закол-
довать и спрятать природные явления, нам нужно запол-
нить схему. Посмотрите на слайд и скажите, каких явле-
ний здесь не хватает?
- Давайте выполним №___ на с.__ в печатной тетради
Заполняют схему
Выполняют задания
Познавательные
Коммуникатив-
ные
5. Подведение
итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие явления природы вы запомнили?
Что такое тела явление при-
роды, какие явления существу-
ют
Ответы детей
Коммуникатив-
ные
6. Рефлексия
- Перед вами лежит три явления природы: радуга, дождь и
гроза. Поднимите радугу, если вы все поняли и сможете
об этом рассказать; дождь, если вы все поняли, но сможе-
те рассказать; грозу, если вы ничего не поняли.
Показывают явления природы
Регулятивные
12
Карточка 1
ФИО _________________________________
Обведи правильный ответ.
1. Какие ученые изучают живую природу?
а) физики
б) географы
в) биологи
2. Какие ученые описывают поверхность Земли с её при-
родными условиями?
а) астрономы
б) географы
в) физики
3. С помощью какого прибора наблюдают далекие небес-
4
б
в
б
б
Эхо и эхолот
Как в зеркале мы видим свое отражение, так и эхо — это
отражение, только не предмета, а звука. Звук отражается
от любого встретившегося ему на пути препятствия — от
деревьев, от скал, от стен, которые для него тоже что-то
вроде зеркала. Стоит где-нибудь в горах крикнуть во все гор-
ло: Ура! Звук домчится до ближних и дальних скал, отразит-
ся от них, тут же отправится в обратный путь, постепен-
но замирая. То же самое происходит, к примеру, на пустом
стадионе. Что-нибудь выкрикнешь, и этот звук, многократ-
но отразившись от бетонных ступеней трибун, возвратит-
ся в виде эха. Но вот что интересно: эхо здесь рождается
только тогда, когда пусты трибуны. Если же на них полно
болельщиков, никакого эха не получится. Это потому, что
звук тогда не отразится — люди и их одежда просто погло-
тят звук. Точно так и в просторной комнате.
Такое явление, как эхо стали использовать для определения
глубины моря. Специальный прибор – эхолот, издает сильный
короткий звуковой сигнал, а затем ловит отраженное от
морского дна эхо. По времени его прихода рассчитывают
расстояние до дна.
15
Эхо и эхолот
Как в зеркале мы видим свое отражение, так и эхо — это отражение, только
не предмета, а звука. Звук отражается от любого встретившегося ему на пути пре-
пятствия — от деревьев, от скал, от стен. Стоит где-нибудь в горах крикнуть во
все горло: Ура! Звук домчится до ближних и дальних скал, отразится от них, тут же
отправится в обратный путь, постепенно замирая. То же самое происходит, к при-
меру, на пустом стадионе. Но вот, что интересно: эхо здесь рождается только то-
гда, когда пусты трибуны. Если же на них много болельщиков, никакого эха не полу-
чится. Это потому, что звук тогда не отразится — люди и их одежда просто
поглотят звук.
Такое явление, как эхо стали использовать для определения глубины моря. Спе-
циальный прибор – эхолот, издает сильный короткий звуковой сигнал, а затем ловит
отраженное от морского дна эхо. По времени его прихода рассчитывают расстояние
до дна.