Автор: Беляева Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Эврика" Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: конспект урока Тема: Русский язык "Понятие о прямой речи" Раздел: начальное образование
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Цель как деятельность учеников:
- развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений,
наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях;
- наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном
тексте;
- использование приобретенных знаний для выполнения творческих заданий.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
УУД
1. Оргмомент.
- Дети, сегодня на уроке гости.
Постараемся работать активно, дружно.
Не переживайте, ведь «маленький успех
ведет к большому успеху».
2.
Рефлексия. Актуализация
изученного.
- Вспомните, какие темы мы изучали на
прошлых уроках.
- Чему мы научились?
- Проверим ваши знания. Прочитайте и
-Сложные
предложения с
союзами и,а,но.
Простое
предложение.
Предложения с
однородными
членами.
- Находить сложные
предложения,
ставить запятые при
однородных членах и
в сложных
предложениях.
Запись сложного
Познавательные
1
запишите только сложное предложение:
А) Бумага лежала на скамье
,
а сам он
стоял перед скамьёй на коленях.
Б) Топор шлёпнулся в воду и потонул.
В) С тех пор у медведя с мужиком
дружба кончилась.
(предложения на слайде)
- Какое предложение записали?
Докажите.
- Всё ли в предложении верно?
- Что можно сказать о других
предложениях?
предложения детьми
самостоятельно.
Бумага лежала на
скамье
,
а сам он
стоял перед скамьёй
на коленях. Две
грамматические
основы.
- Не хватает запятой.
- Они простые.
УУД, выделение
необходимой
информации.
Регулятивные
УУД, оценка.
3.
Постановка проблемы.
Формулирование основного
вопроса урока.
- Послушайте два предложения:
1) Я услышал, как мама сказала кому-то
в коридоре, что тайное всегда становится
явным.
2) Я услышал, как мама сказала кому-то
в коридоре: «Тайное всегда становится
явным».
- Какое предложение точно, дословно
передает слова мамы?
Такие точно, дословно переданные слова
называются прямой речью.
- Попробуйте сформулировать основной
вопрос урока.
- Подведем итоги: «Что такое прямая
речь?», «Как оформляется прямая речь
на письме?» (Вопросы оформляются на
доске)
- Второе
- Как найти прямую
речь?
- Для чего нужна
прямая речь?
- Что такое прямая
речь?
Регулятивные
УУД,
целеполагание.
Познавательные
УУД, постановка и
формулирование
проблемы.
Структурирование.
2
- Давайте сравним свои вопросы с
авторскими на стр.154.
…….
- Совпадает ли наша версия?
- Да.
Регулятивные
УУД, оценка.
3
4.
Открытие новых знаний. Поиск
решения проблемы.
- Открываем учебник стр.63.
- Прочитайте про себя отрывки упр.83.
- Кто автор этих строк?
- Узнали из каких сказок?
- Прочитайте первый отрывок.
- Кому принадлежат слова, выделенные
жирным шрифтом?
- Какие действия он производит?
- Прочитайте второй отрывок.
- Кому принадлежат слова, выделенные
жирным шрифтом?
Какие действия он производит?
- Прочитайте третий отрывок.
- Кому принадлежат слова, выделенные
жирным шрифтом?
- Какие действия он производит? (вопрос
задает)
- А.С.Пушкин передал речь царя, рыбки,
царицы дословно, без изменений. Видно,
что это чужая речь, а не его слова.
- Прочитайте в предложениях только
прямую речь.
- Что еще есть в предложениях с прямой
речью?
- Итак, прямая речь – это передача чужой
речи дословно, без изменения.
- Сделаем общий вывод: из чего состоят
предложения с прямой речью?
- Проверим свою догадку – правило
стр.84.
- Назовем ключевые слова.
- Какие сокращения вводятся для них?
- Задайте вопрос к каждой части
правила?
- А.С.Пушкин
-«Сказка о золотой
рыбке», «Сказка о
царе Салтане»,
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях».
- Царю Салтану.
- Сажает, вопрошает.
- Золотой рыбке.
- Взмолится, молвит.
- Царице.
- Вопрос задает.
- Часть, в которой
назван тот, кто
говорит – автор этой
прямой речи. Это
слова автора.
- Прямая речь и
слова автора.
- Прямая речь и
слова автора.
- Буквы А и П.
- Для чего человек
использует
предложения с
прямой речью?
Познавательные
ЦЦД,
структурирование
знаний
4
5.
Развитие речевых и правописных
умений.
Стр.84 упр.84. разбор устно в группах,
отвечает один, другие группы
контролируют.
(Отрывки из тех же сказок на
нахождение прямой речи и авторских
слов).
Стр.85 кпр.85 - 1 ученик у доски пишет
образец работы, самостоятельная
работа - списывание предложений и
обозначение А: и «П», проверка в
парах, оценка соседу.
1 группа
выразительно читает
отрывок,
2 группа называет
слова автора и
прямую речь,
3 группа считает
количество
предложений и
характеризует по
цели высказывания и
по интонации.
Образец:
Мишка бежал рядом
и кричал:
А:
«Жми на педаль!:
«П»
Коммуникативные
УУД.
сотрудничество
6.
Итог урока .
- Ответим на вопросы, поставленные в
начале урока:
«Что такое прямая речь?»,
«Как оформляется прямая речь на
письме?»
-Прочитаем ключевые слова, все ли
соответствуют теме урока:
Слова автора
Прямая речь
Однородные члены
Дословно
-Как эти ключевые слова относятся к
поставленной проблеме.
Спасибо за работу!
- Прямая речь – это
передача чужой речи
дословно, без
изменения.
- Прямая речь
пишется с большой
буквы в кавычках.
- Однородные члены
к теме урока не
подходят.
5