Напоминание

Русский язык "Понятие о прямой речи"


Автор: Беляева Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Эврика"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: конспект урока
Тема: Русский язык "Понятие о прямой речи"
Раздел: начальное образование





Назад





4 класс

УМК «Школа 2100»

Русский язык

Тема:

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Тип урока
: Урок открытия новых знаний.
Цель как деятельность учеников:
- развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях; - наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте; - использование приобретенных знаний для выполнения творческих заданий.
Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

УУД

1. Оргмомент.
- Дети, сегодня на уроке гости. Постараемся работать активно, дружно. Не переживайте, ведь «маленький успех ведет к большому успеху».
2.

Рефлексия. Актуализация

изученного.
- Вспомните, какие темы мы изучали на прошлых уроках. - Чему мы научились? - Проверим ваши знания. Прочитайте и -Сложные предложения с союзами и,а,но. Простое предложение. Предложения с однородными членами. - Находить сложные предложения, ставить запятые при однородных членах и в сложных предложениях. Запись сложного Познавательные 1
запишите только сложное предложение: А) Бумага лежала на скамье , а сам он стоял перед скамьёй на коленях. Б) Топор шлёпнулся в воду и потонул. В) С тех пор у медведя с мужиком дружба кончилась. (предложения на слайде) - Какое предложение записали? Докажите. - Всё ли в предложении верно? - Что можно сказать о других предложениях? предложения детьми самостоятельно. Бумага лежала на скамье , а сам он стоял перед скамьёй на коленях. Две грамматические основы. - Не хватает запятой. - Они простые. УУД, выделение необходимой информации. Регулятивные УУД, оценка.
3.

Постановка проблемы.

Формулирование основного

вопроса урока.
- Послушайте два предложения: 1) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». - Какое предложение точно, дословно передает слова мамы? Такие точно, дословно переданные слова называются прямой речью. - Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. - Подведем итоги: «Что такое прямая речь?», «Как оформляется прямая речь на письме?» (Вопросы оформляются на доске) - Второе - Как найти прямую речь? - Для чего нужна прямая речь? - Что такое прямая речь? Регулятивные УУД, целеполагание. Познавательные УУД, постановка и формулирование проблемы. Структурирование. 2
- Давайте сравним свои вопросы с авторскими на стр.154. ……. - Совпадает ли наша версия? - Да. Регулятивные УУД, оценка. 3

4.

Открытие новых знаний. Поиск

решения проблемы.
- Открываем учебник стр.63. - Прочитайте про себя отрывки упр.83. - Кто автор этих строк? - Узнали из каких сказок? - Прочитайте первый отрывок. - Кому принадлежат слова, выделенные жирным шрифтом? - Какие действия он производит? - Прочитайте второй отрывок. - Кому принадлежат слова, выделенные жирным шрифтом? Какие действия он производит? - Прочитайте третий отрывок. - Кому принадлежат слова, выделенные жирным шрифтом? - Какие действия он производит? (вопрос задает) - А.С.Пушкин передал речь царя, рыбки, царицы дословно, без изменений. Видно, что это чужая речь, а не его слова. - Прочитайте в предложениях только прямую речь. - Что еще есть в предложениях с прямой речью? - Итак, прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. - Сделаем общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? - Проверим свою догадку – правило стр.84. - Назовем ключевые слова. - Какие сокращения вводятся для них? - Задайте вопрос к каждой части правила? - А.С.Пушкин -«Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». - Царю Салтану. - Сажает, вопрошает. - Золотой рыбке. - Взмолится, молвит. - Царице. - Вопрос задает. - Часть, в которой назван тот, кто говорит – автор этой прямой речи. Это слова автора. - Прямая речь и слова автора. - Прямая речь и слова автора. - Буквы А и П. - Для чего человек использует предложения с прямой речью? Познавательные ЦЦД, структурирование знаний 4

5.

Развитие речевых и правописных

умений.
Стр.84 упр.84. разбор устно в группах, отвечает один, другие группы контролируют. (Отрывки из тех же сказок на нахождение прямой речи и авторских слов). Стр.85 кпр.85 - 1 ученик у доски пишет образец работы, самостоятельная работа - списывание предложений и обозначение А: и «П», проверка в парах, оценка соседу. 1 группа выразительно читает отрывок, 2 группа называет слова автора и прямую речь, 3 группа считает количество предложений и характеризует по цели высказывания и по интонации. Образец: Мишка бежал рядом и кричал: А: «Жми на педаль!: «П» Коммуникативные УУД. сотрудничество 6.
Итог урока
. - Ответим на вопросы, поставленные в начале урока: «Что такое прямая речь?», «Как оформляется прямая речь на письме?» -Прочитаем ключевые слова, все ли соответствуют теме урока: Слова автора Прямая речь Однородные члены Дословно -Как эти ключевые слова относятся к поставленной проблеме. Спасибо за работу! - Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. - Прямая речь пишется с большой буквы в кавычках. - Однородные члены к теме урока не подходят. 5


В раздел образования