Автор: Гаврилова Людмила Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Эврика" Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: конспект урока Тема: Окружающий мир "Как живут животные" Раздел: начальное образование
1 класс
Окружающий мир
Образовательная система «Школа России».
Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков 1 класс.
Тема: « Как живут животные »
Урок открытия новых знаний
Предметные УУД:
- помочь учащимся осознать, что животные – живые существа;
- познакомить учащихся с условиями, необходимыми для жизни животных ( свет, тепло, воздух,
вода );
- формировать представления учащихся о единстве животного мира с условиями внешней среды,
расширяя знания детей о жизни животных.
Регулятивные УУД:
- развивать интеллектуальное общеучебное умение:
1) находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию,
полученную на уроке;
2) развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать
выводы.
Личностные УУД:
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово:
- Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, содержательных высказываний своих
мыслей. Удачи вам на уроке!
- И сегодня наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением:
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Всё она отдать нам рада, только жадничать не надо!
И останется тогда всё для всех и навсегда!
- Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много
жителей.
- Назовите наш общий дом. (природа)
Повторение пройденного: (на доске расставлены картинки с объектами живой и неживой природы).
- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить данные рисунки? (живая и неживая
природа)
- А какие ещё группы можно выделить среди имеющихся у нас? (2 детей работают у доски:
растения и животные).
- Оцените работу детей.
- А ещё как то можно выделить группы среди этих 2? (животные - рыбы, птицы, насекомые, звери;
растения – цветы и травы, кустарники и деревья)
- А о каких объектах живой природы мы с вами уже подробно говорили? (растения)
- Что у них (всех растений) общего? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
- Давайте докажем, что растения являются живыми организмами. ( на доску, по мере ответов
учащихся вешаются таблички: растут, приносят потомство, умирают)
- А ещё что необходимо для жизни растений? (вода, воздух, свет, тепло)
- Молодцы, вы действительно доказали, что растения живые организмы, что растения живые..
- А о каких объектах живой природы мы так подробно ещё не говорили, хотя их знаем? (животные)
Введение нового материала:
- На какие же вопросы мы будем искать сегодня ответы? (догадки детей)
- А нам предстоит ответить на вопрос « Как живут животные?» и попробуем доказать, что
животные – живые существа.
- Это и будет тема нашего урока.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит мы будем думать,
размышлять, внимательно слушать товарища, высказывать своё мнение и тогда найдём правильный
ответ.
Работа по учебнику:
- А что нам поможет ответить на данный вопрос? (учебник или Мудрая Черепаха – зависит от ответа
учеников).
- А где мы встречаемся с Мудрой Черепахой? (в учебнике).
- Правильно, помогать нам будет наш учебник.
- Откройте учебник на стр. 52. Прочитайте 1 задание.
- Кого из животных вы узнали? (лиса, белка, лягушка, заяц, синичка)
- Посмотрите ниже на прямоугольник и попробуйте ответить « Кто чем питается?»
- Так что же необходимо животным для жизни? (пища, т. е. они питаются)
- А для чего нужна животным пища? (для питания, движения, роста)
- Давайте теперь рассмотрим нижний рисунок.
- Что вы видите и можете сказать? (семейство кабанов: папа – самец, имеет клыки, мама – самка,
детёныши – поросята)
- Кабан – это дикая свинья. Идёт кабан, землю носом роет, корешки вкусные ищет. Найдёт, съест, от
удовольствия похрюкает. Кабан очень сильный, и клыки у него острые. Не всякий зверь на него
напасть решится.
- А вы знаете, что больше всего любят кабаны? (жёлуди – показ рисунка и самих желудей)
- Какой же вывод можно сделать, когда смотрим на этот рисунок? (ещё животные размножаются, т.
е. приносят потомство)
- А вот мне интересно, знаете ли вы детёнышей взрослых зверей?
Корова – телёнок
Овца – ягнёнок
Лошадь – жеребёнок
Физ. минутка:
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
- Немножко отдохнули и давайте работать дальше.
- Прочитайте 1 задание на стр.53. (дети пару минут рассматривают, потом отвечают, а дети
оценивают ответы учащихся)
- Какой же вывод можно сделать? (животные – передвигаются)
- Все животные передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают. И все они хорошо
приспособлены к своему способу передвижения.
- Все животные не только питаются, приносят потомство, по-разному передвигаются, но ещё строят
жилища для себя и своих детенышей.
- Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на листочек перед вами. Соедините стрелочками
название животных и их постройки.
- А я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каком животном идёт речь и назовите его
жилище. (работа на доске и взаимопроверка)
1. Не рыба, а плавает.
Не дровосек, а деревья валит.
Не плотник, а дом строит. ( бобр строит хатку, плотину)
2. Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. ( дятел живёт в дупле)
3. Сделал дыру, вырыл нору.
Вот спальня, вот кладовка –
Всё сделано ловко. ( хомяк роет нору)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. ( ласточка вьёт гнездо)
5. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит, будет плохо. (оса строит гнездо)
- А вы знаете, что это гнездо построено из бумаги и живут в нём бумажные осы? Осы сами
«производят» бумагу, пережёвывая щепочки древесины, которую они обрывают с растений или
деревянных столбов.
- Подумайте, а в чём ещё нуждается каждое живое существо? (вода, тепло, воздух, свет)
- А для чего нужна вода (для жизни, питья), тепло (чтобы не замёрзнуть), воздух ( для жизни,
дыхания), свет (чтобы видеть всё вокруг).
- Итак, давайте попробуем доказать, что животные – живые существа. (1 ученик с опорой на доску )
- Что же интересное вы заметили на доске?
- Какой же вывод можем сделать? (все животные – живые существа, так как у них такие же
признаки как и у растений, сравниваем запись на доске).
- Молодцы! Правильно! И поэтому мы можем объединить растения и животные в одну большую
группу – живая природа.
Итог урока:
- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: « Как живут
животные?»
- Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос? Почему?
- Из вас получились хорошие исследователи.
- А теперь давайте оценим себя.
Рекомендации для занятий в семье:
Рассказ о своём питомце (рисунок или фотография).
План:
1.
Название животного.
2.
Его кличка.
3.
Характер питомца.
4.
Забавный эпизод из наблюдений за его поведением.