"Сказкотерапия как метод психологической помощи ребёнку"
Автор: Ялунина Лариса Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ "ППМС-центр" Населённый пункт: г.Лысьва, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Сказкотерапия как метод психологической помощи ребёнку" Раздел: дополнительное образование
«Сказкотерапия как метод психологической помощи ребёнку».
Ялунина Лариса Николаевна
педагог-психолог
МБУ «ППМС-центр»
г. Лысьва, Пермский край
На занятия педагога-психолога приходят дети, переживающие кризисные
ситуации в семье, в школе, в личностном развитии, с разными трудностями со-
циальной адаптации. Как правило это дети, у которых недостаточно развита
эмоционально-волевая сфера, не сформировано произвольное поведение, совер-
шающие воровство, самовольные уходы из дома, конфликтующие со сверстни-
ками и взрослыми. Немало стрессов и кризисных
ситуаций испытывают и
одарённые дети. Проявляя добросовестность, старательность в своём творче-
стве, интеллектуальном развитии, одарённые дети часто бывают перегружены
учебной и внеучебной деятельностью. Не все обучающиеся умеют организо-
вать свою деятельность правильно, распределить время труда и отдыха. С раз-
витием информационных технологий увеличивается время работы детей за
компьютерами, они мало общаются со сверстниками вживую, чаще общение
идёт в социальных сетях. В семьях в современное время родители часто огра-
ждают детей от бытовых хлопот, не учат преодолевать трудности. Зачастую ро-
дителям некогда просто поговорить с детьми об их проблемах. Нравоучитель-
ные беседы с детьми зачастую не дают результата. Встречаются дети, которые
закрыты на проявление чувств и эмоций. Иногда ребёнку легче обсудить какую
–либо проблему и выход из трудной ситуации на примере других людей, чем
напрямую говорить о своей собственной. В этом хорошую помощь в психоло-
гическом сопровождении ребёнка оказывает сказкотерапия.
С помощью сказки педагог-психолог может помочь ребёнку найти выхо-
ды из проблемной ситуации. Достоинством сказкотерапии является то, что она
не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапевтические занятия полезны как
детям так и взрослым. Иногда на занятиях с ребёнком присутствует родитель.
Они совместно слушают сказку, которую читает психолог, задаются вопросы
проблемного характера, почему, так или иначе поступает герой, о чём эта
сказка. Какие мысли и чувства возникли во время прослушивания сказки. Часто
я даю детям задание рисовать во время прослушивания сказки. Тогда ребёнок
полностью включён в работу, не отвлекается на посторонние раздражители,
если они возникают. Он по ходу развития событий в сказке дополняет или изме-
няет рисунок. Этот приём хорошо использовать в работе с гиперактивными
детьми, которым трудно сосредоточить своё внимание на продолжительное вре-
мя. Во время рисования ребёнок через рисунок так же передаёт свои чувства и
отношение к героям сказки. Затем идёт беседа не только по содержанию сказки,
но и по рисунку. Прекрасно такой приём, слушание сказки и одновременно
рисование работает и в групповой работе, где у ребёнка есть возможность
услышать мнение других детей, посмотреть рисунки друг у друга. Общие эмо-
циональные переживания сближают детей, помогают лучше понять друг друга.
Наталья Александровна Сакович в своей книге «Практика сказко-
терапии» пишет: «Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с
укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как зна-
чимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических
технологий даёт психологу возможность помочь клиенту справиться со своими
проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имею-
щиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать
интеллектуальному развитию». (2) с.16.
Сказкотерапевтические технологии включают в себя само прослушива-
ние сказки, игры, в которых ребёнок перевоплощается в сказочных персонажей,
сочинение совместно с ребёнком самой сказки. В индивидуальных занятиях с
ребёнком по разрешению конфликтов можно проигрывать конфликтную ситуа-
цию с помощью игрушек. В моей практике был случай, когда девочка шести-
классница, занимающаяся в вокальной группе, имеющая опыт сольных выступ-
лений на сцене не могла выстроить отношения с одноклассниками, подверга-
лась буллингу. Она не имела в классе друзей, чувствовала себя одинокой и по-
кинутой. Дети смеялись над тем, что она коллекционирует игрушечных лоша-
док, считая это детским увлечением. В период работы с психологом девочка бо-
лезненно переживала свою ссору с единственной подругой. На приглашение
подруги сходить в кафе поесть мороженое она отказала в грубой форме.
Подруга из-за этого на неё обиделась. На занятие с психологом девочка прине-
сла свою любимую коллекцию лошадок. Мы с ней разыграли с помощью лоша-
док диалог, как можно было проговорить отказ в вежливой форме. Также де-
вочка сочинила сказку про этих лошадок, проигрывая её. Что помогло выявить
её интересы и мечты.
Очень хорошо в работе с детьми и взрослыми помогают мультфильмы.
Например, на консультациях с обращениями по поводу конфликтов можно
использовать мультфильм «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда» и
др. С целью повышения школьной мотивации - мультфильм « В стране невы-
ученных уроков». Много воспитательных моментов можно найти в мультфиль-
мах про крокодила Гену и его друзей. Разные жизненные вопросы затрагивают-
ся в мультфильме «Смешарики». По преодолению депрессивного состояния ис-
пользую мультфильмы «Ох!» и «Ах!», «Овечка». Взрослому с ребёнком жела-
тельно беседовать по просмотренным мультфильмам, задавать вопросы не толь-
ко по содержанию, а и с целью выяснения отношения к героям и их поступкам.
В беседе по мультфильму «Ох!» и «Ах!» можно задать вопросы:
-Герои «Ох!» и « Ах!» жили в разных или одинаковых условиях?
-Почему «Аху» удавалось выполнять свои дела, а «Оху»-нет?
-Как вёл себя «Ах!»в трудных ситуациях, а как – «Ох!»
-Почему «Ох!» всё время охал?
-Что мы можем сказать о характере «Аха» и характере «Оха»?
-Что бы ты посоветовал «Оху»?
-К чему привело уныние и нытьё «Оха»?
-Как изменилось настроение «Оха» после помощи друзей?
-Что ему мешало попросить помощи у друзей в преодолении своих трудностей
раньше?
-Важно уметь просить помощь в трудных ситуациях у других людей?
В работе с первоклассниками большую помощь в адаптации обучаю-
щихся могут оказать занятия по книге М.А. Панфилова «Лесная школа». В ней
представлены психотерапевтические сказки, помогающие в преодолении
проблем школьной дезадаптации.
Много материала по сказкотерапии предлагается в книге Ольги Влади-
мировны Хухлаевой «Тропинка к своему Я». В книге есть коррекционные
сказки по профилактике детской апатии, лени, агрессии, социальной тревожно-
сти. С помощью сказок формируется у детей понятие «дружба», осознание о
принятии других людей с их качествами, осознание позиции ученика, школь-
ных трудностей, способов их преодоления, решаются вопросы принятия норм
и правил в школе, дома, в отношениях с другими людьми. Так же имеются
сказки, помогающие в переживании горя, утраты, в выстраивании позитивных
детко-родительских отношений. Многие из предложенных автором сказок ис-
пользуются в моей работе при кризисном консультировании детей.
Большое внимание уделяется осознанию ребёнком своего места в социуме : вза-
имоотношениям со сверстниками, учителями, родителями.
Возможные темы консультаций: «Я и мои друзья», «Я и мои родители», «Я и
моя школа»,«Права и обязанности учеников и учителей», «Мои чувства и эмо-
ции», «Развитие стрессоустойчивости», « Моя уверенность –путь к успеху» и
др.
По названиям сказок и вопросам, которые я предлагаю, можно понять о
чём сказка. Например:
Автор Е. Агеенкова « Сказка про дружбу»
-Почему никто не дружил с мальчиком? Почему уметь жить для других –это и
трудно и легко одновременно? Что значит «научиться слушать сердцем?».
-Были ли у вас когда-нибудь трудности с дружбой и что вам помогло их разре-
шить?».
А. Завалишина «Про маленькую Бабу-ягу».
-Почему ребята в классе плохо приняли маленькую Бабу-Ягу, дразнили её,
оскорбляли? Что чувствовал Баба-Яга, когда её обзывали дети? Виновата ли
была Баба-Яга в том, что она была так плохо и грязно одета? Как по –другому
могли поступить ребята? Почему Баба-Яга начала мстить ребятам? Какие чув-
ства возникали у ребят после поступков Бабы-яги? Почему баба-яга, несмотря
на обиды, помогла детям в лесу? Какие качества характера проявились у Бабы-
Яги? Почему ребята изменили к Бабе-яге отношение? Чему учит эта сказка?
В кризисном консультировании я использую сказки :
О.Хухлаева «О девочке и строгой учительнице». О.В.Хухлаева «Верить и ста-
раться». Ю.Щербинина «Лживый мальчик». А.Шмидт «Простить маму».
А.Р.Руднев «Добрая память». Г.Кононенко « Я иду к своей звезде».
Предлагаю прочитать сказку и сделать к ней рисунок.
Автор: О.В.Хухлаева «Жила-была девочка». (3) с. 248.
Каждый постарается найти в этой сказке свой смыл и свои мысли и чувства.
Жила-была девочка…
Жила-была на свете милая, славная девочка. Она мечтала о любви. Все
девочки мечтают о любви, не так ли? Но эта девочка мечтала особенно сильно и
горячо. Ей верилось, что она когда-нибудь встретит принца – голубоглазого и
светловолосого. Он возьмет ее за руку и поведет по песчаной дорожке к солнцу.
Время от времени ей встречались принцы, но всегда оказывалось, что под
их нарядной одеждой прячется совсем другое. Например, некоторые принцы
оказывались лягушатами с холодным сердцем, не умеющим любить. А некото-
рые были как мыльные пузыри: ткнешь палочкой - и лопнут, потому что пу-
стые внутри. Другие же были похожи на мусорные кучки, в которые были сва-
лены кусочки Зависти, Жестокости и тому подобного добра. Но больше других
ее разочаровывали Крутые парни – те, что за повадками львов прятали трусость
и слабость.
Грустно стало девочке. И решила она пойти куда глаза глядят. Идет она и
видит: в траве что-то поблескивает. Поднимает, а это увеличительное стеклыш-
ко. Посмотрела девочка на свой пальчик через стеклышко – ух, какой большой!
Посмотрела на пуговичку – и пуговица громадная! Навела стеклышко на саму
себя и ахнула. Стеклышко оказалось волшебным: в него было видно сердце. А в
сердце она увидела и крошечных лягушат, и мыльные пузырьки, и мусорные
кучки. И малюсенькие Крутые парни оттуда ручками машут, а сами от страха
трясутся.
«Не хочу столько тварей носить в своем сердце!» - закричала девочка. И
стала их из сердца вытаскивать, выцарапывать, прочь выкидывать. А они хит-
рые – обратно залезают.
Трудно пришлось девочке. Но все-таки осилила она их. Всё вычистила.
Подняла глаза, а перед ней стоит принц. Настоящий – голубоглазый и светлово-
лосый. А совсем рядом бежит песчаная дорожка – начинается их общий путь.
Куда он ведет? Я не знаю. Ведь это их же путь...
Автор О.Хухлаева
Литература:
1.Панфилова М.А. «Лесная школа». ( Творческий центр Москва 2002 г.)
2.Сакович Н. А. «Практика сказкотерапии», Речь, Санкт- Петербург, 2006 г.
3. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я». (Программа формирования психоло-
гического здоровья у младших школьников. Москва, 2001 г.)