Напоминание

"Сказкотерапия как метод психологической помощи ребёнку"


Автор: Ялунина Лариса Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "ППМС-центр"
Населённый пункт: г.Лысьва, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как метод психологической помощи ребёнку"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Сказкотерапия как метод психологической помощи ребёнку».


Ялунина Лариса Николаевна педагог-психолог МБУ «ППМС-центр» г. Лысьва, Пермский край На занятия педагога-психолога приходят дети, переживающие кризисные ситуации в семье, в школе, в личностном развитии, с разными трудностями со- циальной адаптации. Как правило это дети, у которых недостаточно развита эмоционально-волевая сфера, не сформировано произвольное поведение, совер- шающие воровство, самовольные уходы из дома, конфликтующие со сверстни- ками и взрослыми. Немало стрессов и кризисных ситуаций испытывают и одарённые дети. Проявляя добросовестность, старательность в своём творче- стве, интеллектуальном развитии, одарённые дети часто бывают перегружены учебной и внеучебной деятельностью. Не все обучающиеся умеют организо- вать свою деятельность правильно, распределить время труда и отдыха. С раз- витием информационных технологий увеличивается время работы детей за компьютерами, они мало общаются со сверстниками вживую, чаще общение идёт в социальных сетях. В семьях в современное время родители часто огра- ждают детей от бытовых хлопот, не учат преодолевать трудности. Зачастую ро- дителям некогда просто поговорить с детьми об их проблемах. Нравоучитель- ные беседы с детьми зачастую не дают результата. Встречаются дети, которые закрыты на проявление чувств и эмоций. Иногда ребёнку легче обсудить какую –либо проблему и выход из трудной ситуации на примере других людей, чем напрямую говорить о своей собственной. В этом хорошую помощь в психоло- гическом сопровождении ребёнка оказывает сказкотерапия. С помощью сказки педагог-психолог может помочь ребёнку найти выхо- ды из проблемной ситуации. Достоинством сказкотерапии является то, что она не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапевтические занятия полезны как детям так и взрослым. Иногда на занятиях с ребёнком присутствует родитель. Они совместно слушают сказку, которую читает психолог, задаются вопросы проблемного характера, почему, так или иначе поступает герой, о чём эта сказка. Какие мысли и чувства возникли во время прослушивания сказки. Часто я даю детям задание рисовать во время прослушивания сказки. Тогда ребёнок полностью включён в работу, не отвлекается на посторонние раздражители, если они возникают. Он по ходу развития событий в сказке дополняет или изме- няет рисунок. Этот приём хорошо использовать в работе с гиперактивными детьми, которым трудно сосредоточить своё внимание на продолжительное вре- мя. Во время рисования ребёнок через рисунок так же передаёт свои чувства и отношение к героям сказки. Затем идёт беседа не только по содержанию сказки, но и по рисунку. Прекрасно такой приём, слушание сказки и одновременно рисование работает и в групповой работе, где у ребёнка есть возможность
услышать мнение других детей, посмотреть рисунки друг у друга. Общие эмо- циональные переживания сближают детей, помогают лучше понять друг друга. Наталья Александровна Сакович в своей книге «Практика сказко- терапии» пишет: «Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как зна- чимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий даёт психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имею- щиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию». (2) с.16. Сказкотерапевтические технологии включают в себя само прослушива- ние сказки, игры, в которых ребёнок перевоплощается в сказочных персонажей, сочинение совместно с ребёнком самой сказки. В индивидуальных занятиях с ребёнком по разрешению конфликтов можно проигрывать конфликтную ситуа- цию с помощью игрушек. В моей практике был случай, когда девочка шести- классница, занимающаяся в вокальной группе, имеющая опыт сольных выступ- лений на сцене не могла выстроить отношения с одноклассниками, подверга- лась буллингу. Она не имела в классе друзей, чувствовала себя одинокой и по- кинутой. Дети смеялись над тем, что она коллекционирует игрушечных лоша- док, считая это детским увлечением. В период работы с психологом девочка бо- лезненно переживала свою ссору с единственной подругой. На приглашение подруги сходить в кафе поесть мороженое она отказала в грубой форме. Подруга из-за этого на неё обиделась. На занятие с психологом девочка прине- сла свою любимую коллекцию лошадок. Мы с ней разыграли с помощью лоша- док диалог, как можно было проговорить отказ в вежливой форме. Также де- вочка сочинила сказку про этих лошадок, проигрывая её. Что помогло выявить её интересы и мечты. Очень хорошо в работе с детьми и взрослыми помогают мультфильмы. Например, на консультациях с обращениями по поводу конфликтов можно использовать мультфильм «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда» и др. С целью повышения школьной мотивации - мультфильм « В стране невы- ученных уроков». Много воспитательных моментов можно найти в мультфиль- мах про крокодила Гену и его друзей. Разные жизненные вопросы затрагивают- ся в мультфильме «Смешарики». По преодолению депрессивного состояния ис- пользую мультфильмы «Ох!» и «Ах!», «Овечка». Взрослому с ребёнком жела- тельно беседовать по просмотренным мультфильмам, задавать вопросы не толь- ко по содержанию, а и с целью выяснения отношения к героям и их поступкам. В беседе по мультфильму «Ох!» и «Ах!» можно задать вопросы: -Герои «Ох!» и « Ах!» жили в разных или одинаковых условиях? -Почему «Аху» удавалось выполнять свои дела, а «Оху»-нет? -Как вёл себя «Ах!»в трудных ситуациях, а как – «Ох!» -Почему «Ох!» всё время охал? -Что мы можем сказать о характере «Аха» и характере «Оха»? -Что бы ты посоветовал «Оху»? -К чему привело уныние и нытьё «Оха»?
-Как изменилось настроение «Оха» после помощи друзей? -Что ему мешало попросить помощи у друзей в преодолении своих трудностей раньше? -Важно уметь просить помощь в трудных ситуациях у других людей? В работе с первоклассниками большую помощь в адаптации обучаю- щихся могут оказать занятия по книге М.А. Панфилова «Лесная школа». В ней представлены психотерапевтические сказки, помогающие в преодолении проблем школьной дезадаптации. Много материала по сказкотерапии предлагается в книге Ольги Влади- мировны Хухлаевой «Тропинка к своему Я». В книге есть коррекционные сказки по профилактике детской апатии, лени, агрессии, социальной тревожно- сти. С помощью сказок формируется у детей понятие «дружба», осознание о принятии других людей с их качествами, осознание позиции ученика, школь- ных трудностей, способов их преодоления, решаются вопросы принятия норм и правил в школе, дома, в отношениях с другими людьми. Так же имеются сказки, помогающие в переживании горя, утраты, в выстраивании позитивных детко-родительских отношений. Многие из предложенных автором сказок ис- пользуются в моей работе при кризисном консультировании детей. Большое внимание уделяется осознанию ребёнком своего места в социуме : вза- имоотношениям со сверстниками, учителями, родителями. Возможные темы консультаций: «Я и мои друзья», «Я и мои родители», «Я и моя школа»,«Права и обязанности учеников и учителей», «Мои чувства и эмо- ции», «Развитие стрессоустойчивости», « Моя уверенность –путь к успеху» и др. По названиям сказок и вопросам, которые я предлагаю, можно понять о чём сказка. Например: Автор Е. Агеенкова « Сказка про дружбу» -Почему никто не дружил с мальчиком? Почему уметь жить для других –это и трудно и легко одновременно? Что значит «научиться слушать сердцем?». -Были ли у вас когда-нибудь трудности с дружбой и что вам помогло их разре- шить?». А. Завалишина «Про маленькую Бабу-ягу». -Почему ребята в классе плохо приняли маленькую Бабу-Ягу, дразнили её, оскорбляли? Что чувствовал Баба-Яга, когда её обзывали дети? Виновата ли была Баба-Яга в том, что она была так плохо и грязно одета? Как по –другому могли поступить ребята? Почему Баба-Яга начала мстить ребятам? Какие чув- ства возникали у ребят после поступков Бабы-яги? Почему баба-яга, несмотря на обиды, помогла детям в лесу? Какие качества характера проявились у Бабы- Яги? Почему ребята изменили к Бабе-яге отношение? Чему учит эта сказка? В кризисном консультировании я использую сказки : О.Хухлаева «О девочке и строгой учительнице». О.В.Хухлаева «Верить и ста- раться». Ю.Щербинина «Лживый мальчик». А.Шмидт «Простить маму». А.Р.Руднев «Добрая память». Г.Кононенко « Я иду к своей звезде».
Предлагаю прочитать сказку и сделать к ней рисунок. Автор: О.В.Хухлаева «Жила-была девочка». (3) с. 248. Каждый постарается найти в этой сказке свой смыл и свои мысли и чувства.
Жила-была девочка…
Жила-была на свете милая, славная девочка. Она мечтала о любви. Все девочки мечтают о любви, не так ли? Но эта девочка мечтала особенно сильно и горячо. Ей верилось, что она когда-нибудь встретит принца – голубоглазого и светловолосого. Он возьмет ее за руку и поведет по песчаной дорожке к солнцу. Время от времени ей встречались принцы, но всегда оказывалось, что под их нарядной одеждой прячется совсем другое. Например, некоторые принцы оказывались лягушатами с холодным сердцем, не умеющим любить. А некото- рые были как мыльные пузыри: ткнешь палочкой - и лопнут, потому что пу- стые внутри. Другие же были похожи на мусорные кучки, в которые были сва- лены кусочки Зависти, Жестокости и тому подобного добра. Но больше других ее разочаровывали Крутые парни – те, что за повадками львов прятали трусость и слабость. Грустно стало девочке. И решила она пойти куда глаза глядят. Идет она и видит: в траве что-то поблескивает. Поднимает, а это увеличительное стеклыш- ко. Посмотрела девочка на свой пальчик через стеклышко – ух, какой большой! Посмотрела на пуговичку – и пуговица громадная! Навела стеклышко на саму себя и ахнула. Стеклышко оказалось волшебным: в него было видно сердце. А в сердце она увидела и крошечных лягушат, и мыльные пузырьки, и мусорные кучки. И малюсенькие Крутые парни оттуда ручками машут, а сами от страха трясутся. «Не хочу столько тварей носить в своем сердце!» - закричала девочка. И стала их из сердца вытаскивать, выцарапывать, прочь выкидывать. А они хит- рые – обратно залезают. Трудно пришлось девочке. Но все-таки осилила она их. Всё вычистила. Подняла глаза, а перед ней стоит принц. Настоящий – голубоглазый и светлово- лосый. А совсем рядом бежит песчаная дорожка – начинается их общий путь. Куда он ведет? Я не знаю. Ведь это их же путь... Автор О.Хухлаева
Литература:
1.Панфилова М.А. «Лесная школа». ( Творческий центр Москва 2002 г.) 2.Сакович Н. А. «Практика сказкотерапии», Речь, Санкт- Петербург, 2006 г.
3. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я». (Программа формирования психоло- гического здоровья у младших школьников. Москва, 2001 г.)


В раздел образования