Открытый урок для учащихся 4-го класса художественного отделения Тема: “Искусство 40-х – 80-х годов”
Автор: Волокитина Людмила Васильевна Должность: преподаватель художественного отделения Учебное заведение: МБУ ДО Красненская ДШИ Населённый пункт: Белгородская область, Красненский район, с. Красное Наименование материала: Методическая разработка Тема: Открытый урок для учащихся 4-го класса художественного отделения Тема: “Искусство 40-х – 80-х годов” Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей –
Красненская детская школа искусств
Открытый урок
для учащихся 4-го класса
художественного отделения
Тема:
“ Искусство 40-х – 80-х годов ”.
Подготовила и провела:
преподаватель художественного отделения
Волокитина Людмила Васильевна
План открытого урока .
Дата проведения :
Тема урока : Портрет как создание обобщающего образа современника.
П.П.Кончаловский «Автопортрет в жёлтой рубашке»;
П.Д.Корин «Портрет Кукрыниксов»;
Д.Д.Жилинский «Гимнасты».
Развитие жанра исторического портрета в творчестве С.П.Викторова . Его
поэтическая трилогия: «Маяковский в мастерской РОСТА», «А.Блок»,
«Сергей Есенин».
Цель урока:
- осуществлять эстетическое развитие детей различными средствами
изобразительного искусства;
Задачи урока :
- расширить кругозор учащихся через изучение творчества художников 40-х
годов;
- развивать способности понимать главное в произведениях художников
портретного жанра;
- воспитывать учебно-познавательный интерес к изобразительному искусству.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: репродукции картин художников по теме; карточки-задания
для повторения.
Актуализация знаний учащихся : тестовые задания.
1.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством советских
художников 40-х годов.
3.
Вступительное слово преподавателя :
Нравственная сила человека-творца, которая стала главной темой
жанровой живописи 40-х годов, определившая развитие портретного жанра.
В данной области в конце пятидесятых годов обозначились новаторские
разработки по отношению к ранее накопленному в жанре портрета.
Новые разработки в области изобразительного искусства нашли себя и в
принципах художественного выражения – в заострении портретного образа,
приближении к приёмам монументальной живописи.
Это проявилось в творчестве Павла Дмитриевича Корина.
4.
Объяснение нового материала:
Павел Дмитриевич Корин (1892-1967).
Родился он в селе Палех в семье иконописца. Выполнил копию с
нестеровской росписи в церкви Марфо-Мариинской общины, чем вызвал
интерес к себе М.В.Нестерова.
Затем он занимался с 1912 по 1916 год в Московском училище в
классах К.А.Коровина и С.В.Малютина.
События Великой Октябрьской революции заставили молодого
художника многое переоценить как в жизни, так и в искусстве. Корин
работал в мастерской «Окон РОСТА», писал лозунги, преподавал.
В 1931 году он познакомился с А.М.Горьким и по его рекомендациям и
содействию живописец дважды (в 1931 и в 1935 году) побывал за
границей в музеях Италии, Франции, Англии и Германии.
В тридцатых-сороковых годах им были написаны оригинальные по
трактовке портреты А.М.Горького (1932), М.В.Нестерова (1939), артиста
Л.М.Леонидова (1939), пианиста К.Н.Игумнова (1941-1943),
С.Т.Коненкова (1947) и другие.
В 1951-1952 годах создал цикл мозаик для станции Московского
метрополитена «Комсомольская-кольцевая», которые воспевали
героическую борьбу русского народа за национальную независимость.
В послевоенное время мастерство Корина в области портретного
жанра обрело достойную оценку и принесло ему звание действительного
члена Академии художеств СССР.
В 1963 году за портреты режиссёра Р.Н.Симонова (1956), М.С.Сарьяна
(1956), Кукрыниксов (1958) и итальянского живописца Ренато Гуттузо
(1961) он был удостоен Ленинской премии (после смерти художника в
1967 году его квартира-мастерская была объявлена мемориальным музеем
– филиалом Государственной Третьяковской галереи).
Наиболее характерное для этого ряда полотно
«Портрет Кукрыниксов» (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий
Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов).
Они изображены в своей мастерской на фоне плакатов военной поры.
Лежащий на столе планшет, карандаши, начатые работы с ровными
локальными пятнами расцветки делают обстановку мастерской похожей
на обстановку фронтового штаба.
Для выражения напряжённой атмосферы тех дней автор широко
использует чёрный цвет, который импрессионисты удалили из палитры
живописи. Густые чёрно-синие тона проходят в плакатах, размещённых за
спиною художников, но с этими тонами, воплощающими силы мрака,
активно противостоят горячие красные пятна и полосы символических
молний, «клещей» ит.д., олицетворяющих поражающие удары советского
оружия.
Фигуры художников расположены в ряд, они заполняют собою весь
холст. Их позы естественны и в то же время значительны, это больше
всего ощутимо в изображении М.В.Куприянова, замыкающего правую
часть композиции. Он, как изваяние, возвышается на стуле.
Корин изобразил монолитный творческий коллектив со своими
привычками, вкусами, индивидуальными качествами.
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956).
Живописец, график, автор многочисленных картин, натюрмортов,
портретов, акварелей, рисунков, театральных декораций. Учился в
Харьковской рисовальной школе, в академии Жюлиана в Париже (1897-
1898) и в Петербургской АХ (1898-1907).
Кроме живописи, Кончаловский занимался педагогической
деятельностью. Преподавал в ГСХМ (1918-1921) и Вхутеине (1926-1929) в
Москве.
Характер его полнокровной реалистической живописи передаёт
простоту и ясность видения мира, темперамент истинно русского духа.
«Автопортрет в жёлтой рубашке».
5.
Работа по картинам .
6.
Обобщение.
- назовите художника, последователя М.В.Нестерова, труд которого
высоко оценил А.М.Горький? (П.Д.Корин).
- как можно охарактеризовать живопись П.П.Кончаловского?
(реалистическая).
7.
Закрепление.
Тестовые задания:
- в каком жанре выражалось творчество С.П.Викторова?
а) исторический портрет
б) камерный портрет
в) портрет на фоне пейзажа
- в каком жанре работал П.Д.Корин?
а) пейзаж б) портрет в) натюрморт.
- укажите название картины П.П.Кончаловского
а) «Портрет в зелёной шляпе»
б) «Автопортрет в жёлтой рубашке»
в) «Автопортрет в соболиной шубе»
Верно ли утверждение:
- изображение фигуры человека в парадной одежде на фоне пейзажа – это
бытовой жанр (нет - портрет).
- портрет, пейзаж, натюрморт – виды изобразительного искусства (нет -
жанры).
- «Автопортрет в жёлтой рубашке» написан П.П.Кончаловским (да).
- П.Д.Корин родился в семье иконописца (да).