«Двенадцать месяцев»
Особенность
данного
урока
определяется
спецификой
содержания
сюжетной
линии.
За
основу
был
взят
сюжет
известной
ученикам
сказки.
По
ходу
урока
воспроизводятся
фрагменты
сказочного
повествования,
и
в
этот
процесс
включается выполнение математических заданий. Литературное
путешествие
по
страницам
детской
книги
направлено
на
расширение
кругозора
учащихся,
формирует
у
детей
познавательную
мотивацию.
Сюжет
сказки
не
сохранен
в
оригинальном виде и преобразован с учетом целей и содержания
урока математики.
Задания
урока
способствуют
формированию
игровой
атмосферы
на
уроке,
а
также
создают
значительный
развивающий эффект. Они направлены на развитие у младших
школьников восприятия, воображения, логического мышления,
конструкторско-практических умений, самоконтроля.
Цели урока:
ознакомить с решением задач нового вида и с
иллюстрацией в виде чертежа;
повторять таблицу умножения 2, 3, 4;
закреплять знания правил о порядке действий;
повторить признаки зимы;
прививать любовь к сказкам;
развивать речь учащихся.
Оборудование:
1.
выставка книг С.Я. Маршака,
2.
портрет С.Я. Маршака,
3.
опоры на порядок действий,
4.
фигурки зайца и бельчат, корзина, подснежники.
5.
“Ромашка” для повторения умножения,
6.
линейка, карандаши, циркули.
Ход урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
На нем
мы совершим путешествие по сказке. При этом вы
вспоминаете таблицу на 2, 3, 4, будете по-новому
иллюстрировать задачу, решать примеры,
проверите свои знания по природоведению,
проявите смекалку и взаимопомощь.
Написал эту сказку С.Я. Маршак (показываю
портрет). А как она называется, узнаете из
загадки.
Друг за другом ходят,
Друг друга не обгонят.
(Месяцы)
«Сколько их?»
«12! Наша сказка называется «Двенадцать месяцев».
Игра
1.Назовем месяца по порядку:
1- Январь, 2 - февраль,3 - март, 4 - апрель, 5 - май, 6 - июнь, 7- июль, 8-
август, 9- сентябрь, 10 - октябрь, 11- ноябрь, 12 - декабрь.
2. Назовите 5-ый месяц, 12-ый месяц, 1-ый месяц, 9-ый месяц.
3.Какой по счету месяц май, июль, сентябрь, январь
4.Какой месяц стоит между октябрем и декабрем?
5.Назовите зимние месяцы?
Ну, все! Пора в сказку. Укромная полянка. Никем не потревожен снег
лежит волнистыми сугробами, покрыты деревья пушистым снегом. Очень
тихо. Снег закрыл часть цифр. Прочитайте их.
3
5
2
3
7
2
1
12
7
6
3
4
1
9
3
7
5
4
1
21
4
48
1
0
3
6
2
7
7
8
На какие две группы можно разделить их?
Модно поделить на четные и нечетные? Однозначные и двузначные?
Дайте определение четные числа, нечетные числа, однозначные числа,
двузначные числа.
Найдите самое большое число. Самое маленькое число.
Назовите соседей 48, 0, 21.
Назови состав числа 34, 23, 72, используя слово «это».
Замените умножением!
3 + 3 +3 +3 +3 = 3 x 5
4 + 4 + 4 = 4 x 3
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 x 6
2 + 2 + 3 + 4 = НЕЛЬЗЯ, т.к. слагаемые разные.
Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки
спускаются на землю. Падчерица к кутается в рваный платок. Дует на
замерзшие руки. Она еле-еле пробирается через
глубокие сугробы. Давайте поможем ей перейти.
Сугробы исчезнут, если вы верно ответите
на таблицу умножения.
В лесе все больше и больше темнеет. И вдруг девушка увидела золотой
огонек. И запахло дымком. Неужели костер? Девушка
раздвигает и приподнимает лапы густых высоких елей и
видит костер и 12 месяцев.
Какой месяц сделал так, чтобы появились цветы?
Апрель!
Падчерица с корзиной исчезает за деревьями. Давайте
поможем ей побыстрее набрать подснежников в корзину.
Решаем пример и срываем цветок, который кладем в
корзину.
12
+ 18, 7, 9, 11, 19, 51, 14, 6, 4, 2, 13
35
- 25, 5, 6, 12, 16, 7, 9, 21, 33, 27, 7
Цветы мы собрали. А для кого предназначались эти цветы? Куда их
надо было доставить? К какому празднику?
Цветы предназначались для маленькой принцессы. А отвести их надо
было в королевский дворец. К празднованию Нового года.
Помчались мы вместе с падчерицей во дворец.
Доедем быстро только после того, как закончим фразу двумя словами
сразу:
«Есть ли крылья у слона?
Есть, но они…»
И решим веселые задачки!
К двум зайцам в час обеда
Три бельчонка маму-белку
9
5
2
4
2
7
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
= 15
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих
Сколько каждому из них?
= 3
Королева хлопает в ладоши и требует, чтобы ей подали шубку и велели
закладывать лошадей. Мы едем в лес и будем там собирать землянику. Это
будет вроде бы земляника с мороженным. Собрались. Поехали. И ну
блуждать по лесу.
Надо найти 12 месяцев у костра.
Поможем?
Сколько лап у белки? – 4
А у 2-х? У 4-х? У 7-и?
У 1-ого зайца 2 уха. Сколько ушей у
5-и зайцев? У 9-и? У 7-и?
Далее мы помним, что в сказках добро побеждает зло. Не пришлось
злой мачехе с дочкой разбогатеть. Превратились они в злых собак.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться из
сказки. Решите логическую задачу и выйдем из сказки.
Беседует трое друзей
Белокуров, Рыжов и Чернов.
Брюнет сказал Белокурову:
«Любопытно, что ни у кого
цвет волос не соответствует
фамилии».
Какой цвет у каждого из друзей?
Для
этого
необходимо
вспомнить
признаки
зимы.
Сейчас проверим. Вы хлопайте там, где найдете
ошибку.
Решил
я
однажды
сходить
в
зимний
лес
погулять. Как сейчас помню, было это в одно из
воскресений мая. На улице мороз стоял
+ 25
0
С.
Взял
я
коньки,
оделся
теплее
и
поехал
в
лес
на
коньках.
Качусь
я
на
коньках
по
лесу,
а
кругом
сугробы по пояс, солнце светит. Поднял я воротник,
посмотрел
на
верхушки
деревьев,
а
там
соловьи
песни насвистывают.
Скоро в лесу стихло, и тихонько
на землю стал
опускаться снег. А снежинки все разные, похожи то на иголочки, то на
звездочки. Любовался я зимним лесом, пока не замерз. Пора домой ехать, а
то превращусь в сосульку. Сел на велосипед и поехал домой. Еду и вдруг
слышу за мной кто-то бежит. Оглянулся, а это заяц. Такой злющий, зубами
щелкает, глазищами сверкает. Вот-вот догонит и съест меня. Я бегу, а он не
отстает, лес кончился, полем бегу, силы мои на исходе. Вдруг я споткнулся
и…проснулся.