Автор: Шатило Наталья Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Томаровская средняя общеобразовательная школа № 1" Населённый пункт: посёлок Томаровка, Белгородская область Наименование материала: Конспект урока по математике 4 класс программа "Перспективная начальная школа" Тема: Тема: Постоянные величины: час, минута и секунда. Раздел: начальное образование
Цели: рассмотреть, сколько секунд в одной минуте; учить выражать минуты и часы в секундах; располагать в
порядке возрастания данные временные промежутки; формировать умение решать задачи с определением
времени, продолжительности; вычислять стоимость телефонного разговора.
Планируемые результаты:
личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации,
готовности свободного выражения своих мыслей на уроке ; формирование осознания смысла своих
учебных действий
регулятивные
УУД: развитие
умения
осознавать
и
формулировать
тему
и
цели
урока;
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
познавательные
УУД: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и
обобщение;формировать умение осознавать и формулировать проблему
коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении
учебных задач; развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести
учебный диалог, строить развернутые высказывания
Оборудование: мячи в виде кругов с примерами; модель часов, часы - круги, поделённые на части;
табло с очками; презентация к уроку; круги- пазлы с пословицами; медали для награждения команд;
карта самооценки.
С ц е н а р и й
у р о к а
I.
Оргмомент
Мы встанем с вами в круг
И пожелаем:
-Удачи, добрый друг!
Пусть хорошее настроение
И к знаниям стремление
Нам победу принесут.
II. Актуализация опорных знаний
Пословицы о времени:
Соберите пословицы: Делу время- потехе час
Минута – час бережет»
День да ночь — сутки прочь
Час упустишь, годом не наверстаешь.
- Объясни, почему так говорят?
- Скажите, 1 минута –это много или мало?
- У нас урок длится 40 минут. Если все будут стараться работать хорошо, можно
сделать за урок очень много! Постараемся?
–Вы, наверное, догадались, чем займёмся на уроке? ( Единицами времени)
Определите тему урока:
1 ) З а д а н и е 253.
Сценка Миши и Маши у доски.
Миша (держит часы и крутит секундную стрелку . Затем передаёт часы сестре .)
- Я обратил внимание, что на некоторых часах кроме часовой и минутной стрелок
есть ещё одна стрелка. Для чего она нужна?
Маша:
Эта
стрелка
отсчитывает
секунды.
Поэтому
она
называется
секундной.
Когда
секундная
стрелка
делает
оборот,
проходя
все
60
делений,
минутная
стрелка
сдвигается только на 1 деление.
-Как связаны минуты и секунды? 1 мин = 60 с .( запись в тетради)
–Вы, наверное, догадались, чем займёмся на уроке? ( Единицами времени)
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с...
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
Бывает, что на соревнованиях решающую роль играют доли секунды.
III Устный счет.
Чтоб в соревнованиях участие принять,
Надо математику знать.
Мы в спортсменов превратились
И на олимпиаде очутились.
-Представьте,
что
вы
спортсмены
-
баскетболисты.
Каждый
ряд
–
это
баскетбольная команда. Круги с примерами – это мячи. Итак, за 5 минут каждая
команда должна решить примеры ( забросить противнику в сетку мяч).
30 * 4= 30*2=
48 : 8 = 15: 5=
50 *8 = 40*4=
72 : 9= 10*5=
25 : 5 =
40 * 7 =
4 0*6 =
45 : 9=
Подведение итога : капитаны проверяют правильность решения примеров.
Команды награждаются медалями за 1 место, 2место, 3 место.
Вывод о ЗОЖ:
- Каким должен быть спортсмен? ( сильным, смелым, ловким, быстрым, здоровым)
Что для этого надо делать?
IV . Формирование новых знаний.
Теперь вы, ребята, тренеры
Чтобы тренером стать
Нужно математику знать.
В тренеров превратились
На тренировке очутились.
2 ) З а д а н и е 254. Выразите в секундах. (с комментированием, сначала показывают
на кругах ( имитация часов), а затем записывают на доске).
2 мин = 2* 60=120 с. 30 мин = 1800 с.
5 мин = 300 с.
60 мин = 3600 с.
10 мин = 600 с.
З а д а н и е 255. Сколько минут в 1 часе? (60 с.) Сколько секунд в 1 минуте? (60 с.)
Сколько секунд в 60 минутах? (3600 с.) Сколько секунд в 1 часе? (3600 с.) Объясните
соотношение: 1 ч = 3600 с.( запись в тетради)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Ровным кругом друг за другом
мы идём за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так:
Мы ловкие и смелые,
Сильные, умелые,
Спортом занимаемся,
Не ленимся, стараемся!
.
Ф и з к ул ьт м и н у т к а
д л я
гл а з
(
водим
глазами
по
дорожкам
тренажёра
для
гла з )
3 ) З а д а н и е 256. Чтобы тренером стать
Нужно математику знать.
В тренеров превратились
На тренировке очутились.
Теперь вы тренеры. Выразить время в секундах.
( работа в парах)
2 ч = 7200 с.
1 ч 1 мин = 3660 с.
10 ч = 36 000 с.
10 ч 10 мин = 36 600 с.
Взаимопроверка
4)Работа в группах
Команды
вешают
круги
с
величинами
на
д о с к у.
З а д а н и е 258. Расположите в порядке возрастания.
( работа у доски)
59 мин 59 с; 1 ч 10 с; 1 ч 1 мин = 1 ч 60 с; 1 ч 1 мин 1 с; 62 мин.
6 )О ц е н и ва ют
с о р е в н о ва н и е
кто ,
р е бя т а ?
( с уд ь и )
Чтоб судьёй стать
Нужно математику знать.
В судей превратились
На олимпиаде очутились.
Задание 260.А теперь вы в роли судей: Определите по таблице результатов
соревнований
по
бегу
номер
спортсмена,
который
стал
победителем
этих
соревнований.
Номер спортсмена
1
2
3
4
Результат
5 мин 3 с
300 с
4 мин 59 с
298 с
5 мин 3 с = 303 с.
4 мин 59 с = 299 с.
О т в е т : победил спортсмен под номером 4, который пробежал за 299 секунд.
V.
З а к р е п л е н и е
п о л у ч е н н ы х
з н а н и й
Каждый спортсмен, бывая на олимпиаде или на чемпионатах в других городах и
странах, созванивается со своими близкими.
Вам предстоит за 3 минуты посчитать стоимость звонка
З а д а н и е 262. Учащиеся заполняют таблицу.( получает каждая команда)
Номер
Тариф
Продолжительнос
ть
Стоимость
1
3 р./мин
300 с.
15 р.
2
4 р./мин
240 с.
16 р.
3
2 р. 50 к./мин
600 с.
25 р.
Р е ш е н и е : 1) 300 с = 5 мин.
3 · 5 = 15 (р.)
2) 240 с = 4 мин.
4 · 4 = 16 (р.).
3) 600 с = 10 мин.
250 · 10 = 2500 (к.).
2500 коп. = 25 р.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
• Мы познакомились с...
• Мы узнали…
• Мы вспомнили…
• Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
Карта самооценки
Критерии оценки
Оцениваю себя сам
Оценка товарища
1. Активно работал в
группе
2. Выполнял свои
обязанности
3. Соблюдал культуру
общения
++ у меня всё получилось
-+ были затруднения, но я
справился
- у меня не получилось
работать в группе
++ у тебя всё
получилось
-+ у тебя возникли
затруднения,
но ты справился
- у тебя не
получилось работать в
группе
4.Оценка работы в паре (поставить знак +)
Мы работали
слаженно
У нас были затруднения,
но мы справились
самостоятельно.
У нас были
затруднения, мы
справились с помощью
и у нас всё
получилось.
учителя
VII. Домашнее задание: выполнить р . т. с. 60 № 115