Напоминание

"Правописание сочетаний чк, чн".


Автор: Даутова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8 г. Юрги"
Населённый пункт: г.Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Правописание сочетаний чк, чн".
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык 2 класс
Тема урока
: «Правописание сочетаний чк, чн».
Цели урока
: формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций; регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Основные задачи урока:
 Развивать умение писать в словах сочетания чн, чк.  Формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию, здоровье - сберегающую среду.  Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь, любовь к природе.  Оборудование: презентация, облачко с заданием, листочки для рефлексии.

Структурные

элементы

урока

(этапы урока)

Содержание урока

УУД

Цели

деятельности

учителя

Цели деятельности

ученика

1. Орг. момент Долгожданный дан звонок. Начинается урок! - Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята. - Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? - Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. (Приложение) Установление готовности учащихся к учебному занятию. Настраивание ребенка на организацию своей деятельности. Подготовка к работе - коммуникативные УУД 2.Самоопределе ние к деятельности. Постановка учебной задачи. - Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю) -Что закрыла тучка? - Она спрятала от нас задание по чистописанию. - Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ТУЧКА - Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] - Что вы можете сказать о звуке [ч]? (Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий). - Молодцы. - Тучка открыла нам задание. Мы будем писать заглавную и строчную букву Чч. Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе. Создание проблемной ситуации, поиски делового режима. Средства: 1. Побуждающие вопросы. 2. Определение темы урока детьми. 3. Выделение главной идеи урока. 4. Совместное целеполагание. Принятие цели учебной деятельности путем её осознания. Задачи: 1. Актуализировать опорные знания. 2. Спланировать предстоящую деятельность -личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).
- Записываем число. - Напишем заглавную и строчную букву ч - Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке. - Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило мы вчера изучили и оно встретилось в слове тучка? (чк пишется без …) - На следующей строчке напишем сочетания чн,чк - Как пишутся сочетания чн , чк? Кто догадался какая тема урока сегодня? Чему мы должны научиться? - Слова с сочетаниями чк, чн – это и есть тема нашего урока. Запишите. 3. Открытие нового знания - Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку. - В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза) - Правильно, это береза. Как вы догадались? - Произнесем слова по слогам. (бе-рё-за). - Сколько слогов? - Давайте запишем это словарное слово. - Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? Будем ставить ударение? - Какую букву мы должны запомнить? (е) Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний. Задача: обеспечение эффективного восприятия Активные действия ученика по усвоению новых знаний. -познавательные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез)
- Подчеркните ее. - Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о) - Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить. - Проверьте то, что вы написали. Что нового узнали? - Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах. 4. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений. 1)Самостоятель ная работа с самопроверкой. 2)Работа в группах 1)- Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. - Прочитайте их. Печ(?)ка, печ(?)ник, соч(?)ный, удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но. - Почему между сочетаниями чн, чк стоит вопрос? Разбейте слова на 2 группы. Какие? - Запишите слова в 2 столбика в тетради, сочетания чн,чк подчеркните. - ЧК –ЧН - Проверим. ЧК ЧН Печка печник удочка сочный Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели. -регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль); - коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в
ночка точно точка срочно (оцените себя сами) Молодцы! 2) - Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. - Он перемешал слова в предложении. - Прочитайте их. Из какой это сказки? - Давайте вернем слова на свои места. (Ряба снесла яичко курочка.) - Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко) - Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка). - Почему Ряба с большой буквы? - Ещё на какие слова следует обратить внимание. Почему? - Запишите предложение. Подчеркните сочетания. - Молодцы. коллективном обсуждении) Физкультминутк а Приложение 5. Первичное закрепление с проверкой по эталону 1. Работа с карточками в парах. - А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте стихотворение и задание. Прилетела к нам синичка. Применение новых знаний и умений всходной, частично измененной ситуации. Задачи: формировать учебно- познавательную, информационную компетенцию. - коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. - О чем это стихотворение? - К чему оно нас призывает? 2) Воспитательный момент. - Скоро выпадет снег и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. У кого они уже есть? А чем вы их кормите? - Вы можете сыпать хлебнее крошки, но а синички больше всего любят кусочки сала и семечки. - А теперь вернемся к стихотворению. - Что нужно сделать? - Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. - Выписываем слова с сочетаниями чк, на новой строке, через запятую и сочетания подчеркиваем. Сидим прямо. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу, поставьте друг другу оценки. (синички, птички, червячки, кусочки, сучки). 3) Работа над правильным произношением Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля задачами коммуникации). -познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).
слов. -Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница - Люди произносят неверно скучно, а нужно скушно. - Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук ч на звук ш. - Какое сочетание в этих словах? - Как оно пишется? 6. Включение в систему знаний. Повторение. Работа по учебнику, страница 90, упражнение 173 (в группах). 1 ряд – 1 загадка 2 ряд – 2 загадка 3 ряд – 3 загадка Итог урока. Чему учились на уроке? Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными) Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн,чк. Вы сегодня на уроке оценивали себя сами, друг друга, но а сейчас сдайте тетради я проверю ваши работы ещё раз и выставлю оценки всем в журнал. Домашнее задание. Откроем дневники и запишем задание. Проверить своё умение применять новое учебное содержание -познавательные УУД, - коммуникативные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)
Стр. 90, упр. 174 7. Рефлексия деятельности. Сейчас мы с вами отправляемся на осеннюю поляну. Какую ставили учебную задачу? Удалось ли её решить? Больше всего мне понравилось (не понравилось)… Самым полезным для меня было... У вас на партах лежат листочки. Вы, пожалуйста, возьмите их и покажите красный лист, если вам понравился наш урок и всё понятно, если у вас остались какие-то вопросы, неясности – зелёный листик. Спасибо всем за работу на уроке! Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык. Организация самостоятельной деятельности учащихся по самооценке новых знаний, по проверке качества усвоения знаний. Побуждать учащихся к совершенствованию знаний. Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались. Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации. -регулятивные УУД - коммуникативные УУД,

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так личностные УУД формируются во время самоопределения к деятельности и при постановке учебной задачи (самоопределение и смыслообразование ).
Познавательные УУД формируются при открытии нового знания, в первичном закреплении с самопроверкой по эталону, а также на этапе включения в систему знаний, при повторении. Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, при подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности). И, конечно, коммуникативные УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах и в паре. На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.


В раздел образования