Напоминание

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа отделения раннего эстетического развития детей дошкольного возраста по учебному предмету: "Изобразительное искусство"


Автор: Килина Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа отделения раннего эстетического развития детей дошкольного возраста по учебному предмету: "Изобразительное искусство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Утверждаю
: Директор МБУ ДО «Школа искусств №1» ___________ Т.В.Сигачева Приказ № « » сентября 2015 г.
Дополнительная общеразвивающая образовательная

программа отделения раннего эстетического развития

детей дошкольного возраста



по

учебному

предмету

«Изобразительное искусство»
Усть-Илимск 2015 г.

Одобрена:
Методическим советом МБУ ДО «ШИ №1» г. Усть-Илимска протокол № от « »сентября 2015 г.
Одобрена:
Педагогическим советом МБУ ДО «ШИ №1» г. Усть-Илимска протокол № 2 от « »сентября 2015 г. Разработчик – Килина Л.А. преподаватель МБУ ДО «Школа искусств №1» г. Усть-Илимска (художественное отделение) Методист – Шоболова О.П. – преподаватель, методист МБУ ДО «Школа искусств №1» (художественное отделение) Старший методист – Ворожинская В.А. – преподаватель, методист МБУ ДО «Школа искусств №1» 2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам;
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI.

Списки рекомендуемой методической литературы

I.Пояснительная

записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
3
Образовательная программа «Изобразительное искусство» направлена на изучение основ художественной культуры и дает возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности, достичь достаточного уровня художественной подготовки и сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Основной упор на во сприятии и передаче д е т ь м и цвет а. Внимание к цвету детей дошкольного младшего школьного возраста д ом и н и руе т н а д ком п о з и ц и е й , ф о рм о й о бъ е кто в и д р у г и м и а с п е к т а м и и з о б р а ж е н и я . Н а э т о й о с о б е н н о с т и д е т с к о г о цветовосприятия и основывается программа. Дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. Благодаря цвету даже самые несовершенные детские работы преображаются, и ребенок испытывает радость и чувство удовлетворения от своего труда, что повышает его самооценку. Особенность программы состоит в том , что она направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художе ственной деятельности. Все задания даются в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждое занятие построено т ак, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный р е зул ьт ат - п р од у к т худ ож е с т в е н н о го т р уд а , в ы п о л н е н н ы й собственными силами. Этот подход также позволяет повышать самооценку ребенка и м от и в и р о ват ь к дальнейшему обучению изобразительной деятельности. Особенность программы заключается в том, что она построена «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебной программы «Изобразительное искусство» составляет 3 года. Первый год обучения - дети 4-5 лет. Второй год обучения - дети 5-6 лет. Третий год обучения - дети 6-7 лет. Условно программу можно разделить по такому п ри н ц и п у: первый год обучения - приобретение художественных навыков, второй год - отработка и их закрепление и третий год – творчество. 4

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Продолжительность учебных занятий - 26 недель (октябрь - апрель). Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока: 30 минут.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек) в первый и второй годы обучения и в форме групповых занятий (от 11 до 15 человек в группе) в третий год обучения.
Цели и задачи учебного предмета
Ц е л ь п р о г р а м м ы с о с т о и т в ф о р м и р о в а н и и и н т е р е с а к и з о б р а з и т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и и р а з в и т и и т в о р ч е с к и х и художественных способностей у ребенка через приобщение его к изобразительной деятельности. Задачи программы: ■ научить детей основам работы с цветом, формой и композицией; ■ сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры; ■ познакомить детей с различными художественными приемами и материалами; ■ создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования у него позитивной самооценки; ■ приобщить детей к национальному и мировому художественному наследию.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учащимися и содержит следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки учащихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. 5
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: Метод создания ситуации успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения. Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием концентрации внимания и эмоционального побуждения. Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе яркого цвета, цельности изображения и законченности работы. Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. Игры и упражнения, направленные на верное положение мазка и цвета (цветок, облака, листья, трава и т.д.); Сюжетные игры. Беседы об искусстве: 6
Картина Васнецова В.М. "Иван-царевич на Сером Волке" Картина "Ковер-самолет" Картина "Аленушка" и другие работы художника. 7

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета
Для реализации учебного предмета: - светлый и просторный класс; - стулья и столы (или мольберты), соответствующие росту детей; - доска; - кнопки (магниты); - стул и стол для педагога; - методические пособия; - репродукции картин известных художников, художественные материалы: гуашь (12 цветов), акварель, кисти (№№ 3, 5, 10); - бумага А3 и А4, кнопки, палитра, пастель, восковые мелки, пластилин, цветная бумага, клей; - ножницы, карандаши, ластик.
II.Содержание учебного предмета
Содержание программы включает следующие разделы:
РАЗДЕЛ «РИСОВАНИЕ»
В разделе рисование дети знакомятся с такими понятиями как основные и составные цвета, холодный и теплый цветовой строй. Они учатся работать с палитрой, создавать цветовые контрасты и оттенки цвета, искать и определять названия цветов и оттенков (серо-голубой, желто-зеленый, оттенки для передачи пасмурного неба, темной листвы у деревьев или стеблей у цветов и т.д.), добиваться постепенных переходов от темного к светлому тону. Дети узнают, как передавать цветом время суток, времена года, явления природы, овладевают также некоторыми техническими навыками, как свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами. Учатся покрывать цветом большие плоскости, использовать легкий нажим на карандаш, осваивают технику рисования акварелью, цветными восковыми мелками и гуашью. Педагог учит детей отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках. Дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет). 8
В данном раздел предполагаются следующие темы:  Рисование с натуры  Рисование по представлению  Декоративное рисование  Творческие задания
Рисование с натуры
В процессе рисования с натуры педагог учит детей правильно изображать особенности формы предмета, его пропорции, строение передавать цвет предмета близко к образцу. Рисование с натуры помогает детям овладеть умением анализировать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающей действительности, правильно обследовать предмет. Основные задания по данной теме являются постановочные натюрморты и рисование на пленере.
Задания для первого года обучения по теме:
1.Рисование отдельных предметов быта простой формы (чашка, ваза) 2. Рисование различных по форме и цвету фруктов (яблоко, груша, слива, вишня, апельсин) 3. Рисование различных по форме и цвету овощей (морковь, огурец, помидор, тыква) 4. Изображение цветов (мимоза, нарцисс, подсолнухи) 5. Рисование дерева из окна (осень, зима, весна)
Задания для второго года обучения по теме:
1.Натюрморт из нескольких предметов, контрастных по форме, величине и цвету 2. Рисование вазы с цветами (сирень, маки, астры) 3. Рисование вида из окна (осень, зима, весна) 4. Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространстве. 9

Задания для третьего года обучения по теме:
1.Длительная работа над натюрмортом из предметов разной формы и фактуры. 2. Длительная работа над натюрмортом из 2-3 предметов 3. Рисование различных пейзажных мотивов в разное время года. 4. Рисование натюрморта с цветами и фруктами.
Рисование по представлению
Данная тема включает в себя рисование по представлению, по памяти; иллюстрирование литературных произведений, рисование на темы окружающей жизни. Этот вид работы детей предоставляет особенно широкие возможности для развития воображения, творческого отношения к предмету.
Задания первого года обучения:
а) растения, деревья и кустарники, б) насекомые, в) животные, г) птицы, д) человек. Одна и та же тема или сюжет меняется в зависимости от времени года: 1) лето-осень, 2) зима, 3) весна-лето. Темы повторяются в различных техниках.
Задания второго года обучения:
а) лес, изменения по временам года, б) животные (севера и юга), в) птицы, г) человек. 10
На втором году эти темы изучаются более широко: дети узнают виды птиц и насекомых, редкие виды животных, На третьем году животных и человека изображают в движении (идет, сидит, бежит) Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления: утро, вечер, ночь, порывистый ветер, буря. Предлагаемые литературные произведения для иллюстрирования: «Петушок золотой — гребешок», «Аленький цветочек», «Цветик- семицветик», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Сказка о царе Салтане», «Серебряное копытце» и др.
Декоративное рисование
На занятиях по рисованию, на декоративно-прикладную тематику дети знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Основная задача декоративного рисования первого года - научить маленьких детей рисовать различные линии кистью. Это укрепляет мелкую мускулатуру кисти рук, делает ее подвижной и гибкой. На занятиях декоративно-прикладным творчеством дошкольники учится аккуратности и точности исполнения изображения. Педагог знакомит детей с понятиями контраста и сочетаемости цветов, а также с правилами симметричного расположения элементов в узоре.
Задания для первого года обучения:
1. Узоры на тарелке, закладки, скатерти 2. Ковер - самолет 3. Роспись матрешки Второй год обучения по декоративной деятельности воспитывает в детях чувство цвета, художественный вкус, приобщает их к народному искусству. Знакомясь с различными стилями народной росписи, дети осваивают способы рисования новых линий - дуга, волнистая линия, учатся применять в качестве элементов узора детали растений - листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.
Задания второго года обучения:
1. Роспись свободными узорами вазы. 2. Роспись дымковской барышни 3. Роспись разделочной доски 11
4. Роспись деревянной лопатки На третьем году обучения дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы. Освоение приемов украшения предметов быта знакомит детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Дети учатся рассматривать произведения искусства, анализировать входящие в узор орнаментальные элементы и композицию в целом по форме и цвету, оценивать их и придумывать по своему вкусу. Благодаря использованию различных материалов, эта деятельность выходит за рамки просто декоративного рисования и приобретает декоративно-прикладной характер. Педагог также показывает детям приемы сочетания в декоративной композиции разных материалов. Ребята повторяют элементы городецкой и хохломской и свободно расписывают доски и лопатки. Новым видом декоративной росписи предлагается гжель. Задания для третьего года обучения: 1. Роспись разделочной доски (Городецкая, хохломская роспись) 2. Роспись тарелки (Гжель) 3. Роспись деревянного пасхального яйца
Творческие задания
Такие задания необходимы для развития самостоятельности и творческой активности детей при рисовании, в выборе объекта изображения, раскрытия темы, эмоциональности, оригинальности композиции и техники. На первом году обучения такие задания даются только в конце года, когда дети приобретают достаточные базовые данные.
Задания для первого года обучения
: 1. Дворец злого короля 2. Зоопарк 3. Здравствуй лето
Задания для второго года обучения:
1. Сказочный дворец (днем, ночью) 2. Страна холодная и теплая 3. Лес весной 4. Здравствуй, лето 12
Имея достаточный багаж знаний, позволяет детям заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, подбирать выразительные средства для воплощения образа. У д е т е й совершенствуется умение анализировать явления окружающей действительности, вычленять их характерные свойства, что затем находит отражение в их рисунках. Именно на такое свободное творчество направлена вся программа.
Задания для третьего года обучения:
1. Волшебный мир (добрый и злой) 2. Парк (времена года) 3. Портрет мамы, папы 4. Моя семья (брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка) 5. Сказки А.С. Пушкина
РАЗДЕЛ « АППЛИКАЦИЯ»
Данный раздел являются дополнением к основному курсу рисования и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия по аппликации носят закрепляющий характер и тематика изображений повторяется из раздела рисование: рисование по представлению. Раздел подразделяется на несколько тем.
Для первого года обучения
 работа с бумагой в плоскости (обрывная аппликация)  объемная аппликация
Для второго и третьего:
 работа с бумагой  работа с другими материалами
Задания первого года обучения.
В ходе занятий по аппликации детям легче запоминать пространственно- ориентационные представления (внизу, вверху, в середине, справа, слева), а также характеристики размеров (высокий, низкий, узкий, широкий, короткий, длинный). Дети знакомятся со свойствами бумаги и простейшими способами работы с ней (вырезание по прямой, смятие, обрывание). На первом году обучения широко используется прием обрывной аппликации. Этот прием (в отличие от использования обрезков бумаги) сохраняет в материале тепло человеческих рук, а неровные края 13
придают изделию особую выразительность и мягкость. По теме объемная аппликация детьми выполняются различные поделки к праздникам: Новый год, 8 марта, 23 февраля и др.
Задания второго и третьего года обучения.
Работая с цветной бумагой, дети не только закрепляют знания о различных цветах, но и учатся дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных. Это позволяет сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит. Дети учатся более осознанно использовать цвет, подбирая для веселых работ яркие цвета, применяя контраст. Очень важно обращать внимание на то, как дети вырезают и наклеивают изображение в целом - от этого зависит качество работы. Дети учатся вырезать различные фигуры от простых (геометрические фигуры) к более сложным. Широко используются прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Вводится прием симметричного вырезания. Кроме того, дети учатся объемному конструированию из бумаги. К праздникам выполняются различные объемные игрушки. По теме аппликация из других материалов выполняются работы из текстиля, природного материала, соленого теста.
РАЗДЕЛ « ЛЕПКА»
Основная задача занятий лепкой - разнообразить виды деятельности детей и способствовать развитию мелкой моторики руки необходимой в первую очередь для дошкольников. Лепка из пластилина простых элементов развивает мышечную силу, а добавление в лепку деталей из зерен - мелкую моторику руки, В дошкольный период у детей не только происходит укрепление мелких и крупных мышц рук, но и повышается зрительный контроль за действиями пальцев. Поэтому движения во время лепки становятся более точными и сложными.
Задания первого года обучения:
1. Шкатулка 2. Матрешка 3. Ежик и грибы 4. Игрушки из яиц ( поросенок, сова, зайчик) 5. Объемные поделки из макарон 6. Мозаика из яичной скорлупы 14

Задания для второго и третьего года обучения:
1.Композиция «Чудо-юдо рыба кит» 2. Игрушки из яиц (Кошка, собака, мышка) 3. Лепка из соленого теста 4. Объемные поделки из макарон
Сведения о затратах учебного времени
Учебно-тематический план Первый год обучения № Раздел Тема Количество занятий Вводное занятие 1 1. Рисование  рисование с натуры  рисование по представлению  декоративное рисование  творческие задания 5 3 3 2 2. Аппликация  работа с бумагой в плоскости (обрывная аппликация)  объемная аппликация 3 3 3. Лепка  лепка 6 Итого: 26 15
Второй год обучения № Раздел Тема Количество занятий Вводное занятие 1 1. Рисование  рисование с натуры  рисование по представлению  декоративное рисование  творческие задания 6 2 3 2 2. Аппликация  работа с бумагой  работа с другими материалами 3 3 3. Лепка  лепка 6 Итого: 26 16
Третий год обучения № Раздел Тема Количество занятий Вводное занятие 1 1. Рисование  рисование с натуры  рисование по представлению  декоративное рисование  творческие задания 7 3 3 2 2. Аппликация  работа с бумагой  работа с другими материалами 3 3 3. Лепка  лепка 4 Итого: 26
Годовые требования по классам
17

По окончании первого года обучения ребенок должен:
■ знать названия основных цветов; ■ применять элементарные правила смешения цветов в палитре; ■ различать теплую и холодную гамму цветов; ■ уметь правильно держать карандаш и кисть; ■ передавать простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.
По окончании второго года обучения ребенок должен уметь:
■ точно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; ■ правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно, без напряжения рисовать кистью и карандашом; ■ правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направления мазка, следуя форме; ■ определять величину изображения и уметь расположить его в зависимости от размера листа бумаги.
По окончании третьего года обучения ребенок должен уметь:
■ чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов; ■ правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; ■ соблюдать последовательность выполнения рисунка; ■ применять простейшие приемы народной росписи; ■ использовать колорит и гармонию цветовых оттенков; ■ самостоятельно и творчески использовать художественные средства выражения.
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся
На занятиях педагог дает детям необходимые технические навыки и умения, которые ребенок должен переработать и переосмыслить, чтобы затем продемонстрировать продукт собственного творчества (здесь сбалансированы компоненты творчества и обучения): ■ научить детей основам работы с цветом, формой и композицией; ■ сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры; 18
■ познакомить детей с различными художественными приемами и материалами; ■ создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования у него позитивной самооценки; ■ приобщить детей к национальному и мировому художественному наследию. После успешного окончания трех лет обучения по данной программе ребенку предполагается продолжить обучение в Школе искусств №1 на Художественном отделении.
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
Достигнутые результаты по программе и их оценка Для определения уровня усвоения программы применяются два вида контроля:
А) внутренний
(оценка работ преподавателем);
5 баллов
— особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.
4 балла
— полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.
3 балла
— при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.
2 балла
— полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
Б) внешний
(участие в выставках, конкурсах и фестивалях). Не следует забывать, что каждая работа в целом представляет собой ценность в развитии ребенка, зачастую не совпадающую с художественной ценностью, объективной и абсолютной. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих работ. 19

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Следующей особенностью является использование на занятиях широкого спектра художественных материалов и видов изобразительной деятельности, что позволяет добиться наибольшего результата наименьшими средствами, что для юных художников, делающих первые шаги на пути к вершинам профессионального мастерства, имеет первостепенное значение. Также в программе учитывается особенности цветовосприятия детей дошкольного и младшего возраста и на основании этого базовым разделом в программе является именно рисование – живопись, где цвет играет главную роль. Остальные разделы являются дополнением и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей, что является также необходимым в этом возрасте. Преподаватели призваны расширить и обогатить знания и представления детей в области теории живописной грамоты: цвет, форма, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов. Наряду с этим вводятся различные упражнения по изучению новых творческих технологий. Задачей преподавания живописи в художественных школьных классах является выработка у учеников индивидуальной культуры цвета, позволяющей им в дальнейшем свободно решать сложнейшие задачи живописного произведения в свободной тематической композиции.
VI.

Списки рекомендуемой методической литературы

Для педагогов:
1. Кончаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М, 2003. 2. Кузин В.С. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей д,садов и учителей начальных классов – М.; Просвещение 1974 3. Неменская Л.А. Искусство и ты: учебник для 1 класса начальной школы / под ред. Б.М.Неменского -3-е изд. М., 2002. 4. Неменский Б.М.. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания – М.; Просвещение, 1981 20
5. Рутковская А. Рисование в начальной школе. СПб., 2001 6. Столяренко Л.Д.»Основы психологии» Ростов на Дону,2000г. 7. «Сборник примерных образовательных программ по дополнительному образованию». Выпуск 40, М,2004г. 7. Швайко Г.С. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Программа, конспекты. М, 2001. 8. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие для 1 класса. М.,1996.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Курбатова Н.В. Учимся рисовать. М., 2002. 2. . Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах» М., Издательство АСТ, 2000г. 3. Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» М., Изд. Белый город, 2004г.
Рекомендуемая литература для детей:
1. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство: рабочая тетрадь: 1 класс в 2 частях – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 2000г. 2. Ким Солга «Учимся рисовать» М., Издательский дом «Гамма», 1998г. 3. Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер «Приключения в мире живописи» М., Издательский дом «Гамма», 1998г. 4. Стенли Молцмен «Рисуем пейзаж/ перевод с англ. А.Ф. Зиновьев. – 2 –е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г. 5. Эймис Л. Дж. « Рисуем 50 животных» / пер. с англ. 4-е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г. 21


В раздел образования