Напоминание

"Межэтническая толерантность подростков"


Автор: Жаринова Елена Леонидовна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДОД "Творчество"
Населённый пункт: п. Чернышевский Мирнинского района РС Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Межэтническая толерантность подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Творчество»

П. Чернышевский

РС Якутия



Семинар- практикум

«Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждений

дополнительного образования детей»


Педагог ДО: Жаринова Елена Леонидовна

Семинар- практикум

«Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждений

дополнительного образования детей»

Дата:
06.12.16 г.
Цель:
Систематизация работы образовательных учреждений по формированию этнической толерантности у детей и подростков, выработка новых форм организация работы в рамках сетевого взаимодействия ОУ.



«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»


В настоящее время разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление социальной жизни стало одним из важных процессов и самых сложных. Даже педагоги со стажем подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности. На практике часто встречается нетерпимость к личности ребенка и со стороны педагога. Всё это может привести к серьезным последствиям: рвутся отношения между педагогом и воспитанником, воспитанник не хочет посещать студию, педагог теряет контроль над детьми. Отсутствие единого определения толерантности обусловлено сложностью самого феномена и различными подходами к его изучению. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. Tolerantia –терпение)- отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблаговидный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию или порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию; внешне проявляется в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском словаре: «Приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость, предел
выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям. Представляется значимым определение толерантности, предложенное А.Г. Асмоловым и Г.У. Солдатовой, как уважении и признании равенства, отказа доминирования и насилия, признании многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. В педагогическом плане - толерантность как особая интегрирующая форма, несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности педагога во всем многообразии встречающихся педагогических ситуаций, являющуюся профессионально-личностным качеством педагога и одной из норм его поведения, представляет собой один из компонентов педагогической этики. Лишь принимая ребенка как личность с его внутренним миром и физическим состоянием, педагог приобретает способность принимать все проявления ребенка. Толерантность может быть выражена не только совсем спокойным состоянием, но и в известной степени напряжением усилий, сдерживанием нежелательных импульсивных реакций с помощью воли, самоконтроля. Сегодня нетерпимость к другим все чаще затрагивает школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей. Ксенофобия (боязнь представителей другой культуры, убеждение в том, что чужие культуры могут нанести человеку вред), националистические предрассудки, профашистские настроения становятся распространенным явлением в подростковой среде. Странно и страшно замечать всё это в наших детях. Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в прошлом веке непомерную цену за то, чтобы больше никогда не возникало подобных настроений. Страшно, потому что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков готов унижать и даже уничтожать людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой… Возникает вопрос: могут ли школа, центр дополнительного образования как-то препятствовать этому? Могут и должны. Одной из целей воспитания является ориентация ребенка на гуманистические ценности. Расистские и националистические ценности не только не способствуют этим ценностям, но и несут в себе огромный антигуманистический, человеконенавистнический заряд. В силу этого задачу воспитания
толерантности личности, а собственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач современного российского образования. *Расизм - человеконенавистническая и антинаучная теория и реакционная политика, в основе которых лежит ложное утверждение о биологической и психической неравноценности человеческих рас. *Экстремизм- приверженность к крайним взглядам и мерам.
ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1) толерантность как ценностное отношение человека к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур; 2) сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст, чему способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувство социальной ответственности. 3) Педагогические условия формирования толерантности у подростков.
ПРЕПЯТСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
* ПОВЫШЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ; * АГРЕССИВНОСТЬ; * ЭГОИЗМ; * ИНФАНТИЛИЗМ, КАК СЛЕДСТВИЕ ВОВРЕМЯ НЕРАЗРЕШЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
 Организация встреч подростков с иными культурами;  Организация этнографических музеев;  Проблематизация отношений подростков к представителям иных культур;  Организация дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур;  Организация рефлексий этих отношений;  Оказание помощи подросткам в овладении ими умениями критически мыслить, анализировать свои и чужие мнения, вести диалог;  Особенности позиции педагога работающего с подростками.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ НАЗВАННЫХ

УСЛОВИЙ:
Исходным основным условием является организация встреч подростков с иными культурами. Это могут быть встречи организуемые во время туристско - краеведческой экспедиции. Это могут быть встречи, смоделированные в игровых ситуациях, где подростки берут на себя роли и вступают в «межкультурный диалог». Данные встречи служат базой, на которой разворачивается реализация трех последующих условий: - проблематизация отношений подростков к представителям иных культур как искусственное создание для подростков проблемных ситуаций, направленных на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяет подросткам обнаружить и преодолеть свои собственные- культуроцентризм, предрассудки, ксенофобию; - организация проблемных дискуссий, дающих подростку возможность соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников, способствует коррекции этих отношений и дальнейшему их развитию;
- организация рефлексий предполагает формирование осмысленной и ответственной позиции подростков в сфере межкультурных отношений и позволяет ему сделать эту позицию предметом дальнейшего осознанного преобразования. Деятельность педагога направлена на оказание помощи подросткам в овладении им необходимыми умениями, позволяющими ему быть активным участником во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Без этого условия осуществление описанных выше педагогических шагов было бы затруднено. Эффективность воспитательной деятельности по формированию толерантности у подростков во многом зависит от позиции самого педагога. Так как педагог даёт образец гражданского отношения к иным культурам. Это первые взрослые, вводящие детей не в семейную, а социальную реальность. Формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного существования личности в поликультурной среде в целом. Анализ социологической, психологической, педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования этнической толерантности является по сути междисциплинарной. Проблематика толерантности благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия стала международной. В августе 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы», реализация которой предполагала:  разработку механизмов формирования толерантного сознания и поведения;  противодействие экстремизму и снижение социально-психологической напряженности в обществе:  разработку методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально- психологической ситуации в стране;
 разработку комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания путем межэтнического и межкультурного диалога и т.д. Вышеуказанный факт, а также материальные возможности различных фондов способствовали активизации исследований толерантности в рамках психологической науки. Однако единого понимания природы толерантности и причин толерантного/интолерантного поведения пока нет. Остается нерешенной проблема выявления психолого-педагогических условий формирования толерантности в подростковой среде, их возможная связь с межэтническими отношениями в обществе. Усилия отдельных образовательных учреждений, предпринимаемые в этом направлении не всегда системны. В то же время, переориентация современного образования на развитие творческих возможностей человека, создание условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и ценностного потенциалов личности актуализирует проблему создания среды формирования этнической толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Раскрывая содержание процесса развития толерантности подростков в условиях образовательного процесса, имеет смысл обратиться к анализу психолого-педагогических технологий формирования толерантности у подростков. К числу таких технологий можно отнести программу TST («Ступени обучения толерантности» разработанную С. Розенталем и рассчитанную на преподавателей средних и высших учебных заведений. Среди российских разработок – тренинг толерантности для подростков «Жить в мире с собой и другими», разработанный Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, направленный на формирование позитивного отношения к себе и представителям других культур, на выработку навыков толерантного поведения. В образовательном процессе школы был апробирован кросскультурный тренинг «Встреча с неведомым», разработанный Т.В. Ивановой. Он предназначен для знакомства подростков с межкультурными различиями в межличностных отношениях, подготовки к общению с людьми в незнакомой культурной среде, освоения навыков преодоления культурного шока, акцентирования внимания на общечеловеческих ценностях.
Современная нестабильная ситуация общественного развития отражается на образовательном процессе, как «реализаторе» социального заказа, что требует новых подходов к созданию среды формирования этнической толерантности подростков. В психолого- педагогическом аспекте явление толерантности проявляется в различных формах, таких как:  терпимость в виде отстраненности от социума, неучастия, равнодушия;  смиренность во имя сохранения мира и соответствия социально одобряемым образцам;  позиция снисходительного отношения к различиям;  нравственная ориентация на признание и уважение прав другого;  открытость в отношении других, любопытство, интерес к различиям, их одобрение и восприятие в качестве ресурса развития личности и общества. Определение условий формирования этнической толерантности подростков целесообразно осуществлять в контексте следующих личностных новообразований, сквозь призму которых просматривается становление этнической идентичности, позитивный полюс которой и определяет сформированность этнической толерантности:  формирование Я-концепции и развитие самосознания, становление идентичности;  стремление к самостоятельности и самореализации и готовность к самоопределению;  существенные преобразования личностных пространств, качественные изменения в системе личных отношений, развитие саморефлексии;  формирование личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов. Механизмами формирования толерантности в подростковом возрасте выступают автономизация внутреннего мира индивида, рефлексия. По мнению Г.У. Солдатовой, значимым фактором развития этнической толерантности выступает позитивный уровень сформированности этнической идентичности, предполагающий наличие в структуре идентичности позитивного
образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям других этнических групп. Анализ психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме в целом позволяет предположить, что психолого-педагогическими условиями развития этнической толерантности в подростковом возрасте являются:  систематизированная работа по формированию этнической толерантности подростков в образовательном процессе учреждений;  позитивная этническая идентичность;  безоценочное принятие личности подростков;  создание ситуаций успеха;  формирование толерантности к критическим жизненным ситуациям;  формирование навыков регуляции эмоциональных переживаний;  использование методов проблемного разрешения ситуаций.
Мероприятия по развитию этнической толерантности подростков
 Обновление нормативно-правовой базы по формированию толерантности в обществе органов образования.  Разработка и реализация целевых программ по профилактике проявлений терроризма и экстремизма.  Разработка системы мер по преодолению барьеров межкультурной коммуникации молодежи.  Создание площадок культурного взаимодействия.
Предложения по совершенствованию работы

*Создать выстроенную систему формирования толерантности в рамках сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры, спорта; *Создать в поселке этнографический музей; Создать координационный и научно-методический центр по сохранению обрядовой, праздничной и других видов духовной культуры народов Севера; *СМИ, передачи, книги на тему «Жизнь национальностей»; *Создание площадок культурного взаимодействия; * Создать Центр толерантности, объединяющий участников и руководителей программ по воспитанию и изучению толерантности (новые инновационный проекты и программы) при «Ассамблее дружбы народов»; *Выработка эффективного механизма сотрудничества с национальными общинами Мирнинского района, «Ассамблеей дружбы народов»; *Организация фестиваля дружбы народов; *Создание в поселке «Совета национальностей».
МОНИТОРИНГИ:
 анализ публичных выступлений в районе, республике, федерации;  анализ тиражей СМИ, книжных изданий распространения и рейтингов электронных СМИ;  анализ ситуации в области национально-регионального образования;  участие и анализ проведенных мероприятий.
Литература: 1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986. 2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 3. Кон. И.С. В поисках себя. М., 1984. 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М., 1997. 6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 7. Букина И. Программа элективного курса «Култура мира, права человека, толерантность и миролюбие» для учащихся старших классов профильной школы. Журнал «Воспитательная работа в школе» №2, 2007.


В раздел образования