Автор: Жаринова Елена Леонидовна Должность: педагог до Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДОД "Творчество" Населённый пункт: п. Чернышевский Мирнинского района РС Якутия Наименование материала: методическая разработка Тема: "Межэтническая толерантность подростков" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Творчество»
П. Чернышевский
РС Якутия
Семинар- практикум
«Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждений
дополнительного образования детей»
Педагог ДО: Жаринова Елена Леонидовна
Семинар- практикум
«Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждений
дополнительного образования детей»
Дата: 06.12.16 г.
Цель: Систематизация работы образовательных учреждений по формированию этнической толерантности у детей и
подростков, выработка новых форм организация работы в рамках сетевого взаимодействия ОУ.
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»
В настоящее время разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление
социальной жизни стало одним из важных процессов и самых сложных. Даже педагоги со стажем подчас не
могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже
сформированной интолерантности.
На практике часто встречается нетерпимость к личности ребенка и со стороны педагога.
Всё это может привести к серьезным последствиям: рвутся отношения между педагогом и
воспитанником, воспитанник не хочет посещать студию, педагог теряет контроль над детьми.
Отсутствие единого определения толерантности обусловлено сложностью самого феномена и
различными подходами к его изучению.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. Tolerantia –терпение)- отсутствие или ослабление реагирования на какой-
либо неблаговидный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию или порога
эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию; внешне проявляется в выдержке, самообладании,
способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.
Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском словаре:
«Приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость, предел
выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим
отклонениям.
Представляется значимым определение толерантности, предложенное А.Г. Асмоловым и Г.У. Солдатовой, как
уважении и признании равенства, отказа доминирования и насилия, признании многомерности и
многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к
единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
В педагогическом плане - толерантность как особая интегрирующая форма, несущая в себе черты всех
видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической
деятельности педагога во всем многообразии встречающихся педагогических ситуаций, являющуюся
профессионально-личностным качеством педагога и одной из норм его поведения, представляет собой один
из компонентов педагогической этики.
Лишь принимая ребенка как личность с его внутренним миром и физическим состоянием, педагог
приобретает способность принимать все проявления ребенка.
Толерантность может быть выражена не только совсем спокойным состоянием, но и в известной степени
напряжением усилий, сдерживанием нежелательных импульсивных реакций с помощью воли, самоконтроля.
Сегодня нетерпимость к другим все чаще затрагивает школу, проникая через средства массовой
информации, социальное окружение детей. Ксенофобия (боязнь представителей другой культуры, убеждение
в том, что чужие культуры могут нанести человеку вред), националистические предрассудки, профашистские
настроения становятся распространенным явлением в подростковой среде. Странно и страшно замечать всё
это в наших детях. Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в прошлом веке непомерную цену
за то, чтобы больше никогда не возникало подобных настроений. Страшно, потому что именно эти массовые
настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков
готов унижать и даже уничтожать людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой…
Возникает вопрос: могут ли школа, центр дополнительного образования как-то препятствовать этому?
Могут и должны. Одной из целей воспитания является ориентация ребенка на гуманистические ценности.
Расистские и националистические ценности не только не способствуют этим ценностям, но и несут в себе
огромный антигуманистический, человеконенавистнический заряд. В силу этого задачу воспитания
толерантности личности, а собственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно
признать одной из важнейших задач современного российского образования.
*Расизм - человеконенавистническая и антинаучная теория и реакционная политика, в основе которых лежит
ложное утверждение о биологической и психической неравноценности человеческих рас.
*Экстремизм- приверженность к крайним взглядам и мерам.
ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1)
толерантность как ценностное отношение человека к другим людям, выражающееся в
признании, принятии и понимании им представителей других культур;
2)
сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст, чему
способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам
собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении, определение
своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувство
социальной ответственности.
3)
Педагогические условия формирования толерантности у подростков.
ПРЕПЯТСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
* ПОВЫШЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ;
* АГРЕССИВНОСТЬ;
* ЭГОИЗМ;
* ИНФАНТИЛИЗМ, КАК СЛЕДСТВИЕ ВОВРЕМЯ
НЕРАЗРЕШЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Организация встреч подростков с иными культурами;
Организация этнографических музеев;
Проблематизация отношений подростков к представителям иных культур;
Организация дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур;
Организация рефлексий этих отношений;
Оказание помощи подросткам в овладении ими умениями критически мыслить,
анализировать свои и чужие мнения, вести диалог;
Особенности позиции педагога работающего с подростками.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ НАЗВАННЫХ
УСЛОВИЙ:
Исходным основным условием является организация встреч подростков с иными культурами.
Это могут быть встречи организуемые во время туристско - краеведческой экспедиции. Это
могут быть встречи, смоделированные в игровых ситуациях, где подростки берут на себя роли и
вступают в «межкультурный диалог». Данные встречи служат базой, на которой разворачивается
реализация трех последующих условий:
- проблематизация отношений подростков к представителям иных культур как искусственное
создание для подростков проблемных ситуаций, направленных на выявление возможных
противоречий в их отношении к иным культурам, позволяет подросткам обнаружить и
преодолеть свои собственные- культуроцентризм, предрассудки, ксенофобию;
- организация проблемных дискуссий, дающих подростку возможность соотнести собственное
отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников, способствует коррекции этих
отношений и дальнейшему их развитию;
- организация рефлексий предполагает формирование осмысленной и ответственной позиции
подростков в сфере межкультурных отношений и позволяет ему сделать эту позицию предметом
дальнейшего осознанного преобразования.
Деятельность педагога направлена на оказание помощи подросткам в овладении им
необходимыми умениями, позволяющими ему быть активным участником во встречах с иными
культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Без этого условия
осуществление описанных выше педагогических шагов было бы затруднено.
Эффективность воспитательной деятельности по формированию толерантности у подростков во
многом зависит от позиции самого педагога. Так как педагог даёт образец гражданского
отношения к иным культурам. Это первые взрослые, вводящие детей не в семейную, а
социальную реальность.
Формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного
существования личности в поликультурной среде в целом. Анализ социологической,
психологической, педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема
формирования этнической толерантности является по сути междисциплинарной.
Проблематика толерантности благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия стала
международной. В августе 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации
была утверждена Федеральная Целевая программа «Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы», реализация
которой предполагала:
разработку механизмов формирования толерантного сознания и поведения;
противодействие экстремизму и снижение социально-психологической напряженности в
обществе:
разработку методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-
психологической ситуации в стране;
разработку комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания путем
межэтнического и межкультурного диалога и т.д.
Вышеуказанный факт, а также материальные возможности различных фондов способствовали
активизации исследований толерантности в рамках психологической науки. Однако единого
понимания природы толерантности и причин толерантного/интолерантного поведения пока нет.
Остается нерешенной проблема выявления психолого-педагогических условий формирования
толерантности в подростковой среде, их возможная связь с межэтническими отношениями в
обществе. Усилия отдельных образовательных учреждений, предпринимаемые в этом
направлении не всегда системны. В то же время, переориентация современного образования на
развитие творческих возможностей человека, создание условий для обогащения
интеллектуального, эмоционального, волевого и ценностного потенциалов личности
актуализирует проблему создания среды формирования этнической толерантности подростков в
условиях образовательного процесса.
Раскрывая содержание процесса развития толерантности подростков в условиях
образовательного процесса, имеет смысл обратиться к анализу психолого-педагогических
технологий формирования толерантности у подростков. К числу таких технологий можно
отнести программу TST («Ступени обучения толерантности» разработанную С. Розенталем и
рассчитанную на преподавателей средних и высших учебных заведений. Среди российских
разработок – тренинг толерантности для подростков «Жить в мире с собой и другими»,
разработанный Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, направленный на
формирование позитивного отношения к себе и представителям других культур, на выработку
навыков толерантного поведения. В образовательном процессе школы был апробирован
кросскультурный тренинг «Встреча с неведомым», разработанный Т.В. Ивановой. Он
предназначен для знакомства подростков с межкультурными различиями в межличностных
отношениях, подготовки к общению с людьми в незнакомой культурной среде, освоения навыков
преодоления культурного шока, акцентирования внимания на общечеловеческих ценностях.
Современная нестабильная ситуация общественного развития отражается на образовательном
процессе, как «реализаторе» социального заказа, что требует новых подходов к созданию среды
формирования этнической толерантности подростков. В психолого- педагогическом аспекте
явление толерантности проявляется в различных формах, таких как:
терпимость в виде отстраненности от социума, неучастия, равнодушия;
смиренность во имя сохранения мира и соответствия социально одобряемым образцам;
позиция снисходительного отношения к различиям;
нравственная ориентация на признание и уважение прав другого;
открытость в отношении других, любопытство, интерес к различиям, их одобрение и
восприятие в качестве ресурса развития личности и общества.
Определение условий формирования этнической толерантности подростков целесообразно
осуществлять в контексте следующих личностных новообразований, сквозь призму которых
просматривается становление этнической идентичности, позитивный полюс которой и определяет
сформированность этнической толерантности:
формирование Я-концепции и развитие самосознания, становление идентичности;
стремление к самостоятельности и самореализации и готовность к самоопределению;
существенные преобразования личностных пространств, качественные изменения в системе
личных отношений, развитие саморефлексии;
формирование личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов.
Механизмами формирования толерантности в подростковом возрасте выступают автономизация
внутреннего мира индивида, рефлексия. По мнению Г.У. Солдатовой, значимым фактором
развития этнической толерантности выступает позитивный уровень сформированности
этнической идентичности, предполагающий наличие в структуре идентичности позитивного
образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям
других этнических групп.
Анализ психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме в целом позволяет
предположить, что психолого-педагогическими условиями развития этнической толерантности в
подростковом возрасте являются:
систематизированная работа по формированию этнической толерантности подростков в
образовательном процессе учреждений;
позитивная этническая идентичность;
безоценочное принятие личности подростков;
создание ситуаций успеха;
формирование толерантности к критическим жизненным ситуациям;
формирование навыков регуляции эмоциональных переживаний;
использование методов проблемного разрешения ситуаций.
Мероприятия по развитию этнической толерантности подростков
Обновление нормативно-правовой базы по формированию толерантности в обществе органов
образования.
Разработка и реализация целевых программ по профилактике проявлений терроризма и
экстремизма.
Разработка системы мер по преодолению барьеров межкультурной коммуникации молодежи.
Создание площадок культурного взаимодействия.
Предложения по совершенствованию работы
*Создать выстроенную систему формирования толерантности в рамках сетевого взаимодействия
учреждений образования, культуры, спорта;
*Создать в поселке этнографический музей;
Создать координационный и научно-методический центр по сохранению обрядовой,
праздничной и других видов духовной культуры народов Севера;
*СМИ, передачи, книги на тему «Жизнь национальностей»;
*Создание площадок культурного взаимодействия;
* Создать Центр толерантности, объединяющий участников и руководителей программ по
воспитанию и изучению толерантности (новые инновационный проекты и программы) при
«Ассамблее дружбы народов»;
*Выработка эффективного механизма сотрудничества с национальными общинами Мирнинского
района, «Ассамблеей дружбы народов»;
*Организация фестиваля дружбы народов;
*Создание в поселке «Совета национальностей».
МОНИТОРИНГИ:
анализ публичных выступлений в районе, республике, федерации;
анализ тиражей СМИ, книжных изданий распространения и рейтингов электронных СМИ;
анализ ситуации в области национально-регионального образования;
участие и анализ проведенных мероприятий.
Литература:
1.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
2.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
3.
Кон. И.С. В поисках себя. М., 1984.
4.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр
«Академия», 1998.
5.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Фролов Ю.И. Психология подростка.
Хрестоматия. М., 1997.
6.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека:
Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
7.
Букина И. Программа элективного курса «Култура мира, права человека, толерантность и миролюбие» для
учащихся старших классов профильной школы. Журнал «Воспитательная работа в школе» №2, 2007.