Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Автор: Бобыльченко Валерий Юрьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ Первомайского района г. Ростова-на-Дону
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Раздел: дополнительное образование





Назад





ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В.Ю. Бобыльченко МБУ ДО ДДТ Первомайского района г. Ростова-на-Дону Сейчас мы часто становимся свидетелями, а иногда и участниками повсеместных рассуждений о том, что «молодежь нынче не та, что раньше». «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...» - Древнегреческий философ Сократ (470/469-399г.г. до н.э.) Не правда ли, знакомая картина? Мы считаем, что секс, алкоголь и наркотики, которые сейчас практически пропагандируют СМИ, развращают и портят… Полностью забывая, что помимо определения современная молодежь есть еще и такое понятие как личность. И каждый молодой человек это не просто зомбированное существо, а, прежде всего ум, характер, интересы и все остальное, что вкладывается в определение «человек». "Я" состоит из массы черт: расовая, половая, этническая и религиозная принадлежность, жизненный опыт, который начал приобретать еще в школе, даже место рождения. Порой люди доживают до ста десяти лет, так и не узнав, какие они на самом деле. Наши дети прекрасно могут разобраться в получаемой информации, уяснить главное для себя. Важно, чтобы эта информация была полной и,
желательно, достоверной. Главное не навязывать свое мнение, а дать возможность человеку самому найти верный путь. Может быть, для этого достаточно 5-10 минут времени, чтобы рассказать о себе, поделиться личным опытом, своими ошибками? Поскольку реальная жизненная ситуация, рассказанная с достаточной долей юмора, запомнится лучше, чем нудная лекция на ту же тему, растянутая на неопределенное время. Возвращаясь к «былым временам», давайте вспомним послевоенную молодость наших родителей, с голодом, холодом и разрухой. Юноши и девушки становились взрослыми, минуя пору детства и юности. Жизнь требовала взрослых решений и поступков. Более позднее поколение росло направляемое пионерской и комсомольской организациями. Где четко диктовалась цель и пути ее достижения. Контролировалась и направлялась бурная энергия молодости. А с чем же сталкиваются современные молодые люди? Современная ситуация сходна по своим требованиям к послевоенным временам. Т.е. время, когда человек может оставаться молодым, резко сократилось. Молодые люди предоставлены сами себе, нет ориентиров и тормозов. Нет счастливого детства. Зато есть реальность, дающая как большие возможности, так и огромные трудности к их реализации. Современные дети предоставлены сами себе лишенные родительской опеки из-за постоянной занятости на работе либо в ее поисках. Вынужденная самостоятельность не всегда воспринимается как желательная и со стороны молодежи и со стороны окружающих. Родители препоручают свое чадо различным учебным заведениям, забывая о своей пожизненной ответственности и считая, что заложенные ими первоначальные знания достаточны. Молодой человек попадет в тесные объятия коллектива, нравственный и эмоциональный настрой которого в дальнейшем будет сильно влиять на формирование личности новичка. Поскольку способностью
противостоять мнению большинства обладает далеко не каждый. Подростку приходится тяжко - он разрывается между желанием быть "как все" и стремление быть тем, кто он есть на самом деле, а это частенько означает, что ты отличаешься от остальных. В современном индустриальном обществе человек не редко оказывается одиноким, хотя постоянно окружен людьми, перестает доверять личному опыту и своим чувствам, в поисках ответа на мучащие его вопросы обращается к людям малосведущим или вообще невежественным и начинает следовать их советам. Особенно в такой ситуации оказываются молодые люди, у которых в отношении с родителями возникают разного рода проблемы. В таком случае человек попадает под усиленное влияние коллектива. Особенно важны взаимоотношения в группе обучающихся, т.к. здесь в основном и происходит формирование кампаний сверстников. Если компания и ее лидер хорошие, они могут оказать положительное влияние на неустоявшуюся психику и сыграть в дальнейшем становлении личности положительную роль. Хуже обстоит дело, когда оказывается явно отрицательное воздействие на молодого человека. Точно также и неудачная попытка войти в круг устоявшейся компании сверстников может наложить негативный отпечаток на всю последующую жизнь. И здесь большая ответственность лежит на педагоге, в его способности определять характеры людей, распознавать лидера и умении находить общий язык со всеми членами коллектива. Собственная выдержка, самоконтроль и главное желание понять подопечного помогут завоевать доверие и уважение в группе, повысить авторитет. Очень часто у не уверенных в себе людей просто нет чего-то такого, за что они могли бы "зацепиться". Их жизнь тосклива, но тосклива не жизнь, а они сами. Если дело обстоит именно так, нужно постараться увлечь их чем-нибудь, и всерьез. Скука - проклятье подростка, особенно если нет денег или не на чем
куда-то добраться. Но все эти проблемы разрешимы. Если так и не удалось чем- то заинтересоваться, можно пойти работать после занятий. И появиться возможность не только помочь семье в материальном плане, а также повысить свою самооценку и уверенность в себе. Не секрет, что источник информации во многом определяет ее направленность, и ее характер. Нравственная и эстетическая глухота, духовная ограниченность отдельных людей формирует те патологические установки, которые могут проявиться при восприятии не только информации о культуре, норме поведения, но и любой другой информации. Поэтому постоянным сотрудником в штате любого учреждения должен быть профессиональный психолог, в обязанности которого входило бы не только в проведение занятий с подростками, но и определение их способностей, а также поддержка воспитателей в теоретическом и практическом аспекте. Юность великолепна и трудна, но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необъяснимых несоответствий: к тебе относятся не как к ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то среднему, это означает, что ты еще не тот человек, которым должен бы стать. Молодому человеку требуется больше самостоятельности и признания со стороны старшего. Одним из вариантов испытать собственные силы и способности является участие в программе самоуправления. Также в нашем Доме детского творчества организовываются различные праздничные мероприятия. Периодически проходят концерты творческих коллективов. Самое главное – не экономить на вопросе воспитания, т.к. от того, как мы воспитаем нашу молодежь сегодня, будет зависеть наша старость завтра.
Литература
1.
Шумейко В.И. Воспитание созидающей социально ответственной личности. РГСУ.,2004.
2.
Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. – М., 2012.
3.
Бобыльченко В.Ю. Воспитание – как часть процесса социализации. РГСУ,2014.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники