Напоминание

Методика распевания детей дошкольного возраста ( четырех- шести лет)


Автор: Овсяникова Галина Николаевна
Должность: преподаватель хоровой дисциплины
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №5
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика распевания детей дошкольного возраста ( четырех- шести лет)
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методика распевания детей дошкольного возраста

( четырех- шести лет).
В основе данной методической работы лежит семилетний опыт работы с детьми четырех- шести лет. За годы работы были опробованы различные программы, методики, и сложилась своя собственная система занятий. В наши подготовительные группы дети принимаются без отбора. Состав групп дети принимаются без отбора. Состав групп для детей четырех- пяти лет значительно варьируется в течении года, т. к. дети пропускают много занятий из- за болезней. Стабильный состав шести- семилетней возрастной группы позволяет вести систематическую, направленную на результат работу, в то время как в младших группах занятия можно охарактеризовать практически как развивающие. Большинство детей при поступлении плохо интонируют, не могут точно воспроизвести мелодию, часто поют в малой октаве – « гудят», поэтому на занятиях используется большой комплекс предвокальных упражнений. Урок включает в себя следующие разделы – распевание, работа над вокальными навыками, разучивание детских песен, занятия метроритмом. Наполняемость групп до десяти человек. Продолжительность занятий 30- 35 минут. Возрастная специфика определяет тип занятий с детьми как игровой: с живым общением на уроке, быстрой сменой заданий, с использованием приемов активизации восприятия и внимания, обязательным вовлечением ребенка в процесс игры- обучения. Игровая методика на наших хоровых занятиях занятиях включает в себя игры с движениями, игрушками, выразительными жестами, театрализацией, инсценировками. По ходу п р од у м а н н о го , с п л а н и р о в а н н о го у р о к а м о г у т в о з н и к а т ь импровизационные моменты, касающиеся сочинения маленьких историй- сказочек, сочинения или пересочинения сюжетов для игр, заданий для подбора, текстов песенок, отдельных фраз для прохлопывания ритма и пр. Известны данные исследований психологов, где подчеркивается, что для запоминания, усвоения материала недостаточно повторить упражнение, например, три раза, надо семь(!) раз.Поэтому на занятиях обязательно используются различные игровые предлоги- поводы для
многократных повторений песенки или попевки: с другими словами , от имени другого персонажа и т. д. В группе четырехлетних детей работа ведется , в основном, над короткими песенками ( четыре строки стихотворного текста) с повторами мелодических фраз. Попевки- игры в младшей дошкольной группе наиболее целесообразны, т. к. в силу своего объема они быстро разучиваются и запоминаются. Поэтому большее количество времени возможно направить на правильное интонирование. Примерно через три урока, когда набор из пяти- шести попевок освоен детьми, появляется новый блок попевок. «Настоящие», из двух- трех куплетов, песни с припевами появляются в репертуаре группы пяти- шестилетних детей, хотя работа над короткими попевками продолжается. В группах детей пяти- шести лет хоровой песенный репертуар складывается, в основном, из произведений Ю. Литовко, Ж. Металлиди, Н. Ветлугиной, Н. Тороповой, М. Красева, Е. Тиличевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, а также песен из сборников М. Котляровской- Крафт, Б. Цейтлина, Т. Бырченко и народных песен. Требования, предъявляемые к песенному репертуару для дошкольников: - несомненная художественная ценность песни, - интонационная выразительность мелодии, интересное содержание текста, - удобство пропевания- « вокальность текста» - тесситурное соответствие возрастным возможностям детей. Главная цель занятий- развитие певческих навыков, выработка осознанной чистой интонации в доступном по возрасту диапазоне, развитие координации между слухом и голосом. На наших уроках используются попевки и песенки иногда с показом ручных знаков. Самые простые из них основаны на интонации малой терции ( V- III ступени мажора), в дальнейшем ладовые модели постепенно усложняются. Но все- таки цель работы – постепенное усложнение и варьирование основных интонаций в разных попевках, расширение доступного
певческого диапазона, а не собственно осознанная работа со ступенями лада.
Развитие певческих навыков

Певческий диапазон
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста зависит от особенностей голосового аппарата. У детей четырех- шести лет гортань со связками еще не развита. Связки короткие, грудной резонатор не развит или развит слабее, чем головной. Первый год обучения ( дошкольники четырех лет). Удобный для пения диапазон – от ре – бемоль первой до соль первой октавы ( в большинстве случаев, но есть дети и с более высокими или низкими голосами). Второй год обучения ( дошкольники пяти лет). Удобные для пения звуки – от ре – бемоль до ля первой октавы. Но не все дети этого возраста могут интонировать в диапазоне квинты , что связано не только с ограниченными возрастными вокальными возможностями , но и с неактивным дыханием, неактивной атакой звука, часто в целом с пониженным природным тонусом, неуверенностью в себе. Поэтому вокальные задания ( обязательно веселые, игровые) направлены на укрепление тонуса дыхания, повышение активности, усиление интереса к занятиям, что в перспективе поможет сформировать результат- правильную интонацию. Третий год обучения ( дети шести- семи лет). Диапазон от до первой до си си первой ( до второй) октавы. Используется большой и разнообразный песенный и распевочный материал. В итоге дети умеют найти голосом заданный звук, достаточно точно интонируют мелодию, могут оценить пение товарищей – правильно звучит мелодия или нет.
Чтение стихов
Выразительное чтение стихов нараспев используется многими хормейстерами с целью тренировки дыхания, « раскачивания» диапазона, сглаживания регистрового порога. Надо постоянно помнить о речевых возможностях детей младшего ( четырех – пяти лет) возраста и в стихотворениях неспешно проговаривать слова, повторяя, заучивая
трудные звукосочетания. Скороговорки и дикционные упражнения на сложные сочетания звуков, слогов появятся в более позднем, школьном возрасте. Главная задача при чтении стихов нараспев – в выработке плавности ведения фразы с повышением или понижением тона. Чтение стихов в наших занятиях обязательно связано с выразительным и артистичным донесением содержания с помощью интонации, пауз, жестов, мимики. Стихи читаются всей группой вместе с преподавателем, вариантов интонационного прочтения может быть несколько. Во время чтения изображаются перечисляемые действия. Вот примеры стихотворений: Лягушонок Для внучонка- лягушонка Сшила бабушка пеленку. Стала мама пеленать , А малыш давай скакать, Из пеленки прыг да скок – И от мамы наутек. ( Валерий Шумилин) Муха Муха едет на слоне И кричит: - Дорогу мне! И ребята, И старухи- Все дают Дорогу мухе.
Очень важничает муха, Если муха на слоне. ( Роман Сеф)
Певческое дыхание и вокализация

Упражнения-

игры.
На начальном этапе надо привлечь внимание детей к естественному и часто не осознаваемому ими процессу дыхания. Практически мы учим детей удерживать дыхание и долго озвучивать выдох, экономно его расходуя, добиваемся умения управлять дыханием, контролировать движения мышц ( круглый животик на вдохе и т. д.). Активные дыхательные упражнения могут вызвать головокружение , поэтому в течении урока дыханием занимаемся не более двух- трех минут, с перерывами на объяснение детям, как делать данное упражнение. 1. Тихо дуть на воображаемую свечу ( руки сложены ладошками внутрь на уровне рта, перед губами), чтобы огонек не погас. 2. « Ветерок» Дуть посильнее, чтобы от нашего ветерка легко качалась занавеска. 3. Быстрый активный выдох, чтобы погасить свечу или затушить все свечи на праздничном торте. 4. Долго и старательно ( три- четыре шумных долгих выдоха) « надувать шарик», показывая руками увеличивающийся круглый объем. После задержки дыхания ( на одну – две секунды) – шарик лопается со звуком « пыххх»!Руками показать уменьшение объема и самим « сжаться», уменьшиться. 5. « Зимний ветер поет» - упражнение с озвучиванием: тоненько, долго тянуть звук на «У» ( эта гласная звучит у детей наиболее правильно в вокальном отношении). 6. « Долгий звук». Тянуть звук « у» на удобной высоте на счет педагога. Дети шести- семи лет могут тянуть звук до восьми счетов – восемь секунд. 7. « Удержу вдох руками»( с шестилетними детьми). Во время долгого пения одного звука держать руки на ширине плеч – около 30 см – на уровне пояса, не давать «сдуваться» животику.
Плечи не подняты ( перед упражнением – обязательно поднять плечи и ощутить, где плечи находятся, чтобы успешно контролировать осанку). Улучшения дикции и дыхания ( работы диафрагмы, мышц живота) добиваются с помощью
упражнений на проговаривание и

пропевание

согласных

и

гласных.
Этот тип заданий хорошо разработан в методике работы с детскими коллективами, систематизированы упражнения на прговаривание и пропевание сонорных, звонких, близких согласных в соединениях их с различными гласными. Можно соединять парные согласные ( « б-б-б-б-п-п-п-п», « з-з-з-з-с-с-с-с» и т. д.), можно делать неожиданные, новые их сочетания, можно повторять из урока в урок одинаковые последовательности, главное- добиться четкого активного повторения, что приведет в пении к ощущению дыхания на опоре. Контроль осуществляют сами дети – держат ручки на животе: при правильном ( активном) проговаривании согласных животик « прыгает». Следующим этапом может быть работа с согласными, которые поются, длятся. 1. « Полет жука» ( «жжж»). Рука показывает высоту звука – жука, жук в полете описывает круги. То выше, то ниже, голос следует за рукой. Потом жук садится отдохнуть, посидел, расправил крылышки и снова полетел. Повторяем упражнение и показываем то же самое другой рукой несколько раз. 2. « Комар летает» ( «ззз») – те же движения, что и в предыдущем упражнении, петь желательно тоненьким голосом. Комара поймали – сделать резкое хватающее движение кистью. Или комар улетел, приходится снова его ловить. Повторяем другой рукой. Варианты задания: комар может кого- то укусить , воробей съел комара и т. д. 3. « Мотоцикл». Сначала едет по ровной дороге. Звук мотора «ррр» ( если ен все дети выговаривают, можно заменить звуком «жжж»). Потом подпрыгивает ан кочках, поворачивает ( держимся за руль, напрвляем мотоцикл налево, направо), прибавляет скорость ( звук то повышается, то понижается), превращается в самолет –
взлетает( глиссандо вверх). Летает в облаках ( показываем рукой полет вверху). Посадка самолета – глиссандо вниз. Работу с гласными удобно начинать с пропевания на глиссандо гласных « у», «а». 1. «Качели». Голос идет снизу вверх одновременно с рукой ( взлет качелей), пауза – рука на короткое мгновение остается наверху, опускается и тут же снова взлетает вместе со звуком чуть в ином направлении. Можно держать в руках игрушки и качать их на качелях. Мы поем это упражнение на звук «а». 2. « Лифт» - показ подъема наверх, спуска вниз ( можно с маленькой игрушкой ). Варианты : застрять в лифте, выйти на середине пути и т. д. 3. « Маша в лесу» ( « Ау!»)- глиссандо снизу вверх с ферматой наверху и понижением- сбросом в конце. 4. « Волны на море». Выполняется с показом рукой вверх- вниз ( несколько раз). 5. « Гудок паровоза» ( «Ту- туу!»). Поется с ферматой в конце, возможнос ритмическим сопровождением на палочках с ускорением движения, замедлениями и остановками «паровоза».
Высокие – низкие звуки, их противопоставление
Первоначальные упражнения связаны с умением владеть переключением регистров без точной высоты – в стихах и с точным интонированием в распевках. 1. Само е про сто е звуково е п р о т и в о п о с т а в л е н и е изибразительного характера : кто- то большой ( с низким голосом) и маленький ( с высоким). Изображаем лай собак , мяуканье кошек ( цыплят, утят, гусят, козлят и т. д.). 2. Более сложное упражнение – « Три кукушки». Одна сидит на верхней ветке, другая посередине, третья на нижней ветке. ( Интонирование « ку- ку» на трех разных уровнях высоты). Ку-ку ку- ку, ку- ку.
3. Чтение стихотворения по ролям ( за Волка низким голосом, за Лису- высоким): Серый Волк в густом лесу Встретил рыжую Лису: - Лизавета, здравствуй! - Как дела, зубастый? - Ничего идут дела, Голова пока цела. - Где ты был? - На рынке. - Что купил? - Ботинки! - Сколько стоят? - Сто рублей! - Надевай-ка поскорей! 4. Пение по ролям: за маму Козу высоким голосом, за Волка – низким, в том диапазоне, в котором получится. 5 .Пение попевок с точной интонацией в узком диапазоне ( большая секунда на I ступени); Это упражнение можно выполнять с подбором игрушек разного размера и разными словами, например : « Топ- топ – топ шагает Слон», «
Вот шагает Мышка» и т. д. При показе большой и маленькой игрушек соответственно изменяется звуковысотность попевки.
Точность интонирования высоких звуков
1. Упражнение « Зайка заболел». Поем только интонацию стона « Ох!» ( быстрое глиссандо сверху вниз). Вместе с детьми сочиняется история про зайку или любую другую игрушку. Можно вспомнить стихотворение « Зайку бросила хозяйка». 2. Упражнение « Дождик». Поем тоненьким голосом слова «кап-кап» в контексте маленькой сказочки про Дождь, Гром и Солнце: Кап - кап - кап - кап - кап - кап - кап - кап - кап. Дождик изображаем на фортепиано, играя только по черным клавишам в высоком регистре, Гром – кластер ладошкой в низком регистре. Снова поем попевку и , наконец, появляется Солнце ( глиссандо снизу вверх по клавишам).
Формирование умения правильно открывать рот
Целый ряд упражнений направлен на то, чтобы выработать умение хорошо открывать рот без зажима нижней челюсти. Можно контролировать это действие разными способами: держим руки около ушка – суставчик открылся, провалились пальчики в щечки – так сильно рот открыт и т. д. Лучший вариант упражнений – с гласной «о». На начальном этапе формирования вокальных навыков и сп ол ь зуют ся разнообразные слоги, удобные для пения с гласной «о».
Упражнения с постепенным расширением диапазона
Пение на одном звуке:
Пение трех звуков подряд (III—II—I ступени мажора):
Да лее приведены более сложные распевки и упражнения, которые разучиваются с детьми шести- семи лет. Дети поют их стоя. Во время дыхательных упражнений и пения распевок руки должны быть на поясе, чтобы исключить мешающие бесконтрольные движения и поддерживать плечи, а следовательно, держать диафрагму в расправленном виде, иначе плечи из-за слабых мышц спины опускаются – « висят» и мешают правильному дыханию и пению.
Песенки – попевки в диапазоне пяти нот:
1. « Ле- ле-ле-ле-ле». С помощью этой попевки можно выработать близкое легкое звучание. В процессе пения необходимо контролировать достаточно ли дети открывают рот. Детям могут помочь справиться с задачей ассоциативные образы – бусинки на радуге и др. Лё - лё - лё - лё - лё. 2. Более организованные в вокальном отношении дети старшей группы поют вверх и вниз пять нот на слог «ма». Здесь важны умения петь легато, активно вести фразы, округлять звук. 3. Вариант предыдущей распевки – пение той же мелодии в подвижном темпе на слоги « ма», « па», « ба», «да». Детям представляется, что это распевка про маму, папу, бабушку. 4. Одна из любимых детьми попевок в диапазоне квинты – « Песня Жука»:
5. Упражнение «Лесенка»: Дети придумывают различные ситуации, используя игрушки. для того, чтобы увеличить количество повторений мы поем в разном темпе, с замедлениями, с ускорениями – медленно взбираемся с чемоданами, вприприжку, торопимся и т. д. 6. Упражнение «Ручеек»: Во время пения в руках у детей сложенные из цветочной бумаги кораблики. Показываем покачивание на волнах, меняем руки, берем кораблики другого цвета, повторяем несколько раз. 7 . Распевка с названием нот. В данной распевке обязательна работа над округлением « а», «и», « е ".

(2-й голос написан как в а р и а н т исполнения мелодии)
8. Работа над четкостью произнесения согласных в окончаниях слов, вследствие чего образуются паузы:
Песенки в диапазоне сексты с шестой ступенью

( для шести- семилетних):
1.
В песенке – считалке во время пения « считаемся» - отмечаем доли такта, показывая рукой на играющих по часовой стрелке. Показывают, т. е. «считаются», все одновременно, а не кто- то один в центре. Упражнение выполняется много раз ( по часовой стрелке, потом в обратном направлении, начиная с того, на ком остановились сейчас), т. к. оно нравится детям и приносит большую пользу. Очень удобен в разучивании песен прием повторения фраз за педагогом – « эхо». Принцип «эха» активизирует работу, помогает лучше запомнить музыкальный материал, в результате дети уделяют больше внимания каждой интонции. Руководствуясь дидактическими задачами, известную песню « Эхо» мы поем с упрощением мелодии и в более узком диапазоне, чем она встречается в учебниках. Первый раз поет учитель, второй- дети.
Можно предложить для исполнения и известную песню « Осень золотая» с более широким диапазоном (вариант, используемый на наших уроках).
Упражнения на интонирование интервалов ч. 4, ч. 5 и трезвучия:


Попевки с ходом на чистую кварту:

Попевки с ходом на чистую квинту:

Попевки по звукам трезвучия:


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники