Напоминание

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "Планета знаний"


Автор: Носульчик Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ с. Прокудино
Населённый пункт: с. Прокудино Аткарского района Саратовской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "Планета знаний"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Прокудино Аткарского района Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШППС уч и т е ле й н ач а ль н ы х к ла с с ов и воспитателей структурного подразделения _____/Белоглазова Н.С./ Протокол № 1 от «25»августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ- СОШ с. Прокудино ________/Курочкина Л.Г../ «25»августа 2016г.
«Утверждено»
Директор МОУ- СОШ с. Прокудино __________/Зонова С.П../ Приказ № 119 от «26»августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Носульчик Елены Геннадьевны, 1 категория

по окружающему миру 3 класс

2016 - 2017 учебный год

II. С

ОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

,

КУРСА

.

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»). Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
 систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;  формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);  социализация ребёнка;  развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);  воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;  формирование самостоятельной познавательной деятельности;  развитие мышления, воображения и творческих способностей;  формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);  формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;  формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);  формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);  формирование основ экологической культуры;  патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы:
научности,

доступности,

систематичности, последовательности
, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим
сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. Принцип
гуманитаризации
реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Принцип
культуросообразности
предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны. Принцип
вариативности
предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы:  краеведческий  сезонный  экологический. Рассматриваемый курс окружающего мира предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий. Образовательные и воспитательные задачи окружающего мира решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии, технология проектной деятельности, проблемно-диалогическая технология, технология
правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Рабочая программа предусматривает проведение уроков как в традиционной форме , так и в нетрадиционной форме: урок-игра, урок- викторина, урок-сказка, урок-тренинг, урок-контроля, урок-защиты проектов и т.д…
Содержание программы

(68 ч
)
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология - наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Воздух - необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы - плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы - растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек - часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно - двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва - столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии:
ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

III
.
П

ЛАНИРУЕМЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ



УЧЕБНОГО



ПРЕДМЕТА

,

КУРСА

.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Обучающиеся научатся:
 приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;  объяснять, что такое экология;  понимать, что такое горизонт, линия горизонта;  называть основные и промежуточные стороны горизонта;  находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;  объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;  рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;  устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;  характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);  объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;  рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;  характеризовать органы растений и животных и их значение;  характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;  различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);  приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы, рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
 характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;  выполнять основные правила личной гигиены;  проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 различать существенные и несущественные признаки;  приводить примеры физических и химических явлений природы;  рассказывать об использовании энергии воды и ветра;  рассказывать о четырёх царствах живой природы;  рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;  рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;  объяснять особенности питания и дыхания растений;  характеризовать условия прорастания семян;  рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;  приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;  выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество

Обучающиеся научатся:
 характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;  рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
 описывать устройство города, жизнь и быт горожан;  различать символы государства;  показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;  описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;  характеризовать главный закон страны;  рассказывать об устройстве нашего государства;  раскрывать основные права и обязанности ребёнка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 узнавать об обычаях и традициях своего народа;  приводить примеры традиций и обычаев;  устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;  рассказывать об истории возникновения своего города (села);  рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;  рассказывать о символах своего города;  раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;  объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;  приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
IV. Календарно – тематическое планирование.

Класс: 3. Учитель: Носульчик Е.Г. Количество часов –68. Всего – 68 часов; в неделю - 2 часа. Практических работ - 9, зачетов - нет, тестов – 1, проверочных работ-6, экскурсий-4.

Тема

ИКТ

Проектная

деятельность

Планируемые предметные результаты

Вид контроля

Дата

план

факт


Природа вокруг нас. (8ч)
1 Что нас окружает. ИТБ Презентация «Окружаю щий мир» Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. 2 Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя. 3 Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком. 4 Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Презентаци я «Что такое горизонт» Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности. 5 Ориентирование по компасу и местным признакам. Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. 6 Экскурсия «Ориентирование на местности». Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. 7 Свойства тел и веществ. Приводить примеры тел и веществ,
Практическая


Практическая работа.
проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ.
работа.
8 Явления природы.
Проверочная

работа №1
Презентация «Явления природы» Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы.
Проверочная

работа

Вода ,воздух, горные породы и

почва.16ч.
9 Свойства воды в жидком состоянии.
Практическая

работа.
Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления.
Практическая

работа.
10 Вода-растворитель.
Практическая работа.
Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы.
Практическая

работа.
11 Свойства льда, снега и пара. Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях. 12 Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Презентация «Родники, реки и озёра» Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. 13 Облака, роса, туман, иней, измо- розь Презентаци я «Облака» Называть явления и объекты природы, объяснять их проис- хождение, состав и свойства. 14 Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. . Объяснять, что такое круговорот
воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу. 15 Энергия падающей воды Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования. 16 Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. . Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы. 17 Свойства воздуха.
Практическая работа.
. Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха.
Практическая

работа.
18 Ветер. Охрана воздуха. Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком. 19 Почва. Охрана почвы. Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв.
20
Горные породы. Презентация «Горные породы» Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах.
21 Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Презентаци я «Полезные ископаемые » Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве. 22 Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). . Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве. 23 Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.
Проверочная работа №2
Проект «Освоение воздушного пространства человеком» Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования.
Проверочная

работа

24 Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования.
О царствах живой природы 16ч.
25 Четыре царства живой природы. Презентация «Четыре царства живой природы» Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе. 26 Строение растений.
Практическая работа.
Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, ус- танавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.
Практическая

работа

27 Разнообразие растений. Определять вид растения по существенным признакам, при- водить примеры приспособленности растений к условиям жизни. 28 Дикорастущие и культурные растения. Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу. 29 Урок-игра. Жизнь растений. Презентация «Жизнь растений» Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни. 30 Размножение и развитие растений. Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка. 31 Развитие растения из семени. Охрана растений. Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу. 32 Строение животных.
Практическая работа.
Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним
Практическая

работа.

признакам и особенностям жизнедеятельности. 33 Разнообразие животных. Презентация «Разнообра зие живот ных» Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни. 34 Домашние и дикие животные. Презентация «Домашние и дикие живот ные» . Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных. . 35 Как животные воспринимают мир. Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания. 36 Передвижение и дыхание животных. Объяснять особенности физиологических процессов, на-
зывать органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных. 37 Питание животных. . Объяснять особенности физиологических процессов, на- зывать органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания. 38 Размножение и развитие животных. Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных. 39 Охрана животных.
Проверочная работа № 3по

теме

«Растения и животные».
Презентация «Красная книга» Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира.
Проверочная ра-

бота
40 Грибы и бактерии. Проект «Сохраним мир живой природы» Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека.
Человек.10ч.
41 Человек — часть живой природы. Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек - часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение тер-
минов «анатомия» и «физиология». 42 Кожа — первая «одежда». Проводить самостоятельно про- стейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи. 43 Скелет.
Практическая работа.
. Наблюдать за особенностями строе- ния своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья.
Практическая

работа.
44 Мышцы. Рассказывать о роли мышечной сис- темы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы. 45 Кровеносная система.
Практическая работа.
Рассказывать об элементарном уст- ройстве кровеносной системы чело- века, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблю- дения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно- сосудистой системы.
Практическая

работа.
46 Дыхание. Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в со- трудничестве с одноклассниками,
следовать правилам гигиены органов дыхания. 47 Питание и выделение. Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пи- щеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им. 48 Органы чувств.
Практическая

работа.
. Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать.
Практическая

работа.
49 Нервная система. Проект «Физку льтура и спорт» Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы. 50 Эмоции и темперамент.
Проверочная работа №4
Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием.
Проверочная

работа
.
Человек в обществе 18ч.
51 Народы нашей страны. Презентация «Народы нашей страны» Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов. 52 Традиции народов нашей страны. Проект «Национальн ая кухня» Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи.
53 Петушествие по ленте времени. Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках. 54 Города и села. Проект «Мой родной край» Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхож- дения и устройстве городов. 55 Названия городов. Презентация «Города нашей страны» Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории проис- хождения названия родного города.
Тест
56 Кремль – центр города. Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов. 57 Урок-путешествие. Улицы города. Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города.
58 Герб – символ города. Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города. 59 Памятные места городов. Презентация «Памятные места города» Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; пока- зывать их на карте. . 60 Экскурсия «Улицы и памятные места родного города». Наблюдать и фиксировать получен- ные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города. 61 Современный город. Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города. 62 Москва — столица России.
Проверочная работа №5
Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы.
Проверочная

работа
63 Что такое государство? Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации. . 64 Конституция – основной закон нашей страны. Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные .
положения Конституции. 65 Урок-викторина. Права ребёнка. Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка. 66 Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России. Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации. 67 Государственный гимн России.
Итоговая проверочная работа.
Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Ро
с
сийской Федерации.
Итоговая прове-

рочная работа.
68 Урок-викторина. Государственные награды. Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных.


В раздел образования