Напоминание

Поговорим о дружбе


Автор: Храброва Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №36
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Поговорим о дружбе
Раздел: начальное образование





Назад





Урок по теме: Поговорим о дружбе
Храброва О.И., учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель:
формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу; воспитывать чувство доброты, сопереживания;
Оборудование:
песня «Если с другом вышел в путь», цветики-семицветики для групп, цветок с цитатой о дружбе, индивидуальные цветочки.
Ход урока

I.

Организационный момент
С детства мы любим играть и смеяться. С детства мы учимся добрыми быть. Вот бы такими всегда оставаться, Чтоб улыбаться и крепко дружить!
II.

Сообщение темы.
Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (дети подпевают.) - Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое дружба, умеете ли вы дружить и почему надо беречь дружбу.
III. Речевая разминка
На доске написано предложение: Друг – это тот, кто … Ребята по цепочке говорят о том, кто называется друзьями.
IV. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Синие листья».
- Как звали девочек? - У кого было 2 зеленых карандаша? - Можно ли назвать поступок Кати дружеским? Почему? - Почему Лена не взяла карандаш? - Что сказал учитель? - Хотите ли вы дополнить наше предложение?
V. Беседа
На доске слова: Друг Приятель Товарищ - Ребята, как вы понимаете эти слова? Чем они отличаются? Учащиеся высказывают свое мнение. В словаре С.Ожегова это слово объясняется так:
Друг
– человек, связанный с кем-то дружбой.

Дружба
– близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Приятель
– близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ
– человек, близкий по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный. - Какими качествами должен обладать настоящий друг? - А у кого из вас есть такие друзья? Расскажите нам о них (по желанию).
VI. Игра «Цветик-семицветик»

Цель:
учить делать правильный нравственный выбор, прислушиваться к мнению товарищей. Дети делятся на группы по семь человек. - Вы все, наверное, знакомы с книгой В.Катаева «Цветик-семицветик». - О чем эта книга? (Учитель показывает книгу.) ( О том, что Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как желание исполнялось.) - Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила, не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась. - Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет…Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем, и ничего не останется. Нет, велю я себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а что потом? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я велю себе билет в кино или, в цирк. Там все-таки весело. А может быть велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучшего. Главное, не торопиться. У каждой группы есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придется сорвать последний лепесток. Обсудите и запишите каждый на своем лепестке только одно желание. Ребята выполняют работу в группах, кому трудно «сильные» помогают. - Какое желание загадала Женя? - В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. И она выбрала друга – возможность ему помочь. - А теперь узнаем, что выбрали вы. Оторвите каждый свой лепесток, давайте все вместе произнесем волшебные слова, и покружимся вместе с лепестками. Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы … Дети по очереди читают свои желания. Учитель проходит и собирает лепестки в две коробочки - красную (желания для себя) и желтую (для других). Учитель для себя определяет уровень нравственности детей.
Выясняется, какие желания понравились всем детям и почему. Поощряются желания связанные со стремлением позаботиться о товарищах, родителях, старых людях, больных, тех, кто слабее. Учитель заверяет детей, что искреннее желание обязательно сбудется.
VII. Работа с половицами в учебнике на с.50
Каждая группа выбирает одну пословицу и объясняет ее смысл. - А какие вы знаете половицы о дружбе? Назовите.
VIII. Итог.
- Что такое дружба? Давайте сделаем «Поляну Дружбы». У вас на партах лежат цветочки, напишите на них то, что, по-вашему мнению, связано со словом – дружба. Затем на стене класса оформляется «Поляна Дружбы», учитель заранее подготовил свой цветок с цитатой: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» Цицерон. «Друг – это человек, с которым я мог быть искренним. В его присутствии я могу думать вслух» Р.Эмерсон. - Хотели бы вы жить в мире, где все люди дружат друг с другом? - Как вы думаете, наступит такое время? Нарисуйте этот мир. (Дети дома выполняют)


В раздел образования