Напоминание

Деятельность психологической службы по формированию преемственной здоровьесберегающей среды на уровне дошкольного и начального общего образования


Автор: Градобоева Татьяна Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №6 с УИОП г.Надым
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деятельность психологической службы по формированию преемственной здоровьесберегающей среды на уровне дошкольного и начального общего образования
Раздел: начальное образование





Назад




Деятельность психологической службы по формированию единой преемственной здоровьесберегающей среды на уровнях дошкольного и школьного образования Преемственность – принцип изначально положенный в основу системы непрерывного образования. Реализация его дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка. Считаем, что преемственность между детским садом и школой включает не только подготовку детей к обучению. Реализация данного принципа заключается в создании среды, приближенной к атмосфере детского сада, и благоприятной для развития ребенка. Важным направлением работы школы является создание условий для успешной адаптации учащихся: умственного, духовного, эмоционального, физического развития, сохранения психосоматического и психологического здоровья первоклассников, повышения уровня эмоционально-психологического комфорта детей. Результаты окружного мониторинга «О проведении процедур внешней оценки образовательных достижений обучающихся в образовательных организациях ЯНАО», проведенного в сентябре 2015 г. констатируют трудности в адаптации к школе у 41% первоклассников. Среди них дети с недостаточным уровнем школьной зрелости, повышенным уровнем тревожности и дети с третьей группой здоровья. Эти данные являются важной составляющей профиля «Ресурсы здоровья» первоклассника. Приоритетная задача деятельности психологической службы школы – содействие педагогическому коллективу в обеспечении условий для создания благополучной среды, конструктивное решение вопросов развития и здоровьесбережения учащихся. Психологическим сопровождением охвачены 100% первоклассников. Особенное внимание уделяем развитию регулятивных и познавательных процессов, коммуникативных навыков, коррекции тревожности, профилактике утомления детей. В школе функционирует интерактивный психологический кабинет, который представляет собой модульный многофункциональный программно-оборудованный комплекс, разработанный с учетом эргономических показателей: декоративного оформления помещения, наличие комфортного места для консультирования и занятий, релаксационной и активационной зоны в сенсорной комнате, аудио-визуального и специализированного оборудования. Функционирование психологического кабинета осуществляется согласно расписанию, которое предусматривает использование различных форм работы со всеми участниками образовательных отношений. Среди детей наиболее востребована комната психологической разгрузки с применением пузырьковой панели, кресел с наполнителями, сухого бассейна, звукоактивированного проектора светоэффектов и другого специализированного оборудования, направленного на развитие функций сенсорной интеграции школьников благотворно и влияющего на самочувствие, общение и обучение. Здесь проходят коррекционно-развивающие и адаптационно-профилактические занятия. Наличие свободного пространства и коврового покрытия дает возможность проводить тренинговые и кинезиологические упражнения для развития способности школьников к самопознанию, навыков общения и межполушарного взаимодействия. Для консультирования родителей предусмотрен уютный консультативно-просветительский уголок с использованием мягкой мебели и декоративного оформления. Среди педагогов наибольшим спросом пользуют ся специализированные приспособления для снятия эмоционального напряжения: массажное кресло и аудиовизуальный комплекс . Для развития навыков саморегуляции учащихся наиболее эффективными являются приборы биологически обратной связи. В течение первого полугодия все первоклассники посещают психологические занятия по адаптационно-профилактической программе «Я – школьник». Цель программы: оказание помощи детям в психолого-социальной адаптации к условиям образовательно-воспитательного процесса. В программе используются игровые и здоровьесберегающие технологии, приемы арттерапии, проективное рисование. В 2015/2016 учебном году для родителей первоклассников проведено 6 практических занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, 42 индивидуальные консультации и практико-ориентированный семинар «Результаты мониторинга готовности первоклассников к школе и помощь родителей в период адаптации», на котором
присутствующие познакомились с эффективными приемами по оказанию помощи детям на первом году обучения. Таким образом, в результате создания здоровьесберегающих условий по результатам школьного психологического мониторинга, (на декабрь 2015 года) среди 41% первоклассников (30 человек) с трудностями в адаптации наблюдается положительная динамика развития. Из них 87% первоклассников (26 человек) показывают достаточный уровень адаптации к школе. 13% детей (4 человека) имеют нарушения в эмоционально-волевой сфере и трудности в поведении. Эти дети зачислены в коррекционную группу, с ними проводятся психологические занятия по коррекции данных нарушений по программе «Я учусь владеть собой» с использованием оборудования БОС в режиме эмуляции.
Согласно приказа департамента образования ЯНАО «Об организации и проведении окружного мониторингового исследования готовности первоклассников к обучению в школе» в сентябре 2015 года было проведено мониторинговое исследование оценки готовности первоклассников к обучению в школе. Было обследовано 73 человека. Одним из важных компонентов исследования был показатель «Цена адаптации ребенка к школе». Он показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе. Согласно результатам исследования 90% первоклассников 3 года и более посещали дошкольные образовательные учреждения, что должно служить хорошей базой для подготовки будущих первоклассников к школьному обучению, тем не менее, низкий уровень подготовки к школе выявлен у 26% учащихся. Исходя из этого, можно сделать вывод о недостаточной преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки дошкольника к обучению.


В раздел образования