Деятельность психологической службы по формированию преемственной здоровьесберегающей среды на уровне дошкольного и начального общего образования
Автор: Градобоева Татьяна Ивановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ СОШ №6 с УИОП г.Надым Населённый пункт: г.Надым Наименование материала: методическая разработка Тема: Деятельность психологической службы по формированию преемственной здоровьесберегающей среды на уровне дошкольного и начального общего образования Раздел: начальное образование
Деятельность психологической службы по формированию единой преемственной
здоровьесберегающей среды на уровнях дошкольного и школьного образования
Преемственность
–
принцип
изначально
положенный
в
основу
системы
непрерывного
образования. Реализация его дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка.
Считаем, что преемственность между детским садом и школой включает не только подготовку
детей к обучению. Реализация данного принципа заключается в создании среды, приближенной к
атмосфере детского сада, и благоприятной для развития ребенка. Важным направлением работы
школы является создание условий для успешной адаптации учащихся: умственного, духовного,
эмоционального,
физического
развития,
сохранения
психосоматического
и
психологического
здоровья первоклассников, повышения уровня эмоционально-психологического комфорта детей.
Результаты
окружного
мониторинга
«О
проведении
процедур
внешней
оценки
образовательных
достижений
обучающихся
в
образовательных
организациях
ЯНАО»,
проведенного
в
сентябре
2015
г.
констатируют
трудности
в
адаптации
к
школе
у
41%
первоклассников. Среди них дети с недостаточным уровнем школьной зрелости, повышенным
уровнем
тревожности
и
дети
с
третьей
группой
здоровья. Эти
данные
являются
важной
составляющей профиля «Ресурсы здоровья» первоклассника.
Приоритетная
задача
деятельности
психологической
службы
школы
–
содействие
педагогическому
коллективу
в
обеспечении
условий
для
создания
благополучной
среды,
конструктивное решение вопросов развития и здоровьесбережения учащихся. Психологическим
сопровождением
охвачены
100%
первоклассников.
Особенное
внимание
уделяем
развитию
регулятивных и познавательных процессов, коммуникативных навыков, коррекции тревожности,
профилактике утомления детей.
В школе функционирует интерактивный психологический кабинет, который представляет
собой модульный многофункциональный программно-оборудованный комплекс, разработанный с
учетом
эргономических
показателей:
декоративного
оформления
помещения,
наличие
комфортного места для консультирования и занятий, релаксационной и активационной зоны в
сенсорной комнате, аудио-визуального и специализированного оборудования. Функционирование
психологического
кабинета
осуществляется
согласно
расписанию,
которое
предусматривает
использование различных форм работы со всеми участниками образовательных отношений. Среди
детей наиболее востребована комната психологической разгрузки с применением пузырьковой
панели, кресел с наполнителями, сухого бассейна, звукоактивированного проектора светоэффектов
и другого специализированного оборудования, направленного на развитие функций сенсорной
интеграции школьников благотворно и влияющего на самочувствие, общение и обучение. Здесь
проходят
коррекционно-развивающие
и
адаптационно-профилактические
занятия.
Наличие
свободного
пространства
и
коврового
покрытия
дает
возможность
проводить
тренинговые
и
кинезиологические упражнения для развития способности школьников к самопознанию, навыков
общения
и
межполушарного
взаимодействия.
Для
консультирования
родителей
предусмотрен
уютный
консультативно-просветительский
уголок
с
использованием
мягкой
мебели
и
декоративного
оформления.
Среди
педагогов
наибольшим
спросом
пользуют ся
специализированные приспособления для снятия эмоционального напряжения: массажное кресло
и
аудиовизуальный
комплекс
.
Для
развития
навыков
саморегуляции
учащихся
наиболее
эффективными являются приборы биологически обратной связи.
В течение первого полугодия все первоклассники посещают психологические занятия по
адаптационно-профилактической программе «Я – школьник». Цель программы: оказание помощи
детям в психолого-социальной адаптации к условиям образовательно-воспитательного процесса. В
программе
используются
игровые
и
здоровьесберегающие
технологии,
приемы
арттерапии,
проективное рисование. В 2015/2016 учебном году для родителей первоклассников проведено 6
практических
занятий,
направленных
на
коррекцию
детско-родительских
отношений,
42
индивидуальные консультации и практико-ориентированный семинар «Результаты мониторинга
готовности первоклассников к школе и помощь родителей в период адаптации», на котором
присутствующие познакомились с эффективными приемами по оказанию помощи детям на первом
году обучения.
Таким
образом,
в
результате
создания здоровьесберегающих
условий
по
результатам
школьного психологического мониторинга, (на декабрь 2015 года) среди 41% первоклассников (30
человек) с трудностями в адаптации наблюдается положительная динамика развития. Из них 87%
первоклассников (26 человек) показывают достаточный уровень адаптации к школе. 13% детей (4
человека) имеют нарушения в эмоционально-волевой сфере и трудности в поведении. Эти дети
зачислены в коррекционную группу, с ними проводятся психологические занятия по коррекции
данных нарушений по программе «Я учусь владеть собой» с использованием оборудования БОС в
режиме эмуляции.
Согласно
приказа
департамента
образования
ЯНАО
«Об
организации
и
проведении
окружного мониторингового исследования готовности первоклассников к обучению в школе» в
сентябре
2015
года
было
проведено
мониторинговое
исследование
оценки
готовности
первоклассников
к
обучению
в
школе.
Было
обследовано
73
человека.
Одним
из
важных
компонентов исследования был показатель «Цена адаптации ребенка к школе». Он показывает
степень
затратности
для
ребенка
процесса
вхождения
в
школу
и
является
необходимым
параметром
для
оценки
адаптации
к
школе.
Согласно
результатам
исследования
90%
первоклассников 3 года и более посещали дошкольные образовательные учреждения, что должно
служить хорошей базой для подготовки будущих первоклассников к школьному обучению, тем не
менее, низкий уровень подготовки к школе выявлен у 26% учащихся. Исходя из этого, можно
сделать вывод о недостаточной преемственности между детским садом и школой в вопросах
подготовки дошкольника к обучению.