Автор: Белоусова Елена Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Новоаганская ОСШ №1" Населённый пункт: п. Новоаганск Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Обобщение знаний о родственных словах Раздел: начальное образование
технологическая карта урока русского языка во 2 классе.
Тема:
Обобщение знаний о родственных словах.
Цель :
-Формирование умения находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня
родственных слов.
-развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, называть формы слова.
Задачи: - актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при
сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
-отрабатывать навыки образования новых слов с помощью .
-формировать положительную мотивацию учения;
-развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение;
-развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, толерантность;
-обогащение словарного запаса детей .
-активизировать познавательную деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении;
-развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения,
-развитие коммуникативных компетенций;
- воспитание интереса к сотрудничеству в паре, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах
Планируемые результаты:
предметные:
нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму.
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
использует знако-символические средства при выполнении заданий;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап урока
Цель этапа
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый
результат
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
Организационный
этап.
Формирование
самооценки
готовности к
уроку.
Проверить
готовность
детей к уроку.
Мотивировать
учащихся на
активное
включение в
деятельность.
Приветствие.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас, какой?
Всё, что надо, под рукой!
- Проверим готовность к уроку.
Настроить на активную работу на уроке.
-Давайте пожелаем удачи друг другу на
Вспоминают
критерии ,
проверяют свою
готовность.
Включиться в
деятельность.
Коммуникативные:
взаимодействуют с
учителем во время
приветствия
Регулятивные:
П р и н и м а т ь
и
сохранять
учебную
цель и задачу;
Создать условия
для
возникновения
внутренней
потребности
включения в
деятельность -
регулятивные
УУД.
Коммуникативная:
взаимодействуют с
учителем во время
Создание
условий для
осознанного
вхождения
учащихся в
пространство
деятельности на
уроке
уроке.
приветствия, друг с
другом.
Чистописание.
Цель: Работа
по
формировани
ю почерка
учащихся
Работа в тетради.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает? (осень).
1.
Чистописание.
Как вы думаете, почему для чистописания
я взяла слово "осень"? (На дворе
середина осени. второй осенний месяц)
Оцените друг у друга написание слова:
правильность написания букв, наклон,
соединения букв.
Учащиеся
записывают в
тетради число,
классная работа.
Дети отвечают на
вопрос учителя.
Взаимопроверка
Коммуникативные:
Слушать
собеседника;
- Строить понятные
для собеседника
высказывания
Познавательные:
Выделять
существенную
информацию.
Регулятивные:
П р и н и м а т ь
и
сохранять
учебную
цель и задачу;
-Осуществлять
взаимоконтроль.
-
учебно-
познавательный
интерес;
умение
Актуализация
знаний
Повторение
изученного
материала,
необходимого
для «постановки
темы урока »
-Ребята, а можно ли на уроке русского
языка говорить об осени?
-Так приступаем к работе.
Прочитайте слова на слайде.
Облако, ветер, дождь, облачность, снег,
ветреный, снежинка, дождливый,
воздушный.
- Прочитайте, пронаблюдайте за словами.
- Почему я взяла такие слова? (осенняя
тема).
-Какое понятие сочетают в себе эти слова?
(погода).
-Какую работу можно выполнить с этими
словами?
Пример: Составление предложений со
словами, деление слов на слоги,
звукобуквенный анализ слов , подобрать
пару родственных слов т.д.
Учитель выслушивает ответы учащихся и
выбирает ответ с родственными словами.
- На какую тему подобраны пары слов?
- Это новая для вас тема?
-Что известно уже вам по этой теме?
.
Исследуют записи
на
доске.Анализирую
т полученную
информацию.
Учащиеся
работают со
словами.
Рассуждают,
предлагают
варианты
заданий.
- Предположения
детей.
Отвечают на
вопросы учителя.
Познавательные:
осуществляют
анализ объектов с
выделением
существенных
признаков.
Регулятивные:
ориентирование в
своей системе
знаний и
Группировать
слова на
определённое
правило.
Постановка
учебной задачи.
Формирование
умений
целеполагания,
представления
о результате
деятельности.
Определение
темы и цели
урока.
Создание условий для развития у
обучающихся умения ставить цель и
представлять результат деятельности.
(Управление ситуацией целеполагания).
- Как вы думаете, какая тема нашего
урока?
Учитель фиксирует тему на доске
Родственные слова.
Какие задачи поставим перед собой?
Называют задачи
урока.
Познавательные:
-Выдвигают
предположения
о
предполагаемой
теме урока;
Коммуникативные:
Взаимодействуют
с
учителем
во
время
постановки
учебной
задачи.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с
у ч и т е л е м
с т а в я т
Создать условия
для развития
регулятивных УУД:
определять и
формулировать
тему и цель урока.
Формулировка
учебной задачи как
темы урока.
учебные
задачи
на
урок.
-
П р и н и м а т ь
и
сохранять
учебную
цель и задачу;
- Дополнять, уточнять
высказанные
мнения
п о
с у щ е с т в у
поставленного
задания
- Слушают учителя;
-
О т в е ч а ю т
н а
вопросы учителя
осуществляемой
во
фронтальном режиме
Обобщение
знаний по теме.
Составление
плана работы на
уроке.
-Давайте составим алгоритм по
нахождению родственных слов.
Чтобы найти родственные слова надо:
1.Знать правило.
2.Уметь выделять в слове корень.
3. Знать (понимать) лексическое
значение слов.
4.Уметь составлять родственные слова.
5.Уметь находить родственные слова в
предложениях.
- Как вы думаете, а может ли этот
алгоритм стать планом работы урока?
Дети составляют
алгоритм.
Познавательные:--
дополнять, уточнять
высказанные мнения
по существу
поставленного
задания.
Создать условия
для развития
регулятивных
УУД,
Обобщение и
систематизация
знаний.
Обобщение и
систематизация
знаний о
корне слова, о
родственных
словах.
-умение
выделять
корень и
подбирать
однокоренные
слова.
Прочитайте слова.
Холод, холодный, о холоде, с холодом,
холстинка, холодильник, холмистый,
похолодание, в холоде.
-Как вы думаете, какое задание я для вас
придумала?
- Какие слова вам незнакомы? -как можно
узнать их лексическое значение?
-Давайте найдём в толковом словаре
лексическое значение слова -холстинка.
-Какие слова лишние? Почему?
-Какое слово обозначает основное
осеннее изменение в неживой природе?
Запишите слова в два столбика:
родственные слова к слову холод и
формы слова к слову холод.
Содействие развитию у учащихся
навыков самоконтроля и самооценки.
- Проверим правильность выполнения.
-Какие знания вам помогли выполнить это
задание?
Дети читают
задания и
выполняют их.
Действуют
согласно
составленному
алгоритму.
Работают с
толковым
словарём.
Сравнивают
работы на доске со
своими записями,
делают замечания,
оценивают свою
работу.
-
Коммуникативные:
-формулировать
собственное мнение и
позицию.
-Осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме.
Познавательные:
проводить сравнение
и классификацию по
заданным критериям;
добывать
информацию из
дополнительной
литературы.
Регулятивные:
-самостоятельно
учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в учебном
материале.
Правильные
работы
обучающихся,
понимание
различия
родственных
словах и формы
слова.
Умение
осуществлять
самоконтроль и
самооценку.
Физминутка
Формирование
ценностного
отношения к
своему
здоровью.
Организация и проведение «физминутки»
с пояснениями, позволяющими
обучающимся понять значимость
упражнений (ценностное отношение к
здоровому образу жизни).
Выполняют
упражнения для
снятия усталости и
напряжения,
упражнение на
внимание.
Ценностное
отношение к
здоровому образу
жизни.
Самостоятельна