Напоминание

Обобщение знаний о родственных словах


Автор: Белоусова Елена Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новоаганская ОСШ №1"
Населённый пункт: п. Новоаганск
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Обобщение знаний о родственных словах
Раздел: начальное образование





Назад





технологическая карта урока русского языка во 2 классе.

Тема:

Обобщение знаний о родственных словах.

Цель
: -Формирование умения находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов. -развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, называть формы слова. Задачи: - актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах; -отрабатывать навыки образования новых слов с помощью . -формировать положительную мотивацию учения; -развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение; -развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, толерантность; -обогащение словарного запаса детей . -активизировать познавательную деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении; -развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, -развитие коммуникативных компетенций; - воспитание интереса к сотрудничеству в паре, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах

Планируемые результаты:

предметные:
нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму.
личностные:
 проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу  понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:

регулятивные
 определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;  учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
 использует знако-символические средства при выполнении заданий;  делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;  составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные

 слушает и понимает речь других;  договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога:
обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап урока

Цель этапа

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый

результат

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

Организационный

этап.

Формирование

самооценки

готовности к

уроку.

Проверить

готовность

детей к уроку.

Мотивировать

учащихся на

активное

включение в

деятельность.

Приветствие.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас, какой?

Всё, что надо, под рукой!

- Проверим готовность к уроку.

Настроить на активную работу на уроке.

-Давайте пожелаем удачи друг другу на

Вспоминают

критерии ,

проверяют свою

готовность.

Включиться в

деятельность.

Коммуникативные:

взаимодействуют с

учителем во время

приветствия

Регулятивные:

П р и н и м а т ь

и

сохранять

учебную

цель и задачу;

Создать условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения в

деятельность -

регулятивные

УУД.

Коммуникативная:

взаимодействуют с

учителем во время


Создание

условий для

осознанного

вхождения

учащихся в

пространство

деятельности на

уроке

уроке.

приветствия, друг с

другом.

Чистописание.

Цель: Работа

по

формировани

ю почерка

учащихся

Работа в тетради.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет,

Кто знает,

Когда это бывает? (осень).

1.

Чистописание.

Как вы думаете, почему для чистописания

я взяла слово "осень"? (На дворе

середина осени. второй осенний месяц)

Оцените друг у друга написание слова:

правильность написания букв, наклон,

соединения букв.

Учащиеся

записывают в

тетради число,

классная работа.

Дети отвечают на

вопрос учителя.

Взаимопроверка

Коммуникативные:

Слушать

собеседника;

- Строить понятные

для собеседника

высказывания

Познавательные:

Выделять

существенную

информацию.

Регулятивные:

П р и н и м а т ь

и

сохранять

учебную

цель и задачу;

-Осуществлять

взаимоконтроль.

-

учебно-

познавательный

интерес;

умение

Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «постановки темы урока »
-Ребята, а можно ли на уроке русского

языка говорить об осени?

-Так приступаем к работе.

Прочитайте слова на слайде.

Облако, ветер, дождь, облачность, снег,

ветреный, снежинка, дождливый,

воздушный.
-
Прочитайте, пронаблюдайте за словами.

- Почему я взяла такие слова? (осенняя

тема).

-Какое понятие сочетают в себе эти слова?

(погода).

-Какую работу можно выполнить с этими

словами?

Пример: Составление предложений со

словами, деление слов на слоги,

звукобуквенный анализ слов , подобрать

пару родственных слов т.д.

Учитель выслушивает ответы учащихся и

выбирает ответ с родственными словами.

- На какую тему подобраны пары слов?

- Это новая для вас тема?

-Что известно уже вам по этой теме?

.

Исследуют записи

на

доске.Анализирую

т полученную

информацию.

Учащиеся

работают со

словами.

Рассуждают,

предлагают

варианты

заданий.
-
Предположения

детей.

Отвечают на

вопросы учителя.

Познавательные:

осуществляют

анализ объектов с

выделением

существенных

признаков.

Регулятивные:

ориентирование в

своей системе

знаний и

Группировать

слова на

определённое

правило.


Постановка

учебной задачи.

Формирование

умений

целеполагания,

представления

о результате

деятельности.

Определение

темы и цели

урока.

Создание условий для развития у

обучающихся умения ставить цель и

представлять результат деятельности.

(Управление ситуацией целеполагания).

- Как вы думаете, какая тема нашего

урока?

Учитель фиксирует тему на доске

Родственные слова.

Какие задачи поставим перед собой?

Называют задачи

урока.

Познавательные:

-Выдвигают

предположения

о

предполагаемой

теме урока;

Коммуникативные:

Взаимодействуют

с

учителем

во

время

постановки

учебной

задачи.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с

у ч и т е л е м

с т а в я т

Создать условия

для развития

регулятивных УУД:

определять и

формулировать

тему и цель урока.

Формулировка

учебной задачи как

темы урока.


учебные

задачи

на

урок.
- П р и н и м а т ь и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения п о с у щ е с т в у поставленного задания - Слушают учителя; - О т в е ч а ю т н а вопросы учителя осуществляемой во фронтальном режиме

Обобщение

знаний по теме.

Составление

плана работы на

уроке.

-Давайте составим алгоритм по

нахождению родственных слов.

Чтобы найти родственные слова надо:

1.Знать правило.

2.Уметь выделять в слове корень.

3. Знать (понимать) лексическое

значение слов.

4.Уметь составлять родственные слова.

5.Уметь находить родственные слова в

предложениях.

- Как вы думаете, а может ли этот

алгоритм стать планом работы урока?

Дети составляют

алгоритм.

Познавательные:--

дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу

поставленного

задания.

Создать условия

для развития

регулятивных

УУД,


Обобщение и

систематизация

знаний.

Обобщение и

систематизация

знаний о

корне слова, о

родственных

словах.

-умение

выделять

корень и

подбирать

однокоренные

слова.

Прочитайте слова.

Холод, холодный, о холоде, с холодом,

холстинка, холодильник, холмистый,

похолодание, в холоде.

-Как вы думаете, какое задание я для вас

придумала?

- Какие слова вам незнакомы? -как можно

узнать их лексическое значение?

-Давайте найдём в толковом словаре

лексическое значение слова -холстинка.

-Какие слова лишние? Почему?

-Какое слово обозначает основное

осеннее изменение в неживой природе?

Запишите слова в два столбика:

родственные слова к слову холод и

формы слова к слову холод.

Содействие развитию у учащихся

навыков самоконтроля и самооценки.

- Проверим правильность выполнения.

-Какие знания вам помогли выполнить это

задание?

Дети читают

задания и

выполняют их.

Действуют

согласно

составленному

алгоритму.

Работают с

толковым

словарём.

Сравнивают

работы на доске со

своими записями,

делают замечания,

оценивают свою

работу.

-

Коммуникативные:

-формулировать

собственное мнение и

позицию.

-Осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание

в устной форме.

Познавательные:

проводить сравнение

и классификацию по

заданным критериям;

добывать

информацию из

дополнительной

литературы.

Регулятивные:

-самостоятельно

учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в учебном

материале.

Правильные

работы

обучающихся,

понимание

различия

родственных

словах и формы

слова.

Умение

осуществлять

самоконтроль и

самооценку.


Физминутка

Формирование

ценностного

отношения к

своему

здоровью.

Организация и проведение «физминутки»

с пояснениями, позволяющими

обучающимся понять значимость

упражнений (ценностное отношение к

здоровому образу жизни).
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. Ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Самостоятельна

я работа.

Работа в парах.

Организация

самостоятельно

й учебной

деятельности

Лист, лесник, заморозки, отлёт.

- Посмотрите на доску,

- Какое задание вы бы хотели выполнить

с этими записями? Я предлагаю вам

поработать в парах, назовите правила

работы в паре.

Соотнесите слова и схемы слов,

придумайте родственные слова к данным

словам.

-Ребята, кому легко было выполнять это

задание, а кто испытывал затруднение,

кому было трудно выполнять такое

задание? В чём ваши затруднения, на

Дети работают в

парах и

формулируют

правило.

Знаковая форма

слов. Запись слов.

Выделение

корней.

Рефлексия: Дети

оценивают себя.

Дают словесную

оценку своим

Коммуникативные

.УУД.

Умение

договариваться и

приходить к

общему мнению.

Контролировать

действия

партнёра,

обосновывать

собственное

мнение.

Регулятивные:

осуществлять

контроль по

Познавательные:

преобразовывать

информацию из

одной форы в

другую.

Определять

место корня в

слове.


каком этапе работы вы встретили

трудности? На полях, рядом с

выполненным заданием поставьте буквы

"Л", "З", "Т".

- Сделайте вывод, как проверять

родственные слова, как подобрать

родственные слова?

- Если у некоторых детей ещё есть

затруднения при выполнении заданий, то

давайте будем дальше работать по

нашему плану, для закрепления знаний по

теме.

действиям.

результату и по

способу действия,

самооценка.


Упражнение в

способе действия

нахождения

родственных слов

и едином

написании корней

родственных слов

Организация

самостоятельно

й учебной

деятельности

- Посмотрите на слайд, отгадайте загадки:

Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина).

Хвост пушистый, мех золотистый,

в лесу живет, кур в деревне

крадёт.

Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха

И на стол уселась …
(муха)
Берёза - лист - гриб

Осина - лес - гриб

Лиса - хвост - гриб

Муха - гриб

Какое задание вы хотели бы выполнить

рассматривая эту запись?

- От слов образуйте родственные слова

Дети выполняют

задания,

действуют

согласно

составленному

алгоритму.

Дети

записывают

родственные

слова: берёза,

берёзовый,

Коммуникативные:

строить

монологические

высказывания:

Регулятивные:

определять цель

задания,

действовать по

предложенному

плану, оценивать

работу.

Регулятивные:

Преобразовывать

практическую

задачу в

познавательную.

Познавательные:

устанавливать

аналогии.

Личностные:

развитие

любознательност

и, интереса к

родному языку.

Познавательные:

сравнение,

выделение

существенных

признаков

предметов.

Задание


обозначающие...

Почему так назвали грибы? А как ещё

называют подберёзовик и подосиновик?

А вы знаете почему мухомор так назвали?

Лисички это прямое или переносное

значение?

Кому интересно было выполнять это

задание? Почему?

- Какие эмоции у вас возникли при

выполнении этого задания?

_ А вы знаете какие звери питаются

грибами?

Можно ли сбивать мухоморы в лесу?

-Почему?

подберёзовик.

Осина,

осиновый.

подосиновик.

Лиса, лисий,

лисички.

Словесная

оценка детей.

Дети

обосновывают

свои

высказывания.

Коммуникативные

: обосновывают

собственное

мнение.

Личностные:

оценивают

ситуации и

объясняют смысл

своих оценок.

выполнено.


Итог урока:

Рефлексия.

Развитие

рефлексивных

умений.

-Прочитайте текст. Какое задание вы бы

предложили выполнить своему

товарищу?

- Молодцы, я тоже приготовила такое же

задание.

Выпишите родственные слова из

предложений .

Белка мороза не боится. Летом собирает

орехи, грибы и прячет их в дупла

деревьев. Она готовится к зиме не

только делая припасы. Белка меняет

шубку летнюю на зимнюю. Зимняя шуба

у белочки сероватая и тёпленькая.

- Давайте соотнесём нашу работу на уроке

с намеченным нами планом. Удалось ли

нам всё выполнить.

- Давайте заполним оценочный лист.

-Нарисуйте своё настроение простым

карандашом в виде смайлика.

- Мне было бы приятно услышать ваши

мнения об уроке:

Наблюдают,

выписывают

родственные

слова из

предложений,

выделяют

корень слова.

Дети рисуют

настроение.

Коммуникативные:

учитывать разные

мнения и

интересы и

обосновывать своё

мнение.

Познавательные:

осуществлять

анализ объектов с

выделением

существенных и

несущественных

признаков.

Регулятивные:

соотносят

результат своей

деятельности с

задачами урока и

оценивают его.

Личностные:

оценивание своих

эмоций в конце

Выделять

родственные

слова из

предложений.

Находить слова

на определённое

правило.


Домашнее

задание.

- На уроке я узнал….

-Мне было сложно…

-Я смог научиться…

-Мне показалось необычным…

- Я захотел узнать…

Я предлагаю вам задание по выбору:

1. С.64, упр.93.

2. Составить четыре пары

однокоренных слов.

3. Используя корни слов -нёс- ,- воз-,-

школ- составьте родственные слова .

- Спасибо , ребята, вам за работу на

уроке.

Слушают учителя,

делают выбор д.з.

урока.

Регулятивные:

оценивать

правильность

своих эмоций на

уровне адекватной

оценки.

Личностные:

Оценивают

ситуации и свою

деятельность на

уроке.

Самоопределение .



В раздел образования