Свободная ответственность в группе детей и методы достижения
Автор: Гегелева Елена Геннадьевна Должность: воспитательгпд Учебное заведение: ГБОУ гимназия №107 Выборгского района Населённый пункт: Санкт- Петербург Наименование материала: Статья Тема: Свободная ответственность в группе детей и методы достижения Раздел: начальное образование
опираться педагог .
1.Демонстрация полного доверия детям.
Педагогический
оптимизм,
с
опорой
на
положительные качества воспитанника
2.
Выступать
как
источник
разнообразного
опыта, к которому всегда можно обратиться за
помощью, важно, чтобы в такой роли он мог
выступать для каждого ученика.
3 . О т к р ы т о
в ы р а ж а т ь
с в о и
ч у в с т в а
в
межличностном общении с учащимися ( мысли и
переживание)
4. Чувствовать эмоциональный настрой
группы
или
отдельного
ученика.
Видеть
внутренний
мир
и
поведение
с
внутренней
позиции
ученика,
смотреть
на
мир
глазами
ребёнка.
П ед аго г,
п о н и маю щ и й
и
п р и н и ма ю щ и й
вну тренний
мир
своих
в о с п и т а н н и к о в ,
участвующий
в
без
оценочной
манере
поведения,
и
ведущий
себя
естественно,
в
соответствии со своими переживаниями, а так
же доброжелательно относящийся к детям уже
создаёт учение и личностное развитее в целом,
а тот , кто ведёт себя неискренне, или ещё хуже
демонстрирует неуважение к воспитанникам, тот
оказывает
отрицательное
воздействие
на
развитие личности ребёнка
Общие методические приёмы.
1.Книги, наглядные пособия
2.Разнообразные
обратные
связи
(диалог,
собеседование, групповые формы общения)
3.Заключение контрактов с воспитанниками, это
даёт каждому почувствовать свою осмысленную
ответственность,
уверенность,
безопасность
свободу.
Но залогом любой успешной деятельности всё
же
является
дисциплина,
как
научить
детей
самодисциплине?
Дисциплина - это наказание или ответственная
свобода
В понимании многих преподавателей дисциплина —
управление поведением ребенка или исправление
его привычек. У детей бытует представление, что
дисциплина - это запрет, наказание. Знают, что
будет
наказан,
но
нарушает
поведение.
Почему?
Причин много. Постараемся в этом разобраться.
На
самом
деле,
это
понятие
включает
в
себя
множество
факторов:
личность
преподавателя,
включая
его
дисциплинированность,
его
умение
улаживать конфликты между детьми, способность
сохранить
доброжелательные
отношения
с
у ч а щ и м и с я .
В
т ол к о в о м
с л о в а р е
с л о в о
«дисциплина»
объясняется
следующим
образом:
воздержанность,
подчинение
и
привычка
к
установленному
порядку,
умение
общаться.
Понятие
«дисциплина»
включает
в
себя
также
значение «обучение, учение».
Порой бывает сложно справиться с дисциплиной в
классе. И первое, что делается – это приглашают
родителей. Это не совсем оправданный метод, если
не учитывать природу формирования дисциплины и
возраст
ребёнка,
семейное
воспитание,
умение
ребёнка общаться.
Дисциплина
—
помощь
ребенку
со
стороны
взрослых
в
превращении
его
ответственного,
зрелого, любящего и нравственного человека.
Методы достижения
Самое удивительное, что у детей есть потребность
в
дисциплине,
это
одна
из
их
основных
нужд.
Поэтому утверждать, что любовь — все, что нужно
для того, чтобы быть хорошими родителями или
воспитателями, неверно. Ребенка нужно любить и
дисциплинировать. Чувства любви и расположения
должны
уравниваться
пониманием
ситуаций
и
самоконтролем. Ребенок, не знающий границ своего
п о вед е н и я ,
ч у вс т вует
с ебя
н еу ве р е н н о .
Дисциплинируя ребенка или группу воспитанников,
помните:
Последствия
проступков
должны
б ы т ь
направлены
на
то,
чтобы
усилить
в
ребенке
чувство
ответственности
и
контроля
в
своей
жизни.
Если мы заставляем ребенка учиться, то вряд
ли
он
сам
поймет,
насколько
это
для
него
необходимо .
Е с л и
ж е
о н ,
у ч а с ь ,
с т о л к н е т с я
с
определенными трудностями, то это будет
хорошим уроком для него.
Н а к а з а н и я
з а
п р о с т у п к и
д о л ж н ы
соответствовать возрасту ребенка
Тяжесть
последствий
должна
соотноситься
с
тяжестью проступка.
Отличайте
мелкие
проступки
от
серьезных
нарушений.
Иначе
самые
суровые
наказания
лишаются
смысла.
Дети
должны
уметь
говорить
«нет»
своим
желаниям.
Если
мы
не
учим
детей
принимать
«нет»
от
людей, то ребёнок не учится говорить «нет»,
и
с о з д а ё т с я
с и т у а ц и я
и
Что влияет на дисциплину в классе?
Психологический климат.
Его могут испортить конфликты детей друг с
другом, родителями, преподавателями.
Особенности темперамента ребенка во многом
определяют
его
поведение.
А к т и в н ы е ,
напористые,
энергичные
учащиеся
ч а щ е
бывают обидчиками. Им труднее справиться со
своими
желаниями.
Робкие,
застенчивые,
медлительные,
напротив,
чаще
оказываются
обиженными. Какими бы ни были ваши дети, в
разрешении конфликтов вы должны опираться,
прежде
всего,
на
уважение
к
личности
ребенка.
Н е
с л ед у ет
с р а з у
ж е
р у г а т ь
провинившегося.
Это
не
прекратит
ссоры,
напротив,
у ч а щ и е с я
п о л у ч а т
п р и м е р
насильственного
решения
проблемы.
Ваша
задача
иная.
Дети
конфликтуют
не
со
зла:
просто они хотят чего- то добиться, но не умеют
договариваться.
Возможные
проблемы
в
семье
ребенка.
В
любом
возрасте
люди
испытывают
влияние
социальных групп, к которым они принадлежат.
В
детстве
это
влияние
ощущается
особенно
сильно. Какая атмосфера царит у вас в классе?
Напряженная или атмосфера любви и покоя?
Какие
бы
меры
мы
ни
принимали,
они
предотвратят часть проблем, но не ликвидируют
и х
в с е . П о э т о м у внутренний
настрой
преподавателя
помогает
справиться
с
возникающими проблемами.
Методы коррекции поведения.
Установите
для
вашего
класса
определенные
нормы
поведения.
Они
должны
быть
четкими
и
простыми, например:
«Каждый
должен
вести
себя
хорошо»
—
звучит
туманно.
«Мы
будем
говорить
по
одному:
один
говорит,
другие слушают»— звучит четко и конкретно.
Спросите детей, согласны ли они выполнять эти
правила, напишите их на листе и повесьте на стену
в классе. Объясните, что можно делать, что нельзя
и
не
меняйте
правил
в
зависимости
от
своего
настроения.
Если
дети
поймут,
что
в
одном
настроении
вы
позволяете
что-то,
чего
не
позволяете в другом, они начнут изворачиваться,
хитрить, подстраиваться под ваше настроение. Не
забывайте
сами
придерживаться
установленных
правил.
Дети
—
большие
максималисты,
и
они
будут зорко следить за вашим поведением.
Ведите себя так, чтобы было видно, что вы —
руководитель .
Будьте
хозяином
положения,
направляйте, ведите за собой детей. Они быстро
распознают
нерешительность,
отсутствие
четких
распоряжений,
а
это
—
стимул
к
плохому
поведению. Помните, что вы всегда должны быть
им
старшим
другом. Хвалите учащихся. Похвала
—
лучший
метод
коррекции
детского
поведения.
Это подбодрит их и побудит сделать что-то еще
лучше. Если вы говорите ребенку: «Фу-у-у, как ты
плохо
выполнил
эту
работу,
просто
противно
смотреть,
ну-ка
переделай!»
Скорее
всего,
следующая работа будет выполнена гораздо хуже
предыдущей. А если сказать по-другому: «Ну-у-у, в
общем-то ничего, вижу, что вот здесь и здесь ты
действительно
старался,
но
ты
ведь
можешь
сделать
еще
лучше,
попробуй!»
Если
вы
хотите
научить попугая говорить, вы даете ему семечки
каждый раз, когда он издает нужный звук, если вы
хотите научить собаку новому трюку, то за каждое
достижение
вы
награждаете
ее
к осточк ой.
Психологи
называют
это
методом
позитивной
обусловленности.
Проще
говоря,
награждайте
ребенка за хорошее поведение, и вы сможете его
добиться.
Показывайте
учащимся,
что
вы
ими
довольны, и физически, и эмоционально. Говорите
учащимся,
что
вы
гордитесь
их
успехами.
Это
акцентирует внимание на продвижении вперед, а не
на
происшествие
в
их
глазах
может
вырасти
и
превратиться
в
значимое
событие.
Старайтесь
«погасить»
сильную
эмоциональную
реакцию
ученика, чтобы, наблюдая за вашими эмоциями, он
не
получил
подтверждения
своим.
Разрешая
проблемы в классе, сдерживайте свои эмоции, тем
более
гнев
и
раздражение.
Если
вы
потеряете
контроль
над
собой,
то
это
плохо
отразится
на
вашем авторитете.
Не
заводите
себе
любимчиков ,
д ет и
э т о
чувствуют и найдут повод, чтобы отомстить вам и
ему.
Не
угрож айте
мерами,
которые
вы
н е
собираетесь
или
не
можете
применить .
Позвольте
учащимся
на
опыте
познакомиться
с
последствиями
их
поведения: например,
если
ссорятся
из-за
места,
не
разрешайте
садиться
никому.
Рассказывайте
истории,
иллюстрирующие
п о л о ж и т е л ь н о е
п о в е д е н и е .
Если
все
ваши
усилия
по
дисциплинированию
учащегося в классе безуспешны, поработайте с ним
индивидуально. Объясните ему ваше отношение к
ситуации. Расскажите о вреде, который он приносит
классу, но не о том, что было нанесено оскорбление
лично вам.
Будьте
терпеливы,
не
рассказывайте
другим
об
этом учащемся — нарушителе дисциплины. Иногда
это
провоцирует
других
сплетничать.
Лучше
в
тишине подумайте, что было не так сделано, что
можно сделать. Дайте ребенку видеть перспективу.
Действенные
методы
коррекции
поведения
базируются на стремлении поступать с детьми
справедливо. Если
вы
не
собираетесь
долго
и
кропотливо разбираться в детском конфликте, то не
применяйте
наказание.
Не
наказывайте
обе
стороны и весь класс за проступок кого-либо. Дети
наделены
чувственным
восприятием,
поэтому
небольшое
наказание
«по
несправедливости»
может вызвать протест класса.
Не
наказывайте
детей
дополнительными
занятиями.
Будьте естественны и искренни. Учащиеся быстро
улавливают малейшую неискренность и фальшь. В
то
же
время,
не
берите
за
правило
положение:
«Делай так, как я говорю, и не делай так, как я
делаю». Будьте человеком творческим и давайте
возможность
творить
ребёнку.
Помните,
что
над
жизнью учащихся работает семья и он сам. Будьте
партнером, союзником для ребёнка, но не берите
на себя ответственность за то, что может сделать
семья и сам ребёнок.
Некоторые советы относительно дисциплины в
классе
1.Иногда
действия
говорят
лучше
слов. Молча
з а б е р и т е
п р ед м ет,
к от о р ы м
у ч ащийся
развлекается. Не отдавайте до конца занятия.
После занятия поговорите с ним.
2.Подойдите
к
разговаривающему
и
молча
встаньте
около
него.
Положите
ему
руку
на
плечо или пересадите за другую парту.
3.Попробуйте помолчать. Внезапно остановитесь
на полуслове и дождитесь тишины.
4.Попытайтесь
установить
контакт
с
помощью
строгого
взгляда,
кивка
головой,
пригрозив
пальцем.
5.Вместо того, чтобы выставить на доске оценки
за плохое поведение, лучше назначьте каждому
учащемуся
некоторое
количество
баллов,
флажков
или
звездочек.
Вы
сможете
потом
убирать
по
одному
баллу
за
нарушение
дисциплины.
6.Н е
в ы з ы ва й те
у ч а щ и хс я
от веч ат ь
п о
предсказуемой схеме. Пусть они будут немного
волноваться, это только улучшит их ответы.
7.Умейте
быстро
переходить
к
вопросам
и
ответам, если чувствуете, что учащиеся устали.
8.Умейте
замечать
самые
незначительные
улучшения в поведении учащегося и поощряйте
их.
9.Попробуйте спросить нарушителя дисциплины,
не помочь ли ему чем-нибудь, и окажите ему
помощь.
10.
Попробуйте
понизить
голос.
Никогда
не
повышайте
его,
иначе
учащимся
придется
напрягать слух, чтобы расслышать ваши слова.
11.
Признайтесь,
повторяющееся
плохое
поведение
часто
служит
сигналом
того,
что
учащемуся недостает внимания или любви. Не
всегда, поговорив с ним, вы можете успешно
устранить
причины,
которые
толкают
его
сорвать
занятие.
Возможно,
вам
придется
говорить
с
ним
несколько
раз,
прежде
чем
ситуация изменится.
12.
Будьте
терпеливы.
Ч т о б ы
р е ш и т ь
проблемы и наладить отношения с учащимися,
требуется время. Будьте щедрыми на время.
Проведите в классе проект « Что нужно делать,
чтобы
стать
свободным
и
ответственным»
Задумалась, почему мы делаем акцент на то, что
плохо, повторяем, что нельзя делать. А почему бы
не отработать хорошие правила, тем более, что в
семье не всё удалось родителям. Психологическое
внимание
переноситься
на
положительные
установки.
Придумали
с
ребятами
на
группе
продлённого дня, что можно делать на уроке, на
перемене,
дома.
Все
согласились,
одобрили.
Появилось общее дело с позитивным настроем. И
жили по этим законам месяц: каждый день ребята
рассказывали
устно,
кто
добился
ус п еха .
Постепенно
подтягиваться
стали
«непоседы»
и
отстающие. С нарушителями дисциплины говорите
индивидуально.
Результат
уже
через
месяц
был
положительный.
По-настоящему неразрешимых проблем не так