Автор: Сиваченко Анатолий Владимирович Должность: концертмейстер театра, где играют, дети Учебное заведение: МУ ДО Центр дополнительного образования Заводского района Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: методическая разработка Тема: "Актёрское пение:как учить песенный материал?" Раздел: дополнительное образование
Анатолий Сиваченко,
Концертмейстер театра, где играют дети
«НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО»
МУ ДО Центр дополнительного образования детей
Заводского района г.Саратова
Актерское мастерство через песню.
Многих актёров мы знаем не только по ролям в театре или кино, но и
по
песням,
исполненным
ими
в
фильмах
или
спектаклях.
Николай
Караченцев,
Андрей
Миронов,
Александр
Хочинский….
Их
вокальные
данные далеки от совершенства, но каждая музыкальная фраза рассказывает
историю,
которая
также
передается
через язык
тела, выражение
лица, дикцию и динамику голоса.
Вот тут начинается настоящее актерское мастерство. Как только юный
актёр выйдет на сцену и начнет свое выступление – он ни в коем случае не
должен сосредотачиваться на технике исполнения.
Если
бы
бегун
на
соревнованиях
думал:
«налево-направо-налево-
направо» для того, чтобы пробежать гонку, то он, вероятно, не прибегал бы
первым. Поющий актёр должны быть настолько подготовлен, чтобы зрители
смогли и насладиться и голосом и получить «послание».
Как важна искренность в пении и живом исполнении! Многим поющим
актёрам – «певцам» среднего уровня (если судить по техническим навыкам)
публика аплодирует стоя и вызывает на бис; в то время как певец, который
исполняет свой репертуар технически почти на полном автоматизме,
получает вежливые уважительные аплодисменты...
Часто говорят, что «актёр поёт душой».
Как учить песенный материал
Нужно ли учить слова?
Если вы поете для своего удовольствия, тогда это необязательно, но
если вы песня вплетена в спектакль (исполняет её герой спектакля, или она
звучит как зонг) тогда изучение текста, составляющего сюжет песни, очень
важно.
Какие преимущества изучения слов?
Хорошо выученный текст позволяет вам сосредоточиться на пении,
вместо того, чтобы пытаться вспомнить ее слова. Использование песенника
или листа с текстом усложняет передвижение, подавляет эмоциональность и
вызывает некоторое волнение, даже если его нет!
Иногда герой может держать в руках книгу, или какой-то предмет, где имеется
шпаргалка с текстом песни.
Важно понимать, что у каждого учащегося свой индивидуальный
подход к изучению — то, что может подойти одному, может не работать для
другого. Есть несколько методик, которые можно использовать, чтобы
выучить слова песни. Попробуйте каждый из них и скомбинируйте в один
или несколько способов, пока не найдете тот, который работает именно для
этого учащегося. Если учащийся лучше воспринимаете информацию
визуально, надо сделать печатную копию и учите текст с нее. Написание или
печать текста несколько раз тоже хорошо помогает запомнить текст песни.
Если учащийся лучше воспринимаете информацию на слух, то лучше
учить песню с записи или заниматься с аккомпаниатором. Учащийся может
слушать, как исполняется песня, и петь вместе с исполнителем, запоминая
музыку песни, которая поможет запомнить и слова.
Если же вам учащийся кинестетик (человек, который воспринимает
мир через ощущения), найдите, что можно сымитировать, практикуйтесь!
Прикосновения и движения — лучший путь к изучению слов. Связывайте
движения с песней, это может помочь представить образы. Здесь может
потребоваться больше повторений, поскольку дети, которые используют этот
метод, обычно с большим трудом запоминают музыку.
Лучшие способы выучить слова песни — это репетиция и
«Мнемоника» ( это способ запоминания трудно усваиваемой информации).
Принцип мнемоники — использование лучших функций вашего мозга для
лучшего хранения информации.
Не учите текст в последний момент! Во время выступления есть
множество моментов, которые могут вас отвлечь. Например, если учащийся
танцует или двигается, и рядом на сцене действуют другие персонажи
спектакля - то при этом очень просто забыть слова песни.
Что делать? Во-первых, учащийся долен сконцентрироваться на
повторении текста. Чем больше он повторяет, тем лучше. Повторять можно
до тех пор, пока знание текста не дойдёт до автоматизма. Этим можно
застраховаться от внезапной заминки, если текст вдруг забудется. Даже если
испольнитель нервничает или его что-то отвлекает во время выступления, вы
вспомните песню!
Упражнения на запоминание текста
Выберите короткую фразу и проговаривайте и пропевайте её до тех пор,
пока не споёте их, не обращая внимания на музыку. Повторяйте выученное со
второй фразой, потом объедините их вместе и проделайте вышеуказанные
действия с новым куском.
Продолжайте добавлять фразы и повторять все вместе пока не сможете
повторять всю песню. Когда вам необходимо выучить большое количество
песен, начинайте с тех, которые вам больше нравятся!
Читайте и повторяйте слова короткими фразами – меньше и чаще
намного эффективнее, чем пытаться выучить все и потратить на это уйму
времени.
Делайте пометки по тематике песни и образа.
Делайте записи вашей речи и вашего пения во время изучения текста.
Говорите и пойте в ритме песни.
Записывайте на бумаге текст и делайте его аудиозапись в то время,
когда повторяете слова.
Привязывайте иностранные слова с теми, которые вы уже знаете.
Учите слова в обратном порядке (последний куплет первым) и
повторяйте их так в разное время на протяжении дня.
Повторяйте песню каждый день, пойте или проговаривайте слова
вслух.
Используйте яркие, веселые и преувеличенные образы или символы,
что поможет связывать слова.
Связывайте каждое слово с образом, комбинируя их, чтобы создать
такое себе путешествие по песне.
Запоминайте слова без музыки, и только затем объединяйте их с
музыкой.
Когда вы успешно запомнили слова и можете петь их в кругу друзей, не
подглядывая, похвалите себя за то, что вы проделали такую работу.
Если вы уже хорошо выучили песню, периодически повторяйте её,
чтобы не забыть и укреплять память.