Напоминание

"Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема"


Автор: Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУДО "Дом детского творчества" города Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Особенности воспитания обучающихся в кадетских училищах

(на примере ВПКУ)
Автор: Кучеренко Дарья Сергеевна "Воспитание офицера должно быть поставлено выше образования... Военное воспитание настолько специально, что требует самостоятельной выработки. Поэтому для лучшего решения вопроса военного образования,надо признать полезным существование особых военно-учебных заведений, где бы воспитывалась молодежь с детского возраста" Ф.Гершельман Кадетское образование в России активно развивается в последние годы. В настоящее время получение соответствующего образования укладывается в рамки обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами. Такое обучение имеет целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Нормативно-правовое регулирование кадетского образования в России осуществляется на уровне Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках статьи 86 (далее – Закон 2012 г.). В соответствии с Законом 2012 г. в случае обучения по интегрированным программам могут создаваться общеобразовательные организации со следующими названиями: «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский военный корпус», «морской кадетский военный корпус», «кадетская школа», «кадетский корпус», «морской кадетский корпус», «казачий кадетский корпус»; и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище». Общеобразовательная организация с названием «президентское кадетское училище» является новым видом кадетской образовательной организации, введенным Законом 2012 г. Создание данного вида организаций не было предусмотрено ни ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» 1992 г., ни Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах (утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 328), регулировавшим организацию и осуществление образовательной деятельности в кадетских учреждениях вплоть до принятия Закона 2012 г. Основными особенностями президентских кадетских училищ (далее - училища) являются следующие. Училища создаются в виде федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений и имеют целью подготовку обучающихся к государственной службе. За училищем на праве оперативного управления закрепляется находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество и предоставляются земельные участки на праве постоянного, бессрочного пользования. В настоящее время на территории Российской Федерации создано и функционирует всего восемь училищ, одно из которых – Московское президентское кадетское училище - относится к системе МВД, остальные - Оренбургское, Тюменское, Владивостокское, Краснодарское, Ставропольское, Кызылское и Севастопольское училища - находятся в введении Минобороны. "Президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и "военно-музыкальное училище" создаются только Российской Федерацией, а общеобразовательные организации со специальными названиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус» могут создаваться как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации.
Организация и осуществление образовательной деятельности в президентских кадетских училищах, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) военных корпусах, военно-музыкальных училищах, а также порядок приема в указанные образовательные организации устанавливают федеральные государственные органы, в ведении которых они находятся, по согласованию с Минобрнауки России. Так, приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации». Исходя из целей обучения в рамках кадетского образования, а именно - подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в указанных нормативных правовых актах закреплена особая роль воспитания обучающихся как части образовательного процесса. Организация воспитательной работы с кадетами должна осуществляться на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания. При этом воспитание базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации. Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров. Система воспитания основана, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным. Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование выходит на уровень профессиональной ориентации воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
В 2014 году на Дальнем Востоке открылось “Владивостокское Президентское кадетское училище”, для воспитанников училища этот год особенный, открытия Владивостокского Президентского Кадетского Училища. Вся учебная и воспитательная работа с коллективом класса была направлена первоначально на адаптацию воспитанников в новый сфере и в новом окружении, сплочению коллектива, а также достойное окончание учебного года. И в связи с этим основной задачей воспитательной работы являлась создание условий для формирования ясных представлений кадет о военной составляющей, и о том, кем они себя в дальнейшем видят. Основываясь на план воспитательной работы училища где, общая цель воспитания – это становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции. Задачи воспитательной работы: • Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей. • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. • Развитие общей культура кадет через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Для решения поставленных задач, разработаны рекомендации по оказанию помощи педагогом-воспитателем каждому из кадет. Ведется: • с целью наблюдения за организованностью кадет на уроке, контроля выполнения домашнего задания, осуществления индивидуального подхода, изучения кругозора кадет посещаются учебные занятия. • партнерское взаимодействие со всеми преподавателями, работающими в классе, в решении проблем обучения, повышения уровня успеваемости; • с целью оптимизации учебного процесса проводятся консультации с педагогом – психологом закрепленном на каждом учебном курсе; • организована взаимопомощь внутри класса среди кадет; • с воспитанниками неоднократно проводятся беседы, как классным руководителем, так и офицером-воспитателем на тему ответственного отношения к учебе, мотивируя на достижение поставленной цели; • взаимодействуя с преподавателями, намечается совместный план ликвидации пробелов, возникших из-за пропусков занятий по болезни; • результаты учебной деятельности постоянно обсуждаются с воспитанниками и их родителями; • итоги успеваемости обсуждаются еженедельно на классных собраниях, Каждый педагог-воспитатель внеклассную работу планирует и проводит по следующим основным направлениям: · Гражданско – патриотическое воспитание (Цель: актуализация чувства любви к своей Родине, ответственности за её судьбу. Поддержка чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам. Для визуализации исторического опыта кадеты вместе с воспитателями в отведённое время стали художниками – авторами картин, стен-газет, рисунков, поделок на тему самобытной доблести русского народа в разные исторические периоды. Подготовили концерты самодеятельности к Дню защитника Отечества, к Дню Победы.
Кадеты участвуют в смотре «Равнения на командиров»,принимают участие в параде Победы, войдя в взвод барабанщиков и в бессмертный полк, принимают участие в Параде в честь 1 мая. Для решения задач патриотического воспитания проводятся тематические мероприятия для кадет класса, например: Беседа «Жизнь, ставшая легендой. А.В. Суворов»; Классный час - презентация: «Символы России»; Классный час «М.Т. Калашников - выдающийся конструктор стрелкового оружия»; Рассказ с элементами беседы «Гордится Родина своими сыновьями»; Классный час «Человек как патриот»; Классный час «День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп(1853г.)»; Классный час «День снятия блокады Ленинграда (27.01.1944г.); Беседа «20 января 1944 год освобождение Великого Новгорода от фашистских захватчиков» и т.д.); Духовно- нравственное воспитание (Для знакомства с духовно-нравственными ценностями культурно присущими русскому народу реализованы следующие м е р о п р и я т и я : К ла с с н ы й ч а с - и г р а « П р а в и ла э т и ке т а в о б щ е с т в е н н ы х местах»;Интерактивная игра «Я дома, среди друзей, в училище»;Интерактивная игра «Я дома, среди друзей, в училище»;Международный день Земли 22 апреля. – Беседа о бережном отношении к природе, о необходимости заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. Классный час «Что такое культура»; беседа «Вежливость и скромность»; беседа «Семейные праздники» и т.д.) Здоровье сберегающее воспитание( Здоровье физическое, психологическое взаимосвязаны. Оба они для укрепления нуждаются в физических тренировках и положительном эмоциональном опыте. Положительный эмоциональный опыт предполагает присвоение успехов и наличие удовлетворения от деятельности при ассимиляции опыта. Организация телесного статуса складывается в формирование функций - привычек и влечёт формирование соответствующих настроений. Кроме того, занятие спортом развивают волю и укрепляю дух. Волевые качества способствуют развитию логического мышления, рациональности, способности к самонаблюдению, здоровой самокритике, продуктивному целеполаганию. Кадеты активно принимают участие в спортивных мероприятиях, организованных в Училище: чемпионат по мини- футболу; участие в первенстве ВПКУ по шахматам; первенстве ВПКУ по перетягиванию каната; участие в Новогоднем Первенстве по КУДО, кик-боксингу, боксу, самбо и т.д.); Культуротворческое и эстетическое воспитание (К счастью, современной тенденцией в обществе и даже модой стало чувство вкуса, чувство меры, как апологетов эстетического восприятия. Способность отличать и замечать прекрасное продвигает человека в разряд творцов, наделяет его качествами хорошего идеолога, развивает фантазию, позволяет быть в искусстве, движет на поиски идеала и самосовершенствование. Для актуализации эстетических компонентов у кадет проводятся мероприятия: экскурсии в Ботанический сад, театр имени Горького, театр оперы и балета,участие в кадетском балу, театральные постановки); Правовое воспитание и культура безопасности (Правовое воспитание — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры.В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике); Экологическое воспитание (Экологическое воспитание предполагает взращивание чувства любви к окружающей среде, понимание законов природы, осознание ценности окружающего мира, природных богатств и уважительного отношения ко всему окружающему. Природные ценности и ресурсы среды человек рассматривает традиционно
со стороны своих потребностей. В этом контексте важно осознать значимость рационального подхода к природопользованию. Знание природы Приморского края, интерес к горячим точкам местной экологии и глобальным проблемам – составляющие воспитательного процесса в этом направлении. На данном этапе в свете экологического воспитания реализованы мероприятия: Диспут на тему «Чем браконьерство отличается от природопользования?», Классный час-дискуссия «Проблема мусора»; овладение нормами экологического поведения; Единый классный час, посвящённый Международному дню Земли и т.д.) Подводя итог хочется отметить тот факт, что воспитателями в течение всего учебного процесса делается все необходимое для достижения главной цели воспитательного процесса - становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Список литературы
1.Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 515 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации"


В раздел образования