Напоминание

"Когда мама сердится..."


Автор: Очирова Айса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Когда мама сердится..."
Раздел: начальное образование





Назад




1 Учитель: Очирова А.А. Урок литературного чтения
Тема:
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное становится явным»)
Цели:

• предметные :
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
•метапредметные :
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• личностные:
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД,

Орг.момент.

Мотивация к

учебной

деятельности.
-Здравствуйте, ребята! На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор , пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится.
Слайд
Настраиваются на учебную деятельность Мотивационная готовность к учебной деятельности
2
Актуализация

знаний.

Постановка

учебной задачи.

-
Ребята, а любите ли вы тайны? А что такое тайна? Давайте обсудим… (1.Нечто скрываемое от других, известное не всем 2.Нечто неразгаданное, еще не познанное. 3.Скрытая причина чего-нибудь) -Назовите синоним к слову тайна… (секрет) -Что значит тайное? (Секретный,потайной,скрытый) -Явное?(???) -Значение непонятного , незнакомого слова где мы можем найти? (Интернет,взрослые,словарь) -Найдите, пожалуйста, это слово… -Тайное-явное…Что это за слова? (Слова с противоположным значением-антонимы…)
Слайд
-Значит, ребята,
Нет той тайны, что

не стала бы явной!

-
Как вы понимаете мое выражение? -Откройте учебника, прочтите название произведения ,которого мы будем читать. Анализируют, делают выводы. Дети высказывают мнения Уметь оформлять с в о и мысли в устной форме
Введение в тему
Ученикам предлагается предложение, Читают,анализируют.
Познавательные УУД

3
урока
записанное на доске:
Я как на него взглянул, так сразу

понял,

что

в

Кремль

я

не

пойду.

Слайд
Вычитываем с детьми фактуальную и н ф о рм а ц и ю : в п р е д л о ж е н и и говорится о каком-то человеке, который собирается пойти в Кремль (можно предположить, что либо на экскурсию, либо по каким-то делам); этот человек – мужчина или мальчик (глаголы «взглянул» и «понял» – муж. рода); он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как увидел другого человека. 2 . В ы ч и т ы в а е м с д е т ь м и подтекстовую информацию: с человеком, которого увидел наш герой, что-то случилось или произошло (причём это было видно сразу, с первого взгляда), и это что-то стало причиной, из-за которой герой не пойдёт в Кремль. 3 . С о с т а в л я е м р а с с к а з п о предложению. Возможный вариант: Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел совершить экскурсию, но возможно, у Составляют рассказ.
1.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.
Ориентироваться на развороте учебника.
4.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
4 него были и другие причины туда направиться. Однако пойти в Кремль ему не удалось: появился другой человек, и что-то было в нём такое, что с первого взгляда наш герой расстался с мыслью пойти в Кремль.
Р а б о т а

с

р а с с ка з ом

В .

Драгунского

«Тайное

становится

явным».

Словарная
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 125. Что необычного увидели? Что можете предположить, если узнаете, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято из текста рассказа «Тайное становится явным»? Что вы знаете об авторе?
Слайд
-Сегодня мы будем работать с рассказом В.Драгунского. Как называется рассказ? Что бы вы хотели узнать?
«Хотим узнать
» О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию? Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в По иллюстрации в учебнике предполагают содержимое рассказа.
Личностные результаты

1.
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД

1.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.
Проговаривать последовательность
5
работа

Первичное

чтение.

Выявление

первичного

восприятия.
этом рассказе. - Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? Как им пользоваться?
Слайд
Работа с текстом во время чтения. – Какой фрагмент рассказа вам п о к а з а л с я с а м ы м в е с ё л ы м ; неожиданным? – Почему было смешно? – Прочитайте план в тетради (с. 50, задание 1).
«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы

выливаете

разную

гадость

за

окно!»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«А

я

остался

с

кашей

наедине».

Слайд
– Какой это план? (Цитатный.) Последовательно ли он составлен? вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю Самостоятельная работа. действий на уроке.
3.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД

1.
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.
Выразительно читать и пересказывать текст.
3.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4.
Умение работать в паре и в группах.
6 Определите по следовательно сть. ( В п и с ы в а е м в к р у ж к и соответствующие цифры: 1, 4, 2, 5, 3.) – Что узнаем о Дениске? (Задумывался над непонятным, имел хорошие привычки.) – Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо? – «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова? – Зачем мама заставляла сына есть кашу? (Заботилась о сыне.) После 3-й части: – Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности и т.д.) – Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение? – Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать её слова? После 4-й части: – Подберите синонимы к слову
7 клеветать. Что такое клевета? – К а ко г о ч е л о в е к а н а з ы в а ю т интеллигентным? ( Культу р н о го , образованного, воспитанного.) – Постарайтесь при чтении передать н ед оум е н и е ма м ы , и н т о н а ц и ю милиционера. – Автор пишет: « . . . я з в и т е л ь н о рассмеялся милиционер». Как это – язвительно? (Злобно, насмешливо.) – Как изменилось настроение у Дениски? – Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует? – Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? – Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына.) После 5-й части: – Почему мама «смотрела долго- долго» на сына? (Хотела понять, что
8 чувствует Дениска.)
Обобщение

и

систематизация

знаний.

Выборочное чтение
 Как выглядел дяденька?  По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?  Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? – Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.) Выполняют задания практического характера.
Регулятивные УУД
1.Уметь п р о г о в а р и в а т ь последовательность действий на уроке 2.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .
Познавательные УУД
1.Выбирать решение из нескольких предложенных
Коммуникативные УУД
1.Уметь оформлять свои мысли в устной форме
9 – Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? – Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.) Почему мама не наказала Дениску? – Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней.
Работа в группах.
Учитель организует деятельность ребят. Детям предложено задание : соотнести пословицу с рассказом. -К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?
Игра не доводит до добра.

Кашу свари, да ещё и в рот положи.

Кроткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.

Составление

синквейна

к

слову

тайна.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Работают в группах. Составляют синквейн ,объясняют.
1
Подведение

итогов.Рефлекс

ия.
- Как теперь вы понимаете смысл фра- зы «Тайное становится явным»? - Отличаются ли ваши мнения до чте- ния текста и после него? - Оказывались ли вы в подобной ситуа- ции? - Как вы считаете, все ли средства под- ходят для достижения поставленной цели? - По вашему мнению, какими каче- ствами личности должен обладать че- ловек, чтобы понять неправильность своих поступков? - Каким общим словом можно объеди- нить все эти качества? (Совесть)
Домашнее

задание.

1 .
Подготовить выразительное чтение рассказа.
2 .
Разделить текст на три части, озаглавить их своими с ло ва м и (задание 2 в тетради, с. 50).
3 .
Выполнить задание 3 в тетради, с. 50.


В раздел образования