Автор: Боярских Ирина Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4" Населённый пункт: р.п. Голышманово Наименование материала: конспект Тема: " Порядок выполнения действий. Скобки" Раздел: начальное образование
Цели: познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить
находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые
задачи и задачи логического характера; совершенствовать вычислительные
навыки.
УУД:
Познавательные :учащиеся научатся соблюдать порядок действий при
вычислениях; находить значения выражений, содержащих скобки;
Регулятивные : использовать графические модели при решении задач;
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог;
Личностные : оценивать себя и товарищей.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк-
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд за новыми знаниями!
- Ребята, подумайте и скажите, что хотите от сегодняшнего урока? (получить
новые знания)
- А что надо сделать, чтобы получить новые знания? (работать, думать,
повторить то, что известно)
- Сегодня у нас необычный урок. Во-первых у нас на уроке гости. Повернитесь
и улыбнитесь гостям.
- Во-вторых мы с нашими гостями отправимся в одно место. Посмотрите на
доску и скажите куда мы поедем? (в деревню). Слайд
- Правильно, мы поедем в деревню Ромашково к бабушке Матрене. А на чем мы
поедем? (на автобусе) Слайд
- Работать сегодня мы будем коллективно и в парах. Вспомните правила работы
в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг
другу)
2 Актуализация знаний
Устный счет
Чтобы нас увезли, мы должны купить билеты. У вас есть деньги? (нет)
А как мы можем получить билеты на уроке математики? (выполнить
задания)
- Правильно, выполнить задания. Будьте внимательны, билеты будем получать
парами , т.к. мы с вами школьная дружная семья мы не можем никого оставить.
Поэтому тем, кто затрудняется, вы должны помочь. Итак, начинаем приобретать
билеты.
- Решите примеры:
3 + 5 17 – 7 2 + 32 16 – 6 + 1 9 + 2 – 6
6 + 8 57 – 50 98 – 8 16 – 7 + 1 9 + 3 – 6
- Назовите числа в котором 1дес.6ед.; 7дес.; 8дес.8ед.; 3 дес.
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- Сколько минут в 1 часе?
- Сколько сантиметров в 1 метре?
Назовите наименьшее двузначное число. Назовите наибольшее
двузначное число.
Назовите числа по порядку: 15 10 12 14 11 13
- Билеты получили все. Пора отправляться в путь. Слайд
Мы едем, едем, едем.
В деревню едем мы.
И к бабушке Матрене
Приехали все мы. Слайд
3 Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Ребята, какое сейчас время года? Солнышко ярко светит?
Вот и мы только приехали к бабушке Матрене, не успели поговорить, как
появились две огромные тучи. Да не простые, а математические.
Посмотрите, почему они математические. (на них примеры)
10 – 6 + 3 = 7 10 – 6 + 3 = 1
- Рассмотрите примеры и скажите, чем они похожи? (числа и действия)
Чем они отличаются? (ответами)
- Примеры одинаковые, почему ответы разные? (не можем дать ответ)
-
Как
выполняли
действия
в
первом
примере? (Сначала
выполнили
вычитание, а потом сложение.)
- В каком порядке нужно выполнить действия во втором равенстве, чтобы
оно стало верным? (Сначала сложить 6 и 3, а затем из 10 вычесть их сумму.)
3 Выявление места и причины затруднения.
- Мы знали, как нужно решать эти примеры? (нет)
- Чего мы не знаем? (в каком порядке нужно выполнять действия в некоторых
примерах.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, способ, средство)
О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий.)
Какая тема урока? (Порядок выполнения действий.) Слайд доска
-Какова цель нашего урока? Посмотрите на слайд и по опрным словам назовите
цель урока. (познакомиться с порядком выполнения действий, научиться
обозначать в записи порядок действий.)
5.Поиск решения проблемы.
-Посмотрите, чем отличаются столбики примеров?
8-3+4=9 8-(3+4)=1
18-8+9=19 18-(8+9)=1
20-5+3=18 20-(5+3)=12
(В первом столбике нет скобок, а во втором есть.)
- Зачем же они нужны?
-Как выполняли действия в первом столбике? (По порядку.)
-Как будем выполнять действия во втором столбике, чтобы получить эти
значения выражений? (Сначала выполним действие в скобках.)
-Сравните порядок выполнения действий в первом и во втором столбиках.
Что вы можете сказать? ( В первом столбике мы выполняли действия по
порядку, а во втором сначала в скобках.)
-Что нам поможет указать на порядок выполнения действий? (Скобки.)
-Сформулируйте правило, как правильно выполнять действия в выражениях со
скобками. ( Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку )
5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Мы получили новое знание. Проверим, правильно ли мы сделали выводы.
Сравним наше новое знание с научным в учебнике.
- Прочитайте на с.38 выделенное в рамочке правило.
-Расставим порядок действий и прочитаем эти выражения.
- Это выражение нужно читать так: от восьми отнять сумму чисел три и
четыре.
Попробуйте прочитать второе и третье выражение.
Вывод.
– Зависит ли значение выражения от порядка действий над числами?
- Зачем при записи порядка действий иногда используют знак«скобки»?
( Чтобы сначала выполнить действия в скобках, а потом по порядку)
6 Работа над новой темой. Реализация построенного проекта
-Попробуем применить наше новое знание на практике.
Наша бабушка Матрена старенькая. А вы все знаете, что пожилым надо
помогать.
Давайте и мы поможем ей собрать урожай. Сначала соберем
морковку. Слайд
Работа по карточкам ( в парах, по рядам)
Задание: выполните действия,записываем ответ на карточках
1 ряд 2 ряд 3 ряд
6 + (3 + 1) = 10 8 - (2 +3) =3 (4 + 6) - 3 = 7
(6 + 3) + 1 = 10 (8 - 2) + 3= 9 4 + (6 - 3) = 7
Проверка
Прочитайте выражения и назовите ответ.
Вывод
Ребята, чему мы учились, решая примеры? (выполнять действия в примерах со
скобками)
Если в выражении есть скобки, то действие сначала ….
Если выражение без скобок, то действия …
Физкультминутка ( проводит ученица)
-Откройте тетради , запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
Загадка.
Смотрит мама с нетерпеньем
На страницу дневника,
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четверки
Нет красавицы…..(5).
- Какую цифру мы будем прописывать. Пропишите цифру 5
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.
- Найдите в учебнике на с. 38 задание под № 2
-Решите первый пример.
-Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисления будем
выполнять по порядку. (Не получим.)
-Измените порядок действий. Какое действие выполним первым? (Сложение.)
-Вычислите. Получился ли у вас нужный результат? (Да.)
-Что нужно добавить при записи примера? (скобки)
Запишите пример и поставьте скобки.
(Остальные примеры решают самостоятельно 1 ученик у доски )
- Давайте проверим. Проверка на сайде.
Вывод
Чему сейчас учились? (выполнять действия в примерах со скобками)
Как решают выражения со скобками?
7 Включение в систему знаний повторение.
- Найдите в учебнике на с. 38 задание под № 4
-Рассмотрите рисунок и прочитайте задание.
Составьте задачу по первому решению. (В лодке плыли 5 детей и 1
взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке ?)
Составьте задачу по второму решению. (В лодке было 6 человек. На берег
вышли 2 человека. Сколько человек осталось и лодке?)
- А можно ли еще составить составить задачу по этому рисунку? Как изменить
вопрос задачи, чтобы задача решалась в два действия?
Запишите решение и ответ.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске.
Проверка.)
Ребята, какая это задача: простая или составная?
Работа в парах.
- Давайте поможем бабушке Матрене собрать урожай картошки. Собирать
картошку будете в парах.
Прочитайте выражения на карточках (картошка)
Обсудите порядок выполнения действий в выражениях с соседом по
парте.
Подчеркните и прочитайте выражение в котором правильно расставлен
порядок выполнения действий .
8 Итог урока
Ребята, чему мы учились на уроке? (выполнять действия в примерах со
скобками)
Над какой темой мы работали? - (Порядок выполнения действий.)
Какую цель ставили?(познакомиться с порядком выполнения действий,
научиться обозначать в записи порядок действий.)
- Как решают выражения со скобками? А без скобок?
9. Рефлексия.