Напоминание

Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО


Автор: Гудриянова Марианна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: с. Новопервомайское Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад





Деятельность учителя по формированию УУД

в 1 классе при внедрении ФГОС НОО
Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). 1

Что же такое «универсальные учебные действия»?
Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
Познавательные УУД
– включают общеучебные, логические, знаково – символические виды. В своей работе много времени уделяю развитию познавательных УУД. Стараюсь провести каждый урок, чтобы на нем развивались познавательные УУД. Это и осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ. Стараюсь на уроках создать игровую атмосферу, которая развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Поэтому на каждом уроке использую различные упражнения. Так для уроков
литературного чтения
предлагаю следующие задания. 1.Корректурная проба. 2.Речевые разминки. 3.Анаграммы (рассыпанные слова). 2
Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком. 4.Игра «Разведчики», «Финиш», «Фотоглаз», «Молния», «Многократное чтение». 5.Для развития беглости чтения использую следующие приемы: - чтение за диктором; - игра «Прятки». Ещё на первых
уроках русского
языка перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их п о сл едовател ь н о сть , проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. На уроках
русского

языка
очень хорошо зарекомендовали себя следующие задания: 1.Найти слова среди напечатанных букв. 2.Отдели в сплошном тексте слова друг от друга. 3.Сравни картинки. Найди отличия. Составь рассказ. 4.Нахождение схем к предложениям. 5. Нахождение схем к словам. 6. На что похоже? 7. Работа со словарями. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения 3
становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. На уроках
математики
использую задания: 1.Числовая таблица Шульте. 2.Графические диктанты. 3.Кодирование слов с помощью цифр. 4. Схемы-опоры для решения различных видов задач. 5. Лабиринты, цепочки. Д л я
диагностики

познавательных УУД
можно использовать прием
«Ромашка»:

Ромашка
состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков шесть вопросов. 1.Простые вопросы назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: Что?, Когда?, Где?, Как?. 2.Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что ?, Если я правильно понял, то . 3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слов Почему? и направлены на установление причинно-следственных связей. 4.Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу бы. 5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. 6.Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Прием «Ромашка» вопросов можно использовать, начиная с 1 класса. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой-либо теме. 4
Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных УУД, которая включает у моих детей действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Именно методы и приемы обучения, связанные с ситуацией успеха, на мой взгляд, отражают специфику активизации учебно- познавательной деятельности учащихся.
Регулятивные УУД


обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: 
целеполагание
- как постановка учебной задачи; 
планирование
- составление плана и последовательности действий; 


прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; 
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; 
коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; 
оценка
– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; 
саморегуляция
способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе ; 5
«ищу ошибки», график читательского роста, лист индивидуальных достижений по математике, чтению, русскому языку.
Коммуникативные УУД –
обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Поэтому ежедневно следует создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. На уроках технологии, литературного чтения и окружающего мира - работа в группах. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Входная диагностика

1. Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
2. Методика «Узор под диктовку
» (Г.А. Цукерман). Все результаты отражаем в диагностической таблице.
Постановка цели
Формулировка цели: научить детей эффективному коммуникативному взаимодействию с окружающими.
Планирование
Примерный план достижения поставленной цели: 1. Диагностика коммуникативных УУД 2. Научить детей слушать и слышать друг друга, путем организации взаимодействия в урочное и внеурочное время. 3. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. 4. Потренировать умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. 5. Повторная диагностика. 6. Рефлексия.
Реализация плана
6
Умение слушать и слышать друг друга. Игра: «Сломанный телефон», Игра «Словесный волейбол» Игра «Паровозик» Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Игра-сказка Игра «Семейная фотография». Умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать. Игра «Пятерки» Игра «Пройди в ворота». Умение правильно выражать свои мысли Игра «Крокодил», «Пантомима». Умение оказывать поддержку друг другу. Игра «Слепой и поводырь»
Итоговая диагностика
В качестве повторной диагностики можно предложить игру «Рисунок на двоих». Оценка производится путем наблюдения.
Рефлексия
В качестве рефлексии может быть лист самооценки с критериями 0, 1, 2. 0-не владею 1-владею, но не очень хорошо 2-владею хорошо. Умею слышать, слушать партнера 0-1-2 Умею планировать свою деятельность 0-1-2 Умею согласованно выполнять совместную деятельность 0-1-2 Умею договариваться 0-1-2 Умею правильно выражать свои мысли 0-1-2 7
Умею оказывать поддержку 0-1-2
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Какие

же

действия

учителя

позволяют

сформировать

универсальные

учебные действия?
 Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают
алгоритм
оценивания задания.  Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с
его вчерашними
достижениями.  Учитель привлекает детей к
открытию новых знаний
.  Учитель обучает детей
приемам работы в группах.
 Учитель на уроке уделяет большое внимание
самопроверке
детей.  Вместе с детьми определяем
цель урока.
 Учитель знакомит с
разными источниками
информации.  Учитель организует
формы деятельности
, в которой дети могли бы усвоить нужные знания.  Общаемся с позиции сотрудничества;  Учитель и ученики
вместе
решают возникающие учебные проблемы. 
Родители
- активные помощники.
Необходимо помнить:
 Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.  Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.  Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны, т.е они должны быть значимы для него.
Для первоклассника необходимо
:  Создать атмосферу успеха 8
 Помогать ребёнку учиться легко  Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях  Не скупиться на поощрения и похвалу Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом. 9


В раздел образования