Напоминание

Здоровая шестидневка


Автор: Митрофанова Любовь Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большебуяновская ООШ"
Населённый пункт: д. Большое Буяново, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровая шестидневка
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Большебуяновская основная общеобразовательная школа» Шемуршинского района ЧР Массовое мероприятие
«Здоровая шестидневка»
Разработала учитель начальных классов первой квалификационной категории Митрофанова Любовь Валерьевна 2016г
Понимание здорового образа жизни человека несёт в себе самый широкий контекст. Здоровье рассматривается как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций. Соответственно, когда речь идёт о здоровом образе детей то, подразумевается определённый комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий учащимся начальных классов сохранить и развивать работоспособность и активность.Здоровые дети- это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
Основные задачи данной программы:
1. Формирование представления о ценности собственного здоровья; 2. Создание адекватных условий для развития, обучения и оздоровления детей; 3. Организация оптимального двигательного режима, удовлетворяющего биологическую активность детей, обеспечивающего укрепление здоровья, физическую подготовленность, формирование физической культуры.
Направления работы:
-организационные; -профилактические; -оздоровительно-восстановительные; -диагностические; -исследовательские; -обучающие; -воспитывающие.
Данная программа рассматривает такие пути к здоровью:
1. Физическая зарядка каждое утро - «Физкультурная шестидневка». 2. Тренинговые упражнения на каждом уроке (физкультминутки, упражнения- энергизаторы). 3. Санитарно-гигиенические условия. 4. Рациональное питание. 5.Проведение оздоровительных часов (беседы,праздники), дней здоровья. 6.Ведение дневника здоровья. 7.Подсчёт «километров здоровья». 8.Проведение фестиваля «Вечное движение».



Физкультурная шестидневка

Понедельник- день весёлый
Нам с вами повезло, мы попали в зоопарк на утренник. Зверята скачут, прыгают. 1 упр. Сначала попрыгаем вместе с весёлыми мартышками. Они, сцепив руки, прыгают с одной ножки на другую. 2 упр. А теперь к нам выскочили зайчата. Они высоко скачут на двух ногах. 3 упр. Вот появились лягушата. Они сжались в комочек и вот подпрыгнули вверх. 4 упр.Хитрые лисята сложили за спиной ручки и крутят хвостиками. Но они не выдержали и стали прыгать. 5 упр. Маленькие цапли прыгают на одной ножке, а потом на другой. 6 упр. Пингвинёнок прыгает на носочках. Ножки у него прямые. 7 упр. Веселятся маленькие жеребята, скачут на месте, высоко поднимая колени, скачут по кругу. 8 упр. А вот вышел мишка. Он переваливается с одного бока на другой. 9 упр. Прилетели маленькие утята. Они решили научить нас новому танцу. (Танец маленьких утят.)
Вторник- на «отлично».
1упр. Поставьте ноги вместе, руки за голову. Потянитесь, расправьте грудь, разведите руки в стороны (вдох), вернитесь в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза. 2 упр. Встаньте прямо, ноги вместе, руки на поясе. На счёт 1-2 отведите локти назад (вдох), на счёт 3-4 примите исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза. 3 упр. Встаньте боком к спине стула, левая рука на пояснице, правая на спинке стула. Поднимите прямую расслабленную ногу вперёд, затем отведите назад. Повторить 4-5 раз. Затем то же самое с другой. 4 упр. Поставьте ноги врозь, руки опустите, сцепив пальцы в замок. Поднимите руки вверх(вдох), наклоняйтесь вперёд(выдох), примите исходное положение. Повторить 3-4 раза.
5 упр. Обопритесь о спинку стула выпрямленными руками. Поднимитесь на носки (вдох), затем присядьте, опираясь на спинку стула(выдох),вернитесь в исходное положение. Повторить 4-5 раз. 6 упр. Встаньте прямо, ноги врозь. Сделайте полунаклон вперёд и свободно потрясите руками, а затем примите и.п. Повторить 4-5 раз.
Крепка неделя средою
. 1.Дети строятся в круг. Выполняются самые простые упражнения на месте, начиная с головы, заканчивая ногами. В конце ходьба на месте. 2. Передвижение по кругу: шагом, бегом, приставными шагами, прыжками, спиной вперёд. Направление время от времени надо менять. 3. Ребята строятся попарно. Даётся равномерная нагрузка за счёт динамического сопротивления партнёра. 4. Проводятся упражнения на востановление дыхания.
После дождичка в четверг.
Выполняются упражнения на укрепление ног и профилактики плоскостопия. 1.Стоя у стены попеременно отрывать пятки от стены. 2. Ходьба на внешней стороне стопы, затем на внутренней. 3. Ходьба на носках, поворачивая при этом пятки наружу. 4. Перекатный шаг. 5. Пружинистый шаг. Иногда используем тренажёры для ног, рук.
Семь пятниц на неделе.
Проводятся игры. Зимние игры : «Слепи снежную бабу», «Льдинки», «Меткие броски» ит.д. Летние игры: «Пятнашки», «Три банана», «Великаны и гномы» ит.д.

Упражнения- энергизаторы .
Знание всегда имеет ещё и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника увлекательным и жизненным. Учитывать эмоциональный аспект обучения значит- пробуждать интерес к изучаемой теме и создать в классе безопасную, доверительную атмосферу. Такую атмосферу создают на занятии «энергизаторы»- короткие многофункциональные упражнения. Одни «энергизаторы» применяются для знакомства, другие - для более тесного сплочения группы, третьи – способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки внимания, четвёртые служат для разрядки, снятия напряжения, пятые-упражнения для завершения занятия, дающие участникам ощущение удовлетворения от занятия. Многие «энергизаторы» часто выполняют сразу несколько функций.
Энергизатор «Необычное приветствие».
- Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороваться в нашей стране? Поздоровайтесь друг с другом. (Дети практически выполняют ритуал приветствия.) - Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А в каждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Поздоровайтесь: спинами, коленками, лбами, носами, щечками. - Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга: У тебя носик, у меня носик. У тебя щечки, у меня щечки. У тебя ушки, у меня ушки. Ты мой друг и я твой друг. Мы любим друг друга.
Игра «Встаньте те, кто…»
Учитель говорит фразу: «Встаньте те, кто любит заниматься спортом». Дети встают. Затем каждому предлагается по очереди войти в обруч и показать с помощью движений, каким видом спорта он любит заниматься, а все дети отгадывают. любит заниматься спортом;
у кого есть любимая игрушка; любит помогать маме или папе. - Как вы догадались? - Что помогло вам догадаться? (Движения, позы, жесты, мимика)
Упражнение-энергизатор: «Фруктовый салат»
Группа сидит в кругу. Педагог в центре круга без стула. Рассчитайте группу по принципу: «яблоко», «груша», «банан», «виноград». -Ведущий называет какой-то фрукт, эти фрукты должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится ведущим. Если ведущий говорит: «Фруктовый салат», это означает, что все участники должны поменяться местами.
Энергизатор «Ассорти»
А сейчас мы с вами поиграем в вашу любимую игру «Пересадки». Какие сладости вы любите? (Мармеладки, шоколадки, карамельки.) Вот мы с вами и определили, кто в какой команде. Все могут пересаживаться, если прозвучит слово «Ассорти».
Энергизатор «Домики»
А сейчас мы с вами поиграем в вашу любимую в игру «Домики». Давайте распределимся на группы: 1 стена, 2 стена, жители. Два участника образуют «Домик», взявшись за руки (соединив ладони) и подняв их над головой – «крыша». Третий участник встаёт внутри «домика» - это «житель». По команде «Меняются домики!» - «домики» распадаются, ищут себе новую пару и вновь строят «домик». По команде: «Меняются жители!» - «жители» меняются домиками, т.е. быстро перебегают в освободившийся «домик». По команде: «Землетрясение!» - меняются местами и ролями все. Ведущим становится тот, кто остался без пары.
Энергизатор: игра «Земля – воздух - вода»
Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет одну из стихий. Тот, кто поймал мяч должен назвать животное этой стихии.

Упражнение-энергизатор «Акула»
На полу чертятся несколько «островков». Всем участникам ведущий дает инструкцию. - Все вы сейчас будете рыбками. Вы будете плавать, играть, веселиться по всему классу, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» — все рыбки сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться. После каждого «прихода» акулы один из островков убирается (стирается), таким образом, в конце игры остается только один остров, на котором должно сохраниться как можно больше участников — «рыбок».
Упражнение-энергизатор для снятия эмоционального напряжения

«Лимон и Котенок»
- Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок! - А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

Санитарно-гигиенические условия
1.Смена посадочного места. В течении недели трижды меняется расположение парт, следовательно, и посадочного места для каждого ученика. Меняется и зрительное поле ученика, а это профилактикасохранения зрения. 2.Массаж стопы. У каждого под ногами лежат самодельные массажные коврики. Для 1.2 классов- это коврики из нашитых цветных пуговиц, для 3,4 классов-из пробок от пластиковых бутылок. Эти коврики изготовляют родители вместе со своими детьми. 3.Снятие зрительного утомления. 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами (10 раз). 3. Не поворачивая голова отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть в окно вдаль в течении минуты. 5. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. 4.Тренажёр для ног. На полу три дорожки в виде детских стоп. Первая пара стоп-пятки вместе. Носки врозь. Вторая пара-носки вместе, пятки врозь. Третья пара- пятки вместе, носки почти на одной прямой. 5.Тренажёр для развития кисти рук. На стене детские ладони, которые начинаются от пола и доходят до половины стены так, чтобы учащиеся доставали до верхних ладоней, встав на цыпочки. Это упражнение позволяет корректировать осанку и искривление позвоночника.
Рациональное питание
В школе ведено двухразовое питание. Детям заваривают чай из трав. Кроме того в классе имеется фитобар. После физических занятий есть возможность выпить травяной чай.



Дневник здоровья.
Дневник здоровья заводится на каждого ученика. В нём фиксируются, кроме физкультурных занятий в школе, самостоятельные занятия. Дневник состоит из нескольких листов. На титульном листе, помимо фамилии, имени, обязательный девиз, например: «Бегай, прыгай и играй - своё тело развивай». У каждого ребёнка свой девиз. Первая страница - «Я расту и развиваюсь». Данные о росте и весе. Вторая страница - посещение уроков физической культуры и активное участие ученика в выполнении физических упражнений. Результаты в беге, прыжках проставляются в начале года и в конце. Третья страница- процент пропущенных уроков по болезни. Четвёртая страница- участие ученика во внеклассных и внеурочных спортивно-массовых мероприятиях. Пятая страница - отмечаются « километры здоровья».
«Километры здоровья»
Ходьба-дело серьёзное и способное дать человеку очень многое. Это самая доступная мышечная нагрузка, при которой в работу вовлекаются большие группы мышц и суставов. Такая тренировка не требует никаких дополнительных затрат. По данным практиков, многие физические упражнения условно можно выразить в «километре здоровья». Это 15 минут быстрой ходьбы или бег в равномерном темпе 6-7 минут, 10 минут плавания или прыжков через скакалку, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах или катания на коньках. Для учащихся 2-4 классов рекомендуется следующее количество «километров здоровья». Сроки Оценка 5 4 3 2 В день 7 и более км 6 км 4км 2 км В неделю 43 и более км 29-42 км 15-28 км 14 км В месяц 181 и более 121-180 км 81-120 км 60 км Считается ходьба от дома до школы и обратный путь также. Данные заносятся в таблицу.



Фестиваль «Вечное движение»
1. «Умелые руки». Создание нетрадиционного физкультурного оборудования (атрибуты для подвижных игр, изображения на полу, разметки) 2. «Поиск, открытие». Подбор упражнений, схем, рисунков; составление оздоровительной ритмической гимнастики. 3. «Вечное движение». Создание двигательной ситуации. Проведение спортивных и интеллектуальных игр, соревнований. 4. «Вдохновение». Постановка кукольных спектаклей на спортивную тему, проведение спортивных праздников, разучивание стихов и песен, подготовка альбомов с изображениями спортсменов. Фестиваль проходит в три этапа. Первый этап- «Осенний марафон» (сентябрь- ноябрь). Дети соревнуются на воздухе в прыжках, беге, играх. Второй этап- «Зимняя фантазия» (декабрь- февраль) .Занятия проводятся на свежем воздухе. Третий этап- «Спортивная радуга» (март- май). Проводятся спортивные игры, игры- эстафеты.


В раздел образования