Напоминание

Мы говорим о нашей Родине


Автор: Ендиерова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большебуяновская ООШ"
Населённый пункт: д. Большое Буяново, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мы говорим о нашей Родине
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Большебуяновская основная общеобразовательная школа» Шемуршинского района ЧР Родительское собрание
«Мы говорим о нашей Родине»
Разработала учитель начальных классов высшей квалификационной категории Ендиерова Ирина Ивановна 2016г

Пояснительная записка


Что такое
патриотизм?
Какого человека можно назвать
патриотом
? Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества. Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны! Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков – это начало патриотического воспитания. Из любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию информации, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. К таким методам относится «Семейный совет», направленный на совместное принятие решений, на учение членов семьи слушать и слышать друг друга. Семейный совет помогает договариваться членам семьи и нести ответственность за свое решение. Тогда, возможно, семья - это то, за что ты волнуешься. Вероятно, это и есть то самое чувство патриотизма, чувство доброе и свободное.

Тема родительского собрания

«Мы говорим о нашей Родине»

Цели:
 расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;  познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.
Задачи:
1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье; повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по вопросу патриотического воспитания младших школьников. 2.Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического воспитания детей. 3. Формировать нравственную культуру семьи.
Форма проведения:
«Семейный совет» разговор взрослых и детей по душам.
Подготовительная работа:

-
изучение информации по проблеме; - изготовление приглашений на родительское собрание (приложение 1); - подготовка плакатов с высказываниями (Приложение 7); - анкетирование родителей; -родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать о том, как они в своей семье воспитывают патриотизм; - подготовка памяток для родителей.
Оборудование:
плакаты с высказываниями.
Ход собрания.
На семейном совете всем необходимо выполнять следующие правила:  Спокойная обстановка  Не заниматься попутно каким – либо делом, не говорить вполоборота  Заранее приготовить предложения  Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы
 Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать друг друга по плечу и т.п.) Учитель приветствует родителей, сообщает тему «семейного совета» - «Мы говорим о нашей Родине», его цели.
Вступление:
-Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня наше собрание посвящено теме, содержание которой было высказано с такой любовью и теплом в стихотворении «С чего начинается Родина» (чтение учителем). Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Актуализация темы.
С родителями было проведено анкетирование
(
Приложение 2). Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Многие ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа. Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.
Мотивация родителей.
- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей? Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.д.
Родительский всеобуч.

Первая ступень формирования патриотизма -
формирование родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
В нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота». Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом. Советы родителям по патриотическому воспитанию детей: 1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа! 2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа! 3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл! 4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем. 5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ. 6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны! У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц». В ней заключена великая мудрость, есть золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей: На одной из планет Маленький принц спросил: - А где люди? - Их нет. Они летают, у них нет корней. Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.
Вторая

ступень

патриотизма



это
через воспитание любви к Малой Родине – ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма. - С чего начинается Родина для взрослых и детей? - Может ли человек жить без Родины? -Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой? Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле. (На доске нарисовано солнце и на нем написано «
Патриот, кто он?»).
Давайте соберем лучи солнца и прочитаем их. 1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом 3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. 4. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу. 5. Готов стать на защиту Отечества 6. Знает государственную символику 7. Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Патриотами не рождаются, ими становятся.

Третья ступень
формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества. Любовь и слава, небес простор, Орёл двуглавый и триколор. На самой лучшей из всех планет Народ могучий и Президент! Моя Отчизна! Моя Россия! Моя душа!
Четвертая ступень - война
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Подборка книг для детей о ВОв
(Воронкова Л. «Девочка из города» Голявкин В. «Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А. «Последние холода» Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б. «До свидания, мальчики!» Богомолов В. «Иван», «Зося» Ильина Е. «Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына» Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Сухова А. «Дети войны). Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне
для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.
Литературная

викторина

по

рассказам

С.Алексеева
("Мишка", "Подвиг у Дубосеково", "Ленинградская походка", "Шуба», "Дивизия", "Победа" "Монблан и Вавилов", "Победа"). (Приложение 7). Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на которой пролито много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость русского воина, его самоотверженность и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за Родину в бою
.
Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома, слова любви матерей и жен, память о детях.
Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом»
-
Кем они были – Герои Великой Отечественной?
-Обычными мальчиками, вчерашними школьниками. И в крови, и в смерти, и в веках, ставшие бессмертными богатырями на границах земли русской.
Я горжусь своим современником
И в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи, спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь нуждающимся, социально активные граждане. Нужно постоянно повторять ребятам о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности
.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.
Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!

Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!

Моя Родина! Моя Россия!

Работа в группах.
Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека. 1 задание. Учитель: Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок “галочка”. На
работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению). (Приложение 3) 2 задание. Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?». (Приложение 4)
2 этап.
Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний групп и помогает собравшимся определить действенные формы патриотического воспитания в семье и в школе, необходимость взаимодействия в решении данной проблемы. 3 задание. В развитии и воспитании младших школьников значительное место занимают родители. Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации патриотического воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными. На работу отводится 5 минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая группа продумывает памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный вариант). (Приложение 5)
Рассматривание,

обсуждение

и

принятие

плана

семейных

мероприятий

по

патриотическому воспитанию.
(Приложение 6)
Решение собрания (в виде рекомендаций):
1.Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы организации работы в программу внеурочной деятельности класса. 2.Обсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма. 3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.
Рефлексия.
- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность. (Родители пишут краткие сообщения учителю с использованием ключевых фраз: меня поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило). Ребёнок приходит к нам в школу из семьи, где он любим, где родители рады сделать всё, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить
в сына или дочь. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут восхищаться, которого будут любить.
Список литературы
1. Н,И.Дереклеева. Новые родительские собрания.-Москва, «ВАКО», 2006г. 2. Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011 г., 3. Метенова Н.М. Родительские собрания. Методическое пособие. – Ярославль, 2008 г., 4. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001. 5. Овчинников И. Г. Будь гражданином – М., 1986г

Приложение 1.

ПРИГЛАШЕНИЕ

Уважаемые
____________________ Приглашаю Вас на родительское собрание, на котором я предлагаю обсудить следующие вопросы: 1. Что такое патриотизм? 2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе? 3. Нужно ли в семье воспитывать патриотов и граждан страны? 4. Ступени формирования патриотизма у детей. 5. Разработка плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию. Мы все нуждаемся в поддержке и взаимопонимании в трудном деле воспитания наших детей. Без обратной связи очень трудно принять взвешенное решение относительно того, что действительно необходимо нашим детям. Надеюсь, что наша встреча будет интересна и полезна. Заранее благодарна за сотрудничество. Дата собрания:_________________________Время:________________________
Приложение 2.

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________ 2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе? _______________________________________________________________ 3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? 4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? 5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________ _______________________________________________ 6. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке 7.Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
Приложение 3.
1.Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». 2.Патриотизм

почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни. 3.Патриотизм

уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства. 4.Патриотизм –делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников. 5.Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. 6.Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков. 7.То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Приложение 4.
Вопрос
: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?
Если да, то как? Как должно быть? Как на самом деле? Что для этого должно быть сделано Что я делаю? (обмен опытом)
Приложение 5

Памятка для родителей

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете. 2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. 3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины. 4. Посещайте с ребёнком в музеи, краеведческий и боевой славы. 5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. 6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своей станицы. 7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. 8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. 9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. Д. 10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Приложение 6.

План семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Семейное мероприятие: Дата проведения: Выполнение: Поход в краеведческий музей Поход в музей боевой славы Совместный просмотр фильма о Великой Отечественной войне Составление словаря патриотических слов Семейный конкурс на знание государственной символики Вырезки из газет и новостей о патриотических подвигах и поступках простых людей Совместное семейное чтение литературного произведения патриотической направленности Составление календаря семейных дат Семейный архив Копилка добрых дел
Приложение 7.

Литературная викторина по рассказам С.Алексеева о Великой Отечественной войне
1.Как попал мишка в одну из сибирских дивизий? (Подарили земляки)(Рассказ "Мишка") 2. Как помог Топтыгин нашим бойцам в боях под Харьковым? (Наши бойцы попали в окружение, Топтыгин зарычал на фашистов, пошёл прямо на них. Те испугались , разбежались в стороны, а наши вырвались из окружения) 3.Что получил Топтыгин в награду за помощь солдатам? (Тарелку душистого мёда) 4.Что случилось с мишкой, когда бойцы отпустили его на волю в Беловежской пуще? (Он пошёл в лес, наступил на фашистскую мину и взорвался. Погиб.) 5.Где находится разъезд Дубосеково? (118 км от Москвы)
6.Солдаты дивизии какого генерала преградили путь фашистам к Москве? (Генерала Панфилова) 7. Сколько всего было наших бойцов? (28) 8.Кто был во главе этих бойцов? (Политрук Клочков) 9.Какие слова произнес Клочков, когда на наших солдат пошли 30 танков? (Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.) 10. Как закончился бой для Клочкова? (Он со связкой гранат бросился под вражеский танк и погиб, но фашисты не прошли) 11.Как ходили дети в Блокадном Ленинграде? (Как маленькие старички- чинно идут по улицам. 12.Как трудились ленинградцы на заводах во время Блокады? (Планы выполняли в срок, даже перевыполняли) 13.Кого вывозили из осажденного фашистами Ленинграда "Дорогой жизни"? (Группу ленинградских детей) 14.Как звали шофера полуторки? (Коряков) 15. На что были похожи дети в машине? (На сосульки. Сильно замерзли) 16.Почему шофер остановил машину и вышел из нее? (Он вышел, чтобы снять свой полушубок и отдал греться детям) 17..Как звали бойцов, которым доверили почетное задание: установить боевое знамя на здании Рейхстага? (Сержант Егоров, младший сержант Кантария) 18.Как солдаты называли ледяную гору на учебном задании ? (Монблан-самая высокая вершина в Альпийских горах,Казбек- - одна из вершин Кавказа) 19.Для чего тренировали солдат на ледяной горе? (Немцы обливали невские кручи ледяной водой, чтобы наши бойцы не смогли преодолеть их. Вот наши командиры и создали специальные отряды(в помощь штурмующим) 20.Какой слух ходил среди фашистов под Ленинградом с зимы 1941 года? (Что на Волховский фронт прибыла дивизия охотников) 21.О чём шептались фашистские солдаты? (Что охотники со ста метров белке в глаз попадают! Они в полёте сбивают муху) 22. Кем был Егор Петров в этой дивизии? (Снайпером) 23. Сколько фашистов он уничтожил? (Более 100) 24. Как солдаты говорили о Егоре Петрове? (Что он один как целая дивизия).
Приложение 8. Плакаты «Известные люди о воспитании любви к Родине»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».( С. Михалков) «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А.С.Макаренко)
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В.Белинский) «Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей) «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине» (А.И.Герцен) «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (В.А.Сухомлинский).


В раздел образования