Автор: Столярова Татьяна Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Бетькинская СОШ" Населённый пункт: село Бетьки Наименование материала: Конспект урока Тема: С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев. Раздел: начальное образование
Цель: развивать читательские компетенции учащихся.
Задачи:
- развивать у учащихся стремление к чтению на основе увлекательной игровой
деятельности;
- воспитывать любовь к детской книге;
- расширять творческий потенциал учащихся.
Ход урока:
1. Оргмомент .
2. Проверка д/з . Чтение наизусть стихотворения «Словарь».
3.Вступительное слово учителя.
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых
разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак (3.11.1887-4.06.1964) –
всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.
Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности,
сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С утра садился он к своему
письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги
своим крупным почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для
газет и журналов, письма-ответы своим читателям.
Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и
старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано
полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а
в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.
Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык,
чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской
провинции, жил некоторое время в лесной школе. Живя в Англии, он узнал и полюбил
английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни.
Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и
художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской
книги. Он говорил, что в книжке для малышей “каждое слово должно быть взвешено и
проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и
говорить”.
4. Выставка книг С. Маршака.
(Демонстрация книг, представленных на выставке).
5. Чтение детьми некоторых стихов С. Маршака:
“Багаж”;
“Вот какой рассеянный”;
“Весёлый счёт”;
“Шалтай-болтай”;
“Дом, который построил Джек”.
“Про всё на свете”.
6. Викторина по произведениям С. Маршака.
- Что надел на голову Человек рассеянный? (Сковороду).
- Кто из животных приходил укачивать глупого мышонка? (Утка, жаба, лошадь, свинка,
курица, щука, кошка).
- Что сдавала дама в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и
маленькую собачонку).
- Что хранится в тёмном чулане в доме, который построил Джек? (Пшеница).
Какие ещё стихи С. Маршака вы знаете?
7. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами впервые познакомимся с необычным произведением. Посмотрите в
учебнике текст, скажите, что интересного вы заметили?
(Текст написан с ролями, есть ремарки автора).
- Кто из вас может сказать, где мы можем встретиться с таким произведением? ( в театре)
- А как же называется такой вид произведений? (пьеса)
_ А что же такое пьеса? Как нам узнать значение этого слова? (посмотреть в словаре).
- Работа со словарем.
Пьеса – это литературное произведение, содержание (сюжет) коорого раскрывается в
меняющихся действиях (картинах, сценах). Каждое действие можно увидеть и разыграть
по ролям.
8. Слушание пьесы. Чтение учителя.
9. Итоги урока.
С каким новым литературным понятием познакомились?
10. Д/з. с. 69 – 75. Читать по ролям.