Напоминание

Особенности обучения математики в рамках ФГОС.


Автор: Лебедева Оксана Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Березовчик Советский район Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения математики в рамках ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад





Особенности обучения математике в рамках ФГОС.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
целей
:
1.Математическое развитие
младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
2.Освоение
начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: - вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов) - понимать значение величин и способов их измерения; - использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; - работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений; - проявлять математическую готовность к прдолжению образования.
3.Воспитание
критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни. В стандарте особое место отведено
деятельностному
, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Содержательный компонент
программы («Чему учить?) существенно не меняется. Он представлен
разделами
: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.», «Геометрические величины». К перечисленному добавляется раздел
«Работа с данными» .

Итак,
как учить?
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» -- писал Шота Руставели. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей. Технология «деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством к.п.н. профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, получила наибольшее распространение. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываетее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в

организации учебного процесса.

Объяснительно-

иллюстративный

Компоненты учебной

деятельности

Деятельностный
Задается учителем.
Цель-
предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.
Мотивы-
побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются учителем.
Средства-
способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор. Инвариантные, предесмотренные учителем.
Действия-
основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора. Уровень усвоения знаний.
Результат-
конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения. Сравнение результативности с эталонами.
Оценка-
критерий достижения цели. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения
между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности.Как организовать такое обучение? Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким оброазом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Умножение» учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Солько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (практическое задание, не выполнимое вообще). Составляя выражени 9+9+9+9+..., ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации).
Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Самоопределение деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной проблемы. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7.Включение в систему знаний . 8. Рефлексия деятельности. Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики.  Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формамибс величинами , с возможностями различных исходов событий и др).  Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).  Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и тд).  Конструирование и создание (моделей,математических выражений, схем ,
несложных таблиц и диаграмм и тд.)  Ежедневный счет, вычисления, решение задач Таким образом, отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представле- ния результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся дол- жен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обуче- ния сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных ре- зультатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
универсальные

учебные действия (УУД)
. Под УУД понимают «общеучебные умения», «об- щие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универ- сальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контек- сте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего об- разования задает деятельностный подход в образовательном процессе на- чальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспе- чивающим его результативность являются ориентировка младших школьни- ков в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формиро- вание способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Исполь- зование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включе- на подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе –
ключе-

вая задача
внедрения нового образовательного стандарта.


В раздел образования