Напоминание

Специфика развития детского голоса и методы его исследования


Автор: Салихова Маргарита Ринатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: с.Стерлибашево Республики Башкортостан
Наименование материала: реферат
Тема: Специфика развития детского голоса и методы его исследования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан РЕФЕРАТ
Специфика развития

детского голоса и методы

его исследования
Выполнила: преподаватель Салихова М.Р. с.Стерлибашево 2016 г.

Содержание
1.
Введение
2. Глава I
. Исторический обзор специфики развития детского голоса

и методов его исследования.

1.Социальная обусловленность качественного звучания

детских голосов.
3. Глава II.
Основные методические направления в обучении детей

пению на современном этапе.
4. Заключение 5. Список литературы

Введение
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных . Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания. Хоровое пение как исполнительско е искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкально е произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музыцирования, обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие: • Познавательную • Эстетическую • Рекреационную • Гедонистическую • Функцию общения Различные вопросы, связанные с детским хоровым пением разрабатывались рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б.Алиева (1965), Д.Е.Огороднова (1981); воспитанию и охране детского голоса – В.А.Багадурова (1954), Е.М.Малининой(1967), В.В.Емельянова (1991),формированию певческих навык о в – А.Г.Менабен и (1987), Г.П.Стуловой(1992), Л.А.Венгрус (2000). Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса.

I. Исторический обзор специфики развития детского голоса

и методов его исследования

.

1.Социальная

обусловленность

качественного

звучания

детских

голосов.
Различные литературные источники раскрывают пе р е д нами историю вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о различных методических приемах в обучении пению. Уже в средние века в Европе существовало множество церковных школ, в Италии и Франции были и музыкальные школы. Из дошедших до нас сведений в Древней Руси (11-13 вв. ) детей, начиная с 6-7 лет, обуча л и пению в монастырских и церковных школах. Великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей, славян по происхождению. При его жене княгине Анне , доче р и византийского императора, существовал греческий (“царицын”) хор. Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями. От них русская церковь переняла “восьмигласие” и безлинейную нотопись. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Однако необходимо подчеркнуть, что пению тогда обучали весьма ограниченное число наиболее одаренных детей. Для данного исторического периода было предпочтительно светлое и нежное звучание голосов, так как церковные хоры, в которых пели только мальчики, предназначались для участия в богослужении. Из этого можно сделать вывод о социальной обусловленности качественной характеристики звучания детских голосов уже на данном этапе. С развитием хорового исполнительства постепенно стало развиваться и музыкально е образование . В 1 1 ве к е были уже духовные с очинения, переписанные русскими певцами. Так же существовали и частные школы, где пение было основным предметом. Обучение проходило не только по группам, а и индивидуально . Необходимо о тметить от к рытие княгиней Анной Всеволодовной школ и для девочек в Киеве при Андреевском монастыре.
Позже , в 1 3 веке, в Сузда л е существовало женс к о е училище, организованное дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича. В 1274 году собор - высший церковный орган - поручает церковное пение “специально обученным людям” и увеличива е т число певческих школ. В литературе указывается на высокий уровень обучения в этих школах. В 1551 году по указу Ивана Грозного возникают специальные училищ а при церквях . Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор государевых певчих дьяков. Они возникли еще при Василии III. Главной обязанностью хора было обслуживать церковь. В повседневной жизни певчие дьяки обучали пению царских детей. В 16 веке был создан профессиональный хор “пaтриарших певчих дьяков”. В 18 веке он получил название Синодальный хор. Голоса мальчиков нужны были не только в детских церковных хорах. С развитием светского многоголосного пения в мужские профессиональные хоры вводились голоса мальчиков (альты и дисканты), так как звучание женских голосов в те времена в смешанном хоре не использовалось. В 17 веке в Россию проникает с Запада так называемый стиль “концертного пения”, под влиянием которого постепенно утверждается пение многоголосное, а голоса получают название – бас, тенор, альт, дискант. Исполнители в профессиональных хорах обладали прекрасными голосами. Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей России. Уже с 17 века появляются и частные хоры: по примеру царского хора организуют хоры бояре, приближенные царя, а так же и лица духовного сана. В начале 17 ве к а возникл а Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где готовил и учителей музыки. Выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, воспитанник академии, создал свою систему обучения, в которой уделял большое внимание эстетическому воспитанию. В Киево-Могилянской академии обучался и замечательный музыкант и педагог Н.Дилецкий. Он впервые на русском языке изложил правил а певческого обучения детей. Он требова л понимания содержания песни, выразительного е е исполнения. В обучении Дилецкий применял
наглядный метод, а именно использова л пальцы руки для уяснения расположения нот на нотном стане. Уже в те далекие времена была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата человека. В перво м учебнике по правилам чтения “Псалтыря” сформулированы по сути дела основы певческого обучения, хотя речь там идет о грамоте. Она воспитывалась с детских лет и был а национальной особенностью речи. В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков. В середине 17 века хорово е исполнительство выходит за рамки церкви. Это содействовало распространению пения в обществе того времени. Во второй половине 17 века с проникновением в быт полудуховной-полусветской музыки получают распространение так называемые “канты”, в которых нашло отражение влияние народной песни. Параллельно так же по д влиянием народной музыки складывается детский репертуар. До нас дошли такие песни, как: ”Ай, во поле липенька”, “А мы просо сеяли”, “Посеяли девки лен” и другие. Детей подготавливали не только в хоры, но и в театры, где играли крепостные. Первую русскую театральную школу языковед С.Булич назвал первой русской консерваторией, разумея, очевидно, высокие требования к обучению. В начале 18 века с развитие м музыкальной культуры продолжалось расширение хоровой исполнительской деятельности. Собирались особые хоры из специально обученных исполнению особо сложных хоровых произведений мальчиков, юношей и мужчин, обладавших прекрасными голосами. С течением времени заметно усиливаетс я стремление не только увеличить количество обученных хористов, но и улучшить качество звучания их голосов. В 1740 году в городе Глухове Черниговской губернии была основана специальная детская певческая школа, где обучались мальчики со всей Украины, обладавшие лучшими голосами. Кроме школы в Глухове при Дво р е была
создана специальная певческая школа на 20 человек, из которых готовили певчих для Придворной певческой капеллы. В капелле высокого исполнительского мастерства де т и достига л и не только благодаря сво е й исключительно й одаренности. Они имели очень серьезную вокальную и музыкальную подготовку. Необходимо отметить, что постепенно с развитием хорового пения складывались и основы вокального воспитания. С детства певцы обучались правильному, свободному звучанию, чего требовал стиль церковного пения. Несмотря на принципы обеспечения щадящего режима голосообразования, которые были изложены уже в первых методических рекомендациях, в певческой практике имело место нарушение певческих норм, что приводило к порче голосового аппарата детей. Требования к исполняемым произведениям были зачастую непосильны для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность растрачивали нервные силы и надрывали голоса маленьких певцов. “Сведениями о развившемся “вундеркизме” и рабской купл е - продаже детей-музыкантов испещрены газеты того времени. Для привлечения публики выпускали в концертах даже дошкольников, наиболее одаренных в вокальном отношении, не говоря уже о детях 10-14 лет, считавшихся зрелыми артистами. “...Буде т выступат ь певица - трехлетняя девица...“, “... 11-летний мальчик Николай Матвеев будет петь самые трудные и приятные арии... “ (из “Петербургских ” и “Московских ведомостей”).” Во второй половине 18 века огромно е влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня. К этому времени уже практиковалась запис ь народных мелодий. Народная песня исполнялась не только в “низших” кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры. Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных хорах, набиравшихся из крепостных. В Петербурге были прекрасные хоры - шляхетского корпуса и университета, славились хор графа Шереметьева, хор князя Голицына.
В учебных заведениях того времени преподавали такие замечательные музыканты, как Д.С. Бортнянский, И. Прач. В литературе того времени уже находят отражение прогрессивные мысли о необходимости обучения пению наряду с мальчиками и девочек. Возникновение методической литературы по вопросам развития и охраны детского голоса в России по мнению исследователей относится к началу 19 века. Она появилась в т о время, когда вокально е искусство в России достигл о высокого уровня. В 1783 году в Санкт-Петербурге было издано “Руководство учителям 1 и 2 классов народных училищ в Российской империи“, написанно е Ф.И.Янковским, одним из передовых деятелей просвещения в России. Янковcкий пишет: 1. “Каждую букву в речении надлежит ясно и порядочно выговаривать... “ 2. Читать средним по сил е и ясным звуком, в умеренном темпе, с четким произношением, “без крика, смело, ясно, не тихо, не скоро... и без проглатывания букв” 3. “Когда ученик вызван читать один, то не нужно, чтобы он читал тем самым гласом, который употребляют ученики при совокупно м чтении, но читать он должен своим обыкновенным”, то есть находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.» Вс я ценность и самобытность этого пособия в раскрытии столь важного вопроса, как воспитание и сохранение наравне с ясностью и ровностью звучания индивидуальной сущности голоса. Уже первые попытки осветить вопрос развития детского голоса в методических разработках того времени позволяют судить о талантливости музыкантов и педагогов, чьи достижения в на ш е время получают научно- практическое подтверждение. Создание же самостоятельной русской школы относится уже к 19 веку. Формирование русской вокальной школы связано с именем замечательного русского композитора М.И.Глинки. Для певца Петрова им были написаны упражнения для развития голоса, которые отличались своей универсальностью и использовались для всех голосов. Принципы, заложенные в этих упражнениях, легли в основу обучения пению и детей. Сам М.И.Глинка использовал их при
обучении пению детей в придворной певческой капелле и театральном училище, где обучал пению девочек. М.И.Глинка сначала укреплял средние звуки общего диапазона голоса, а зат е м уже верхние и нижние . Поэтому его метод был назван “концентрическим”. Наилучшим условием для развития детского голоса Глинка считал формирование звонкого, серебристого и нежного его звучания при свободном голосообразовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону. Даже альты у него обязательно легкие. Созданная позже “Полная школа пения ” А. Е. Варламова и вокально- методические указания М. И. Глинки являются целой эпохой русской вокальной педагогики. Здесь нашли отражение все принципы, на которых основано пение, учтены особенности развития детского голоса. Необходимо отметить, что в детских голосах воспитывалась звонкость, серебристость, нежность. Глинка считал это звучание непременным условием развития голоса. Варламов, как и Глинк а , придавал особое значение слуху, напевности, не допуская форсирования звука. В середине 1 9 века активно развива е т с я музыкальна я исполнительска я деятельность и музыкальное образование. В 1862 году открывается Петербургская консерватория, а в1866 -Московская. В 1862 году М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным была создана бесплатная музыкальная школа. Зде с ь выступали крупнейшие музыканты, входившие в творческое объединение “Могучая кучка”. М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков продолжали развивать идеи М.И. Глинки. Последователем и горячим сторонником вокальной методики Глинки был В.Ф. Одоевский. Проявляя внимание к менее способным ученикам, он указывал на взаимосвязь слуха, зрения и голоса. В обучении Одоевский стремился к последовательности. В конце 19 века усиливается борьба за массовое обучение детей пению и в методических разработках все ча щ е высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению вс е х детей. Пение признается основой
формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени. Однако на практике в большинстве школ ситуация оставлял а желать лучшего . Отсутствовала система , не учитывалис ь возрастные особенности учащихся, не было надлежащего внимания к задачам эстетического воспитания средствами вокального искусства. На страницах печати вс е ча щ е поднимается вопр о с о понимании певческого процесса, о вокальном слухе и о сознательном слуховом контроле учащихся. С 90-х годов 19 века произошло разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Одна к о прогрессивные иде и о массовом обучении пению не могли еще осуществиться, так как в школах того времени не было для этого условий. И в целом в дореволюционной России образование н е могл о быт ь массовым. Настоящие знания были доступны лиш ь детям буржуазии. Народное образование в России оставалось неудовлетворительным. Пение в большинстве ш к о л преподава л о с ь бессистемно , недооценивались важнейшие педагогические требования. В конце 19 – начале 20 века в литературе критикуются эксплуататорские методы хорового обучения в школе. Появляются протесты против пения детей в церковных хорах, так как во время репетиций и слишком продолжительных служб дети уставали. Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты – А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.С. Калинников – создают сборники детских песен. В 1914 году появляется перево д методического пособия Д. Бетса. Основными принципами воспитания детского голоса автор считает: отказ от крикливости в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. Специальный раздел книги отведен вопросу мутации. Таким образом, в дореволюционный период стиль духовного пения определил основные качественные характеристики звучания детских голосов:
• Легкость и звонкость тембра • Умеренность по силе в удобной, в основном средней, тесситуре Все это настраивает детский голос на фальцетное или близкое к фальцетному звучанию, что было социально обусловлено.
II Основные методические направления в обучении детей пению на

современном этапе.
Развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики в дореволюционный период началось с решения вопроса о выборе регистра, используемого детьми в процессе пения. В первые годы Советской власти музыкально е воспитание в общеобразовательной школе приобретает массовый характер. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. Сам репертуар тех лет, а именно революционные песни маршевого характера провоцирова л детей на форсированно е пение, что создавало неблагоприятные условия для формирования детского голоса, работавшего в режиме перегрузки. Уже в первые десятилетия стала ясно вырисовываться “картина массовой порчи детских голосов, фонастения, несмыкание голосовых связок, сип при пении по причине узелкового проце с с а на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время фонации”. Вопро сам создания единого метода обучения пению з анимается Государственный институт музыкальной науки, созданный в 1912 году. Под председательством профессора В.А. Багадурова в ГИМНе была создана детская комиссия, которой разрабатывались вопросы об охране и воспитании детского голоса. В 1925 году ГИМН организовал первую конференцию ученых- вокалистов и педагогов. А.Ф. Гребнев выступил с докладом “Голос детей, его развитие и обработка в трудовой школе”, в котором обращалось внимание на заболеваемость школьников горловыми болезнями и необходимость изучения и решения этого вопроса.
В 1938 году в Москве состоялась первое методическое совещание, в котором принял и участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос – охрана детского голоса. В результате совещания был и приняты рекомендации, в которых предлагалось использоват ь фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации. Вопрос о развитии детского голоса также нашел отражение в материалах совещания. Однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как детский организм находится в бурном развитии и голос требует не развития, а охраны и должен тренироваться по мере роста организма. К такому же выводу позже, в послевоенный период пришли и исследователи детского голоса Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова. В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории музыки и танца ИХВ опубликовали ряд научно-методических работ. Среди них: • А.А. Сергеев “Воспитание детского голоса” (1950) • М.А.Румер ”Методика преподавания пения в школе”(1952) • В.А. Багадуров ”Воспитание и охрана детского голоса”(1953) ”Начальные приемы развития детского голоса” (1954) • Е.М. Малинина ”Вокальное воспитание детей” (1967) • В.К. Белобородова ”Развитие музыкального слуха учащихся” (1956) Все эти работы были основаны на научно-педагогических наблюдениях и подкреплены практическими разработками. Однако в результате по вопросу о подходе к звучанию детского хора, а именно регистровому звучанию детских голосов сложились две противоположных точки зрения. В своих исследованиях Е.М.Малинина выделяе т четыре основных момента, характеризующих голос ребенка младшего школьного возраста: 1.”голос легкий, светлый, ”свирельный” , серебристый, сила небольшая; 2. колебательная манера голосовых связок лишь их краями; 3. атака звука ”мягкая” 4. гортань в высоком положении”
Такой же точки зрения придерживался в своих разработках, проделанных в 1933-1941 гг. И.И.Левидов. Он считал, что естественно звучащий голос ребенка младшего возраста обуславливается именно лишь краевой колебательной манерой голосовых связок. Последователи этой точки зрения рекомендовали “фальцетную” манеру звукообразования, объясняя е е необходимость неразвитостью мышц голосового аппарата ребенка. Противоположной точки зрения придерживался В.А.Багадуров. В одной из своих работ он пишет: ” Методика Е.Малининой очень близка к брошюрам И.Левидова. Очень характерна боязнь грудного звучания у детей даже старшего возраста и, что совсем уж непонятно, у мальчиков. При этом указывается, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, вс е время говорится о “перегрузке грудного звучания”, “надсаженности”, напряженности его и форсировке, как будто нормального грудного звучания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естественное звучание голоса, если уж говорить о естественности.” Эта точка зрения так же заслуживает внимания, хотя и основана лишь на эмпирических наблюдениях автора. В 1961 году ИХВ АПН РСФСР организовал первую научную конференцию по вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. Она была отмечена присутствие м представителей смежных наук: психологов, физиологов, морфологов, фониатров, акустиков, педагогов не только из России, но и из других стран. Доклады конференции был и опубликованы под редакцией В.Н.Шацкой в 1963 году. В процессе работы конференции стали ясны существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали очевидны проблемы, требующие как теоретического , так и практического решения. Одно й из важнейших проблем явилась проблема мутации. По результатам работы конференции з а нормальное пение детей принимается пение ясное, звонкое, легкое, совершенно свободное, то есть фальцетное. Основой звукообразования признается фальцетная манера пения для всех детей в возрасте до10-11 лет, то есть до появления мутации голоса.
Наряду с уже сложившимися мнениями в настоящее время складываются новые методики вокального воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е.Огороднов и его последователи. Методик а к омплексного музыкально-певческого воспитания разрабатывалась Д.Е.Огородновым в течение более чем 25 лет на базе школ- интернатов Ленинградской области и города Москвы. Наиболее широко эта методик а применяла с ь на занятиях хорового класса в общеобразовательной школе №47 города Липецк а (директор И.А.Ушакова). Книга Д.Е.Огороднова “Музыкально - певческое воспитание детей в общеобразовательной школе” в сокращенном варианте была переведена на болгарский язык. Своей главной задачей данная методика ставит бережно е воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие вс е х музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией. Д.Е.Огороднов, согласовывая движения рук и певческого аппарата, выделяе т их в более сложную, но и одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждо е последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Д.Е.Огороднов называет “минимальным ш аго м программы”, что я вляется важнейшей особенностью данной методики, как и применение наглядных схем алгоритмов. Все алгоритмы составлены в строгой музыкально й форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данно й методики с т оит вопр о с о правильно м полноценном
функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе: 1. художественное тактирование 2. работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности 3. ладо-вокальные жесты 4. декламация с жестикуляцией 5. вспомогательные движения при вокальной работе над песней 6. поиски выразительных движений во время слушания музыки Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию. В работе по постановк е голоса в академической мане р е Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. В помо щ ь педагогам в вокальной работе по алгоритму Д.Е.Огородновым была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот лишь некоторые из них: “1. Чтобы слух следил з а голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз. 2. Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же – кладовая тембра. Там же – свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину. “ Д.Е.Огороднов является одним из основателе й и методическим лидером особого направления детского вокально - музыкального воспитания. ”Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования.” Таково мнение
известного ученого-исследователя В.В.Емельянова . Продолжая т р адиции Д.Е.Огороднова, Емельянов создает “Фонопедический метод развития голоса”, который получил широкое распространение не только среди профессионалов- вокалистов, но и среди простых любителей пения. Система взглядов, методов работы по постановк е голоса был а изложена автором в книге “Развитие голоса. Координация и тренаж.”, которая адресована самому широкому кругу читателей. В.В.Емельянов, таким образом, формулирует принципы фонопедического метода развития голоса: “1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являют с я механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни:
голосовые сигналы доречевой коммуникации
. 2 . Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции. 3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций. 4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении
биологической целесообразности
и
энергетической экономичности.
5. Принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной. 6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплекс о м вокально- телесных ощущений ( вибро-, баро- и проприорецепция). 7 . Принцип эстетического негативизма : пение нарочит о некрасивым голосом с целью перено с а внимания с контроля тембр а на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.” Значение термина “фонопедия” Емельянов определяет как “комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и
координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося. ” Существует так же и третье направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использова т ь преимущественно звуковысотную зону выше “середины” и в фальцетно м режиме. Рекомендации Г.П.Стуловой и Д.Е.Огороднова носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда и эффективность применения их методов на практике педагогами-хормейстерами. С течение м времени педагоги, хормейстеры, врачи фониатры пришли к выводу, чт о невозможно подходить однобоко к решению вопросов о звучании детского голоса и его развитии. Можно выделит ь две та к называемые модели хора: 1. хор с
фальцетной
манерой звукообразования. Имеет выхолощенное, бедное по тембру звучание , узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном за счет верхних звуков. 2. хор с
грудной
манерой звукообразования. Отличается более богатым тембром и более широким динамическим диапазоном, но имеет более ограниченный звуковысотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки – напряженные и крикливые. Таким образом, ни одна из моделей не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные с овременные методические направления в обучении детей пению складывалис ь исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса. Необходимо о тметит ь , чт о методики Д.Е.Огороднова , В.В.Емельянова, Г.П.Стуловой нашли широкое применение и в работе хоровых коллектитов. Ведущие педагоги-хормейс т е р ы находят практиче с ко е применение методических разработок данных авторов и, опираясь на личный опыт и
полученные результаты, пытаются создать свою идеальную моде л ь детского хора.
Заключение
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: • Здоровье В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, чт о научно доказано и обосновано. • Интеллектуальное развитие Благода р я воздействию на проце с с формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. • Самоактуализация Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Нельзя забывать, что оптимальный перио д для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Вокально е воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный р о с т числа детских х о р овых к о ллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах. Тепе р ь настало время обратит ь более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.
Сегодня можно говорить о нескольких направлениях в работе с детскими голосами. Одно из них, которое еще, к сожалению, имеет место в практике можно назва т ь “эксплуатационным” . Суть его проста: отбираются более способные дети и с ними разучивается как детская музыка, так и аранжировка классики. Момент “эксплуатации” заключается в том, что дети поют интуитивно, с ними не ведется специальной работы по постановк е голоса. Хормейстер не работает над качественным звучанием хора в соответствии со стилем и характером произведения. Второе же направление основано на продуманном, музыкально грамотном, эмоционально м исполнении произведения. В процессе работы происходит не бездумное заучивание нотного текста, а переживаются эмоции, настроение, заложенное автором. Отрадно констатировать тот факт, что сегодня хоров такого направления становится все больше. С приходом в общеобразовательные школы молодых специалистов появилис ь новые, перспективные коллективы. Необходимо отметить важность личности педагога-хормейстера в процессе становления хорового коллектива. Ведь о т его личностных качеств, музыкальных и педагогических умений и навыков во многом зависит дальнейшая судьба хора. Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практик е ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога - воспитателя позволят молодому дирижеру создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.

Список литературы
1. Багаутдинов В. "Вокальное воспитание детей" , М., Музыка 1952 г. 2. Блинова М.П. "Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения" М.,Л., Просвещение, 1964 г. 3. Венгрус Л.А. "Пение фундамент музыкальности" Великий Новгород 2000 4. Венгрус Л.А. "Начальное интенсивное хоровое пение" С-П., Музыка 2000 г. 5. “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970 6. Емельянов В.В. “Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”. Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991 7. Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 1997 8. Малинина Е.М. “Вокальное воспитание детей”. М-Л. Сов.композитор. 1967 9. Огороднов Д.Е. “Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 1988 г. 10. Огороднов Д.Е. “Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой”. Свердловск. 1981 11. Попов В.С. “О развитии певческого голоса младших школьников”. В сб. “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985 12. Струве Г.А. “Школьный хор”. М. Музыка. 1981 13. Стулова Г.П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”. М. Прометей. 1992 14. Тевлина В.К. “Вокально-хоровая работа” В сб. “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 15. М., Музыка. 1982


В раздел образования